Царство Небесное:

Царство Небесное: Город-герой Иерусалим

Роман КОРНЕЕВ, 8 мая 2005
 
Поставьте фильму оценку!

Топ 158

Топ 158

«Царство Небесное» (“Kingdom of Heaven”), 2005
Режиссёр: Ридли Скотт
Сценарий: Уильям Монахан
Композиторы: Гарри Грегсон-Уильямс, Стивен Бартон, Джерри Голдсмит, Грэм Ревелл
Оператор: Джон Мэтисон
В ролях: Орландо Блум, Дэвид Тьюлис, Лайам Нисон, Ева Грин, Джереми Айронс, Брендан Глисон, Гассан Массуд, Эдвард Нортон и другие

Режиссёр Ридли Скотт, для понимающих, живой классик коммерческого кинематографа в лучшем понимании этого слова — за его плечами множество фильмов самой разной направленности, и до сих пор почти всё, за что он брался, выходило хорошо, даже замечательно. У фильмов порой была масса видимых глазу недостатков, но главный их зритель — любезная публика — принимала эти фильмы с восторгом, вознося раз от разу на очередную вершину то космический трэшак, то неспешный киберпанк, то военный экшн или сказочный пеплум с традиционным бесконечным строем исторических ляпов. Наш пострел везде поспел, и так неплохо поспел, что буквально каждый новый фильм, выходящий в том или ином жанре, начинают сравнивать с ранее прогремевшими на том же поле фильмами Ридли Скотта.

Таким общим мерилом в узком мирке широкомасштабных псевдоисторических костюмированных блокбастеров служит и его «Гладиатор». Относительно неуспешные коммерчески эпики, последовавшие за ним в последние годы, только укрепили за режиссёром славу законодателя мод, несмотря на все археологические изыскания экспертов и отчётливо сформированный в среде синефилов клан антифанатов «Гладиатора». К пеплумам нового тысячелетия можно относиться лучше или хуже, считать их незаслуженно обиженными в прокате, недооцененными или переоцененными художественно, можно спорить, Брэд Питт в роли Ахилла переплюнул или не переплюнул Рассела Кроу, можно сравнивать Роксанну, Елену и Луциллу — в качестве одной из сторон фанатских словесных баталий всегда будет выступать фильм о злоключениях несостоявшегося Императора Рима генерала Максимуса Децимуса Меридия.

Тем более удивительным для знающих была весть, что Ридли Скотт решил снять ещё один эпик. Позже появилось название «Царство Небесное», а ещё позже состоялась мировая премьера. Режиссёр впервые пошёл на столь откровенный тематический самоповтор (ну, не «Солдата Джейн» же ставить рядом с «Падением Чёрного ястреба», фильмы имеют куда меньше общего), пошёл на неявный такой сиквел, зная, что будут сравнивать. Значит, будем, в своём праве, сравнивать.

Историческая правда

Самое интересное во всех этих киноисториях про «так всё и было», это конечно же та самая пресловутая «историческая правда», о которой пекутся как отдельные мастера культуры, так и целые сетевые сообщества, извлекающие на свет божий неприглядную изнанку американского (а теперь — и отечественного) блокбастеростроения. Эти бравые парни список кораблей прочли отнюдь не до половины, пересчитали все заклёпки на сбруе любимого верблюда Саладина, а уж реальные причины смерти Тиберия Гракха расследовали чуть не самолично.

Я к подобным изысканиям всегда относился с изрядной долей скептицизма — искать в кино историческую правду это всё равно что удивляться, а чего это рестлеры на ринге так жёстко друг друга мутузят, а синяков и увечий что-то не видно. Энтертейнмент, сиречь развлечение любезной публики, имеет мало общего с научными изысканиями, максимум, который ей позволен — уровень просветительских брошюр общества «Знание» или околодокументальных реконструкций Би-Би-Си. Хотя, конечно, и мне, и многим зрителям приятно, когда актёры в кадре носят аутентичную одежду, бряцают исторически оправданным железом и не называют друг друга «сэрами».

И, знаете, на волне тех самых оглашенных неофитов-историков-любителей замечаешь, что режиссёры уже и вправду стараются как-то не совать в кадр стальные мечи посреди бронзового века, а речитативы всё больше в саунд пускают исключительно на латыни или греческом, а не на современном испанском. Сие не может не радовать, хотя, повторюсь, это и не главное.

Да, «Царство Небесное» не лишено традиционных идиотизмов-упрощений (чего сценаристу сдались эти нехорошие тамплиеры и белые-пушистые госпитальеры, не понимаю до сих пор), рассказов про «земли итальянцев» (господи, там же папский Рим, а дальше и вовсе — пока ещё живой и весёлый Царьград, указал, блин, один такой дорожку), без «случайных встреч» с королями Англии и тому подобных красот, но общее стремление смазать перед зрителем кольчужку салом, вспомнить, что в пустыне, бывает, нечего пить, что в Иерусалим, правда, лучше плыть кораблём, а не, скажем, красиво проскакать всю дорогу. В наличии огромная масса вовсе не таких комичных, как у ПиДжея, штурмовых орудий и прочая, и прочая.

В пользу исторической достоверности говорит и явное стремление Ридли Скотта избегать в своих построениях синих экранов виртуальной реальности, а возвести лучше каменну стену (Иерусалим потому и показан, по сути, всего одним боком), да загнать на неё массовку — пущай машут железом. Это — тот уровень, который стоит соблюдать, дабы не стать всеобщим посмешищем. А вылизывание деталей — оставим на долю фанатов.

Художественный элемент

Ридли Скотт не был бы самим собой, если бы при этом необходимый баланс качественной, в рамках жанра, коммерческой работы (должная доля пейзажей, обязательная квота битв, возвышенный, но не слишком умозрительный и отвлечённый героизм) не сочетал с любезными самому автору постановочными изысками. Двумя-тремя сочными мазками режиссёр видоизменяет классическую канву исторической драмы, уводя её в сторону от костюмированных дефиле и мужественных, но вполне романтических историй посреди поля битвы в сторону кино в чём-то очень камерного, актёрского. В отличие от «Гладиатора», где играли не лицом, а могучей харизмой, новый эпик, не будучи формально лишён ни заговорщицкой детективности, ни противостояний на мечах лицом к лицу, ни «разговоров с массами», настраивает зрителя на восприятие совсем другого уровня действа. Тут мы видим действительно много актёрской игры самого высокого уровня.

Каждый из персонажей первого ряда совершает массу неординарных поступков, на каждом из них подолгу застывает камера, позволяя зрителю во всех деталях рассмотреть то, что хотел тут и там сказать режиссёр. Притчи те не слишком заумны, но красивы именно той красотой, которую сейчас готов воспринять в первую очередь американский, как самый кассово ценный, зритель.

В этом смысле очень нетипичен Орландо Блум в роли Балиана. Эта роль уже не формально главная, когда красивый вьюнош на фоне эпических безобразий творит нечто, мало похожее на осмысленные действия, после чего приходится долго и упорно оправдываться перед зрителем, что Парис и Орландо таки разные люди, и гуттаперчевая малоговорливость Леголаса вовсе не от смазливости мордашки, а потому что ПиДжей велел. В «Царстве» эдакий Джим Хоккинс «Пиратов Карибского моря» превратился в настоящего героя, с кузнечным молотом он смотрится прилично, в кольчуге и с мечом не смешон, а серьёзен и уместен, крузейдер же из него — лучше некуда.

Ради вот этой самой сюжетной дельности Балиана Ридли Скотт даже совершил известное усилие над собственным разумением коммерческого успеха, поперёк воли сонма фанатов милашки-Орландо купировав в картине большую часть романтики, оставив умершую жену лежать пластом в первом и последнем кадре, а жгучую красавицу Еву Грин вырезав вместе со всеми постельными сценами, так что из средневековых этих амуров осталась лишь пара куцых фрагментов класса «ты меня полюбила, я тебя разлюбил, дождь». Ценители небесного облика нашего неутомимого эльфа будут огорчены — весь фильм он будет хмур, небрит, часто чумаз, вымазан в кровище, но эта мрачная и, как покажут нам в финале, в общем-то лишённая классического геройского флёра личина позволяет Орландо Блуму играть с почти драматической силой.

Рассел Кроу в одиночку мог бы ещё удержать былое первенство самого геройского из всех героев современности, если бы в «Царстве» не было ролей «условно второго» плана, вкупе составивших очень мощный актёрский ансамбль. В первую очередь впечатляет своеобразное безликое воплощение талантов Эдварда Нортона в роли короля Болдуина ака Царя Иерусалимского. Одними глазами и жестами, отрешённым падением после яростной сцены с «дружеским поцелуем» он играет так, как не играют все харизматики Голливуда.

Старички Джереми Айронс и Лайам Нисон тоже стараются на славу, талантливо размахивая мечами и хмурясь по поводу, и выглядят не случайными звёздными камео, но самостоятельными историческим фигурами.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
В фотогалерее фильма кадров: 44
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по КиноКадру:   

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ : «ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ»     
НАПИСАТЬ АВТОРУ СТАТЬИ    
ИСТОРИЧЕСКИЙ     

РЕЦЕНЗИЯ

Дом Летающих Кинжалов: Страна опадающих листьев


Дом Летающих Кинжалов:
Страна опадающих листьев

Роман КОРНЕЕВ

Сумрачная, осенняя природа, зелёный бамбуковый лес через две сцены сменяется заснеженным полем, вычурные костюмы, невероятно спокойные, без перегибов спецэффекты, отточенные, не стремящиеся ударить по глазам движения батальных сцен. Каждый кадр, каждая нота саундтрека, каждое движение бойцов-танцоров, всё это надлежит понимать и принимать символами древней, могучей, погрузившейся в самосозерцание культуры

Комментариев: [12]


РЕЦЕНЗИЯ

Александр: Страсти по Александру Великому


«Александр»:
Страсти по Александру Великому

Роман КОРНЕЕВ

Неважно, сколько там миллионов потратили создатели на картину, сколько массовки задействовали, окупится фильм или нет. Важно лишь, что Оливер Стоун сумел снять эпик без эпических штампов, фактически вернув к жизни стремительно выдыхающееся в Голливуде режиссёрское кино. Он снял что-то очень личное, порой заставляющее зрителя даже болезненно морщиться («Оливер, у вас проблемы? Вы хотите об этом поговорить?»), кино большое во всех смыслах этого слова

Комментариев: [168]


РЕЦЕНЗИЯ

Король Артур: Артуром можешь ты не быть...


«Король Артур»:
Артуром можешь ты не быть...

Роман КОРНЕЕВ

Нам предстоит познакомиться с нетривиальным Мерлином (не колдуном, но вроде того), с дикаркой-Джиневрой, вызволенной из темницы, но живо дерущейся на мечах и неплохо стреляющей из лука, мы получим представление о своеобразной трактовке раннего христианства, увидим настоящее ледовое побоище и несколько более схематичную, нежели принято по канонам, историю любви Артура и Джиневры (не без ещё более схематичного участи Ланселота). Ах, да, ещё будет финальное сражение с саксами и поучительная история предателя родины

Комментариев: [14]


ТАКЖЕ В ЖУРНАЛЕ :     

АНОНС

Премьеры мая: «Звёздные войны 3», «Царство небесное» и балабановские «Жмурки»


Премьеры мая: «Звёздные войны 3», «Царство небесное» и балабановские «Жмурки»

Ирина КОЗЕЛ

После постного апрельского киноменю майский прокат — отрада для зрителя, изголодавшегося по настоящему зрелищу. Для оправдания этих слов хватило бы и одного третьего эпизода легендарных «Звёздных войн», выхода которого ждут фанаты по всему миру и в мае, наконец, дождутся. Но это не единственная громкая премьера предстоящего месяца. Итак, разговляемся

Комментариев: [1]


РЕЦЕНЗИЯ

Три икса: Новый уровень: Агент Ноль-ноль-икс


Три икса: Новый уровень:
Агент Ноль-ноль-икс

Роман КОРНЕЕВ

Главное, чтобы — действие. А оно в фильме присутствует в массе и, слава аллаху, в этот момент с экрана не произносится никаких слов. Оператор и композитор зажигают на пару, а уж спецы по трюкам и пиротехнике шустрят вообще по-всякому, производя разрушения похлеще чем любая натовская авиация. Каунтер-страйк по палубам авианосца на двух танках? Запросто! Взлёт на мост из положения «всплыть по рубку»? Легко! Ну, и прочие, менее феерические мероприятия. Фильм всё это практически спасает. Но не до конца. Комментариев: [2]


РЕЦЕНЗИЯ

Месть мертвецов: Неглубокая землица


«Месть мертвецов»:
Неглубокая землица

Роман КОРНЕЕВ

Фильм звёзд с неба не хватает, но кровавые мальчики, а также какое-никакое расследование, уже возводят фильм чуть ни к Линчу. Совмещение мистики, трэша и детектива в полной мере нынче вообще страшная редкость. Да, в фильме традиционно много бреда, концовка не без сомнений в адекватности, кроме того — какой же это «мальчик», это ужас какой-то, хехе. Но зато — никакого левого «юмора», строго выдержанный стиль, чуть-чуть бы дотянуть со сценарием — была бы нам новая классика жанра. Комментариев: [2]


РЕЦЕНЗИЯ

Статский советник: Иной Фандорин


Статский советник:
Иной Фандорин

Роман КОРНЕЕВ

Кинематографическое наше всё последних лет — франшиза о приключениях Эраста Петровича Фандорина продолжила на днях своё победное шествие по городам и весям. На экраны страны вышел фильм Филиппа Янковского и Никиты Михалкова «Статский советник» по сценарию Бориса Акунина. И на этот раз первое, что можно и нужно сказать — это уже действительно кино, оконтуренный продукт, требующий для себя настоящей рецензии, а не публичных стенаний в жанре редакторской колонки. Приступим. Комментариев: [56]


РЕЦЕНЗИЯ

Мисс Конгениальность 2: прекрасна и опасна: Как мисски в банке


Мисс Конгениальность 2: прекрасна и опасна:
Как мисски в банке

Ирина КОЗЕЛ

Фильм получился эдаким пиром визажистов и стилистов, пособием для имиджмейкеров. На протяжении сужета Сандра Баллок из хрюкающей и растрепанной агентши превращается в гламурную барби, затем в девушку из шоу, в процессе обратного превращения успевает побыть в роли натуральной старушки, и апофеозом всего становится выдающееся дефиле через дорогу агента Грэйси и агента Фуллер, две такие невыносимо прекрасные и душераздирающе мэнстайл-вумен. Тринити такие без латекса.


РЕЦЕНЗИЯ

Лысый нянька: спецзадание: Лысый дядька Дизель


Лысый нянька: спецзадание:
Лысый дядька Дизель

Елена ПРАВДА

Эта новейшая американская комедия, даже несмотря на присутствие в кадре брутально-лысого Вин Дизеля в роли морского пехотинца, была задумана и остаётся детским, абсолютно детским кино. Дети шпионов, да. Отсюда растут все ноги и у общей идеи сюжета, и у конкретной его реализации. Не стоит в этом фильме ждать могучего экшна, зубодробительного мордобоя в исполнении мистера «Три Икса», равно как не стоит ждать от фильмы какой-то там детективной составляющей. Не в коня корм. Комментариев: [14]



все фильмы: рецензии и трейлеры
Жанры: комедии кинокомиксы фантастика ужасы мюзиклы
приключения криминальные мелодрамы боевики драмы спортивные
катастрофа исторические детские военные фантазия детективы



"Троя"
"Робин Гуд"



26 января, понедельник

В воскресенье, 25 января в Лос-Анджелесе состоялась 21-я церемония вручения наград Гильдии актёров США...

Люк Эванс, ещё с декабря планировавший покинуть экранизацию комикса Джеймса О’Барра «Ворон», сделал это официально...
Кая Скоделарио, одна из пяти молодых актрис, участвовавших в кастинге на роль возлюбленной британского солдата Генри в фильме «Пираты Карибского моря 5: Мертвецы не...
Джулия Робертс сыграет главную роль и выступит продюсером в проекте под названием «Бэткид...
Неожиданно главные трейлеры последних недель принадлежат сериалам. Во-первых, «Ганнибалу» — Уилл Грэм выжил...


25 января, воскресенье

В субботу, 24 января, Американская Гильдия продюсеров в 26-й раз назвала лауреатов своих ежегодных наград...

Конец января традиционно является в американском прокате одним из наиболее тихих периодов, но этот год остаётся исключением благодаря феноменальному пробегу...



Игрок: Ставок больше нет


«Игрок»:
Ставок больше нет

Никита КОМАРОВ

Так нельзя снимать не только римейки, но вообще что угодно, претендующее на внимание к себе зрителя


Ограбление по-американски: Может, хватит?


Ограбление по-американски:
Может, хватит?

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Андреасян врывается в Голливуд, как маленький ребёнок, которого впервые привезли в «Диснейленд»
Комментариев: [4]


Тупой и ещё тупее 2: Два дебила это сила


Тупой и ещё тупее 2:
Два дебила это сила

Роман КОРНЕЕВ

Ностальгия удалась более чем, комедия же удалась лишь частично, а вот кривляться Кэрри уже просто не по возрасту


Бёрдмэн: Серьёзный комикс


«Бёрдмэн»:
Серьёзный комикс

Роман КОРНЕЕВ

Иньярриту воссоздаёт внутренний мир всего современного театрально-киношного пространства


Левиафан: Простая жизненная история


«Левиафан»:
Простая жизненная история

Роман КОРНЕЕВ

Ханеке, Соррентино, Иньярриту, Дарденны, Альмодовар, Звягинцев, все они работают по одному лекалу
Комментариев: [5]


Премьеры кино 2015: «Звёздные войны 7», «Форсаж 7», «Бонд 24», «Мир Юрского периода» и «Безумный Макс»


Премьеры кино 2015: «Звёздные войны 7», «Форсаж 7», «Бонд 24», «Мир Юрского периода» и «Безумный Макс»

Роман КОРНЕЕВ

Новый кинопрокатный сезон воспринимается с некоторой надеждой — интересных фильмов намечается много
Комментариев: [5]


15 новых сериалов 2015 года, которые стоит ждать


15 новых сериалов 2015 года, которые стоит ждать

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

«Кинокадр» разобрался, на какие сериальные премьеры нового года стоит обратить внимание


Заложница 3: Он побежал, и я побежал


«Заложница 3»:
Он побежал, и я побежал

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Поставлено и снято, конечно, без очевидной халтуры. Но нет хорошего сценария или хотя бы запала
Комментариев: [3]


2014: Итоги года кино


2014: Итоги года кино

Роман КОРНЕЕВ

Год оказался скромен в смысле неожиданных открытий, да и ожидаемые премьеры зачастую подводили
Комментариев: [9]



Показать расписание фильма:


 



Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.3%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.6%
псевдодокументальное кино 4.9%
другие жанры 6.7%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Кинокадр Вконтакте Кинокадр на Facebook Кинокадр в Twitter Новинки кино 2014 Новинки кино 2015 фильмы 2015 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Присоединяйтесь к Кинокадру в социальных сетях! я уже, закройте это
2003-2015 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Реклама   
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2015   фильмы 2014   фильмы 2015   Новинки кино 2014 2015   Афиша кино   Лучшие фильмы 2014