Наш неофициальный телеграм-канал о кино «Мы ругаем»

Параллельный монтаж: искусство требует жертв

Надежда ЗАВАРОВА, 15 сентября 2010

Вот уже несколько недель Хоакин Феникс и Кейси Аффлек дразнят мировую кинообщественность своим новым проектом «Я всё ещё здесь: Потерянный год Хоакина Феникса» — музыкально-документальным баловством о славном периоде жизни Хоакина, когда он бросил всё, кроме заработанных за кинокарьеру денег, ушёл из кино, отрастил бороду, надел тёмные очки и принялся колесить по городам и весям, читая рэп. Фестивальная публика, обычно озабоченная в сентябре лишь поисками удобных перелётов из Венеции в Торонто, в этом году озадачена вопросом, а чем же на самом деле является фильм Аффлека и уход из кино знаменитого актёра — шуткой, мистификацией, правдой? Уходил, чтобы вернуться? Никуда не уходил? Пожертвовал годом жизни ради скандального проекта?

Фильм, вместе со зрителями преодолевший расстояние от Венеции до Торонто, где 10 сентября состоялась североамериканская премьера картины, остаётся окружённым ореолом тайны и циничной иронии. Аффлек и Феникс создали «великую иллюзию» реальных событий и теперь с удовольствием пожинают плоды собственных трудов. Недоумённый зритель предвкушает бесшабашное зрелище, кинокритики уже приготовились спорить о будущем псевдо-документалок, а «Параллельный монтаж» традиционно обращается к прошлому, чтобы вспомнить о том, как актёры готовились к ролям, как жили в своих образах и вообще — кто на какие жертвы и уловки шёл ради синематографа.

Следите за рукой!

Лилиан Гиш в фильме «Путь на восток»
Лилиан Гиш в фильме «Путь на восток»

Дэвид Уорк Гриффит — режиссёр, подаривший кинематографу «Рождение нации» (1915), «Нетерпимость» (1916) и сам приём под названием «параллельный монтаж», был нетерпим к двум вещам — лени и непродуманности происходящего на площадке. Будучи человеком исключительно трудолюбивым и обстоятельным, Гриффит любил репетировать. В репетициях принимали участие все — от исполнителей главных ролей до помощника осветителя — и должны были работать в полную силу, словно идёт съёмка последнего дубля. Звезда фильмов Гриффита Лилиан Гиш впоследствии вспоминала: «К концу репетиций фильм был практически готов — его оставалось только снять».

Не менее обстоятельным оставался Гриффит и когда начинались съёмки: его не очень волновало то, в каких условиях снимались актёры — главным был результат, поэтому количество дублей не зависело от испепеляющей жары или лютого холода — лишь от воли режиссёра. Так на съёмках «Пути на восток» (1920) Лилиан Гиш часами лежала на льдине с рукой, опущенной в ледяную воду. Гриффит добился кадра, поразившего современников и вошедшего в историю кино, а актриса чуть не лишилась руки из-за обморожения. Но Лилиан никогда не сетовала и всегда с благодарностью и радостью вспоминала о работе с великим режиссёром.

Бастер Китон
Бастер Китон

Вообще пионеры американского кино отличались бесстрашием и самоотверженностью. Например, Бастер Китон, который собственным экранным образом доказал истинность слов, произнесённых в своё время Уинстоном Черчиллем: «Шутка — это очень серьёзная вещь». Бастер не только всегда сам выполнял опасные трюки в своих фильмах, но и при необходимости подменял коллег по съёмочной площадке во время исполнения каскадёрских трюков. Фильмы Китона — плод не только его фантазии и чувства юмора, но и прекрасной физической формы.

Коллега Китона по комическому цеху — актёр и режиссёр Гарольд Ллойд тоже обладал хорошим воображением, гуттаперчевым телом и смелостью, необходимой для участия в самых опасных сценах. В 1919 году на съёмках «Явления привидений» Гарольд в момент пиротехнического взрыва лишился двух пальцев правой руки. Для Ллойда изготовили специальную перчатку-протез, и он мужественно продолжил съёмки.

Гарольд Ллойд
Гарольд Ллойд

Травмы актёров — не такое уж редкое явление, особенно если работа идёт над фильмом, полным экшена, драк, поединков, погонь и прочих приключений, столь любимых публикой. Например, на съёмках «Фанфана Тюльпана» (1952) исполнителю главной роли Жерару Филипу рассекли шпагой лоб и проткнули руку. Тогда же ему выпало спасти мальчугана, снимавшегося с ним. В опасной близости к пороховой бочке, на которой сидел малыш, начался пожар. Жерар бросился к бочке, в последнюю секунду выхватил ребёнка из огня и подошёл к режиссёру Кристиану-Жаку, который в эту секунду не знал, радоваться ли ему удачно отснятому кадру или благодарить Бога за то, что ребёнок не пострадал. А тут ещё перед ним предстал улыбающийся Жерар Филип с опалёнными после злосчастного дубля волосами и ресницами: «Мне кажется, всё прошло очень точно!», — весело воскликнул актёр. Жерару нравился образ весёлого повесы Фанфана, и он не всегда желал из него выходить. Коллеги вспоминают, как порой их мирный завтрак нарушался тем, что актёр в шутку гонялся со шпагой за своим учителем фехтования прямо по столам.

Станиславский лайт

Михаил Чехов
Михаил Чехов

Замечательный актёр Михаил Чехов, во многом благодаря которому в Голливуд пришла система Станиславского, не всегда однозначно относился к методам своего учителя. Чехов вспоминал эпизод, как однажды Константин Сергеевич пригласил его на обед и, как только Михаил, удобно усевшись за столом, потянулся за вилкой, неожиданно предложил актёру есть так, будто у него только что умер ребёнок. Чехов в очередной раз убедился, что грань между фанатичной преданностью театру и отсутствием чувства меры очень тонка.

В Голливуде мысли и идеи Станиславского преобразовались в Метод, который в студии Ли Страсберга постигали Марлон Брандо, Пол Ньюман, Мэрилин Монро, Аль Пачино, Роберт де Ниро и многие другие, кто свято верил в необходимость вживаться в роль. В голливудской версии системы — слегка облегчённой и превращённой в несколько более прагматичную — осталась скрупулёзная подготовка к роли и ценность подлинных переживаний, испытываемых актёром во время репетиционного процесса. Марлон Брандо, готовясь к своему дебютному фильму «Мужчины» (1950), где ему предстояло сыграть полупарализованного ветерана войны, месяц пролежал в госпитале для ветеранов.

Дастин Хоффман и сэр Лоуренс Оливье
Дастин Хоффман и сэр Лоуренс Оливье

С ещё одним последователем Метода Дастином Хоффманом произошла забавная история на съёмках «Марафонца» (1976). Партнёром Дастина был опытный аксакал сцены и экрана Лоуренс Оливье. Однажды Хоффман, задавшись целью как можно более реалистично сыграть измотанного, уставшего, ничего не евшего и не пившего героя, не спал, не пил и не ел и в результате появился на съёмочной площадке вялым и обессиленным. Его встретил цветущий и отдохнувший Оливье. Выслушав рассказ молодого партнёра о вхождении в роль, Оливье усмехнулся и спросил: «Друг мой, а вы не пробовали просто играть?»

У Хоффмана, конечно, своя версия событий: он до сих пор утверждает, что тогда перед съёмками у него просто был не самый лёгкий период, и он был измучен не подготовкой к роли, а всего-навсего жизнью. Но сэр Лоуренс с 1976 года тоже успел дать несколько интервью, где достаточно однозначно трактовал эпизод с Дастином.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/09/15/parallel.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Битва за ЗемлюБамблбиРальф против интернетаМауглиФантастические твари 2: Преступления Грин-де-ВальдаХроники хищных городовТайная жизнь домашних животных 2Баллада Бастера Скраггса

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Дети-звёзды: маленькие короли большого экрана


Дети-звёзды: маленькие короли большого экрана

Надежда ЗАВАРОВА

Ещё вчера зритель увлечённо следил за тем, как малыш поёт, танцует, общается с инопланетянами, путешествует по шоколадным фабрикам, творит чудеса, видит мёртвых людей, дружит с касатками, а не успеет зритель оглянуться — и вот он уже женился, развёлся, покуривает марихуану, шокирует полицию вождением в нетрезвом виде, проходит курс реабилитации от какой-нибудь зависимости, снимается, надолго исчезает из поля зрения публики, возвращается… Круговорот юных талантов в целлулоидной природе бесконечен.

Отзывы: [7]


Параллельный монтаж: лучшие поцелуи в кино


Параллельный монтаж: лучшие поцелуи в кино

Надежда ЗАВАРОВА

Cлавное прошлое кинематографа до сих пор служит и источником вдохновения, и точкой опоры, позволяющей сегодняшним кинематографистам будоражить воображение зрителей. Блики Золотого Века всё ещё играют на современных кинополотнах, что лишь придаёт новым произведениям особый шарм, именно этому будет посвящена наша новая ретро-рубрика «Параллельный монтаж». Старое кино гораздо ближе к современности, чем может показаться на первый взгляд — это расстояние одной монтажной склейки.

Отзывы: [6]


Двухтысячные годы кино: выпуск третий, 2006-2008


Двухтысячные годы кино: выпуск третий, 2006-2008

Роман КОРНЕЕВ

Подходим к логическому финалу нашего исследования завершившейся эпохи кинематографа — кино двухтысячных. Разочарование в проекте «нашего нового кино», расцвет инди-муви и героических камбэков, забастовка американских сценаристов на фоне обещающего вот-вот начаться мирового кризиса. Третья, заключительная часть вплотную подводит нас к полугодичной давности обзору 2009 года, для сравнения будут приведены ссылки и на современные описанным годам итоговые обзоры. История кинематографа в именах и названиях.

Отзывы: [9]


Обитель зла 4: Жизнь после смерти: Вирусом по голове


Обитель зла 4: Жизнь после смерти:
Вирусом по голове

Роман КОРНЕЕВ

Негодяи пострадали морально, главгерои в кои-то веки остались при своих, открытый финал такой открытый, в конце все танцуют. Как относиться ко всему этому балагану? Недорогое триде под капли дождя в слоу-мо оказалось неплохой штукой, Милу Йовович наконец перестали пытаться фотошопить, постановка боёвок традиционно внушает, а что до тонны белых роялей, расставленных по кустам, ну дык надо же как-то весь этот жанровый зоопарк склеивать. Прорыв, в общем, частично получился, пятую часть теперь наверняка снимут. Отзывы: [43]


67 Венецианский кинофестиваль: Сюрпризы Мостры


67 Венецианский кинофестиваль: Сюрпризы Мостры

Зара АБДУЛЛАЕВА

Парадокс: выдающихся фильмов на последней Мостре не было, а фестиваль удался. Причина — отбор авторского кино, лишённого занудства, спекуляций и поклонов продвинутой публике. Такого, кажется, уже не бывает, но вот случилось. Весь конкурс, за редчайшим исключением, можно было смотреть, не выбегая в панике из зала. Да и те фильмы, которые резонно можно упрекнуть в недостачах, всё равно провальными не назовёшь.


Мачете: Мачо грасиас


«Мачете»:
Мачо грасиас

Роман КОРНЕЕВ

Делов-то, взять готовый сюжет, прослоить ключевые моменты кровищщей и сиськами в концентрации один к одному, в конце — мораль с уезжанием в закат. Однако по факту авторам поступать так показалось скучно — и они решили не только сделать из Мачете полноценного персонажа с биографией и мотивами, но и вообще развести в фильме, который особого сюжета не подразумевает, столько этого самого сюжета, такое количество разной степени полупрозрачности, что их хватило бы на три «Грайндхауса». Отзывы: [30]


Американец: Сингл мэн


«Американец»:
Сингл мэн

Роман КУЛАНИН

Корбайн каждый раз выстраивает кадр так, что всем горе-обладателям «зеркалок» можно идти топиться в ближайшем пруду. А Джордж Клуни и вовсе оказывается ходячей эссенцией своего творческого метода: глаза грустные, рот чуть улыбается, говорит мало, но люди всё равно тянутся, как к магниту. Даже женские персонажи, которые по самой сути картины выполняют тут декоративные функции — прекрасны во всех отношениях. Беда лишь в том, что человек, ответственный за бархатный мир клипов «Депеш мод», влез не на свою территорию. Отзывы: [5]


Премьеры сентября: «Мачете», «Обитель зла 4», «Легенды ночных стражей»


Премьеры сентября: «Мачете», «Обитель зла 4», «Легенды ночных стражей»

Роман КОРНЕЕВ

Отечественный прокат словно дожидался тайной команды нАчать, ещё на прошлой неделе релизы можно было перечислить по пальцам одной руки, а уже сегодня все словно с цепи сорвались. Будет для нас и трэш во всех видах, и большие драмы, и компьютерные мультфильмы, и комедии всех видов. Особенно много российского кино — этот внезапный прорыв вызывает лёгкое удивление, особенно когда в один день выходит по четыре наших фильма. В общем, жаркое дыбное лето закончилось и всё заверте.


Пираньи: Мясом наружу


«Пираньи»:
Мясом наружу

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Когда уже кажется, что, эта, попутали сеансы, Ажа выключает озабоченный максимализм и срывается с тормозов. Со впечатляющим задором он разворачивает эпическую «силиконовую» массякру, ради которой всё и задумывалось. Сотни американских подростков плюют на предупреждение шерифа, за что платятся оторванными конечностями и прочими радостями скотобойни. По сути, Ажа снял собственных «Зубастиков», но ещё более злых и сумасшедших, в которых юмор темнее чёрного, а цинизма больше, чем во всех современных хоррорах. Отзывы: [36]





Как это обычно бывает, российские масс-старты в отсутствие выраженных лидеров приводят к стремительному падению сборов...

11 ноября, воскресенье
Заокеанский прокат на неделе практически полностью зависел от успеха или неуспеха старта анимационного «Гринча» — студия «Иллюминэйшн» уже в...

10 ноября, суббота











Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 71%
ролики 8.7%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.9%
афиша 3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2018 фильмы 2018 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2018   фильмы 2017   фильмы 2018   Афиша кино   Лучшие фильмы 2018 2017  
 

 
2003-2018 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама