Лики любви: реконструкция порнократии

Ирина КОЗЕЛ, 14 марта 2004

Закончилась первая неделя девятого международного кинофестиваля «Лики любви», который проводится в Москве с 8-го по 18-е марта. На этой неделе конкурсная программа проходила под флагами двух стран, предложивших на конкурс фильмы, уже успевшие приобрести мировую известность.

Датскую фонтриеровскую школу аскетического кинематографа представлял Кристофер Боэ с фильмом «Реконструкция», а французскую школу застенчивой порнографии — Катрин Брейя с фильмом «Анатомия ада», предложенным нашему вниманию под названием «Порнократия».

Реконструкция

«Реконструкция» (“Reconstruction”), Дания, 2003 год, реж. Кристофер Боэ

Фильм снят по мотивам проекта «Догма», это значит — только любительская камера, только непрофессиональные актеры, без студийного освещения — всё для того, чтобы, грубо говоря, показать, что кинематограф состоит не только из новомодных технологических изобретений. «Реконструкция» — верный адепт «Догмы», начиная от заявлений режиссера в прессе о том, что Ларс фон Триер — это триединое начало всего современного датского кинематографа и заканчивая, кажется, даже обликом режиссера, который будто сам являет собой олицетворение «Догмы» — всем своим видом выражая презрение к внешнему и наносному и вызывая где искренние, а где иронические, но всё же симпатии разборчивой кулуарной и цеховой публики.

Однако шутки в сторону, такой подход «Реконструкция» вполне оправдывает — несмотря на технические ограничения, фильм богат всей атрибутикой малобюджетного, но хорошего, стоящего кино — богат смыслами, интерпретациями, оригинальной внутренней эстетикой. Фильм интересен несмотря на то, что в нем отсутствует всегдашний триеровский эпатаж. Кристофер Боэ играет со зрителем, но не как Ларс фон Триер — провоцируя и оставляя в дураках, а мирно конструируя свою любовную историю, собирая ее из кусочков реальности, прихотливо заставляя эту реальность появляться и исчезать — проводя реконструкцию.

У каждой истории должны быть свои герои — есть Он и есть Она. Но авторов у этого романа несколько: писатель — муж самой героини, которая существует в обычном мире и в реальности романа, выходящего из-под пера автора; автором же можно счесть и самого героя истории, который, как любой влюбленный, где-то может сыграть и роль Бога; творцом в некотором смысле является и сам зритель, выстраивая свои собственные интерпретации и версии увиденного. Именно к нему, к его чувствам, порождённым фильмом, и обращается в конце концов режиссёр.

Кристофер Боэ играет с реальностью, конструируя ее из ситуаций и диалогов, из взглядов и жестов, из мелких вещиц и географических названий.

— Едете? — задаёт вопрос герой фильма незнакомке в кафе. — Еду? — спрашивает в ответ она. И этот безумный по первому впечатлению диалог находит почву в совсем не абсурдной реальности. Не абсурдной, но романтической, и от этого — немного волшебной. «Если вы мой сон, то я — ваш». «Если он обернётся, она исчезнет».

О чем этот фильм? Любителям интерпретаций — простор для анализа. Стройте свою собственную реконструкцию, придумывайте и играйте. Сам же режиссер скуп на версии. Магия кино и магия любви — это главное, что зритель должен увидеть в фильме.

Комментарий редактора: Вот тут самое любопытное. Фильм оказывается, при всей своей скупости, потрясающе богат на нюансы — его можно любовно рассматривать, играть с ним как с игрушкой, но не пробуйте даже пытаться читать интервью господина режиссёра Кристофера Боэ — при всей их занятности. У автора фильма просто потрясающий талант убивать вскользь брошенными фразами всё то вкусное, что мы себе там намыслили. Ребят, фильм — о любви. Фильм — о магии кино. Фильм — об искусственных реальностях. Всё. А вот нам так скучно, ответим мы. Не мешайте нам смотреть фильм своим повелительным наклонением. А то мы начинаем вас подозревать в нехорошем…

Анатомия ада

«Анатомия ада» (“Anatomie de l‘enfer”), Франция, 2004 год, реж. Катрин Брейя

«Анатомия ада» — экранизация собственного романа Катрин Брейя «Порнократия». Под таким названием картина и будет фигурировать в прокате.

О том, что картина скандальная и что «любить и рожать детей» после нее совсем не хочется, предупреждали даже сами организаторы фестиваля. Теперь, по результатам просмотра, стоит еще добавить — нервным лучше сразу выйти из зала. Остальным — приготовиться по команде абстрагироваться от происходящего на экране и на полную катушку врубить чувство юмора.

«Порнократия» — фильм эпатирующий и натуралистический. На первом плане — сложная метафизика отношений мужчины и женщины, их праприрода, первородный грех, нечистота и святость, их страх и отвращение друг к другу и взаимопроникновение их комплексов. Весь этот философский коктейль, призванный устроить некий выверт в сознании, разбудить его и как следует встряхнуть, сопровождается доведенной до трудно переносимого уровня натуралистической атрибутикой.

Выводя из равновесия, освобождая зрителя от стереотипов, фильм, казалось бы, должен погружать нас в некий метафизический транс, тяжелую рефлексию о философской идее фильма, о новом глубинном взгляде на природу любви. Но даже мастер не может спрогнозировать зрительскую реакцию до конца, всегда остается элемент неожиданности, может быть, элемент культурный, может быть, элемент современной повседневности отдельного взятого этноса. Неизвестно, как реагировала публика в других странах, но в просмотровом зале московского кинотеатра «Ролан» нервная часть публики с громким топотом покидала помещение (впрочем, не вынесших действа было не так уж и много), оставшаяся же часть на очередные режиссерские выпады реагировала дружным нервным смехом, а под конец уже додумывала сама, чем еще можно было ударить по нашим ошалевшим чувствам.

Возможно, у российского зрителя в силу образа и уровня жизни слишком высокий иммунитет ко всякого рода попыткам жёсткого психологического на него воздействия, но в большинстве своем фестивальная публика отнеслась к фильму именно так — в первую очередь со здоровым юмором. Да и трудно себе представить другую реакцию на длинный монолог о том, что беззащитность женского тела вызывает жестокость и отвращение, что женщины рыхлостью, нежностью и пупырчатостью своей кожи, а так же тем, как они раздвигают ноги, очень похожи на лягушек, но лягушкам хотя бы хватает приличия быть зелеными. А чего стоит сцена, где герой разглядывает разные кирки и лопаты среди набора садовых инструментов и, присмотрев наконец симпатичные внушительные грабельки, угрожающей тенью направляется к спящей героине, чтобы... убить её? совершить извращённое надругательство? или просто запечатлеть на экране некий символ?

Но не обольщайтесь, это не комедия и не детектив, большую часть времени персонажи всё же ведут именно что философские разговоры со страдательным наклонением, пусть и совершают в это время весьма наглядные иллюстративные действия. Let’s give an illustration.

На выходе из зала у нас поинтересовались служащие кинотеатра, понравился ли фильм, а то, мол, нервно как-то публика отзывается ( «Ролан» вообще отличается живым интересом персонала к конкурсным фильмам, от билетных кассиров до охраны, все они будто сожалеют, что рабочие обязанности не позволяют присоединиться к зрителям, приятную такую особенность можно встретить разве что еще в Музее кино), мы ответили, что фильм понравился, просто нужно относится немного с юмором, и тогда всё будет в порядке.

Того же можем пожелать и нашим читателям — улыбайтесь и любите друг друга!

Комментарий редактора: Пару слов о физиологических подробностях. Замечательный титр в начале: «В некоторых сценах актриса заменена дублёршей. Это не её тело, это лишь созданный на экране образ». Собственно, актёра дублёром заменять не стали. Сексизм какой-то, господа :0) А так — фильм не столько физиологичен, сколько только намекает на физиологичность. Хотя, например, видеть аналогичную экранизацию Сорокина, при всём моём уважении, я бы уже не рвался. Но если говорить о «порнократии», дык на этом поле у фильма есть много сильных конкурентов :0) Остаётся только посожалеть о том катарсисе, который с залом, всё-таки, по моему мнению, так и не случился.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Поиск по КиноКадру:   

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ : «ЛИКИ ЛЮБВИ»     
НАПИСАТЬ АВТОРУ СТАТЬИ    
ФЕСТИВАЛИ     

ОБЗОР

Стартует московский кинофестиваль «Лики любви 2004»


Стартует московский кинофестиваль «Лики любви 2004»

Ирина КОЗЕЛ

В конкурсную программу фестиваля в этом году включены 16 картин, снятых практически на всех континентах. Среди них — две знаменитые картины: датская «Реконструкция» и французская «Анатомия ада». Помимо конкурсной программы зрителям будут представлены две ретроспективы: «Давай сделаем это помедленнее» и «Давай переоденемся». В рамках специальных показов пройдут российские премьеры новых фильмов — работа Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» и лента Тинто Брасса «Делай это!»


ТАКЖЕ В ЖУРНАЛЕ :     

РЕЦЕНЗИЯ

Идальго: Идальго: лошадиная фамилия


«Идальго»:
Идальго: лошадиная фамилия

Елена ПРАВДА

Состоявшаяся на днях премьера «Идальго» по всем статьям выходит интересной публике: отличный актёрский состав, просторы, погони, этнические пейзажи, да и лично Вигго Мортенсен после триумфа «Властелина» — ожидаемый гость в любом кинозале. Ну, и лошади, лошади, лошади: арабские скакуны и дикие мустанги, мы уж позабыли, когда в последний раз могли лицезреть весь этот классический антураж. Особенно после шикарной постановки темы в картине «Фаворит», появились все предпосылки для хорошего развития темы


РЕЦЕНЗИЯ

Монстр: Cледственный эксперимент налицо


«Монстр»:
Cледственный эксперимент налицо

Роман КОРНЕЕВ

Правда, монстр — это город, общество, оно виновато, что порождает таких Айлин себе на горе, не выпуская свою жертву и своего палача из этого круга ада? Или монстр — сама Айлин, которая решает сначала, что имеет право убивать, а потом решает, что её недооценили, что её потенциал не виден этому скудоумному стаду клерков, и потому она снова может убивать? Город пользуется ею за гроши, а потом она пользуется его жителями – бездарно, за гроши, убивая. А может, сама Айлин — это лишь символ?

Комментариев: [4]


РЕЦЕНЗИЯ

Любовь по правилам и без: Любовь с хеппи-эндом… и без


Любовь по правилам и без:
Любовь с хеппи-эндом… и без

Роман КОРНЕЕВ

Вспомним классические черты жанра: знакомые всем, могучие глыбы актёрского мастерства — нестареющие Джек Николсон и Дайан Китон; добрая и трогающая за душу история — о седовласом ловеласе с больным сердцем и знаменитой сценаристке, давно забывшей о любви; красивые виды на океан, жизненность и, вместе с тем, необыкновенность истории. Простор для безудержной фантазии художника, рассказывающего немножко о себе (Нэнси Мэйерс не намного младше своих героев), немножко — о мире вокруг, мире любви по правилам и без

Комментариев: [1]


ОБЗОР

Оскар-2004, как он был


Оскар-2004, как он был

Роман КОРНЕЕВ

Питер Джексон с заключительной частью своей трилогии "Властелин Колец" получает все 11 статуэток дядюшки Оскара из 11 номинаций, в которых участвовал фильм. Фильм становится третьим в истории с таким количеством престижнейших наград, и право, первым, кто получил их столько, ни единой не потеряв. Ура! Итак, 76-я церемония вручения премии американской академии киноискусств подошла к концу, теперь стоит в двух словах подвести итоги награждения фильмов, к Питеру Джексону отношения не имеющих.


РЕЦЕНЗИЯ

Холодная гора: Холодная гора — сказка о войне и мире


«Холодная гора»:
Холодная гора — сказка о войне и мире

Елена ПРАВДА

Возьмите могучий сюжетообразующий элемент, каким является и всегда являлась для искусства война. Поместите этот элемент на фон замечательной природы, снегов, дождей трав и цветов. Отыщите в себе тень чужих жизней, которые, сплетаясь, заполнят своими судьбами получившееся полотно. Теперь вы готовы понять, за какую грандиозную работу взялся режиссёр Энтони Мингелла, приступая к съёмкам «Холодной горы». Плохо ли, хорошо ли, он обманул всех. И уже за одно это можно ему смело аплодировать

Комментариев: [3]


РЕЦЕНЗИЯ

Дом из песка и тумана: Дом с приведениями и видом на море


Дом из песка и тумана:
Дом с приведениями и видом на море

Роман КОРНЕЕВ

История фильма проста и сложна одновременно — старый дом по стечению обстоятельств становится символом спокойной жизни для её бывшей хозяйки, лишённой прав на дом по юридической ошибке, и для семьи иранского иммигранта полковника Берани. Оставшейся без крова и средств к существованию девушке вызывается помочь помощник шерифа, который её и выдворял из дома, начинается конфликт, который перерастает в конфликт межкультурный, межрелигиозный, межэтнический

Комментариев: [19]



все фильмы: рецензии и трейлеры
Жанры: комедии кинокомиксы фантастика ужасы мюзиклы
приключения криминальные мелодрамы боевики драмы спортивные
катастрофа исторические детские военные фантазия детективы



20 сентября, суббота

Когда мы в последний раз писали о кастинге второго сезона «Настоящего детектива», на разных стадиях переговоров находились четверо актёров — Колин Фаррелл...
Ли Чайлд, автор 19 романов о Джеке Ричере, поведал, что сценарист и режиссёр одноимённого фильма Кристофер Маккуорри не вернётся к работе над сиквелом...




Интерстеллар

19 сентября, пятница

Каждую неделю в Сети публикуются креативные рекламные ролики, короткометражные фильмы и мультфильмы...
Всего несколько дней понадобилось Энгу Ли, чтобы принять окончательное решение относительно своего следующего проекта...
Энди Макдауэлл примет участие в съёмках «Супер Майка XXL» — продолжении фильма Стивена Содерберга 2012 года...
Тоби Кеббел получил предложение сыграть главного антагониста в экранизации романа Лью Уоллеса «Бен-Гур: История Христа»...



РЕЦЕНЗИЯ

Корпоратив: Мы начинаем КВН


«Корпоратив»:
Мы начинаем КВН

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Если выбирать между безысходной реальностью «Горько» и КВН, то второе, безусловно, лучше


РЕЦЕНЗИЯ

Бегущий в лабиринте: Все побежали и я побежал


Бегущий в лабиринте:
Все побежали и я побежал

Роман КОРНЕЕВ

Эта так сказать «вселенная» даст фору по своей ограниченности даже убогим «голодным играм»
Комментариев: [6]


РЕЦЕНЗИЯ

Человек ноября: Тени прошлого


«Человек ноября»:
Тени прошлого

Роман КОРНЕЕВ

Cколько Броснану ни хмуриться, всё равно получается борнообразное би-муви на сильного любителя


ОБЗОР

Саундтреки лета 2014: фантастика правит бал


Саундтреки лета 2014: фантастика правит бал

Роман КОРНЕЕВ, Александр ТВЕРСКОЙ

В этом сезоне звуковая палитра блокбастерных фронтов простирается от золотых шестидесятых


РЕЦЕНЗИЯ

Ровер: Страна мёртвых


«Ровер»:
Страна мёртвых

Никита КОМАРОВ

Настоящий «коллапс», видимый в каждой сцене — не экономический и точно не природный, но человеческий


РЕЦЕНЗИЯ

Люси: Единственная в мире женщина-бог


«Люси»:
Единственная в мире женщина-бог

Роман КОРНЕЕВ

Пафосно, тупо и весело, с огоньком. Ровно как Бессон и снимает уже больше десяти лет к ряду
Комментариев: [6]


ОБЗОР

Сериалы: «Страшные сказки», «Настоящая кровь», «Фарго», «Ошибки прошлого», «Блудливая Калифорния»


Сериалы: «Страшные сказки», «Настоящая кровь», «Фарго», «Ошибки прошлого», «Блудливая Калифорния»

Гоша БЕРЛИНСКИЙ, Роман КОРНЕЕВ

Одни сериалы, стартовавшие плохо, на глазах становились лучше и лучше. Другие — напротив


АНОНС

18 сериалов: что посмотреть этой осенью


18 сериалов: что посмотреть этой осенью

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Что готовит новый телесезон? Что стоит просмотра? Мы сделали выборку самих любопытных премьер осени


ОБЗОР

Венеция-2014: Без шума и особенной ярости


Венеция-2014: Без шума и особенной ярости

Зара АБДУЛЛАЕВА

Фестиваль подтвердил ожидания, но не удивил, увы, новыми именами, сверхъестественными открытиями



Показать расписание фильма:


 



Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 70%
ролики 10%
кадры, постеры 3.4%
блоги, бокс-офис 2.6%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.1%



Кинокадр Кинокадр Вконтакте Кинокадр на Facebook Новинки кино 2013 Новинки кино 2014 фильмы 2014 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
2003-2014 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Реклама   
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2014   2014   2015   Афиша   Лучшие фильмы 2014