Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

О пользе мерцательной аритмии


Памяти Нины Зархи
Катя ТАРХАНОВА, 8 октября 2017
начало статьи » окончание

Но те, кто не отказался и недостаточно научился, попадают порой в «центр бури» (мы не будем здесь останавливаться на подменной публике, «троллях из Ольгино» или действительно нездоровых психически людях, которых социализация на FB притягивает не меньше, чем раньше — социализация в кинозале). Тогда разворачиваются многоэтажные «ризомные» скандалы и выяснения отношений, опять же переходящие в реальность, но в очень негативном смысле (по поводу «Легенды № 17» или «Левиафана» несколько лет назад, сериала «Тихий Дон» не так давно). Потому что умение строить ленту является провозвестником новой иерархии ценностей, где важна не средневековая «вертикаль», а современный «круг общения»:

— Не знаю, как у кого, но у меня в ленте очень видно, что нет никаких политических, этических и даже экономических разногласий. Страх, ненависть и корпоративная этика по большому счету курят в коридоре. Эстетические разногласия рулят. Люди прибиваются друг к другу по принципу: Ой, тебе тоже это понравилось? Давай дружить? Отбиваются соответственно: Ах, тебе не понравилось? Да пошел ты (и дальше следует куда более грубая лексика, чем на былом Удафф.коме). Национальные, социальные, религиозно-патриотические, партийно-правительственные траблы — это все лепет в сравнении с эстетикой конкретных имен и фамилий. Люди, достигнув какой-то вкусовой тонкости, так ее берегут на уровне общей грубости жизни, что, когда только предчувствуют посягательства со стороны чужой тонкости на сам факт — они вызверяются донельзя. Ты посягнул на самое святое — на мягкое, белое и пушистое, которое в животе. Вот и сдохни, гнида. Но, получается, что люди, которые жрут друг друга за копейку, повязаны партией и правительством, корпорациями, религиями, пятым пунктом и наличием/отсутствием квартиры-машины-дачи-яхты-недвижимости в Италии, люди, которые тратят на эту фигню всю жизнь до гробовой доски, они сами себя собой считают лишь в одном случае. Ой, тебе тоже понравилось? Значит, я не один такой?

— Утрированно, но верно. Виртуальность — это та же реальность на расстоянии одного касания. Люди с таким же "нравится" — как код для обозначения среды: понятной, безопасной в определенном смысле, дружелюбной тебе. И парадокс, что различий меньше, чем там, где бытие обрастает условностями, особенностями, ментальностью — в общем, тем, что принято для идентификации. Строя, нации, религий... Возможно, в реальной реальности хватает оппонентов, чтобы здесь облегчить существование некой утопией, что все люди — братья.

Круг общения тоже неоднороден, тоже подобен «медузе» (ризоме) с равноправными отростками, тоже небесконфликтен, но тут уже речь совсем не о Молохе. Тут уже давным-давно за примитивной оппозицией «нравится — не нравится» стоит априорное признание того, что «Я» не существует без другого «Я», причем каждое «Я» понимается как целая индивидуальность, не только рассуждающая, но включающая в себя всю систему сложившихся отношений. Даже если в «свой круг» вторгаются незнакомцы, их целая индивидуальность тоже определяется — по манере сетевого поведения, по гипертексту, а не только по «тексту слов». При этом, чем быстрее круг «крутится», тем более он «свой», несмотря на степень личного знакомства. Ритм беседы должен обеспечивать не пустую информационную гонку (как в культовом фильме интернет-молодежи «Безумный Макс. Дорога ярости»), но мерцание максимума обертонов. По этим обертонам, даже не вторгаясь в чужую коммуникацию, можно понять уровень индивидуализации (целостности) не пользователя, а общения.

Дау«Дау»

Вот свежий пример:

«Самый грандиозный кинодолгострой или заново созданная реальность? История про проект ДАУ, в который превратились съемки фильма Ильи Хржановского. Сухой итог таков: «лондонские монтажеры сейчас работают над тем, чтобы сделать из снятого в Харькове материала продолжительностью в 700 часов дюжину или более фильмов, телесериал, а также управляемую юзером нарративную интернет-систему». Что происходит на самом деле, никто не знает... Поэтому читайте, очень увлекательная история, которую можно по разному осмыслить! "Многие «туристы», которых сложно заподозрить в заинтересованности, клялись: все, что они видели в институте, было «по-настоящему». Куда ни зайди, все люди жили своей жизнью, занимались обычными делами, стирали себе одежду, готовили есть, принимали гостей и говорили о вечном (о злободневном, естественно, говорить было сложно — мешали штрафы). И эти люди были советскими до последней нитки и последней запонки. Даже в таких глубинах, куда камера оператора вряд ли бы дотянулась, пытливый глаз мог обнаружить не стринги и современную гигиеническую прокладку, а ретропанталоны, вату и бинт, выдаваемые в отделе «Г». По задумке Хржановского, любые мелочи, которые объектив захватить не в состоянии, все равно дойдут до зрителя — через мимику актера, его поведение, через цвет его лица. Поэтому все эти советские вещи должны присутствовать, они обязаны натирать, раздражать и впиваться даже тогда, когда их не видно».

Далее к записи прикреплена ссылка на полный текст статьи в одном из сетевых изданий, но это лишь начало истории, которая пока не собирается кончаться. Сначала пошли комментарии к этой записи:

— Какой плохой текст.

— Зато информативный.

— Тоже нет.

— А мне понравился текст, я из него все-таки что-то узнала, и он даже показался мне поэтичным.

— По-моему это однобокий, непрофессиональный, написанный предвзято и намеренно агрессивно и истерично текст. И вне зависимости от его "правдивости" или нет, вне зависимости от антипатий и симпатий нельзя поощрять и хвалить такие тексты.

— Ох, я не скажу насчет непрофессионально, но текст, по-моему, ужасный. Читать довольно противно.

— Не понимаю, отчего.

— Интересно. Как человек, проведший целую ночь на этом заводе, могу свидетельствовать, что это был удивительный и незабываемый опыт. Я сыграл главного редактора журнала "Театр", помнится.

— Марину Давыдову (смайл)? А с тебя брали подписку о неразглашении?

— Какую ещё Марину Давыдову?.. Она и не родилась тогда. И никаких "шуток" не допускалось там, никого "расколоть" там внутри так и не удалось. Сначала было забавно, потом стало жутковато все-таки... Альтман, кажется, был первым редактором журнала «Театр». Значит, его (смайл). Но я пытался создать собирательный образ (смайл). Насчёт подписки ничего не помню. Но переодевали тщательно, реально даже трусы заставили сменить... Мы там все обошли, перекусили в буфете... С Ильей потом пообщались. Очень обаятельный чел. Но, конечно, без "двойного дна" такого дела не прокрутишь.... Хочется хоть что-то увидеть.

— Знаешь, мне кажется, вне зависимости от качества на выходе, этот проект — ужасно интересная история для осмысления. Жаль, фактов мало, но, надеюсь, они появятся. Ты все же запиши свои впечатления — мне кажется, свидетельства будут востребованы (смайл). Вот это — от шуточно-иронического до жутковатого — самое любопытное, по- моему.

— Мы были делегацией театральных деятелей, приехавших в институт к ученым: я — главред журнала «Театр», Чулпан — артистка МХАТа, типа Тарасова, Андрюша Меркурьев — солист Большого театра.

— Там, что, только тридцать пять тысяч одних монтажеров?

Дау«Дау»

Здесь люди беседуют «в своем кругу», но придерживаются разных мнений. Топикстартер не конфликтен, а любопытен, но конфликт наклевывается, причем не с одним собеседником, а с несколькими: видно это как раз по краткости их возражений. Топикстартер переключается на интересующее его дополучение информации о событии от очевидца, контент сразу и даже непроизвольно увеличивается — обрастает контекстом, выраженным тоже очень индивидуально (юмор, образованность, подспудное неприятие всего советского, снимаемого в «Дау»), и, благодаря взаимопониманию собеседников можно понять их совершенно со стороны, «подключиться» к их собственному «кино». Однако оппоненты не умолкают. Одна из них уже на своей странице делает новую запись:

— Мне очень не нравится текст про «Дау» в той части, которую я успела прочесть — скажу честно, я его недочитала, потому что меня от таких текстов тошнит. Это — вери лонгрид, который написан с одним твердым убеждением и с желанием передать это убеждение всем прочитавшим. Убеждение в том, что Илья Хржановский — е...ат. Может быть, грандиозный, но е...ат. Что весь этот проект — порождение свернутых мозгов помешанного тирана. Под это автор текста — иногда достаточно искусственно — подверстывает все свои (чужие) наблюдения. Все эти сладострастные описания того, как, где, кто, с кем странно обошелся — вылезающее на свет самодовольное пошляческое сознание пишущего, уверенного в том, что он знает, где кончается норма. Этот текст прежде всего невыносимо пошлый. Это бабушки на скамейке, только почему-то призванные теперь писать «в прессу». Недаром он погонными метрами цитирует Идова — большего пошляка, по-моему, земля не рождала. Мысль о том, чтобы попробовать посмотреть, есть ли в этом безумии своя система — автора, кажется, даже не посещает. Он не понимает, и описывает по существу только свое непонимание, свои реакции, свое восприятие. У тебя при этом создается иллюзия, что ты получила какую-то информацию. А там нет информации, там есть «авторский» ракурс.

Запись получает широкий отклик и сочувственные републикации на страницах известных ньюсмейкеров. Комментарии к ней самой бесконечны и буксуют на одном месте, не давая уже никакой информации о событии, зато вскрывая ту или иную ангажированность комментаторов. Флейм заканчивается уже не в виртуальной, а в реальной жизни личным конфликтом по меньшей мере трех его участников. Эти «пользователи» в реальности дружили долгие годы. На Фейсбуке им хватило одной ночи, чтобы выявить несовместимость друг с другом, причем самое забавное, что, не будучи знаком ни с одним из них, ты, слыша ритм этого флейма, легко можешь сделать выводы о событии, фактах, уместности аргументов и личности каждого в целом. Притом комментарии на страницах ньюсмейкеров берут вдруг и подтверждают твою правоту:

— Все правда, текст так себе. Но фильм-то где? Фильма-то нет и не будет уже никогда, потому что это бред безумца, и деньги даже не сп...жены, а просто сожжены и пепел по ветру развеян.

— Демьян, вы не хуже нас знаете, что никто о проекте ничего "достоверного" не скажет, им запрещено раскрывать рот. Все фигуранты отправляют журналистов к Илье, а Илья запросы спокойно игнорирует. Это его право, в общем-то, но не нужно теперь утверждать, что попыток добыть информацию из первых рук не было (о том, что оные попытки имели место, в статье сказано открытым текстом).

— Знаете, как-то не заметил, где именно автор статьи поливает проект, он, скорее, комплиментарен и реально заворожен размахом картины, открывающейся на каждом повороте неоконченной истории. За 10 лет ожидания (в том числе и моего), это чуть ли не первая попытка обобщить все-все сведения, от репортажей до самых невероятных слухов. Зато критики "критической статьи" весьма преуспели как в навешивании ярлыков, так и в весьма неловкой попытке элитизации информации, мол, "вам не понять, не доросли, смотрите свои 50 оттенков серобуромалиновки, не лезьте в наше высокое искусство".

И вот в ту же самую ночь репост второй, «оппонирующей» записи делает глава ресурса, на котором вышла статья. Круг (уже не общения, а сетевого сюжета) начинает замыкаться:

— Наш текст по "Дау" запустил волны говна по ФБ. В комментах примерно через один Варвара Турова, рассказывающая, какой это чудовищный текст и, что, раз Хржановский ничего не прокомментировал, значит, и текст писать нельзя было. И много прочих удивительных персонажей…

— Мне кажется, количество статей, воспоминаний и слухов о "Дау" стремится к тому объему, который позволит этой "сопроводиловке" стать самодостаточным объектом, помимо самого феномена-фильма "Дау". Мифострой в действии?

Но здесь комментаторы уже недооценивают «сопроводиловку» в виде фейсбучных (виртуальных) баталий, которые за сутки смогли внести ясность в огромное количество вещей, в целое коловращение жизни и отношений массы людей около одного недоделанного фильма, сами став весьма многофигурной и многосерийной композицией реальности. Причем ее достоверность как «информационного поля» много выше, чем у недоделанного «Дау», как бы ни старался Илья Хржановский. У него на съемки и монтаж подобия такого «поля» ушли уже 10 лет жизни, у FB — один день (второй день уйдет, когда «Дау» либо умрет, либо выживет).

Дау«Дау»

Ритм «по обертонам», о котором говорил Эйзенштейн — но в линейном раннем кинематографе, где быть его не могло, а «обертонный монтаж» быстро делал картины одеревеневшими — возник в полном смысле в соцсетях, в ХХI веке. Только это уже ритм самих обертонов, и, конечно, чтобы он был, нужно его хотеть. Нужно хотеть не рассудочного, а целого контакта, в котором проявится личность, а не ее часть, и в многомерном, а не линейном времени. Нужно хотеть не знания, а не-знания ничего вне полноценного контакта (иногда его называют словом «любовь», не путать со словом «секс», но это уже излишки). Нужно забыть про «политику», «ангажемент», «этику» и «эстетику», «граммарнаци» с «обсценной лексикой» (где все опять по-отдельности) — так же, как в прошлом веке искусство кино забыло про фон и фигуры, слова и музыку. Настроиться нужно на то, что все время есть что-то не «над тобой», а «наравне с тобой». Только тогда появится неустойчивый, несказанный, но все же новый образ межчеловеческой реальности, причем более точный, чем в классике.

Конечно, как и в кино, на Фейсбуке сегодня до его сути — как до неба. Поэтому многие почитатели действительно «высокого рационализма» там и не появляются. Многим трудно переносить равенство с «простецом», а многим «простецам» открылось раздолье для продвижения в сети своего лютого нежелания сети и, соответственно, для выплеска своего «Я» без всякого учета другого «Я». Они подписываются чужими именами, трут свои записи и комментарии, пишут гадости и подключают толпу, пытаются воровать деньги и «убивать морально» — делают все то же самое, что и любой современный социум, включая государства, корпорации, банки и банды. Конечно, как и кино, Фейсбук с момента зарождения несет в себе опасную возможность торжества манипуляций и самопрезентаций, и они тоже сильно ускорились:

— Лапунюшка, Земфира с Ренатой — гении, а ты — унылое чмо (это то, чем называют тех, кто за глаза балаболит о женщинах).

— Самовыразилась, ковырялка трухлявая? Теперь сье... к х... собачьим!

— О! сразу виден русский интеллигент. Поганенький и трусливенький.

Тяжело, да. Но при желании не делить на «своих» и «чужих» именно на Фейсбуке становится понятно, что «своих» и «чужих» не существует, и люди не просто «разные». Над «разницей» может быть еще тысяча «единств» по бесконечно дробящимся «обертонам», и в этом процессе Фейсбук — только начальная стадия.

начало статьи » окончание

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2017/10/08/social.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДРАМА"




5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама