Код да Винчи:

Код да Винчи: С разоблаченьицем!

Роман КОРНЕЕВ, 21 мая 2006
 
Поставьте фильму оценку!

«Код да Винчи» (“Da Vinci Code”), 2006
По одноимённому роману Дэна Брауна
Режиссёр: Рон Ховард
Сценарий: Акира Голдсман
Оператор: Сальваторе Тотино
Композитор: Ханс Циммер
Продюсер: Брайан Грейзер
В ролях: Том Хэнкс (Роберт Лэнгдон), Одри Тоту (Софи Невё), Йен Маккелен (Ли Либинг), Жан Рено (Фаш), Пол Беттани (Сайлас), Альфред Молина (Арингароса) и другие.
Упрощённый сценарий Глеба Сонова и Романа Корнеева

Считается, что при любой экранизации зритель сразу и окончательно делится на две непримиримых категории, которые никогда не поймут друг друга. Имеются в виду те, «кто читал», и те, «кто не читал». А поскольку они заведомо не придут к согласию, то и экранизации бывают двух типов — те, что рассчитаны на читавших (дословное воспроизведение сюжета, множество мелочей, ни малейшей попытки утаить дальнейшее течение сюжета), и те, что рассчитаны на не читавших (вольности с персонажами, мотивами и поступками, больший упор на кинематографическую составляющую, полная непредсказуемость происходящего). Так было до «Кода да Винчи», потому что зрительский водораздел этого фильма проходит не по признаку читал-не читал, а по отношению к первоисточнику.

Относящиеся к дэнобраунскому книготворчеству с серьёзной миной (см. «попытка разоблачения самого вопиющего сокрытия фактов в истории») участвуют в опросах «считаете ли вы, что у Иисуса могли быть дети», стоят с хоругвями в пикетах верующих, а также отстаивают известного размера очереди за билетами на премьерный показ. В любом случае — это пиар со знаком плюс, и на эту аудиторию стоит работать. Ну, с религиозными фанатиками лучше не перебарщивать — значит, в фильме будет немножко меньше топтаний по пяткам католиков, однако конфликт будет сохранён и всячески поддержан. А для многомиллионной армии «читавших и не возмутившихся» — тут и вовсе всё просто: поближе к тексту, как и было сказано.

Почитающие же мистера Брауна за профанацию и «живенько, но бедненько» — такая публика продюсерами фильма изначально была списана со счетов, эти на кино если и пойдут, то будут в зале свистеть и нарушать здоровый сон остальных. Их бы просто не пускать в залы, но что поделаешь, по крайней мере можно попытаться довести накал предпремьерной истерии до нужной температуры, когда у сторонников негатива просыпается известное чувство «не пойду, потому что задолбали». И основная масса негативной кинокритики на «Код да Винчи» происходит именно отсюда — первые люди, которых задолбали, и которые, между тем, вынуждены были всё-таки пойти, были как раз журналисты, пишущие о кино. Чего уж тут удивляться рейтингам прессы.

А вот чему, по итогам просмотра, приходится удивляться, так это той гипертрофированной тщательности, с которой сценарист Акира Голдсман умудрился впихнуть том романа в киношный хронометраж совсем не питероджексоновских масштабов. Ну, сумел и сумел, если именно такой была продюсерская задача, то справился он на все сто, потому что в итоге кино получилось одним сплошным диалогом с двухминутными вставками экшна «шоп було»: тут вам и самобичевание, и парочка обязательных видов Парижа, полицейские с пушками и выскакивающий, как чёртик из табакерки, пергидрольный Пол Беттани. И не то чтобы диалоги эти были так уж плохи (хотя и не оставляют режиссёру Ховарду ровным счётом никакой возможности для работы), просто их так много и они так, по факту, занудны и пафосны в разоблачительной части, что «становится скучновато».

А где скучновато, там получите и распишитесь. Чёрт с ней, с исторической профанацией, где в одном флаконе ужились Меровинги, лечившие наложением рук, тамплиеры, шантажировавшие папу, Приорат Сиона, так ревностно оберегающий свои тайны, что чуть не позабывший их самостоятельно, безо всякого вмешательства со стороны злокозненного Опус Деи, и всё это вкупе с Ньютоном, да Винчи и звездой Давида, которая на поверку оказывается «языческим символом объединения мужского и женского начала». Если кому нравится воспринимать историю именно под таким заговорщицким углом зрения, всегда пожалуйста. Но и на этом материале можно было снять и бодрей, и веселей.

По факту, все в фильме старались, но вот почему-то не играть мебель умудряются всего полтора актёра (несомненно хороший, язвительный Йен Маккелен, сумевший вытянуть даже столь притянутую сценарием за уши фигуру, как Ли Тибинг, за половинку пойдёт молчаливый Сайлас, потому что бичевание и вериги, да, ему веришь). Но остальные и остальное… вымученная латынь, медлительный французский акцент Одри Тоту (мило растворившийся, правда, в отечественном дубляже), затяжные мыслительные процессы на лицах — всё это изрядно мешает просмотру.

Общим местом «эффекта Дэна Брауна» считается бодрость его чтива, читаешь мол, и оторваться не можешь, а потом головой трясёшь, какая ужасающая муть. Так вот, кино в массе запойным чтением не получилось, потому что такая посадка книжки в сценарий без предварительной архивации по всем законам физики создала в изделии посторонние напряжения, которые лёгкости и полёту как-то не способствуют.

Нет, оператор старается, и это видно — все локации показаны по крайней мере старательно, ракурсы неожиданные, символика требуемая крупным планом, где надо и клаустрофобия, где надо — даже полёт мысли. Спецэффекты тоже зря ругают — флэшбэки в исторических местах смотрятся вполне себе художественным приёмом, и уже можно спорить, можно было сделать лучше или нет, надо или не надо. Но на выходе всё равно получается «типичное не то».

И не сказать, что фильм в итоге достоин каннского освистывания (зачем такие фильмы показывают в Каннах — это вообще отдельный вопрос), но при том, что в общем и целом фильм получился не таким уж однозначно плохим, со своими фишками и даже каким-то эмоциональным всплеском в финале, вопросов к своим создателям он порождает куда как много.

Во-первых, как уже было сказано, с такой актёрской командой можно было сделать куда больше — в чём суть присутствия в кадре (если не считать желания угодить ценителям дословных экранизаций) персонажей Альфреда Молины и Жана Рено, осталось непонятным. Недюжинный детектив вокруг роли в этой истории Ли Тибинга в итоговом монтаже тянется полфильма, а потом разрешается минуты за три. К такому мы привыкли с нашей модой делать сериал и фильм одновременно — там эта же ошибка регулярно совершается по той же причине несовпадения скорости развития сюжета в оригинале и при сжатом театральном монтаже. А уж абсолютно бесполые взаимоотношения персонажей Тоту и Хэнкса просто навязли на зубах — мадонноподобные манеры одной и неразглаживающаяся мыслительная складка другого, это никак не главное украшение фильма.

Детектив тоже странен — когда конспирологическое событие и его расшифровка у Брауна разделены десятком глав, у Рона Ховарда между ними проходит дай бог страница текста и три минуты полёта. На фоне нетривиального «фотошопа» с давинчевской «Тайной вечерей» (а, по факту, никакого «кода да Винчи» окромя этой картины в фильме, как и в книге, нету, да и то было выяснено не главными героями, а разжёвано Тибингом, да к тому же было с самого начала известно самому Лэнгдону как «вполне известная теория») весь этот детектив оказывается не стоящим выеденного яйца — герои просто бегают от одного полотна мастера к другому, ведомые рядом Фибоначчи и кровавыми следами на золочёных рамах, потом угадывают слово по трём буквам, изымают вещдок и вуаля — получите разгадку Самой Грандиозной Тайны Человечества. Сикрет-ту-килл-фор стоит перед нами и хлопает глазами под кодовым названием Последняя-из-рода (сразу вспомнилась кевинсмитовская «Догма» и Дружище Кристо оттуда же). Детектив — закачаешься. Убийцей оказался дворецкий, а жертвой — любимая тётушка хозяина поместья, приехавшая погостить из Франции. Что тут такого разоблачительного и антихристианского — это к вон тем, с хоругвями, они вам расскажут.

