Побег:

Побег: Недописанный рецепт

Роман КОРНЕЕВ, 31 марта 2005
 
Поставьте фильму оценку!

«Побег», 2005
по повести Олега Погодина «Рецепт для палача»
Режиссёр: Егор Кончаловский
Авторы сценария: Сергей Астахов, Дмитрий Котов
Оператор: Антон Антонов
Композитор: Виктор Сологуб
В ролях: Евгений Миронов, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков, Виктория Толстоганова, Любовь Толкалина и другие

Столичные кинокритики на специально организованном пресс-показе встретили этот фильм, как говорится, «дружными аплодисментами и свистом одобрения». Зрители, пришедшие на премьеру, были более расположены смотреть кино, а не острить во время показа, а потому смеха в зале на особо патетических моментах не наблюдалось, в финале все дружно похлопали, а в некоторых моментах публика заметно оживлялась, показывая, что происходящее на экране её действительно интересует. Это я всё к чему. Набитый битком зал, и — всё-таки некая тишина, где должно быть реакции, сидящие в проходах люди «без мест», но — послепросмотровое непонимание происходящего. Фильм «Побег» очень странно стартовал. Ещё неизвестно, что скажет большой зритель, но уже есть ощущение, что что-то тут не то. Где-то уже кажущаяся налаженной машина отечественного блокбастеростроения вроде бы дала сбой. Или не дала? Что ж, будем разбираться вместе.

История началась со споров о синопсисе сценария. Повесть, на которую указывают титры, никто из моих знакомых не читал, и что там да как, неизвестно. Зато многие помнят художественный фильм «Беглец» Эндрю Дэйвиса. Тоже убийство, тоже побег, тоже возвращение и эдакий совсем не тарантиновский ревейндж. В наших реалиях это нейрохирург Евгений Ветров, тайга, комары. Продюсеры сначала вроде бы соглашались с таким сходством, потом стали уверять — вы посмотрите сперва кино, вы всё увидите, ничего общего между фильмами нет! Ну, ладно, ладно, римейки нынче в моде, можно формально постулировать уникальность сюжета, чтобы не связываться с западными адвокатами, но ведь сходство и правда бросается в глаза, зачем его так настойчиво отрицать? Перемудрили.

Далее, Евгений Миронов — великолепный актёр, один из сильнейших своего поколения. Но амплуа князя Мышкина ему идёт столь явно и прирастает так мгновенно, что участие Миронова в заявленном боевике — явление непонятное. Хотя интересное, есть желание взглянуть, что получится. Так сказать ход ва-банк, если вывезет кривая — споём осанну, а нет… Проблема в том, что из Миронова в фильме, благодаря сценарию в большей степени и режиссуре в меньшей, получился молодой и более хрупкий телом… Андрей Панин. Мимика, жесты, манера говорить в переудлинённой завязке фильма, слепая ярость в середине и конце. И только громадная, бесконечная интерлюдия в тайге снова возвращает нам Евгения Миронова. Ему там досталась роль почти без слов, одними взглядами. Почему — так? Не дал режиссёр ответа.

Остальные же отрезки двухчасового фильма вразнобой — то мелко, то крупно, то с солью, а то с перцем пошинкованы на погони, перестрелки, детективные вставки, арт-хаус и боевик. Художественный посыл фильма остался неясен абсолютно. Для триллера слишком много длиннот, сюжет начинает зависать и пробуксовывать с самого начала — и такие глубокомысленные, с уходом в чёрно-белое полотно, разговорные паузы, и бесконечная беготня с автоматами и бумерами наизготовку играет в одно и то же русло — они тормозят происходящее. Где так снимают бовики, я не знаю, это какое-то ноу-хау. И только свист стилизованных монтажных склеек работает на ускорение.

Детективная составляющая сюжета тоже странна. Складывается впечатление, что хотелось снять психологический детектив. Но психологический детектив слабо сочетается с беготнёй. Поэтому рассуждения в стиле «где бы я спрятался, если б я был шоколадным зайцем, ласковым мерзавцем» приходится прерывать тривиальными смертоубийствам и прыжками с вертолётов в ночь. Ветров жив, я чувствую, говорит сам себе Пахомов, чтобы в следующий момент дать очередному ценителю грубой физической силы в рыло. Эта же непонятность продолжается и у остальных героев. Тщательно прорисованная героиня становится призраком, тщательно прорисованный колоритный старик — тоже недалеко ушёл. Отличные, выпуклые кочегары-плотники остаются куковать в милиции, и даже местный любитель водки и нелюбитель болот, замечательный, огнедышащий персонаж оказывается вдруг вне поля зрения камеры. Позже выяснится, что навсегда.

Такое впечатление, что борьба между боевиком и арт-хаусом (всё вышеперечисленное, включая такой мордобой, вполне в его струе) пролегла через сердца продюсера и режиссёра. Хотелось доснять фильм, но хотелось ещё и заработать. Похвальные желания, но нужно уже или туда, или сюда, а не топтаться на пороге.

Кстати, что касается арт-хауса, в отечественном кинематографе есть пример вечного сияния чистого эстетизма с похожей камерой и уж точно похожими подходами к зависаниям и проходным персонажам. Крупновская «Научная секция пилотов» была снята тогда, когда ещё не появилась даже современная школа клипа, не говоря уж о народившихся от неё сериалах и более поздних отечественных блокбастерах. В ней было всё вышеперечисленное — детектив, убийства, мистические просторы метрополитена как такая виртуальная Сибирь, рывки и остановки камеры, даже актёрская игра похожая. Не было в том фильме только одного — подписи под заголовком: «боевик». Сценаристы и режиссёр в один голос говорят нам «не считайте зрителей идиотами». Согласен. Но в таком случае не считайте их идиотами и вы сами. Мы же тут все — зрители. Только некоторые — чуть хитрее.

Вся проблема в том, что это — не боевик, как, например, «Турецкий гамбит» — не эпик. Боевика не получилось, слишком мало катализатора в растворе. А для авторского кино в фильме не хватает неординарных эмоций и обыкновенных неожиданностей, всё идёт гладко, как и положено сценарию боевика, только слишком медленно. Так что глаз успевает каждый кадр обежать по три раза и заскучать. О, эти бесконечные погони… Ветров что, чемпион мира по бегу? Вы уверены, что не по прыжкам с трамплина? А расчувствовавшийся подонок в конце (две штуки), это из какой оперы? Из боевика? Он же хладнокровный убийца, нет? Ах, из арт-хауса? Тогда к чему тут сопли с сахаром и арматурой?

В «Бое с тенью» шекспировским страстям почему-то нашлось органичное место, а в «Побеге» ни человеческим эмоциям, ни запредельным «жэ нэ, жэ мэ» места не сыскалось.

В результате фильм оказался раздроблен на зарисовки (сама крупная и удачная — поход через тайгу, самая, пожалуй, неудачная — первый диалог в квартире Ветрова, слишком нарочитый, плохой звук), зарисовки разнородные, не всегда технически выверенные, хотя художественно часто отличные. Но о разном они, о разном. И в общую картину ни сюжетно (нестыковки можно перечислять годами), ни образно (слишком много экстремальных, рассчитанных на эффект, визуальных решений, после третьего подряд «эстрима» тянет зевать, как от чтения текста! изобилующего!!! знаками?! препинания…), ни даже звукорядом — композитор фильма создал картинке звуковой фон, но создать, что называется, музыкальную тему и тривиальный драйв — забыл.

Итого выходит на экраны фильм с сильными актёрами, часто хорошо, даже гениально играющими не совсем свои роли, со слабым даже для боевика сюжетом (что уж говорить о том, что «не надо держать зрителя за дурака»), с множеством хороших находок, не имеющих одна к другой никакого отношения, с мальчиком и призраком, а также нейрохирургом, который творит чудеса даже с переломанными руками и ногами, а также ловко водит «бумер» по встречке.

В финале — патетическая сцена, которая понравилась больше всего остального фильма, и аплодисменты там были Миронову, а, увы, не режиссёру. Будем надеяться, что я придираюсь, а кино замечательно пойдёт в народ и будет ценимо зрителем. Мне искренне этого хочется. Но вы уж определитесь, мастера культуры, с кем вы — с блокбастерами или малобюджетным авторским кинематографом. А то получается ни вашим, ни нашим. Любите кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/03/31/pobeg.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Убийство в Восточном экспрессеБегущий в лабиринте: Лекарство от смертиСалют-7Смешарики. ДежавюБегущий по лезвию 2049Тайна КокоДжуманджи 2: Зов джунглейЛара Крофт

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ДЕТЕКТИВ"
Турецкий гамбит: Сеанс одновременной игры


«Турецкий гамбит»:
Сеанс одновременной игры

Роман КОРНЕЕВ

Такие проекты требуют бережного отношения. Скажешь грубое слово — обидятся авторы и те коллеги по цеху, что успели проект похвалить. А если ты ещё и настаиваешь на своей правоте, значит — считаешь авторов — бездарями, а коллег дураками. Нехорошо. А не сказать грубое слово тоже нельзя, слишком много амбиций, слишком логичны ходы, слишком много слов о проектах и кинопроизводстве, но где тут кино, а не проект — это предмет отдельных разбирательств.

Отзывы: [99]


Забытое: И Малдеры с косами стоят…


«Забытое»:
И Малдеры с косами стоят…

Елена ПРАВДА

Так уж получилось, что все значительные психологические триллеры или приравненные к ним картины смешанных жанров крутятся в своей идеологии вокруг шаткой границы между мистикой, психоанализом и барабашками. Вряд ли я открою страшную тайну, если скажу, что усилиями Голливуда и мистика, и «напланитяни», и уж тем более психиатрическая лирика нынче пребывают в жутком запустении. Придумать по этому поводу что-то действительно оригинальное и трогающее душу зрителя нынче практически невозможно

Отзывы: [3]


Охотники за разумом: Десять негритят из ФБР


Охотники за разумом:
Десять негритят из ФБР

Роман КОРНЕЕВ

По сути — фильм ничего нового в деле развития детективного жанра, равно как теории маньяковедения и блокбастеростроения не делает, режиссёр Ренни Харлин нынче так и вовсе очень занят в производстве нового «Бэтмэна», а потому совершать немыслимые шаги и огромные скачки не слишком старается, однако стоит заметить, что продукт его на выходе преизрядно развлекателен и совершенно не находит в себе поводов пораздражаться или поругать. Крепкое кино, сделанное по всем канонам современного состояния жанра

Отзывы: [2]


Константин: повелитель тьмы: Отлично, Джон Константин


Константин: повелитель тьмы:
Отлично, Джон Константин

Роман КОРНЕЕВ

Кроме компьютерных эффектов, а также разного рода мрачных картин и буйства стихий, «Константин» обладает чем-то неуловимым, что отличает проходные блохбастеры от картин, обречённых стать явлением. Не в элементах конструкции дело, пусть те сколь угодно гениальны, а в герое. Зрителю кажет лик интересный, в меру весёлый, в меру циничный и не слишком уходящий от образа Нео герой — без него прочие изыски никому не нужны.

Отзывы: [33]


Саундтреки зимы: «Гамбит» против Франсуа Озона и Вонга Кар-Вая


Саундтреки зимы: «Гамбит» против Франсуа Озона и Вонга Кар-Вая

Елена ПРАВДА

Как кинематографу вполне авторскому и кинематографу отечественному, только стремящемуся к голливудским стандартам удалось побороть на чужом поле главных игроков рынка коммерческой музыки к фильмам, читайте в нашем обзоре. Рассмотрим музыкальные дорожки картин «2046» Вонга Кар-Вая, «5x2» Франсуа Озона, «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева и вспомним несколько ещё не менее интересных творений музыкального искусства.


Изгоняющий дьявола: начало: Без начала и конца


Изгоняющий дьявола: начало:
Без начала и конца

Роман КОРНЕЕВ

Есть в фильме режиссёра Ренни Харлина (не последний нынче человек) всё, что нужно. Видим мы проверенный набор операторских, монтажных, осветительных и звуковых решений, присущих жанру. И даже остался простор для некоторого творческого начала ака излишеств. У героев, оказывается, может быть прошлое. А ещё, вся эта сверхъестественная происходящая на экране муть, оказывается, может быть уложена в некое подобие логической цепочки. Так почему же снова провал в прокате?

Отзывы: [2]


Бой с тенью: Кино в сверхтяжёлом весе


«Бой с тенью»:
Кино в сверхтяжёлом весе

Роман КОРНЕЕВ

Одна сцена нанизывается на другую, всё это под отличную, мощную музыку, повествование получается такой насыщенности, что за считанные часы, проведённые в зале, зритель получает словно два, три фильма кряду. Про пожилого тренера, про карельскую берёзу, про говорящего попугая, про бокс, про преступление и наказание, про наркомафию и убийство, про любовь и дружбу, про бескорыстную помощь и скромную, но эффектную месть.

Отзывы: [73]


Роботы: Три закона мультипликации


«Роботы»:
Три закона мультипликации

Елена ПРАВДА

В теме «про роботов» настал черёд и мультфильма, детского, юмористического, разнузданно антропоморфного, красочного и наивного, трёхмерно-компьютерного, в лучших традициях времени. Роботы как повод хорошо посмеяться, повод рассказать красочную сказку для маленьких зрителей, повод блеснуть не техникой (на фоне очередной «сотни тысяч шерстинок» нарочито геометрические формы вряд ли кого сильно удивят), но мастерством работы с пространством, дизайном, стилизацией, светотенью.

Отзывы: [1]


Заложник: Крепко заложенный орешек


«Заложник»:
Крепко заложенный орешек

Роман КОРНЕЕВ

Привычные интонации взаимоотношений полицейского со своей семьёй, старый знакомый образ, несколько освежаемый отличной бородой в начале фильма, проблема ошибки прошлого. Брюс Уиллис разговаривает по телефону с захватившими заложников, Брюс Уиллис идёт в свете прожекторов, натянув на лысину хэбешный капюшон, Брюс Уиллис стреляет с двух рук. Как там зовут героя? Джеф Телли? Нет уж, его зовут Брюс, Брюс Уиллис. Помните персонажа «Двенадцати друзей Оушена»? Вот это он и есть, когда не придуривается.

Отзывы: [2]





"Турецкий гамбит"
"Статский советник"




25 сентября, понедельник
Предварительные результаты прошедшего уикенда в точности подтверждают прогнозы, лидером на выходных стал комедийный боевик «Кингсмен: Золотое кольцо»...


Убийство в Восточном экспрессе

Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти

Салют-7
Салют-7
Прокат в России: 12 октября 2017 года

"Безумный Макс" для маленьких и тупеньких. Нафига это снимают? Будем надеяться, что судьба "Дивергента" не обойдет стороной и это... далее

24 сентября, воскресенье
Главная дилемма заокеанского проката на этой неделе состояла в том, на каком месте чарта окажется «Оно»...

23 сентября, суббота




22 сентября, пятница

Российский оскаровский комитет выдвинул на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» фильм Андрея Звягинцева...




Смешарики. Дежавю


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.4%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.7%
псевдодокументальное кино 4.9%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2017 фильмы 2017 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2017   фильмы 2016   фильмы 2017   Афиша кино   Лучшие фильмы 2015 2016  
 

 
2003-2017 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама