Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Дина Дурбин: Золушка с характером

Надежда ЗАВАРОВА, 8 мая 2013
Дина Дурбин: Золушка с характером

20-го апреля не стало Дины Дурбин — одной из самых знаменитых и очаровательных звёзд Голливуда 30-х-40-х годов. «Параллельный монтаж» уже обращался к судьбе Дины, когда актриса праздновала своё девяностолетие 4 декабря 2011 года. Сегодняшний выпуск рубрики коснётся в большей степени экранного образа Дурбин, расскажет о том, как к нему относились кинокритики и простые зрители. Это дополнит кинокадровский портрет актрисы и станет ещё одним кусочком смальты в красивой голливудской мозаике под названием «Жизнь кинозвезды Золотого века Голливуда».

Почётный донор и Триумфальная арка

Дина Дурбин: Золушка с характером

Трагические события ХХ века не обошли стороной Голливуд. Карьера Дурбин, начавшись во времена Великой депрессии, продолжилась в период Второй мировой войны. Вместе с другими голливудскими звёздами, Дина снялась в нескольких «агитационных» картинах, предназначавшихся для поддержания боевого духа солдат. Кроме того, в её художественных фильмах звучали «патриотические ноты». Так, картина 1941 года «Тихоня» заканчивалась двумя песнями патриотического характера: «Благодарю тебя, Америка» и «Всегда будет существовать Англия». В 1943 году на экраны вышел фильм «То, что она не отдаст». По сюжету фильма возлюбленный Дины, пилот (его играл Джозеф Коттен) уходит на войну, а в одной из начальных сцен героиня Дины (Пенни) сдаёт кровь, чтобы помочь раненным. Дина по-настоящему сдала кровь, чем вызвала одобрение и без того обожавшей её публики. Кроме того, Дина была частой гостьей в «Голливудской столовой», где звёзды, среди которых были Марлен Дитрих и Хеди Ламарр, танцевали с бравыми солдатами американской армии, всячески пытаясь ободрить их перед отправкой на фронт.

Дину всегда отличали исключительная вежливость и такт — она старалась отвечать на все письма поклонников — даже когда её кинокарьера осталась в далёком прошлом. Её никогда не забывали, и корреспонденции всегда было много, но, тем не менее, Дина находила возможность предупредить тех поклонников, с кем состояла в постоянной переписке, о переезде и смене адреса. Она была благодарна зрителям за то, что они помнят и смотрят её фильмы и не хотела, чтобы их письма оставались без отклика. Кроме того, её всегда интересовало, каким её образ остался в памяти зрителей. В начале 80-х гг одно французское издание опубликовало новость о том, что Дина Дурбин, живя в забвении, сильно поправилась. Дина тут же отправила в редакцию издания своё последнее фото с запиской: «Дорогие друзья, как видите, я всё ещё могу пройти сквозь Триумфальную арку, не задержав дыхание».

Из России с любовью

Дина Дурбин: Золушка с характером

В нашей стране одним из самых известных корреспондентов Дурбин был журналист и киновед Глеб Скороходов — автор цикла телепрограмм «В поисках утраченного»: один из выпусков он посвятил Дине Дурбин. Скороходов вспоминает:

Началось всё с пластинки. Всесоюзная студия грамзаписи выпустила долгоиграющий диск «Поёт Дина Дурбин». В него вошли музыкальные фрагменты из лучших фильмов актрисы. Как этот диск попал в Париж, где сейчас живёт Дина, одному Богу известно, но вскоре в Москву пришло письмо, в которое с трудом верилось. Знаменитая кинозвезда удивлялась: разве её фильмы шли когда-нибудь в СССР? Неужели её помнят? И просила рассказать, какие именно ленты видели наши зрители, когда это было, показывали ли её картины дублированными или на английском языке?.. Неужели Дина Дурбин не знает, какой популярностью пользовалась она в нашей стране? Не знает, какой бешеный успех имела у нас ещё в предвоенные годы одна из первых её картин «Сто мужчин и одна девушка»?! Как зрители подпевали актрисе, когда она пела в «Весеннем вальсе»?! Не знает, как с замиранием сердца слушали её «Калитку» и «Отчего да почему» в самый разгар войны в «Сестре его дворецкого»?! И аплодировали посередине сеанса в «Метрополе», в трёх залах которого «впереноску» крутили одну картину… Аплодировали и восхищались её русским с чарующим акцентом, искренностью и вдохновением и, конечно, песнями, в те годы «нерекомендованными» для исполнения. Не знает и о том, какие очереди выстраивались уже после войны на «трофейные» фильмы с её участием?! И как после них школьницы распевали «Едут леди на велосипеде», а эстрадные певцы и среди них дамский кумир Михаил Александрович — ставшую мгновенно популярной «Амаполу»? На рынках и в электричках в те времена нарасхват шли самодельные анилиновые фотографии Дины, прижимающей к груди пунцовую розу.