Нет, снова повторяю, создатели фильма старались. Но первоисточник в добуквенном виде оказался категорически неэкранизируемым. Не нашлось в нём места ни для актёрских талантов, ни для особых операторских изысков, ни для триллера, ни для детектива. А для чего нашлось?

Для вполне смотрибельного, хотя и скучноватого псевдоисторического исследования на тему возможного существования в природе потомков Христа и вообще всей этой истории со Святым Граалем. В фильме можно найти некоторое количество плюсов, но их всех заметно перевешивает тривиальная скука, которая царит на съёмочной площадке (и, соответственно, в зале) добрых полфильма, а также чудовищная замусоренность посторонними, никак не успевающими раскрыться деталями.

Любите кино.

См. также: Упрощённый сценарий Глеба Сонова и Романа Корнеева


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Убийство в Восточном экспрессеБегущий в лабиринте: Лекарство от смертиСалют-7Смешарики. ДежавюБегущий по лезвию 2049Тайна КокоДжуманджи 2: Зов джунглейЛара Крофт

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: ДЭН БРАУН И ЕГО КНИГИ
Рецензия » Старики и дети Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Рецензия » Клерикальное Роман КОРНЕЕВ
Упрощённый сценарий » «Кот да Винчи» Роман КОРНЕЕВ, Глеб СОНОВ
Рецензии в рубрике "ДЕТЕКТИВ"
Основной инстинкт 2: Просыпаюсь в шесть часов…


Основной инстинкт 2:
Просыпаюсь в шесть часов…

Роман КОРНЕЕВ

Зритель чётко понимает, что убийца — садовник, но должен раз от разу заставлять себя следовать вывертам сценаристского сознания. От таких метаний пополам со скупыми сексуальными утехами у зрителя теряется нить, и получается такой триллер ради триллера — все бегают, говорят загадками, мутят воду и вот-вот друг дружку всё-таки поубивают. Всё это дело переходит некую черту, когда становится по-человечески жалко Шерон Стоун с её героиней, а уж как жалко доктора Гласса — не передать. Отзывы: [5]


Где скрывается правда: Кто подставил Атома Агояна


Где скрывается правда:
Кто подставил Атома Агояна

Юлия СЕМЕНЮК

Атом Агоян в этом году отработал новые для себя кинематографические па. «Где скрывается правда» принесет много радости ценителям детективов в духе Джеймса Чейза. Людям, влюбленным в другие фильмы Агояна, во время сеанса совет — просто рыдать на плече у соседа и не глядеть на экран. Радуйтесь, если идете в кино с целью просто дать отдохновение уставшему мозгу. Перед вами коммерческий проект с классическим набором: секс и смерть в антураже успеха, власти и роскоши.


Добро пожаловать в рай: На дне


Добро пожаловать в рай:
На дне

Елена ПРАВДА

На этой самой Таитии, подрабатывают инструкторами по подводному нырянию Малчик (торс, улыбка, желание выбиться в люди) и Девочка (торса не надо, пусть будет просто улыбка Джессики Альбы). И вот, однажды, в перерыве между поцелуями при крупной тропической луне и вычерпыванием воды из трюма служащего им пресловутым шалашом Ржавого Корыта, Малчик и Девочка вспоминают, что молодость вот-вот пройдёт, надо бы уже что-то решать. А решают они, конечно же, идти искать Клад. Отзывы: [2]


Сайлент Хилл: Таинственная деревня


«Сайлент Хилл»:
Таинственная деревня

Роман КОРНЕЕВ

Собственной харизмы, стиля, богатства визуального представления у игры «Сайлент Хилл» хватает с запасом, а общая нацеленность в собственную мистику — сама по себе сюжет, который только насели персонажами, и он заживёт сам. Для успешного завершения этого проекта достаточно было собрать ударную группу режиссёр-оператор-дизайнер-композитор, понимающую, зачем они здесь все собрались, и всё будет хорошо. Не надо громких имён, нужны правильные исполнители. Отзывы: [57]


Вдох-выдох: Рот в рот


«Вдох-выдох»:
Рот в рот

Ирина КОЗЕЛ

Резкое начало картины с живописным падением автомобиля в болото, столь же эффектная «подводная» звукорежиссура — это вдох и остановка дыхания. Следующая сцена знакомства с главным героем в кабинете у психоаналитика — это выдох и долгая под него рефлексия. В этом фильме гипертрофированная простота соседствует с запутанной философичностью. В нём мелодрама, история стихийных чувств, разыгрывается с дотошностью шахматной партии, где учащённое дыхание страсти сменяется статичным напряжением психоанализа. Отзывы: [7]


Миссия: невыполнима 3: Выполним и перевыполним


Миссия: невыполнима 3:
Выполним и перевыполним

Роман КОРНЕЕВ

Спецагент Итан Хант бегает за врагами и от врагов, совершает очередную невыполнимую миссию, после чего отправляется в очередной многолетний отпуск. По крайней мере так было раньше, сейчас же нам вдруг неожиданно предьявляют — невесту героя, личного врага героя, самого героя, сменившего сосредоточенное лицо «человека в чёрном» на любимое народом выражение «Том Круз зол, очень зол, моя убивать, аргх», после чего всё начннается с самого начала. Отзывы: [3]


Моё сердце биться перестало: Пианисты удачи


Моё сердце биться перестало:
Пианисты удачи

Юлия СЕМЕНЮК

Фильм интересен своей нелинейностью. В нём — не выведенная жирным единая повествовательная линия, но отрезок человеческой жизни, расцвеченный в различные краски. Герой идёт к мечте, которая, как любая вещь, не имеет ценности, пока за неё не заплачено. И история о том, сколько готов выложить за мечту человек, о том, с каким видом он выкладывает свои абстрактные монеты — это интересно. Многомерная картинка, которую приятно видеть и понимать.


Премьеры мая: «Миссия: Невыполнима 3», «Код да Винчи», «Люди-икс 3»


Премьеры мая: «Миссия: Невыполнима 3», «Код да Винчи», «Люди-икс 3»

Ирина КОЗЕЛ

Май в этом году оказался весьма скромным по разнообразию премьер — такого короткого списка выходящих на экраны фильмов современный прокат ещё не видывал. Однако в отличие от апрельского графика, заполненного крепким середнячком, майский прокат по сути поделён между тремя сверхгромкими премьерами, каждая из которых будет господствовать на экранах на протяжении нескольких недель, не оставляя шанса более скромным релизам.


Миссис Хендерсон представляет: Фильм на раздевание


Миссис Хендерсон представляет:
Фильм на раздевание

Роман КОРНЕЕВ

Предвоенная Великобритания, разваливается империя, надвигается война, Великая депрессия, за гробом мужа в Лондон возвращается вдова-аристократка с причудами. Причуды её сначала заставляют бросить скуку вдовьей жизни, а потом с головой погружают в недра разорившегося лондонского театра, где миссис Хендерсон решает выпускать новое ревю, такое, каких не бывало дотоле в чопорной Англии — музыкальное шоу с участием обнажённых девушек. Осталось найти того, что смог бы такое дело поставить на ноги.





"Ангелы и демоны"
"Девушка с татуировкой дракона"




25 сентября, понедельник
Предварительные результаты прошедшего уикенда в точности подтверждают прогнозы, лидером на выходных стал комедийный боевик «Кингсмен: Золотое кольцо»...


Убийство в Восточном экспрессе

Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти

Салют-7
Салют-7
Прокат в России: 12 октября 2017 года

"Безумный Макс" для маленьких и тупеньких. Нафига это снимают? Будем надеяться, что судьба "Дивергента" не обойдет стороной и это... далее

24 сентября, воскресенье
Главная дилемма заокеанского проката на этой неделе состояла в том, на каком месте чарта окажется «Оно»...

23 сентября, суббота




22 сентября, пятница

Российский оскаровский комитет выдвинул на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» фильм Андрея Звягинцева...




Смешарики. Дежавю


Показать расписание фильма:


 



Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.4%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.7%
псевдодокументальное кино 4.9%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2017 фильмы 2017 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2017   фильмы 2016   фильмы 2017   Афиша кино   Лучшие фильмы 2015 2016  
 

 
2003-2017 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама