Отечественный кинематограф продолжает со страшной силой заигрываться в жанровое кино, как до того заигрывался в артхаус. И если последнее было мерой вынужденной — на фоне отсутствующего, вымершего и промороженного насквозь кинопроцесса изобразить хоть какую-то деятельность отдельным до чёрной зависти коллег везучим (или пронырливым) режиссёрам было просто приятно (ну, случилась возможность, надо снимать, пока дают), а потом можно поездить по фестивалям, всё равно деньги возвращать спонсорам никто не собирался; то после появления на свет незаконнорожденного термина «русский блокбастер» народ резво бросился снимать и прокатывать ровно из тех же побуждений (надо снимать, пока дают. Дают снимать больше? Надо снимать больше, опять же, пока дают, а вдруг потом не дадут.) А поскольку кинопроцесса как не было, так и нет (устаканился разве что рынок проката, да и то, ему ещё расти годы и годы), то на фоне прежней полярной тундры современная бьющая ключом лавина проектов кажется кому-то уже почти нормальной жизнью, ведь снимаем же! Снимаем!
Снимаем, правда. На что дают, то и снимаем. Нынче дают на нижесреднебюджетное жанровое кино, как раньше давали на архтаус. Дают больше, потому что уже надеются хоть что-нибудь отбить (отбиваются на самом деле единицы, до первой десятки ещё ой как долго), дают на жанр — потому что дешевле и понятнее. Западные схемы, утрированные уже даже под конкретные фамилии (см. хотя бы Олег Степченко) нынче легче других находят дорогу к сердцу продюсера не потому, что сценарий хорош, а потому, что либо так уже делали, «и получилось неплохо», либо «так у нас ещё не делали, и сейчас это актуально». Вспомните, пару лет назад также актуально было «про войну», ибо юбилей, бюджетные полмиллиона-миллион проект имел всяко, почему бы не снять. В частности так вот поучаствовал тогда «в модном кинотечении» и Дмитрий Месхиев (это я так издали захожу к теме сегодняшней беседы), и поучаствовал неплохо, получил «Своих» георгиев и прочих орлов (что доказывает вовсе не коньюнктурность отечественных железкодавцев, а простую истину, что и «актуальное искусство» может быть и должно быть и талантливым, и, собственно, искусством, да и сама коньюнктура бывает даже полезной, ну что плохого в паре лишних хороших фильмов о войне).
А чуть позже, в наши дни разно-странных, но очень жанровых проектов, режиссёр Месхиев решил поиграть и в другие игры (напомню, кинопроцесса как не было, так и нет, мы всё играем, играем) — и снял на вполне постмодернистическом фоне «Консервов» (никогда не знаешь, что внутри) и «Жары» (их ждали, они вернулись) нечто сложноидентифицируемое, не то по Тарантино, не то по Степченке, не то по Балабанову, по всему сразу, но очень, очень жанровое. Не в смысле дёшево и сердито (хотя это предполагается, см. «Жару», не см. «Консервы»), а в смысле авторского понимания современных тенденций с кинопозитивом, киногламуром, кинокичем и вообще всем-всем-всем.
Если хотите, Месхиев снял такой манифест современному кино, в котором Бондарчук даже туда-сюда не ходит, а говорит с набитым ртом, причём играет при этом гламурного наркобарона, а действие происходит в сортире на ремонте, причём периодически кого-то понарошку мочат, и пока все семь кабинок не откроешь, искомое кино так и останется где-то там.
Ряженые киллеры, ненастоящие девицы, сериальные мадам, наркоманы с поддельными дредами, появляющиеся в кадре по глупости и по глупости из него пропадающие, диск этот дебильный за унитазом, спецэффектная маслинка в горле у продюсера и ехидная камера, которая шарится по поправляемым женским трусам, энэлперским жестам, мощным затылкам и полному отстутствию мысли в глазах. Месхиев снял на все сто процентов современное кино, но снял его с таким хохотом за кадром, какой не достанется ни единой стэндап-комедии в мире. Хохочет один режиссёр (ну, и немногие, просёкшие фишку).
Да имел он в виду, что там поймёт зритель, критик, прочая братия. Ему надо снять жанр? Будет вам жанр. Но уж вы разойдитесь, а то попачкаетесь, чего доброго.
Нет, Месхиев вовсе не «работает под Гая Ритчи», он просто работает жанр, как те ковёрные на арене. Ходят с бревном и роняют его. Иногда на ногу, иногда — в зал. А смысл, он позади, оставлен для себя, чтобы осмысленность была. Для самого себя. И потому продолжает камера разглядывать эти прыщики на губе, эту пену от смесителя, эти халтурные жизни-смерти, когда полежал-полежал и пошёл, и весь этот кинотрэш и киногламур в одном флаконе.
Дают снимать на вот такое? Значит, будем снимать вот такое. Получите. И так будет до тех пор, пока в стране не начнётся нормальный кинопроцесс, а не то зомбированное создание, что перед нами тут изо дня в день уже несколько лет корячится.
Федералы, охотники за головами, нацисты и лесбиянки становятся в круг и утремляются к месту предстоящей битвы. Оставляя после себя больше вопросов, чем ответов на оные, Карнахан счел за благо вместе с агентом Месснером одним волевым движением оборвать все так тщательно сплетавшиеся в клубок нити. И это жест ловкого карточного фокусника, завершающего свой коронный номер, и не обязанного оправдываться перед публикой, откуда у него в руке взялась целая колода козырных тузов.Отзывы: [22]
Рецепт работы режиссера — предельно прост. Картинка на экране должна непременно нервировать зрителя, так что побольше непричесанных крупных планов не самых симпатичных лиц с подбитыми глазами и нечищеными зубами. Камера может дрожать, дергаться, оставлять кадр вне фокуса — всё это элементы неповторимой атмосферы, как известно. Главным героем непременно становится положительный человек, с твердыми моральными установками — служить на благо Родины, а не преследовать личные интересы. Отзывы: [2]
Хирш настолько убедителен в своем образе играющего в «гэнста» Трулава, что фильм иной раз напоминает скорее документальное кино, нежели просто измышления режиссера на тему. Что, впрочем, немудрено — ведь сценарий был написан Кассаветисом по горячим следам самого малолетнего преступника в «черном списке» ФБР, как раз подсудного нынче Джесси Джеймса Голливуда, чье имя изначально было вынесено в заголовок ленты. Весь фильм живет ради кульминации — непосредственно сцены убийства.Отзывы: [21]
Несмотря на то, что Гаспару Улье вполне удалось вписать себя в роль молодого Ганнибала Лектера, окружающие этот персонаж сюжетные историческо-географические неловкости размывают основу триллера, размывают образы, размывают внимание зрителя, который начинает цепляться за разные мелочи, не в сислах сосредоточиться на взглядах, жестах и в конце концов трупах. Все проблемы фильма, увы, от романиста-сценариста Томаса Харриса, но он — основа всего франчайза в отсутствие, собственно, Энтони Хопкинса.Отзывы: [23]
Оригинальный титул фильма "Pledge This" превратился в «Блондинку в шоколаде». Секрет кроется на несколько трансцендентном уровне — всем известно, что дубляж главной героини Виктории Инглиш доверили заслуженной лошадке отечественного шоу-бизнеса Ксении Анатольевне Собчак, которая имеет на телевидении программу с одноименным названием. Таким образом, предприимчивые кинопрокатчики устроили слияние двух Годзилл, без которого, понятно, «не было бы ничего, ничего бы не было».Отзывы: [29]
Можно нарочито отстраниться, отвести глаза, посетовать на чужую или собственную нечуткость к истинному искусству, но не позволяет формальная сторона дела. Да, не виноваты ни Кейт Бланшетт в абсолютно голливудской роли мебели, ни мёртвый, каменный лицом Брэд Питт, вокруг патетических морщин которого уже столько раструбила пресса, они играли то, что просил режиссёр, а он волен сотворить со своим кино что угодно. Но если автор прикрылся фиговым листком артхауса, то он как бы ни в чём не виноват?Отзывы: [50]
Фильм Руминова изначально намекает на позиции молодого Спилберга — интересное для масс средствами авторского кино, или короче — по славной постмодернистской традиции — сочетая массовое и элитарное. От мейнстрима здесь — заигрывание с повествованием, яркая жанровая принадлежность; от авторского кинематографа — вычурный киноязык, многоплановость подачи материала и почти олимпийская выдержанность и точечность эстетического эффекта. Не выстоять никому.Отзывы: [25]
В Африке мелодрамой оказываются, на поверку, только аплодисменты чёрному рыбаку на светском собрании высоких договаривающихся сторон, а также слова о том, что в Сьерра-Леоне гражданская война прекращена. Она не прекращена, она приостановлена. Это далёкая Африка. Это непонятная Африка. Там всегда найдётся желающий стать немножко диктатором или немножко плантатором. И снова прикупит у кого-нибудь ещё партию автоматов Калашникова, которыми и так богаты гербы африканских республик.Отзывы: [16]
В феврале, под вручение Оскаров, нам покажут несколько номинантов на награду Американской киноакадемии, проигнорированных прокатчиками ранее. Самым ожидаемым из них, безусловно, можно назвать «Вавилон», выходящий уже на этой неделе. Кроме того, нас ждут несколько потенциально достойных блокбастеров, таких как «Ганнибал: Восхождение» и «Призрачный гонщик» и целый набор разножанровых отечественных проектов, среди которых давно обещанные «Мертвые дочери» и «Параграф 78».