Новейшая история Чёрной Африки — это череда чудовищных гражданских войн на обломках колониального мира, миллионы умерших от голода, миллионы умерших от болезней, среди которых СПИД — не самая страшная и уж точно не самая быстрая, миллионы беженцев, миллионы жертв этнических чисток и просто жертв очередного кровавого диктатора, очередного лидера очередного революционного фронта. Перечислить все ужасы, непрерывно творящиеся там изо дня в день на протяжении десятилетий, просто невозможно.
Это трагедия, которую снаружи не понять и не ощутить. Можно показать в очередной передаче для политизированной части граждан каких-нибудь Соединённых Штатов очередные кадры детей с торчащими суставами и вздувшимися животами, по которым ползают тучи жирных мух, кто-то из зрителей в результате переведёт очередному фонду очередную сотню баксов и ничего не изменится. Это чёртова Африка. Это проклятая Африка.
И потому — что ты ни снимай, документальный фильм или слезоточивую мелодраму для чувствительных барышень, итог всегда будет слишком мелодраматичен для жизненного полотна, и слишком далёк от правды, чтобы служить документом, что-то разоблачающим, на что-то открывающим глаза. Последней по времени такой попыткой был «Оружейный барон», где вначале был отслежен путь отдельно взятой пули с украинского завода до головы африканского подростка с автоматом Калашникова в руках. Теперь это путь отдельно взятого алмаза с невольничьих алмазоносных полей где-нибудь в Сьерра-Леоне до банковской ячейки где-нибудь в Лондоне.
И самое мелодраматичное тут, на поверку, оказывается не в Ди Каприо, играющем согнанного некогда со своей земли и потерявшего семью белого африканца-креола, который служит теперь наёмником алмазных картелей, не в Джимоне Хонсу, играющем обычного рыбака, который хочет вернуть свою семью, но пока имеет все шансы лишь получить пулю в лоб и остаться без бесценного розового алмаза, не в Дженнифер Коннелли, играющей американскую журналистку, пишущую какие-то статьи, в спасительную роль которых сама не верит. И даже не в африканцах-барменах, детях-солдатах, их обколотых командирах, отрубающих руки тем, кто не угодил под их пули. Никакого мелодраматизма тут вовсе и нет. Это Чёрная Африка. Это безумная Африка.
Как нет ни капли мелодрамы в частных армиях, частных революциях, частных лагерях беженцев на миллион человек каждый, частных интересах частных корпораций и частных трагедиях безымянных жертв всего этого. Если вдуматься, всё это правда, такая искажённая африканская правда, въезжающая в жизнь на армейском джипе и начинающая расстреливать всё вокруг из крупнокалиберного станкового пулемёта под крики о народной революции.
Это такая жизнь, которая не может не казаться мелодрамой, которую не опишешь утончённым языком европейских кинохудожников, в последние годы полюбивших изобразить утончённые драмы безработных наркоманов, заведших себе ребёнка и теперь пытающихся его кому-нибудь подороже продать, лучше если они при этом будут например арабы-эмигранты, очень актуальненько, социальненько и политкорректненько.
В Африке всё не так. В Африке мелодрамой оказываются, на поверку, только аплодисменты чёрному рыбаку на светском собрании высоких договаривающихся сторон, а также слова о том, что в Сьерра-Леоне гражданская война прекращена. Она не прекращена, она приостановлена. Это далёкая Африка. Это непонятная Африка.
Там всегда найдётся желающий стать немножко диктатором или немножко плантатором. Или кто-нибудь найдёт что-нибудь, кроме алмазов, золота, цинка, хрома, марганца, титана, вольфрама, урана и бокситов, и решит, что это хорошее вложение в дело наступления всеобщего счастья. И снова прикупит у кого-нибудь ещё партию автоматов Калашникова, которыми и так богаты гербы африканских республик.
Сталлоне снял о самом себе, как и тот, первый фильм тридцать лет назад. Снял предельно честно, без скидок на возраст и такого, знаете, подмигивания зрителю — всё мол не так плохо, я ещё ого-го. Сталлоне хорош в фильме как глыба, которая уже никуда не сдвинется, но которая видала на своём веку слишком многое, чтобы просто так уйти в безвестность. Да, это «старпёрское кино», сродни брюзжанию на лавочке, но кино настолько личное, что не уважать его просто невозможно, и зритель это почувствовал.Отзывы: [14]
В итоге всё складывается в ясную, без смысловых пробелов, картину, которая берет и держит не какой-то гуманистической идеей или лихим детективным сюжетом, а проработкой конкретных образов с выносом на передний план определенных человеческих качеств. Война и трагедия подаются фактически: вот люди, вот так с ними поступают, вот так они выживают. При всём этом кино не мрачно и тягостно, а скорее красиво и позитивно. Движение, скорость, ритм; в этой ипостаси Верхувен бог и теперь.Отзывы: [4]
У Марка Эванса получилась весьма неровная картина — английская породистость смешалась в ней с американской тягой к банальностям. Мотивации, при переложении на язык кинематографа, оправдываются лишь на малую часть. В результате вышел привлекательный на вид, но несколько недопеченный пирог, главная начинка которого — звездное трио. Впрочем, у него уникальный рецепт: редкая ныне эфемерность, так что все мелочные придирки несложно и простить, тем более, что вкус его будет помниться еще долго.Отзывы: [5]
Фильм Руминова изначально намекает на позиции молодого Спилберга — интересное для масс средствами авторского кино, или короче — по славной постмодернистской традиции — сочетая массовое и элитарное. От мейнстрима здесь — заигрывание с повествованием, яркая жанровая принадлежность; от авторского кинематографа — вычурный киноязык, многоплановость подачи материала и почти олимпийская выдержанность и точечность эстетического эффекта. Не выстоять никому.Отзывы: [25]
В феврале, под вручение Оскаров, нам покажут несколько номинантов на награду Американской киноакадемии, проигнорированных прокатчиками ранее. Самым ожидаемым из них, безусловно, можно назвать «Вавилон», выходящий уже на этой неделе. Кроме того, нас ждут несколько потенциально достойных блокбастеров, таких как «Ганнибал: Восхождение» и «Призрачный гонщик» и целый набор разножанровых отечественных проектов, среди которых давно обещанные «Мертвые дочери» и «Параграф 78».
Федералы, охотники за головами, нацисты и лесбиянки становятся в круг и утремляются к месту предстоящей битвы. Оставляя после себя больше вопросов, чем ответов на оные, Карнахан счел за благо вместе с агентом Месснером одним волевым движением оборвать все так тщательно сплетавшиеся в клубок нити. И это жест ловкого карточного фокусника, завершающего свой коронный номер, и не обязанного оправдываться перед публикой, откуда у него в руке взялась целая колода козырных тузов.Отзывы: [22]
История неплохая, и для компьютерной игры пошла бы на ура, однако в кинематографическом эквиваленте оказывается стыд и срам. И актеров, зарабатывающих свой хлеб, винить не стоит — они делают все, как положено, гримасничают, ходят, прыгают, что твой Джеки Чан, и даже превращаются в волков. Хотя, этот процесс скорее трогательно напоминает эпизоды из советских сказок, нежели чудеса компьютерной анимации — понятное дело, бюджет, тщательно умалчиваемый в пресс-релизах, тут отчаянно скалится. Отзывы: [12]
Рецепт работы режиссера — предельно прост. Картинка на экране должна непременно нервировать зрителя, так что побольше непричесанных крупных планов не самых симпатичных лиц с подбитыми глазами и нечищеными зубами. Камера может дрожать, дергаться, оставлять кадр вне фокуса — всё это элементы неповторимой атмосферы, как известно. Главным героем непременно становится положительный человек, с твердыми моральными установками — служить на благо Родины, а не преследовать личные интересы. Отзывы: [2]
Мораль начинается с первой трагической неудачи и продолжает затем развиваться с каждой минутой, с каждым оборотом событий, вдоль всей цепочки мести, шпионажа и влюблённостей-размолвок-предательств. Фокусник применяет своё искусство во имя справедливости. Всё становится так запутано, что одними фокусами уже не обойтись, в ход идёт инженерия, ещё более усложняя сюжет. Многомерность фильма в итоге приводит к финалу, где есть довольно трупов, грехов и потерь, но нет победителей.Отзывы: [13]