Дина Дурбин: Золушка с характером

Так между журналистом и Диной Дурбин завязалась переписка. Актриса любезно отвечала на вопросы, которые интересовали Скороходова. На его вопрос, какой из её фильмов она любит больше всего, актриса ответила:

Не могу сказать, какой из фильмов, в которых я снялась, мой самый любимый. Каждый из них вызывает во мне воспоминания, связанные и с моей личной жизнью, и с профессиональной деятельностью. И каждый был по-своему дорог в те времена, когда он делался. И всё же особенно я ценю картину «Рождественские каникулы», в ней я впервые сыграла драматическую роль. Эта работа резко отличалась от всего , что я делала раньше… Другой фильм, о котором Вы написали, — «Сестра его дворецкого». Его режиссёр Фрэнк Борзедж снял несколько фильмов, которые я очень люблю, — «Твердыня человека» со Спенсером Трейси и «Прощай, оружие» с Гэри Купером. Я снялась в двадцати одном фильме. Шесть из них поставил Генри Костер, который тоже был прекрасным режиссёром… Перед моим нынешним мужем Шарлем Дэвидом поставили сложную задачу — снять со мной музыкальную комедию о том, как раскрывают тайну убийства! Не думаю, что до этого кто-нибудь пытался сделать нечто подобное, но у него это очень хорошо вышло. Фильм назывался «Леди в поезде».

Дина Дурбин: Золушка с характером

Таким образом, Дина получила ещё одно подтверждение своей огромной популярности во всём мире. Среди людей, когда-то ею очарованных — знаменитый критик и историк кино Дэвид Шипмэн. Впервые Шипмэн увидел Дину в картине «Первая любовь» — и уже в далёком 1940 году семилетний Дэвид был покорён актрисой и навсегда попал во власть её чар. Впоследствии Шипмэн стал автором множества книг, в том числе “Good Film and Video Guide” (1984), где и написал о каждом из фильмов Дины Дурбин. В 1982 году, после долгих лет молчания Дурбин согласилась дать развёрнутое интервью именно Дэвиду Шипмэну: их длившийся более пяти часов разговор был опубликован.

В начале интервью Дина обратилась к Шипмэну со словами: «Я знала, что рано или поздно дам интервью и решила, что моим интервьюером будете Вы. Мне понравились две ваши книги о кинозвёздах и такие ваши высказывания, как: “в системе всё строго подчинялось интересам машины и было направлено против индивидуальности…” Я восхищаюсь вами подобно тому, как восхищаются учёным, который всего по нескольким косточкам способен воссоздать динозавра целиком… Мне интересно, что вам удастся сделать из тех “кусочков”, которые я вам сегодня предоставлю…»

Дина Дурбин: Золушка с характером

Как и многим другим, Дурбин отказалась помогать Дэвиду Шипмену в написании собственной биографии. Однако, несмотря на это, она относилась к нему с теплотой и уважением. Вот что она написала по поводу его смерти в возрасте шестидесяти трёх лет 22 апреля 1996 года (письмо датировано 21 июля 1996 года и было отправлено в фан-клуб актрисы «Общество Дины Дурбин»): «Дэвид Шипмэн был другом и дорогим мне человеком. Он был одним из многих, с кем я отказалась писать книгу о Дине Дурбин. Несмотря на это, он с большой учтивостью принял мой отказ и никогда не позволял этому влиять на наши отношения. Он был интересным собеседником, с ним было приятно встречаться. Для мира книг о кино — это большая потеря: его будет очень не хватать тем, о ком он писал, так же, как и тем многим, кто его знал...» Вступление к интервью с Диной Дэвид Шипмэн закончил словами: «Как все великие звёзды, она загадочна».

Старая сказка на новый лад

Дина Дурбин: Золушка с характером

В киноведческих кругах принято называть Дину Дурбин «новой Золушкой Голливуда» и считать её наследницей златокудрой Мэри Пикфорд. Ещё в конце тридцатых годов один английский кинокритик задавался вопросом: «В чём секрет этой девочки?.. Возможно, в её свежести и спонтанности. Кажется, ей действительно нравится всё, что она делает в своих фильмах. В ней есть шарм, подобный тому, который в ранние годы немого кино помог Мэри Пикфорд завоевать титул любимицы всего мира».

Было бы, конечно, нелепо отрицать тот факт, что в американском кино каждый занимает свою нишу, и прежде всего это относится к актёрам, которые практически всегда, за очень редким исключением, имеют чётко определённое амплуа. Отрицать своеобразную преемственность тоже бессмысленно, потому что актёры уходят, а амплуа остаются.

Когда-то главным «ковбоем» Голливуда был Джон Уэйн; со временем ему на смену пришёл новый «истинный обитатель Дикого Запада» — Клинт Иствуд… Поэтому в определённом смысле образ, созданный Пикфорд, просматривается в героинях Дины Дурбин. Вместе с тем, ситуацию корректировала не укладывающаяся в голливудское клише личность актрисы. На первый взгляд, у неё тоже было строго обозначенное амплуа, однако, мне кажется, что воплощённому ею образу до сих пор не дано исчерпывающее определение.

Дина Дурбин: Золушка с характером

Можно сказать, что Дина Дурбин работала в амплуа «инженю» — это будет верно, но лишь отчасти. Назвать созданный ею образ «образом Золушки» — не означает ошибиться, но, по меньшей мере — не сказать всей правды, потому что и такое определение не может считаться верным, поскольку лишь формально созданный ею образ связан с мотивом Золушки. С точки зрения сюжета, хода его развития, обязательных атрибутов — принца, милой девушки, достойной счастья, но лишь в конце его обретающей, бала и т.д. — это, действительно, воспринимается, как новый вариант старой сказки. Но мысль о «новом воплощении истории Золушки» в гораздо большей степени относится к историям в фильмах Дины Дурбин, чем к образам её героинь. Можно сказать, что Дурбин в фильмах часто оказывается в ситуации Золушки, но никогда Золушкой не является — её характер всегда выходит за рамки известного образа. И дело здесь не только в желании авторов картин осовременить сказочный персонаж. В кинематографический характер Дурбин изначально заложены присущие самой актрисе черты, которые не позволяют воспринимать её как «обычную» Золушку.

Желая разобраться в особенностях экранного характера Дины Дурбин, обратимся к фильму «Первая любовь», который фактически является современной экранизацией сказки о Золушке. О «Первой любви» Ричард Маллет из журнала “Punch” сказал, что это «Самая очевидная история Золушки, какую я когда-либо видел, кроме самой “Золушки”…» Фильм Генри Костера «Первая любовь» с семнадцатилетней Диной в главной роли вышел на экраны в ноябре 1939 года. Рабочее название фильма — «Золушка».

Дина Дурбин: Золушка с характером

Cюжет картины полностью соответствует как окончательному, так и рабочему названию: героиня Дины — сирота; по окончании колледжа она отправляется жить в семью богатого дядюшки из Нью-Йорка. В большом городе ей предстоит встретить «злую» кузину, добрых друзей (в данном случае — слуг) и, конечно, Принца. При этом Принц даже будет восседать на белом коне (которого Дина накормит сахаром). А сама, убегая с бала, потеряет башмачок. Но каков характер героини Дурбин, которая попала в ситуацию, как две капли воды напоминающую классическую историю Золушки?

Конни (Дина Дурбин) — девушка решительная, сообразительная и очень активная. В эпизоде, когда она по просьбе двоюродной сестры должна каким-то образом срочно остановить уезжающего верхом жениха кузины, она, не растерявшись, тут же придумывает способ вернуть удаляющегося всадника: Конни зовёт его, копируя голос мальчика, в обязанности которого входит позвать наездников к телефону, если им, например, кто-то звонит. Вот Конни и кричит, что молодого человека просят подойти к телефону — хитрость удаётся…

Кузина попросила задержать жениха (Роберт Стэк) до её приезда — Конни делает всё, что в её силах; даже притворяется, что теряет сознание. В конце концов, просьба кузины оказывается выполненной, но в благодарность за своё старание Конни услышит только: «Ну, ладно, спасибо». И ещё кузина раскритикует поведение Конни — и всё потому, что она (Хелен Пэрриш) — эгоистичная, разбалованная, грубая и неблагодарная. Собственно, она такая, какой и должна быть сестра Золушки из сказки.

Способность не растеряться в любой, самой сложной, ситуации, быстрота принятия решений и немедленное, безотлагательное претворение своего решения в жизнь — это качества, характерные для всех героинь Дины Дурбин. Когда она оказывается одна в кабинете менеджера Леопольда Стоковского, то, не колеблясь ни минуты, отвечает на телефонный звонок, на который, естественно, отвечать не должна — и убеждённо, словно это и есть правда — сообщает журналисту, что знаменитый дирижёр должен в ближайшее время выступить с оркестром безработных музыкантов («Сто мужчин и одна девушка», 1937).

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/05/08/durbin.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Премьеры мая: «Железный человек 3», «Стартрек 2», «Форсаж 6»


Премьеры мая: «Железный человек 3», «Стартрек 2», «Форсаж 6»

Роман КОРНЕЕВ

Закончилось апрельское межсезонье, вместе с затяжными майскими идами на экраны возвращаются настоящие блокбастеры, а то затишье в кинотеатрах уже наводит в сердцах киноманов натуральное уныние. Как и положено началу летнего сезона, май с ходу вываливает на нас традиционные голливудские жанры-тяжеловесы: тут вам и кинокомикс, и компьютерный мультфильм, и экшн-боевик, и задорная комедия для взрослых. Впрочем, столпотворением это назвать тяжело — трудно насчитать хотя бы пяток заметных фильмов второго плана.

Отзывы: [3]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.2%
По телевизору 4.4%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.6%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.6%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама