Дьявол:Дьявол: Лифт не туда
«Дьявол» (“Devil”), 2010 Трудно найти черную кошку, в тёмной комнате, особенно если её там нет. Но искать кошку надо. Именно чёрную. Потому что цивилизация началась тогда, когда небритый и неухоженный питекантроп, или какой другой эректус выудил из потока жизненного бардака первую, ещё очень юную и робкую, закономерность. Кажется, он осознал, что каждый из нас неизбежно и окончательно умрёт. А М. Найт Шьямалан знал это всегда. И снял про это ни много ни мало 9 фильмов. А для десятого стал продюсером, взяв рассказ из собственной серии «Хроники ночи», посадил в режиссёрское кресло братьев Даудл и соорудил «Дьявола». Нет, конечно же, самого дьявола придумали без него. А он его только визуализировал в своеобычной манере. Всё начиналось как всегда, то есть плохо. Хмурое утро в Филадельфии — сыро и уныло. Кто-то опаздывает на встречу, кто-то на работу, а начинающий алкоголик и, по совместительству, детектив филадельфийской полиции, прибывает на место вызова: какой-то псих сиганул из окна обтянутого стеклом и сталью высоченного офисного центра. Унылая работа — протоколировать чьё-то безумие, когда и своего выше крыши. Недавно жену и сына детектива сбила насмерть машина, и водитель скрылся с места преступления. Остается только полировать душевную пустоту с помощью виски и тихо сходить с ума. А в это время в самом здании происходит другая скучная история: пятеро совсем не смелых, а наоборот обычных людей, — симпатичная девушка, склочная старушка, здоровый негр-охранник, пакистанец-коммивояжёр и бизнесмен англосаксонского происхождения — застревают в лифте, где-то на 40 этаже. Им неуютно. Они слышат в громкоговорителе голоса охраны здания, но, по странной случайности, система обратной связи не работает — охранники их не слышат. Зато видят. А видят они забавную вещь: то, что происходит в тесной кабине лифта, им всё меньше нравится. И они вызывают полицию. Тут-то на помощь охране и прибывает «случайно» оказавшийся в здании детектив. У него, конечно же, своя работа, но мёртвые не спешат, а живым ещё можно помочь. Но вот беда: чем больше он старается, тем меньше остается живых в кабине лифта. Трудно удержаться от ярлыков. Вы можете себе представать смесь «Убийства в восточном экспрессе» и «10 негритят», но с совершенно другим сюжетом, финалом, атмосферой, а главное начинённую религиозно-мистическими смыслами? И я не могу. А вот у авторов получилось. Шьямалан, и это его обычная манера, словно перемешал штук десять паззлов, и собирает из них цельную картину, совершенно не похожую на исходные изображения. Кажется, фрагменты невозможно составить, они упираются друг в друга совершенно невозможными углами, сопротивляются, норовят рассыпаться, но… С каждым новым кусочком форма и цвет приобретают всё более явные очертания. Очертания низвергнутого с небес на землю. Люцифера. Про что и фильм. Если вы забыли, что написано на афише. Отрицание случайностей — строчная тема всех без исключения фильмов Шьяманала, будь он режиссёр, сценарист или продюсер. Он примчался с этой идеей из далекой хаотичной Индии на распланированный до тошноты Запад, и словно не замечает, что тут случайностей давно уже нет, всё алгоритмизировано и ожидаемо. Но Шьямалан-то говорит про другое. Про то, что наши планы вызывают кое у кого улыбку. «Там откуда я…» — произносит один из персонажей, и становятся ясно — здесь «откуда мы» этого не понимают. Это тот самый случай столкновения цивилизаций, но в ином, культурно-философском аспекте. Одни жгут машины в пригороде Парижа и режут баранов на улицах Петербурга, а другие снимают кино. Но и в том, и другом случае, налицо некий коллапс. И в этом тоже «он». Картина не отличается ни бюджетом, ни присутствием в кадре затёртых до дыр звёздных лиц, ни, упаси боже, медленно летающими пулями и другими феерическими эффектами. Даже 3D нет. Хотя в некоторых эпизодах могло бы и выстрелить. Фильм вышел до ужаса камерным, да и трудно уместить эпичность в кабину стандартного лифта. Но вот что-то заставляет буквально не отрываясь следить за экраном. В кадре словно и не происходит никаких действий. Как и остальные фильмы Шьяманала, а трудно отделить его сценарий от режиссуры братьев Даудл, это фильм скорее обстоятельств, нежели действий. Невидимые прежде связи, словно ниточки, начинают опутывать персонажей фильма. Поначалу это напоминает игру котенка с клубком — всё только запутывается. Но потом ты понимаешь: сценарист, словно мойра, прядет нить судьбы своих персонажей. И пока зрители сидят в застрявшем лифте, автор не спеша поднимается по лестнице. Чтобы встретить нас на последнем этаже. С ножницами. Как и все остальные работы Шьяманала, фильм «Дьявол» — вовсе не триллер. Скорее притча. Страшно, конечно, будет. Но по-хичкоковски. В темноте, в тенях, за кадром — классика саспенса. Сотканная не то чтобы блестяще, но достаточно крепко. Без лишнего пафоса и переигрывания. К месту и обстоятельствам. Потому что фильм-то не про оторванные головы и вырванные органы. Фильм про другое. Вот не стоит бояться. Ведь если есть дьявол, то где-то рядом есть Бог. И он тоже не случайно выбирает зрителей. До встречи в кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/09/26/devil.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "УЖАС!"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|