Наш неофициальный телеграм-канал о кино «Мы ругаем»

Гадкие лебеди:

Гадкие лебеди: Над всем Ташлинском безоблачное небо

Роман КОРНЕЕВ, 6 сентября 2006
 
Поставьте фильму оценку!
Гадкие лебеди

«Гадкие лебеди», 2006
По одноимённой повести братьев Стругацких
Режиссёр: Константин Лопушанский
Сценарий: Константин Лопушанский, Вячеслав Рыбаков
Оператор: Виктор Гурчин
Композитор: Андрей Сигле
Художник по костюмам: Тамара Сеферян
Художественный руководитель: Михаил Шемякин
Продюсер: Андрей Сигле
В ролях: Григорий Гладий (Виктор Банев), Леонид Мозговой (Айзек Големба), Алексей Кортнев (Павел Сумак), Римма Саркисян (Ира Банева), Лаура Пицхелаури (Диана), Сергей Барковский (Геннадий Комов), Дима Исполатов (Боря Куница), Ольга Самошина (Людмила), Алексей Ингелевич (Валентин Пильман), Виктор Михайлов (мокрец Зиновий) и другие
Совместное производство Россия/Франция

В конце августа в рамках фестиваля «Московская премьера» состоялся показ фильма Константина Лопушанского «Гадкие лебеди». Так уж получилось, что это один из считанных показов уже готового фильма, находящегося на слуху, уже обсуждаемого, каждый раз встречаемого полными залами, но снова… неизвестно, когда выходящего в прокат. И выходящего ли вообще. По этой причине мы не стали дожидаться, когда фортуна отечественного кинобизнеса повернётся к создателям «Гадких лебедей» и его потенциальным зрителям лицом, а решили опубликовать наши впечатления о фильме сейчас, пока они не истёрлись из памяти.

Гадкие лебеди

Трудно быть Стругацкими

Стругацких тяжело экранизировать. Это доказал великий Тарковский, это же доказывают раз за разом и другие режиссёры. Стругацких снимать трудно вовсе не потому что «они — наше всё», хотя известность автора оригинала и величина его аудитории всегда будет довлеть над экранизатором. Трудности тут порой как с «Мастером и Маргаритой» — скорее мистического толка, недаром у А. и Б. есть собственное «евангелие от литературы» — роман «Отягощённые злом».

Стругацких по Тарковскому («Сталкер») пришлось переснимать с нуля и делать вовсе другое кино, Стругацкие по Бромбергу («Чародеи») сами по себе вышли совсем не Стругацкими, хотя хотелось как лучше, да и непосредственное участие авторов «Понедельника» было обеспечено, Стругацкие по Лопушанскому («Письма мёртвого человека») практически оставили проект на Вячеслава Рыбакова, решив, что у них с режиссёром и так всё хорошо получается, Стругацкие по Герману-старшему («Трудно быть богом») снимаются так долго и мучительно, что вот уже вроде бы отснимавшись и чуть ли не переругавшись, авторы всё никак не предъявят кино зрителю. Были и другие экранизации, но о них слышно мало, может, не о чем и говорить, может, просто не судьба.

Гадкие лебеди

В этом свете сам факт того, что «Гадких лебедей» всё-таки удалось увидеть — уже большое событие. Хотя, опять же в этом свете, а также в свете выхода в прошлом году бортковского кино, хочется отметить, что и опасались в итоге страшного. А ну как киношная нечистая сила чего задумала, и фильм — просто очень плох, вот и дошёл, хоть и со скрипом, до зрителя. Мы сидели и разглядывали первые опубликованные кадры из фильма и дивились «детям из Хогвардса», гротескным мокрецам, потом перечитывали синопсис и гадали, чем вызваны немотивированные переименования некоторых героев и изменения канвы сюжета. В общем, поводы для подозрений были.

Сталкер

Если Лопушанский хотел сделать своим фильмом, как это принято говорить в среде исскуствоведов, оммаж Тарковскому, то ему это более чем удалось. Буквально с первых ещё кадров, посреди горящего леса, во всём происходящем просвечивает реальный, неподдельный Тарковский, не то «Жертвоприношение», не то «Солярис», не говоря уже о «Сталкере». Чего и говорить, уже позже, в Ташлинске, со всей этой водой, льющейся с неба, капающей с потолка, стучащей о дно гранёных стаканов и колышущейся на дне залитых чёрным чугунных ванн — Тарковский возникает над фильмом буквально призраком Командора.

Гадкие лебеди

И дело тут не в воде, хотя все мы знаем, кого называли по ней «главным». Тут сокрыто какое-то более тонкое волшебство реинкарнации — этой камерой словно водит сам Тарковский, выбирая присущие ему ракурсы, этих актёров мог бы взять к себе в группу Андрей, и слова в кадре произносятся часто какие-то нефальшиво реплицированные из той кинофактуры, своего мира, что остался от Тарковского.

При этом — ни кадра заимствования, никаких игр в цитирование, гипертекст и прочие постмодернистские развлечения. Не было у Тарковского своего Алексея Ингелевича, не было и Григория Гладия — но смотришь на экран и восклицаешь про себя: но могли бы быть! Не было у него и затопленного города, и белого света за дверью на старом вокзале — а всё равно ассоциативный ряд рыщет внутри сознания, восклицая «да, да!» Что уж вспоминать про стихи, прорывающуюся сквозь кордоны машину, обсыпанные сырым мхом стены заброшенной квартиры и прочая, и прочая.

Гадкие лебеди

Имперсонация Лопушанского-Тарковского зашла так далеко, что два главных недостатка увиденного на экране проистекает оттуда же — из Тарковского. Обрывающийся в никуда сценарий — он оттуда, из «Сталкера», оттуда же и навязчивое впечатление постфактум: фильм явно должен быть хотя бы на полчаса длиннее, чтобы дать развиться затянутым планам, насытить действие тишиной, дать зрителю перестроиться с одного настроения на другое.

Фильм и правда по нынешним временам очень короток — всего-то час сорок. После шалуна-ПиДжея даже абсолютно детское кино делают почти трёхчасовым, а показы в столичных многозальниках рассчитаны на оптимальное расписание — сеанс в два часа. Другое дело, при этом многие фильмы смотришь и думаешь только, как бы поскорее отсюда убраться. Но тут — совсем другой случай. Фильм Лопушанского просит большего размера. Не повесть, а роман! Но то ли сценарий иссяк, то ли бюджет подвёл, то ли идеи кончились. Но на фоне общего кинематографического (причём вполне зрительски-общедоступного, без артхаусных штучек и фестивальных занудствований) пиршества обрывочность финала и скомканная в общем-то середина (если не считать как раз чрезмерно отпедалированный эпизод в школе, включая нарочитые «полёты на метле») — это главные недостатки, которые могут быть записаны на счёт «Гадких лебедей».

Гадкие лебеди

Ташлинск обречённый

Но и помимо Тарковского в этом фильме довольно такого, за что зритель должен сказать Лопушанскому и его партнёрам по команде своё полновесное спасибо. Прежде всего «Гадкие лебеди» — это современное кино, снятое с современными требованиями к технике съёмки, с современным звуком (и отличной музыкой Андрея Сигле), с ярким кадром, с богатой камерой, с должным количеством весьма примечательных (вольных или невольных) отсылок к самым разнообразным фильмам современности. Фильм плотно вписывается и в каноны триллера, и в каноны драмы, не забывает и о фантастике, которая тут, слава богу, показана не визэффектами, а настроем кадра, почерпнутым именно что из богатого на эксперименты мира хоррора и трэша.

Актёры фильма — что Гладий в роли Банева, что Мозговой в роли Голембы, что Кортнев в роли Сумака — не играют, как это часто бывает в нашем сериальных корней «настоящем кино», а живут своими ролями, перед нами не маски юродивых, а люди, хоть и не совсем такие, каких встретишь по утрам у подъезда. На этом фоне и мокрецы (особенно Зиновий), которых играют одной пластикой и голосами, становятся не уродами из зомбёвого трэшака, а существами реальными, только спрятанными под маской.

Гадкие лебеди

Отдельный разговор о детях. Дети «неералашного» генезиса нынче исчезающе редки на экране. И каждый раз блистают ярче самых раскрученных звёзд. В «Лебедях» их целый «коллектив единомышленников», играющих куда более сложные роли, чем у тех же мокрецов. Мокрец скрыт от глаз, но должен в финале стать открытым. Дети открыты камере, но должны предстать масками, за которыми скрывается нечто иное, другое, не такое. И маски эти за весь фильм не должны ни приоткрыть сокрытое, ни тем более стать, как это говорится, «маленькими актёрами в кадре». И им это удалось, силой таланта и волей Лопушанского. За что тоже отдельное спасибо, без этого — фильма не получилось бы, получился бы в лучшем случае «гаррипоттер от Тарковского».

Гадкие лебеди

Письма живого человека

Да, Лопушанский вернулся в большое кино и, несмотря на все непонятности с выходом фильма в прокат, это более чем достойное возвращение. За реверансами в сторону Стругацких и Тарковского он не забыл себя, сняв своё и о своём. Оставив вполне присущую авторам «Гадких лебедей» атмосферу и философию, он решился с Вячеславом Рыбаковым на авторский шаг, изменив финал, в итоге заточив героев в подземное убежище и вытащив их оттуда на свободу, пусть страшную, пусть не такую, как хотелось, но свободу, которая даёт новые шансы. Вечная ядерная зима «Записок» таких шансов не давала. Осталось только ими воспользоваться.

До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2006/09/06/gadkie.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Великий уравнитель 2Ральф против интернетаХищникБамблбиСмолфутВеномСтеклоАквамен

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме: «ГАДКИЕ ЛЕБЕДИ»
Рецензии в рубрике "ФАНТАСТИКА"
Другой мир 2: эволюция: Другой Дозор


Другой мир 2: эволюция:
Другой Дозор

Роман КОРНЕЕВ

Нет, динамика, операторские красоты, дизайн — как прежде на высоте, Кейт Бекинсейл смотрится прекрасно, ногами дерётся бодро, стреляет от бедра — любо-дорого. Но неужто нельзя снять вот всё то же самое без бесконечных объяснялок и без пятикратного захода на посадку? Скромность эротической составляющей фильма заткнёт за пояс «Титаник», а мотивировка действия — анекдоты про Чапаева. Уникальное, редчайшее явление — абсолютно подростковое кино рейтинга R. Отзывы: [11]


Интервью с создателями фильма «Меч Без Имени»


Интервью с создателями фильма «Меч Без Имени»

Дмитрий ЛЕЙКИН

В плеяде отечественных фантастов, чьи произведения будут перенесены на большой экран, появилось новое имя — Андрей Белянин, известный автор юмористического фэнтези. По его роману «Меч Без Имени» сейчас в Чехии снимается одноименный фильм. Предлагаем вашему вниманию интервью с писателем Андреем Беляниным и режиссёром фильма Владом Тапеушем.

Отзывы: [14]


Дневной Дозор: Из сумрака с приветом


«Дневной Дозор»:
Из сумрака с приветом

Роман КОРНЕЕВ

Более разнузданного продюсерского шабаша мы давненько не видели. Три переноса сроков, два переименования проекта, продюсерская же бригада всю дорогу произносила одни лишь риторические мантры. Время пришло. Наступил 2006 год, и «первый фильм» этого самого года разудало вышел на экраны, тут же устроив форменное безобразие у кинокасс. Настала пора сорвать завесы, сколько можно зрителю блуждать в потёмках. Поговорим о самом громком проекте сезона. Отзывы: [157]


Премьеры сентября: «Парфюмер», «Живой», «Клерки-2», «Башни-близнецы»


Премьеры сентября: «Парфюмер», «Живой», «Клерки-2», «Башни-близнецы»

Ирина КОЗЕЛ

Сентябрьский репертуар в этом году представляет собой смесь синефильского и жанрового кино. В этом месяце в ряду наиболее громких премьер — работы режиссёров, имена которых известны всем, но до сих пор ассоциировались в первую очередь с кино сугубо авторским. Это и «Парфюмер» Тома Тыквера, выполненный в богато-гламурной визуальной манере, и несомненно провокационные «Клерки 2» Кевина Смита, это также и «Живой» Александра Велединского.


Адреналин: Бегущий человек


«Адреналин»:
Бегущий человек

Роман КОРНЕЕВ

Ближе к финалу действо возвращается обратно в лоно криминального экшн-триллера, в котором однажды все разводки сведутся в одну точку, и будет противостояние лицом к лицу главгероя и главзлодея, и будет нам и экшн, и триллер. Общее же впечатление от фильма самое замечательное — картинка, музыка, трюки, монтаж, сценарий, герои, шутки и во главе угла сам Джейсон Стейтам не позволяют зрителю ни на секунду успокоиться мозгом, поддерживая в тонусе все наши киноманские извилины. Отзывы: [3]


Ненасытные: Унесённые крышей


«Ненасытные»:
Унесённые крышей

Роман КОРНЕЕВ

Вообще все «Ненасытные» — одна большая шалость. Вполне мирная, без пошлостей и тупого гыгыканья, без суеты и надрыва. Зато с морем вкуса в части текста, колоритными персонажами, вполне уместными пародиями, а также просто приятной атмосферой происходящего. Не забудем и о чисто киношном автоюморе — монолог забытого сценариста, продюсеры фильма в гротескных ролях воротил нарко-порнобизнеса, порноримейк «Птицы в экстазе» и прочие любезные киноманскому глазу и слуху моменты.


Девушка из воды: Дас Бассейн


«Девушка из воды»:
Дас Бассейн

Роман КОРНЕЕВ

Ни разу перед нами не сказка, триллер, памфлет, детектив, лав-стори или что там ещё. Перед нами тончайшая, выверенная до мелочей автопародия. Пародируется всё — шьямалановские внутривидовые штампы и общеголливудские загибы, конкретные личности и целые жанры современного кино. Шьямалан обстебал и триллеры, и детективы, и мистику, и сказку, и политкорректность, и физкультуру, и даже саму Аристотелеву логику попрал и растоптал. Да, нашего брата дурят, но с какой невыразимой самоиронией! Отзывы: [9]


Такешиз: В воскресной схватке двух ёкодзун


«Такешиз»:
В воскресной схватке двух ёкодзун

Роман КОРНЕЕВ

В чём ценность конкретно вот такого нарочито выпяченного Такеши-как-он-был? Да, картинка, да, музыка, да, выверенной рукой возрождённые и снова разрушенные образы. Но. Нарочитый монтаж, бесконечные тавтологизмы расстрелов-самострелов, явная агрессия по отношению не только к себе, но и всем людям, что его окружали, с ним работали, его смотрели, в конце концов. Господин Китано за маской грустного клоуна не очень-то скрывает маску клоуна жестокого, клоуна злобного, клоуна даже завистливого. Отзывы: [3]


Гарфилд 2: Между первой и второй


«Гарфилд 2»:
Между первой и второй

Роман КОРНЕЕВ

Миловидная ветеринарша Лиз отправляется в Лондон. За ней отправляется непутёвый хозяин Гарфильда. За ним отправляется Гарфильд. В Лондоне Гарфильд теряется, его конечно же путают с Принцем рыжей масти и голубых кровей. И тут же в той местности, где резвится рыжая бестия, разверзается сущий ад. Нескучный сад удовольствий толстого циника — жратва, хулиганские выходки, небрежение приличиями и бунт на корабле. В традиционной дли циничной шерстяной торпеды манере. Отзывы: [2]





"Обитаемый остров"


Когда премьеру комедии «Безумно богатые азиаты» за океаном поставили на среду, расчёт был на то...

18 августа, суббота





17 августа, пятница

Скарлетт Йоханссон возглавила очередной ежегодный рейтинг Forbes самых высокооплачиваемых актрис мира...




16 августа, четверг







Показать расписание фильма:


 



Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.3%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.7%
псевдодокументальное кино 4.9%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2018 фильмы 2018 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2018   фильмы 2017   фильмы 2018   Афиша кино   Лучшие фильмы 2018 2017  
 

 
2003-2018 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама