Элизиум:Элизиум: Счастье всем даром«Элизиум» (“Elysium”), 2013 В Голливуд мало попасть, в нём надо ещё стать своим. И если первый пункт программы зачастую прост — нужно снять что-нибудь экстраординарное у себя на родине, будто то бульвары Квинса или далёкая Южная Африка, и вот тебя заметили, отмыли, привезли на экскурсию к той самой надписи на холме, может даже дали денег под вспышки фотокамер… и тут же забыли. Теперь ты уже сам. Писать и читать сценарии, выслушивать бредовые предложения продюсеров средней руки, в общем, искать своё место в этом киномуравейнике. Не все в итоге доходят до того, чтобы вообще что-нибудь снять, многие теряются на подходе. Для прочих возникает недюжинная проблема — первый же твой фильм должен быть а) максимально голливудским, чтобы тебя приняли за своего и б) максимально авторским, обладающим собственным лицом, чтобы не превратиться тут же в очередного голливудского «факин профешнла», которых там и так пруд пруди. Есть ещё третья проблема — окупаемости, но новичкам редко дают совсем уж запредельные деньги. Ровно эта задача стояла перед Нилом Бломкампом, который после «Района 9» стремительно взлетел к пантеону редкой когорты режиссёра-фантаста с оригинальным мышлением (таковые вообще со времён «ревущих восьмидесятых» как-то на голливудских холмах поизвелись, всё комиксы кругом, один серьёзнее другого), но «своим» в Голливуде, конечно же, ещё не стал. В итоге долгих размышлений он, похоже, наступил на все возможные в процессе выбора своего первого голливудского проекта грабли. И первыми граблями стало такое типично голливудское явление как «прокатная рифма» — сюжетное сходство и даже произносительное созвучие «Элизиума» с «Обливионом» вряд ли доставило радости отделу маркетологов «Сони». А что, там разрушенная Земля и висящая в небе дизайнерская блямба, тут шарящиеся по поверхности отморозки с острым желанием восстановления социальной справедливости. Даже злая тётенька-супервайзер в обоих случаях хоть формально играет совсем разную роль в сюжете, но общего между фрустрированной франкофонной Джоди Фостер и говорящей головой «вы же эффективная команда» больше, чем хотелось бы Нилу Бломкампу. Ну, сравнивать Круза в чистеньком костюмчике и Дэймона в экзоскелете не будем, дабы не наступать лишний раз на фанатские мозоли, но общая шаблонность характеров их персонажей не один раз заставит их сопоставить. Упорное следование голливудским шаблонам — это вторая болезнь подающих надежды новичков. Тут сложно сказать, попадают они под нахрап продюсеров или просто им так кажется проще «стать своим», но в отличие от абсолютно оригинального в каждом своём повороте «Района 9», новое кино Бломкампа чисто сценарно это один большущий штамп. Хакеры-подпольщики, вездесущие мексиканцы, обязательно тяжёлая грязная ручная сборка каких-нибудь роботов (тут, если хотите, наступает дежавю с прошлогодним провальным римейком «Вспомнить всё»), якобы голодающие, а на самом деле тщательно неумытые детишки, постулативно перенаселённая Земля, почему-то совмещающаяся с гужевым транспортом и торговлей хрюнделями с лотка прямо посреди улицы, в общем, даже та самая социальная несправедливость состоит у Бломкампа не в чистом воздухе для всех (воздух вроде чистейший, только облачность почему-то исчезла, океаны что ли испаряться забыли?) и не в голодающих детях (голодающих в фильме что-то вообще не видно), и даже в печальной судьбе мексиканских нелегалов, прорывающихся к «белым людям» (это как раз неплохо, но мало), а в том, что у проклятых франкофонных (к чему бы это) гадов, в отличие от жителей трущоб, хватило ума у себя на Элизиуме посеять вокруг домиков траву и нарыть бассейнов и жить как людям, даром что воздух в космосе вращением не удержишь, он с открытой платформы давно должен испариться, но фиг бы с этим. Главная же проблема Земли 2154 года по сценарию, это не перенаселение, экология, обеднение и засоление почв, денегерация генофонда, недостаток пресной воды, вообще минеральных ресурсов и банального электричества (про термояд ничего не слышно, всё летает явно на обычном химическом топливе), главная проблема середины XXII века по Бломкампу это то, что робополицейские ни за что забижают честных бывших гоп-стопщиков (тут начинаешь вспоминать «Мальчишник 3», ей-богу), директора заводов по сборке роботов не желают нюхать «рабочую косточку» и зыркают сверху глазом, а мудаки начальники смены хреново следят за техникой безопасности на вверенном производстве. А, ну и да, те, которые сверху, зажали, суки, волшебные аппараты по исцелению практически всего, включая осколок гранаты в голову, а так бы мы зажили! Что стало бы с и так перенаселённой бесконтрольно плодящейся Землёй, если бы эти аппараты сделали бы всех живущих внизу практически бессмертными, главный герой нифига не задумывается, ему просто помирать не охота. И в этом (ну и, заодно, девочке с острым лейкозом, негоже главгерою только за свою шкуру бороться) состоит главный конфликт фильма — сверху сволочная Фостер, снизу демонический агент Крюгер в шедевральном исполнении Шарлто Копли, который переигрывает Дэймона одним движением брови, в общем, некуда нашему герою податься, кроме как стать народным мстителем в стиле одного харизматичного русского из второго Желчела. Мотивация очень похожая, и нате вам ещё один штамп, мне не жалко. Впрочем, штампами этими Бломкамп не слишком увлекается, они для него — скромные обстоятельства действия, повод для драки, не более того. Конечно, в таком изводе лютый социальный подтекст «Района 9» превращается в блёклый левацкий «социальный контекст», вынесенный в заголовок этого обзора, равно как все эти псевдохакерские прибамбасы а-ля «Джонни-мнемоник» не делают фильм новым словом в жанре, но мы в общем в кино пришли не за этим. Бломкамп, видимо, с самого начала хотел снимать не сайфай, а боевик в антураже, и он бросается в это море экшна с облегчением утопающего, нащупавшего, наконец, ногой заветное дно. Это вам не проходные поскакушки, где смена локаций заменяет движение сюжета, нет, в «Элизиуме» экшн это его, сюжета, основа и ядро. Противостояние обречённого Дэймона и демонического Копли, единожды начавшись, станет приводным ремнём повествования и позволит напрочь забыть и про вторичность, и про куцую мотивацию, и про странности мира вокруг (современные нам мониторы в 2154 году, галимый жк-браслет у начальника безопасности Элизиума, экзоскелет, при помощи болгарки и такой-то матери прикрученный прямо на футболку, орлы?), и даже про мамочку с деточкой, впрочем, их бенефис ещё настанет. Троица отморозков в «тактических бородах» эдакими демонами носится вокруг главгероя, а сам он, подобно механизированной валькирии, лупит в белый свет, как в копеечку, временами начиная напоминать самого себя в борниаде, разве что ведёт себя более эмоционально и менее расчётливо. Все вокруг канальи, а я д'Артаньян, какбэ восклицает наш герой и с самоотверженностью смертника кидается в бой. Бломкамп же с таким смаком расписывает в сценарии очередные 50 страниц непрерывного экшна, что больше напоминает мальчишку советских времён, который, выйдя из кинотеатра, по пути домой пересказывает товарищам «а тут он его бдыщ, а на него сверху бабах». И вот этого всего так много, разнообразно, основательно, и оно так плотно упаковано, что ближе к ключевому диалогу про «материнский инстинкт» уже как-то подустаёшь. Хорошо, что Блокмамп это вовремя чувствует и даёт зрителю передышку перед финальным зарубом. Шаттл летит по коридору, Копли строит рожи, Дэймон делает сложное лицо, девочка изменившимся лицом бежит пруду. В дыму пожарища сгинул Фихтнер со своей звериной харизмой, да и Фостер осталось маячить в кадре всего-ничего, чего не скажешь о зачем-то пародирующем Хауса кулхацкере. Поехали. Нет, в финале не будет особых поворотов, что вы хотели, с таким-то соцреализмом в исходном посыле, а парочка драматических моментов так и останется вставными осиновыми колами в сердце мятущегося Дэймона. Но Копли ещё произнесёт свою финальную речугу про «ты меня не пройдёшь», женщина-врач ещё потребует реанимационный набор и два кубика атропина, а робот-охранник ещё сделает свой вывод на команду «всех убить, всё отнять». И это тоже такой южноафриканский ответ этому вашему Голливуду. Да, вторично, но новичок явно не потерял себя в голливудском муравейнике, он чувствует материал, а значит, будут вам ещё фильмы, кто знает, может и вожделенный многими «Район 10».
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/08/07/elysium.shtml
Лучшие отзывы | Оставить отзыв
bobvelorok
Смерть сурикатам!
Вот если представить, что режиссер Района и Элизиума был выходцем из России, а не ЮАР, то его кино было бы интереснее и смешней.
Вместо выжженной серой глины и песка мы любовались бы заваленными снегом хрущевками, промзонами с огроменными трубами, спившимися деревнями, порушенными церквями... далее Такой Элизиум нам не нужен!
Только что посмотрел данное "творение" и до сих пор нахожусь в шоке от увиденнего и никак понять не могу - что произошло с режиссером? Насколько прекрасен был "Район №9" и насколько ужасен получился "Элизиум"! Просто небо и земля! Сабж не спасают не спецэффекты, ни мужественная морда Деймона, ни даже чудо медицины - реанимационные ящики... далее Быдлить иль будлить, вот в чем вопрос...
Вообще-то тут, мне кажется, не ставится вопрос "что делать с прорвой маргиналов на засранной планете". Скорее предостережение - что если. Если и дальше заниматься расслоением общества "бедные беднее - богатые богатее", забить болт на любые проявления социализма (который наоборот, всех в одну шеренгу загоняет... далее Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ФАНТАСТИКА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|