Кинотавр-2009: «Кислород», «Сумасшедшая помощь», «Миннесота»На Кинотавре всё как всегда, и даже ещё лучше, но от этого только сильнее предчувствие беды, прощания и конца. На будущий год, как все шепчутся, из-за Олимпиады сносят гостиницу «Жемчужина», в которой прошло двадцать лет очень многих жизней. Фестиваль станет другим, и не только по кино, но по судьбе, и ностальгия уже сегодня сравнима с белогвардейской. Кинопрограмма, между тем, собрана перспективная и требующая продолжения. На открытии показали альманах «Короткое замыкание» из пяти новелл Германа-младшего, Хлебникова, Вырыпаева, Серебренникова и Буслова. В коротком метре сразу стало видно, кто чего стоит и на что с ними можно рассчитывать, но главное — другое. Видно также, насколько актуальна в нашем сегодняшнем кино просто «живая жизнь». Идеи, сюжеты, приключения, как оказалось, всё только портят, мутят, клевещут на действительность, а она сама по себе не так уж и плоха. Без всякого евроремонта, иномарок и дизайнерских вещичек кино может быть либо живым, либо мёртвым, как в романе советского классика про Вторую мировую. Очередная «идея антигламура» ему тоже не нужна — нужны лишь нормальные человеческие лица и нормальное человеческое поведение. Из этого и будем исходить.
«Кислород» (Россия, 2009) Большой конкурсный фильм Вырыпаева разочаровал пропорционально маленькой внеконкурсной новелле. Вероятно, это обида за восторг от его дебютной «Эйфории». Там было всё совершенно естественно, порождено природой — донскими степями, где автор однажды проводил отпуск. Здесь мы имеем экранизацию несвежей пьесы, да ещё искусственно сконструированной для «экспериментального театра». Два актера читают в кадре некий сакральный текст и периодически воплощаются в двух персонажей, которые текст иллюстрируют. В десяти эпизодах, короче, проиллюстрированы десять библейских заповедей. Несмотря на хорошую игру Грушки и Филимонова, несмотря на буйную «догматическую» камеру и монтаж в духе «новостей дня», в фильме всё так и остаётся — второй свежести, второй свежести… Деревенский мужик лопатой изрубил в фарш нелюбимую жену, чтобы уйти к московской наркоманке. На этом единственном примере нам десять раз подряд промывают мозги общеизвестной моралью. Не убий жену лопатой. Не укради колёс и герыча. Не возжелай жены ближнего своего соседа под Грибоедовым. Давят на мозг значительно сильнее, чем что-нибудь показывают. Показывают всё равно в духе «мама, иди скорей, там твоя любимая передача». Входит мама, на телеэкране надпись: «Кинозарисовка». Современно? — Ну, да, вроде современно. Всё правильно? — Да, вроде правильно. Только на всё это у нормального человека сразу рождается тоже одна общеизвестная отмазка: не учите меня жить, лучше помогите материально. Мы — не в детском саду. Вообще, эту фразу стоило бы сделать девизом фестиваля. А когда человек ещё вспомнит, что «фильм-текст» — отнюдь не откровение Вырыпаева, а был полно и красиво сформулирован классической француженкой Маргерит Дюра в “India song”, «Натали Гранже», «Агате», «Времени Ночь» и пр., то вопросы отпадают. Становится просто скучно и противно. «Сумасшедшая помощь» (Россия, 2009) «Сказка про темноту» была в Каннах и не единожды описана, так стоит ли тратить на неё драгоценные знаки и строки? Но после вчерашнего Хомерики на «Кинотавре» вдруг оказалось, что Борис Хлебников, совершенно не похожий на него внешне, является его тенью. «Тени и туман» вполне могли бы стать вторым названием «Сумасшедшей помощи», только Алена Рене не хватает. Белорусский гастарбайтер в Москве (Сытый) ограблен, избит, ночует на лавочке, завтракает листвой, и даже ботинки сняли. Ходит в целлофановых пакетах на ногах, пока его не подбирает таинственный инженер, хотя без гиперболоида (Дрейден). Вместо гиперболоида у инженера — застарелая шизофрения и незамужняя дочь-толстуха (Михалкова). Так они и живут некоторое время, и вся проблема в том, что кое-у-кого началось осеннее обострение, и надо пить таблетки, а он не хочет их пить. Иногда жильцы варят суп, иногда едят куру холодной. Так проходит почти два часа нашей с вами жизни. Правда, периодически в кадр, а именно в соседнее отделение милиции входит немолодой оборотень в погонах (Черневич), и у него возникает конфликт по поводу отставки (да и жена прогнала). Ну, понятно, чем кончится (не дождётесь, смотрите сами). Понятно также, что явлены нам целых три стадии сумасшествия — совершенная (Дрейден), несовершенная (Черневич) и начальная (Сытый и Михалкова). Понятнее до боли, что режиссер Хлебников решительно и смело отказался воспринимать сегодняшний СССР иначе, нежели как Канатчикову дачу, с которой ушла охрана. Но опять же, как только возник «метафизический сюжет» и «депрессивная идеология», становится заметна вся фальшь происходящего. Так не грабят. Ботинки с носками с бомжей ночью на лавочке не снимают (вшей что ли захотелось кому-то, свиного гриппа и гепатита С?). Даже такой факт — в одном кадре бомж надел бело-темный пакет на левую ногу, а в другом он шагает, и этот пакет у него на правой ноге — будучи мелким ляпом, становится выражением абсолютной надуманности фильма. Нам опять что-то вешают на уши и внушают, что больше ничего нет. «Миннесота» (Россия, 2009) Но не прошло и трёх дней, как показали лучший фильм «Кинотавра-20», и лучше уже не будет, чего бы ни случилось. Ещё когда шли начальные титры, сердце как-то схватило, и я Масловой говорю: «Лида, давай на рубль поспорим, что это гран-при». Маслова, не будь дура, проснулась и вовремя ответила: «Не, я спорить не буду. Это и так гран-при». Пока она снова не смежила веки, я успела только дополнить: «Ну, тогда после кино я поцелую руку гражданину Миндадзе». Слава богу, искать не пришлось, он на лестнице стоял. Но не пожалела потом ни об этих словах, ни о самом поцелуе. Кино влилось в кровь как полный стакан известного напитка, после которого не закусывают. А почему мы, собственно, стесняемся слова «гений»? Что в нем такого страшного? Тем более, никто пальцем ни на кого не показывает: может, гений — молодой Прошкин, может — Миндадзе, может — Горобченко или артист Пампушный. Или вообще захолустье, в котором они снимали. Гений места — тоже давно разоблачённая морока. Но, когда кино есть, имён нет и нет этого идиотского «сюжета» про двух братьев-хоккеистов-любителей, младшего из которых пригласили в НХЛ, а он без старшего для начала отказался. Нет даже пошлой идеи о том, что никогда ничего не меняется в этой жизни, кроме того, что ты сам себя предаёшь — больше ты всё равно ни на что не способен и не предашь никого никогда, никому не нагадишь. Только себе — всю жизнь, если не в Америке (а в Америку у Достоевского любил уезжать самоубийца Свидригайлов). Нет, я не пишу загадками и не сплю на плече у Масловой. Просто, когда есть кино, его не надо рассказывать. У него в самом деле ни сюжета, ни фабулы, ни темы, ни идеи. Приключений и превращений тоже только факультативно. Зато оно не промывает мозг, а подтверждает его наличие (или отсутствие). Миннесота, давай уже.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2009/06/11/kinotavr.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: КИНОТАВР
Обзор » Кинотавр 2014: взвешенность против дерзости Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Кинотавр-2013: историческое воспитание Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Кинотавр-23. Парадоксы Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Кинотавр-2011: Всё это было бы смешно Катя ТАРХАНОВА
Обзор » Кинотавр-2011: нормально, Константин Катя ТАРХАНОВА
Обзор » Кинотавр-2010 конкретно без претензий Катя ТАРХАНОВА
Кинотавр-2017, красная дорожка, церемонии открытия и закрытия, фестивальные будни, фоторепортаж (424 фото)
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|