Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Чёрная орхидея:

Чёрная орхидея: Проклятие Чёрного георгина

Роман КОРНЕЕВ, 1 октября 2006
 
Поставьте фильму оценку!
Чёрная орхидея

«Чёрная орхидея» (“Black Dahlia, the”), 2006
По роману Джеймса Эллроя «Чёрный Георгин»
Режиссёр: Брайан Де Пальма
Сценарий: Джош Фридман
Оператор: Вилмош Зигмонд
Композитор: Марк Ишам
В ролях: Джош Хартнетт, Скарлетт Йоханссон, Аарон Экхарт, Хилари Суонк, Миа Киршнер и другие.

С первого своего ролика «Чёрный георгин» (уже позже превратившийся волей прокатчика в «Чёрную орхидею») претендовал на многое. В этих смикшированных эпизодах жила своя мистика, свой стиль, да и сюжет — одна из интерпретаций загадки убийства мисс Шорт, которая и была позже названа прессой Чёрным георгином — тоже играл в этой прозрачной «заявке на попадание в вечность» свою немаловажную роль. Сюжет «самого загадочного голливудского убийства» породил не один роман, несколько из них стали бестселлерами, и среди них — версия Джеймса Эллроя, в которой ответ на вопрос «кто убил Элизабет Шорт», давно ставший неотъемлемой частью городских легенд Голливуда, заводил читателя гораздо дальше садовников и дворецких, к отцам-основателям будущей мировой столицы кино.

Чёрная орхидея

В фильме Брайана Де Пальмы ожидалась отточенная нуар-стилизация, утончённый триллер в стиле Дэвида Линча, комикс-красоты детективов сороковых, а также филигранные актёрские работы четырёх главных участников действа — исполнителей ролей Двайта Бляйчерта, Кей Лэйк, Лиланда Бланчарда и Мэделин Линскотт. С обязательными ретро-кадрами проб Элизабет Шорт. Это должен был получиться шедевр, по крайней мере на обратное ничего категорически не указывало. А вот как вышло при просмотре, попытаемся разобраться.

Чёрная орхидея

Прежде всего, что бросается в глаза, фильм получился не монолитным, а как бы состоящим из двух совершенно разных фильмов, пусть и с одними и теми же героями. В первом идёт, собственно, расследование, а во втором двое полицейских живут своей жизнью, как выясняется уже позже, непосредственно с этим расследованием связанной, но по ходу просмотра упорно воспринимаемой таким антуражным фоном, только почему-то занимающим слишком большую долю хронометража. Все эти «мистер Лёд и мистер Огонь», так настойчиво начинающие повествование, вдруг обрываются двумя отпедалированно выбитыми зубами и вакансией следователя в отделе убийств. История с Кей Лэйк — сколотой плиткой на кухне. Совместные походы в кино — началом, собственно, расследования.

Чёрная орхидея

Детектив, переходящий в триллер, просачивается сквозь эти насаждения с видимым трудом, теряя в обилии деталей связь между жертвой и мотивами, рабочим ходом следствия и обычными жизненными треугольниками. Понятно, что, развивайся действо исключительно в ключе «расследование и точка», убийца по версии Эллроя не был бы найден, да и большая часть поступков персонажей в кадре осталась бы бессмыслицей. Так было у уже упомянутого выше Линча, чьё сакраментальное «огонь, идём со мной» вошло в историю кино, как нож в масло. Но Линч работал в жанре сериала, успевая везде, и в гостинице «Дом-у-дороги», и в доме Палмеров, и в лесу, и на лесопилке, и в школе городка Твин Пикс. И при этом ни одна деталь не выпадала из общего паззла, не забывалась зрителем к середине серии и не смотрелась «гротеском ради гротеска». В «Чёрной орхидее» — совсем наоборот.

Чёрная орхидея

Большую часть времени на экране происходит откровенный «сюр», проистекающий из непрозрачной мотивации происходящего, а сюжетный сюр, который спустя полчаса сценарий начинает рассовывать по местам, воспринимается как форменное насилие над логикой, а не как её продолжение. Да и сама логика, будучи проявлена, производит странное впечатление — почему тенью с кинжалом должен был оказаться именно этот садовник? Потому что один полицейский дал другому не те спички? И таких натяжек, пришедших, видимо, из романа, в фильме достаточно, чтобы начать сомневаться и в остальных построениях. Хотя прямых противоречий в кадре и нет.

Чёрная орхидея

Мир тотальной коррупции как разгадка «истории двух маньяков и одного мафиозо» не хорош и не плох, важно правильно его подать. Так, чтобы правила игры этого мира были сформулированы не только для режиссёра, но и для зрителя.

Зритель же исходит из того, что он видит. А видит он тоже странные странности. Отточенная стилизация на поверку оказалась наполненной совершенно не вынужденными анахронизмами — предметы одежды и интерьера, относящиеся к пятидесятым, а то и семидесятым, преждевременная сексуальная революция, зачем-то понадобившиеся в кадре и немедленно отпедалированные: сдвижная дверь, рваные чулки, дохлые голуби и чрезмерно нервные реакции Ли Бланчарда. Каждый раз откровенно выбивающиеся из стиля сороковых детали.

Чёрная орхидея

То же касается и основы — построения кадра. Камера, снимающая с уровня пола на кинопробах, камера, снимающая крупным планом лицо мисс Шорт во время лесбийской порносцены, камера, снимающая всю дорогу обоих полицейских без единой попытки воспроизвести операторскую манеру тех лет, даже классическая ночная поездка на автомобиле снята иначе, не по канону.

Значит, стилизация была не под сороковые, а под французские шестидесятые? Отсюда и любовь ен-труа, и увлечение немым хоррором (странный выбор в мире звукового и, самое главное, цветного Голливуда конца сороковых), и даже выбор (именно выбор, а не логичное к нему подведение, увы) кандидата на убийцу, тут всё указывает совсем на другое место и время.

Чёрная орхидея

А уж на сцене, где здоровенный негр на кого-то кричит в кадре, тут я даже поперхнулся. В реальном мире тех лет негра на флоте брали разве только коком, а в гостиницах роль «боя», носящего чемоданы белым, доверялась только белым. И так — в каждой второй детали, в каждом втором кадре.

На фоне стилизации в исполнении Де Пальмы джармушевские «Кофе и сигареты» смотрятся истинным, аутентичным нуаром, чего уж говорить например о «Небесном капитане», который в датировке не нуждается, отсылая зрителя в точности по заявленному адресу. В «Чёрной орхидее» же даты указаны, все герои имеют реальных прототипов, а реальности всё равно не получается. Новодел и новодел. С осовремененной проблематикой и нарочитым курением в кадре.

Чёрная орхидея

И актёры чувствуют слабину концепции, разваливая свои персонажи в рыхлую кашу — Скарлетт Йоханссон красиво играет откровенную мебель, которой даже нацарапали кое-что на заднем фасаде, Джош Хартнетт и Аарон Экхарт смотрятся отлично, но играют каждый раз разное, то впадая в истерику, то безвольно перемещаясь, куда поставят, то вдруг взрыкивая, но тоже всё бестолку. По-настоящему цельно смотрится только семейство Линскоттов, тут вам и хитрый папаша, и сумасшедшая мамаша, и «дядя-паралитик», и младшенькая-стерва и старшенькая порочная гражданка с лицом, увы, без грима слишком уж напоминающим «Малышку на миллион». Но вместе — безусловный ансамбль, если бы смысл его наличия в кадре не выяснялся как-то разом, на предпоследней минуте проигранного матча, когда все уже посматривают на часы и подумывают, как бы побыстрее улизнуть с трибуны.

Чёрная орхидея

Общее же впечатление осталось такое же неопределённое, как и сам фильм. Ему явно чего-то не хватает, какого-то режиссёрского зерна, из которого произросло бы всё дерево. Большего внимания к деталям, но при этом не мельчить, а дать зрителю сосредоточиться на происходящем. Ну, и оператора, который бы получше знал, стилизацию чего он снимает.

Любите кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Соник в киноХолодное сердце 2ДушаПлохие парни навсегдаВойна токовТерминатор: Тёмные судьбыСемейка АддамсМидуэй

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ДЕТЕКТИВ"
Полиция Майами: отдел нравов: Прикрытые


Полиция Майами: отдел нравов:
Прикрытые

Роман КОРНЕЕВ

Что должен быть у происходящего какой-то сюжет, Майкл Манн вспоминает лишь изредка, ничуть не чураясь внутренней нелогичности, которая в случае сериала прокатила бы на ура — между сериями недели проходят, а тут всё скопом в течение долгих часов. Утомляет преизрядно. Да, тачки гоняют, катера гоняют, самолёты гоняют, автоматы побряцывают, пули свистят, всё замечательно. Но к чему это всё? Почему вот тут — постельная сцена, а вот тут — разговор за жизнь с очередным англо-саксом с японской фамилией? Отзывы: [4]


Код да Винчи: С разоблаченьицем!


«Код да Винчи»:
С разоблаченьицем!

Роман КОРНЕЕВ

Создатели фильма старались. Но первоисточник в добуквенном виде категорически отказался ложиться на экран. Не нашлось в нём места ни для актёрских талантов, ни для особых операторских изысков, ни для триллера, ни для детектива. А для чего нашлось? Для вполне смотрибельного, хотя и скучноватого псевдоисторического исследования на тему возможного существования в природе потомков Христа и вообще всей этой истории со Святым Граалем. Что тут такого разоблачительного — непонятно. Отзывы: [67]


Основной инстинкт 2: Просыпаюсь в шесть часов…


Основной инстинкт 2:
Просыпаюсь в шесть часов…

Роман КОРНЕЕВ

Зритель чётко понимает, что убийца — садовник, но должен раз от разу заставлять себя следовать вывертам сценаристского сознания. От таких метаний пополам со скупыми сексуальными утехами у зрителя теряется нить, и получается такой триллер ради триллера — все бегают, говорят загадками, мутят воду и вот-вот друг дружку всё-таки поубивают. Всё это дело переходит некую черту, когда становится по-человечески жалко Шерон Стоун с её героиней, а уж как жалко доктора Гласса — не передать. Отзывы: [5]


Сдвиг: ...по фазе


«Сдвиг»:
...по фазе

Илья ЩИБРИК

Душевные метания сценаристов вылились в массу серьезных нестыковок, а также вагон и малую тележку ненужных деталей. Неуловимые же повороты сюжета вообще не поддаются никакому анализу. А уж когда в кадре на редкость фамильярная девушка-журналист через постель (в наличии — пожалуй, самая смешная эротическая сцена за всю историю российского кинематографа) прививает главному герою-учёному любовь к Родине, тут уж нет слов. Чем не идея для «ура-патриотического» боевичка категории «B». Отзывы: [9]


Живой: Мне кажется порою, что солдаты


«Живой»:
Мне кажется порою, что солдаты

Роман КОРНЕЕВ

Велединский придумал замечательных персонажей, актёры вжились в них намертво. Они заразительно смеются, они молча плачут, они — живые. Диалоги Игоря и Никича — двух призраков — это диалоги захаровской заразительности. Каждая мельчайшая деталь на экране — живёт своей жизнью. Эпизоды — вершина кино-искусства. И одно лишь неподъёмное «но» над всем этим. И персонажи, и эпизоды, и иконописной почти мощи кадры — никак не собираются во что-то единое целое. Отзывы: [10]


Башни-близнецы: Падение Нью-Йорка


«Башни-близнецы»:
Падение Нью-Йорка

Елена ПРАВДА

Фильма-катастрофы у Стоуна совсем немного — вот летят сверху офисные документы, вот полицейские волокут на тележке дыхательные аппараты, а вот стены и пол начинают ходить ходуном, доли секунды, и двухмерный мир небоскрёба становится многомерным миром его руин. А в нём — горстка живых, беспомощных, неспособных даже пошевелиться, задыхающихся от бетонной пыли, готовых вскоре умереть, но продолжающих почему-то жить. А снаружи родные уже ждут вестей, остаётся ли шанс. В этом ожидании — весь фильм. Отзывы: [2]


Свора: У попа была собака


«Свора»:
У попа была собака

Илья ЩИБРИК

Фильм действительно пугает, настраивая зрителя на правильный лад с первых минут хронометража. Берет врасплох, заставляет вздрагивать, еще больше увеличивая амплитуду шевеления волос на головах соседей по просмотру. Что отрадно, достигается подобный эффект отнюдь не дешевой компьютерной графикой, но атмосферой и пугающей разумностью происходящего. Изрядную долю керосина в костер неровной струей вливают представители рода генетически-модифицированных собак-убийц. Отзывы: [5]


Саундтреки лета: «Пираты Карибского моря 2», «Дом у озера» и другие


Саундтреки лета: «Пираты Карибского моря 2», «Дом у озера» и другие

Елена ПРАВДА, Роман КОРНЕЕВ

Летом на экранах царят блокбастеры, именуемые просто «летними», они бывают удачливые и несостоявшиеся, проигравшие в коммерческом состязании за зрительскую любовь фильмам, к блокбастерам вовсе не относящимся. И у каждого заметного фильма — своя музыкальная палитра, о которой сегодня, по традиции, как раз пойдёт речь. Пробежим их глазами и вспомним самые значительные достижения сезона в области саундтреков в порядке их выхода в отечественный прокат.


Парфюмер: история одного убийцы: Запах женщины


Парфюмер: история одного убийцы:
Запах женщины

Роман КОРНЕЕВ

Cоздать запах на экране, внушить его зрителю должен был в первую очередь суметь Тыквер. Не будет этого — фильму уже ничего не поможет. Будет — значит, все споры отходят на второй план. Тыквер начинает своё повествование с ударной порции… вони. В точности, как в романе. Самое вонючее время — восемнадцатый век. Самое вонючее место — Франция, Париж, рыбный рынок. Там родился человек без собственного запаха, Жан-Батист Гренуй, злой гений с идеальным обонянием. Отзывы: [46]





"Город грехов"



Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.4%
По телевизору 4.5%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.7%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.6%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама