Лики любви: реконструкция порнократии

Ирина КОЗЕЛ, 14 марта 2004

Закончилась первая неделя девятого международного кинофестиваля «Лики любви», который проводится в Москве с 8-го по 18-е марта. На этой неделе конкурсная программа проходила под флагами двух стран, предложивших на конкурс фильмы, уже успевшие приобрести мировую известность.

Датскую фонтриеровскую школу аскетического кинематографа представлял Кристофер Боэ с фильмом «Реконструкция», а французскую школу застенчивой порнографии — Катрин Брейя с фильмом «Анатомия ада», предложенным нашему вниманию под названием «Порнократия».

Реконструкция

«Реконструкция» (“Reconstruction”), Дания, 2003 год, реж. Кристофер Боэ

Фильм снят по мотивам проекта «Догма», это значит — только любительская камера, только непрофессиональные актеры, без студийного освещения — всё для того, чтобы, грубо говоря, показать, что кинематограф состоит не только из новомодных технологических изобретений. «Реконструкция» — верный адепт «Догмы», начиная от заявлений режиссера в прессе о том, что Ларс фон Триер — это триединое начало всего современного датского кинематографа и заканчивая, кажется, даже обликом режиссера, который будто сам являет собой олицетворение «Догмы» — всем своим видом выражая презрение к внешнему и наносному и вызывая где искренние, а где иронические, но всё же симпатии разборчивой кулуарной и цеховой публики.

Однако шутки в сторону, такой подход «Реконструкция» вполне оправдывает — несмотря на технические ограничения, фильм богат всей атрибутикой малобюджетного, но хорошего, стоящего кино — богат смыслами, интерпретациями, оригинальной внутренней эстетикой. Фильм интересен несмотря на то, что в нем отсутствует всегдашний триеровский эпатаж. Кристофер Боэ играет со зрителем, но не как Ларс фон Триер — провоцируя и оставляя в дураках, а мирно конструируя свою любовную историю, собирая ее из кусочков реальности, прихотливо заставляя эту реальность появляться и исчезать — проводя реконструкцию.

У каждой истории должны быть свои герои — есть Он и есть Она. Но авторов у этого романа несколько: писатель — муж самой героини, которая существует в обычном мире и в реальности романа, выходящего из-под пера автора; автором же можно счесть и самого героя истории, который, как любой влюбленный, где-то может сыграть и роль Бога; творцом в некотором смысле является и сам зритель, выстраивая свои собственные интерпретации и версии увиденного. Именно к нему, к его чувствам, порождённым фильмом, и обращается в конце концов режиссёр.

Кристофер Боэ играет с реальностью, конструируя ее из ситуаций и диалогов, из взглядов и жестов, из мелких вещиц и географических названий.

— Едете? — задаёт вопрос герой фильма незнакомке в кафе. — Еду? — спрашивает в ответ она. И этот безумный по первому впечатлению диалог находит почву в совсем не абсурдной реальности. Не абсурдной, но романтической, и от этого — немного волшебной. «Если вы мой сон, то я — ваш». «Если он обернётся, она исчезнет».

О чем этот фильм? Любителям интерпретаций — простор для анализа. Стройте свою собственную реконструкцию, придумывайте и играйте. Сам же режиссер скуп на версии. Магия кино и магия любви — это главное, что зритель должен увидеть в фильме.

Комментарий редактора: Вот тут самое любопытное. Фильм оказывается, при всей своей скупости, потрясающе богат на нюансы — его можно любовно рассматривать, играть с ним как с игрушкой, но не пробуйте даже пытаться читать интервью господина режиссёра Кристофера Боэ — при всей их занятности. У автора фильма просто потрясающий талант убивать вскользь брошенными фразами всё то вкусное, что мы себе там намыслили. Ребят, фильм — о любви. Фильм — о магии кино. Фильм — об искусственных реальностях. Всё. А вот нам так скучно, ответим мы. Не мешайте нам смотреть фильм своим повелительным наклонением. А то мы начинаем вас подозревать в нехорошем…

Анатомия ада

«Анатомия ада» (“Anatomie de l‘enfer”), Франция, 2004 год, реж. Катрин Брейя

«Анатомия ада» — экранизация собственного романа Катрин Брейя «Порнократия». Под таким названием картина и будет фигурировать в прокате.

О том, что картина скандальная и что «любить и рожать детей» после нее совсем не хочется, предупреждали даже сами организаторы фестиваля. Теперь, по результатам просмотра, стоит еще добавить — нервным лучше сразу выйти из зала. Остальным — приготовиться по команде абстрагироваться от происходящего на экране и на полную катушку врубить чувство юмора.

«Порнократия» — фильм эпатирующий и натуралистический. На первом плане — сложная метафизика отношений мужчины и женщины, их праприрода, первородный грех, нечистота и святость, их страх и отвращение друг к другу и взаимопроникновение их комплексов. Весь этот философский коктейль, призванный устроить некий выверт в сознании, разбудить его и как следует встряхнуть, сопровождается доведенной до трудно переносимого уровня натуралистической атрибутикой.

Выводя из равновесия, освобождая зрителя от стереотипов, фильм, казалось бы, должен погружать нас в некий метафизический транс, тяжелую рефлексию о философской идее фильма, о новом глубинном взгляде на природу любви. Но даже мастер не может спрогнозировать зрительскую реакцию до конца, всегда остается элемент неожиданности, может быть, элемент культурный, может быть, элемент современной повседневности отдельного взятого этноса. Неизвестно, как реагировала публика в других странах, но в просмотровом зале московского кинотеатра «Ролан» нервная часть публики с громким топотом покидала помещение (впрочем, не вынесших действа было не так уж и много), оставшаяся же часть на очередные режиссерские выпады реагировала дружным нервным смехом, а под конец уже додумывала сама, чем еще можно было ударить по нашим ошалевшим чувствам.

Возможно, у российского зрителя в силу образа и уровня жизни слишком высокий иммунитет ко всякого рода попыткам жёсткого психологического на него воздействия, но в большинстве своем фестивальная публика отнеслась к фильму именно так — в первую очередь со здоровым юмором. Да и трудно себе представить другую реакцию на длинный монолог о том, что беззащитность женского тела вызывает жестокость и отвращение, что женщины рыхлостью, нежностью и пупырчатостью своей кожи, а так же тем, как они раздвигают ноги, очень похожи на лягушек, но лягушкам хотя бы хватает приличия быть зелеными. А чего стоит сцена, где герой разглядывает разные кирки и лопаты среди набора садовых инструментов и, присмотрев наконец симпатичные внушительные грабельки, угрожающей тенью направляется к спящей героине, чтобы... убить её? совершить извращённое надругательство? или просто запечатлеть на экране некий символ?

Но не обольщайтесь, это не комедия и не детектив, большую часть времени персонажи всё же ведут именно что философские разговоры со страдательным наклонением, пусть и совершают в это время весьма наглядные иллюстративные действия. Let’s give an illustration.

На выходе из зала у нас поинтересовались служащие кинотеатра, понравился ли фильм, а то, мол, нервно как-то публика отзывается ( «Ролан» вообще отличается живым интересом персонала к конкурсным фильмам, от билетных кассиров до охраны, все они будто сожалеют, что рабочие обязанности не позволяют присоединиться к зрителям, приятную такую особенность можно встретить разве что еще в Музее кино), мы ответили, что фильм понравился, просто нужно относится немного с юмором, и тогда всё будет в порядке.

Того же можем пожелать и нашим читателям — улыбайтесь и любите друг друга!

Комментарий редактора: Пару слов о физиологических подробностях. Замечательный титр в начале: «В некоторых сценах актриса заменена дублёршей. Это не её тело, это лишь созданный на экране образ». Собственно, актёра дублёром заменять не стали. Сексизм какой-то, господа :0) А так — фильм не столько физиологичен, сколько только намекает на физиологичность. Хотя, например, видеть аналогичную экранизацию Сорокина, при всём моём уважении, я бы уже не рвался. Но если говорить о «порнократии», дык на этом поле у фильма есть много сильных конкурентов :0) Остаётся только посожалеть о том катарсисе, который с залом, всё-таки, по моему мнению, так и не случился.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Поиск по КиноКадру:   

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ : «ЛИКИ ЛЮБВИ»     
НАПИСАТЬ АВТОРУ СТАТЬИ    
ФЕСТИВАЛИ     

ОБЗОР

Стартует московский кинофестиваль «Лики любви 2004»


Стартует московский кинофестиваль «Лики любви 2004»

Ирина КОЗЕЛ

В конкурсную программу фестиваля в этом году включены 16 картин, снятых практически на всех континентах. Среди них — две знаменитые картины: датская «Реконструкция» и французская «Анатомия ада». Помимо конкурсной программы зрителям будут представлены две ретроспективы: «Давай сделаем это помедленнее» и «Давай переоденемся». В рамках специальных показов пройдут российские премьеры новых фильмов — работа Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» и лента Тинто Брасса «Делай это!»


ТАКЖЕ В ЖУРНАЛЕ :     

РЕЦЕНЗИЯ

Идальго: Идальго: лошадиная фамилия


«Идальго»:
Идальго: лошадиная фамилия

Елена ПРАВДА

Состоявшаяся на днях премьера «Идальго» по всем статьям выходит интересной публике: отличный актёрский состав, просторы, погони, этнические пейзажи, да и лично Вигго Мортенсен после триумфа «Властелина» — ожидаемый гость в любом кинозале. Ну, и лошади, лошади, лошади: арабские скакуны и дикие мустанги, мы уж позабыли, когда в последний раз могли лицезреть весь этот классический антураж. Особенно после шикарной постановки темы в картине «Фаворит», появились все предпосылки для хорошего развития темы


РЕЦЕНЗИЯ

Монстр: Cледственный эксперимент налицо


«Монстр»:
Cледственный эксперимент налицо

Роман КОРНЕЕВ

Правда, монстр — это город, общество, оно виновато, что порождает таких Айлин себе на горе, не выпуская свою жертву и своего палача из этого круга ада? Или монстр — сама Айлин, которая решает сначала, что имеет право убивать, а потом решает, что её недооценили, что её потенциал не виден этому скудоумному стаду клерков, и потому она снова может убивать? Город пользуется ею за гроши, а потом она пользуется его жителями – бездарно, за гроши, убивая. А может, сама Айлин — это лишь символ?

Комментариев: [4]


РЕЦЕНЗИЯ

Любовь по правилам и без: Любовь с хеппи-эндом… и без


Любовь по правилам и без:
Любовь с хеппи-эндом… и без

Роман КОРНЕЕВ

Вспомним классические черты жанра: знакомые всем, могучие глыбы актёрского мастерства — нестареющие Джек Николсон и Дайан Китон; добрая и трогающая за душу история — о седовласом ловеласе с больным сердцем и знаменитой сценаристке, давно забывшей о любви; красивые виды на океан, жизненность и, вместе с тем, необыкновенность истории. Простор для безудержной фантазии художника, рассказывающего немножко о себе (Нэнси Мэйерс не намного младше своих героев), немножко — о мире вокруг, мире любви по правилам и без

Комментариев: [1]


ОБЗОР

Оскар-2004, как он был


Оскар-2004, как он был

Роман КОРНЕЕВ

Питер Джексон с заключительной частью своей трилогии "Властелин Колец" получает все 11 статуэток дядюшки Оскара из 11 номинаций, в которых участвовал фильм. Фильм становится третьим в истории с таким количеством престижнейших наград, и право, первым, кто получил их столько, ни единой не потеряв. Ура! Итак, 76-я церемония вручения премии американской академии киноискусств подошла к концу, теперь стоит в двух словах подвести итоги награждения фильмов, к Питеру Джексону отношения не имеющих.


РЕЦЕНЗИЯ

Холодная гора: Холодная гора — сказка о войне и мире


«Холодная гора»:
Холодная гора — сказка о войне и мире

Елена ПРАВДА

Возьмите могучий сюжетообразующий элемент, каким является и всегда являлась для искусства война. Поместите этот элемент на фон замечательной природы, снегов, дождей трав и цветов. Отыщите в себе тень чужих жизней, которые, сплетаясь, заполнят своими судьбами получившееся полотно. Теперь вы готовы понять, за какую грандиозную работу взялся режиссёр Энтони Мингелла, приступая к съёмкам «Холодной горы». Плохо ли, хорошо ли, он обманул всех. И уже за одно это можно ему смело аплодировать

Комментариев: [3]


РЕЦЕНЗИЯ

Дом из песка и тумана: Дом с приведениями и видом на море


Дом из песка и тумана:
Дом с приведениями и видом на море

Роман КОРНЕЕВ

История фильма проста и сложна одновременно — старый дом по стечению обстоятельств становится символом спокойной жизни для её бывшей хозяйки, лишённой прав на дом по юридической ошибке, и для семьи иранского иммигранта полковника Берани. Оставшейся без крова и средств к существованию девушке вызывается помочь помощник шерифа, который её и выдворял из дома, начинается конфликт, который перерастает в конфликт межкультурный, межрелигиозный, межэтнический

Комментариев: [19]



все фильмы: рецензии и трейлеры
Жанры: комедии кинокомиксы фантастика ужасы мюзиклы
приключения криминальные мелодрамы боевики драмы спортивные
катастрофа исторические детские военные фантазия детективы



21 октября, вторник

Шон Бин присоединился к научно-фантастическому проекту Ридли Скотта «Марсианин»...
Рене Зельвегер сыграет главную роль в драме по бестселлеру Рона Холла и Денвера Мура «Такой же не такой как я»...




Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I

Интерстеллар

Ходячие мертвецы

20 октября, понедельник

Кинокомпания 20th Century Fox хочет задействовать Тома Харди в кинокомиксе режиссёра Брайана Сингера «Люди Икс: Апокалипсис»...



РЕЦЕНЗИЯ

Прогулка среди могил: Устать и уснуть


Прогулка среди могил:
Устать и уснуть

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Всё вокруг так и хочет усилиться до полной безнадёги и потерянности во времени, но этого не происходит


РЕЦЕНЗИЯ

Укради мою жену: Смех и грех


«Укради мою жену»:
Смех и грех

Надежда ЗАВАРОВА

Это могли бы снять братья Коэны и Квентин Тарантино. На этом празднике каждому киноману будет уютно


РЕЦЕНЗИЯ

Судья: Ваша честь


«Судья»:
Ваша честь

Роман КОРНЕЕВ

Перед нами не драма, а самая чистопородная мелодрама, где отцы, дети, братья-аутисты и злые бывшие


РЕЦЕНЗИЯ

Страховщик: Часовщик


«Страховщик»:
Часовщик

Роман КОРНЕЕВ

Фильм не оставляет человечеству особого шанса, разве что войны не будет — людишки сами вымрут


РЕЦЕНЗИЯ

Выпускной: Гуляет вся школа


«Выпускной»:
Гуляет вся школа

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Получился такой «Физрук» без Нагиева, где авторы устраивают идеальный провинциальный выпускной


РЕЦЕНЗИЯ

Солнечный удар: Високосный июль


«Солнечный удар»:
Високосный июль

Роман КОРНЕЕВ

Что хочет сказать своим немудрящим символизмом Михалков, ясно с первого кадра — какую страну потеряли!
Комментариев: [3]


РЕЦЕНЗИЯ

Солнечный удар: Високосный июль


«Солнечный удар»:
Високосный июль

Роман КОРНЕЕВ

Что хочет сказать своим немудрящим символизмом Михалков, ясно с первого кадра — какую страну потеряли!
Комментариев: [3]


РЕЦЕНЗИЯ

Оставленные: Я не очень возбуждён


«Оставленные»:
Я не очень возбуждён

Роман КОРНЕЕВ

Будто пилотная серия очередного проходного околофантастического сериала вроде «Под куполом»
Комментариев: [4]


РЕЦЕНЗИЯ

Исчезнувшая: Как я убил вашу маму


«Исчезнувшая»:
Как я убил вашу маму

Роман КОРНЕЕВ

Финчер так увлёкся деконструированием собственных построений, что не оставил от фильма камня на камне
Комментариев: [3]



Показать расписание фильма:


 



Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 40%
На DVD или Blu-Ray 9%
По телевизору 5%
Через спутник в HD 2.3%
С торрентов 31%
В социальных сетях 4%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.5%



Присоединяйтесь к Кинокадру в социальных сетях! я уже, закройте это
2003-2014 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Реклама   
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2014   фильмы 2014   2015   Новинки кино   Афиша кино   Лучшие фильмы 2014