Наш неофициальный телеграм-канал о кино «Мы ругаем»

Спагетти-вестерны: киноманское счастье за пригоршню долларов

Надежда ЗАВАРОВА, 26 января 2013

Каждый фильм Квентина Тарантино — событие для его многочисленных поклонников и для всего киномира. Будучи режиссёром, исключительно тонко чувствующим кино, он никого не оставляет равнодушными. Едят ли его персонажи «лё бигмаr», убивают ли Гитлера в оккупированном немцами Париже, расхаживают ли по рабовладельческому Югу в ярких камзолах — это всегда интересно для любого страстного киномана с хорошей памятью — такого, каким является сам Квентин.

Квентин Тарантино

Но всё чаще задаёшься вопросом: снимает ли Квентин своё кино или просто водит зрителя по лабиринту собственных кинематографических привязанностей и воспоминаний. Конечно, это его — тарантиновский — мир, но создал ли он его с нуля, почувствовал ли, как единственно возможную для себя реальность?.. Или он просто мастерски воссоздал мир других авторов — тот любимый с детства мир, где ему по-человечески комфортно, с той эстетикой, которая неизменно будит его воображение?..

На кинематографическом лице Тарантино лежит усталая улыбка постмодернизма. И вовсе не потому, что он цитирует, всё, что однажды впечатлило его в кино; не потому, что он иронично относится ко всему вокруг и к самому себе; не потому, что смешивает жанры так, что драма наутёк бежит от комедии, которая, в свою очередь, держит на мушке мелодраму, искусно владеющую восточными единоборствами. Тарантино сам по себе — воплощение постмодернизма, а вернее того, к чему пришло искусство, когда постмодерн столкнулся с современным искусством.

Собственно, изменилось отношение автора и реальности: сотворение, создание чего-то уступило место воссозданию и копированию. Современный художник перестал нуждаться в собственном мире, теперь ему вполне достаточно мира окружающего. Это не хорошо и не плохо — это данность, естественный ход вещей. Внутренняя потребность самовыражения сменилась желанием высказаться, а для этого не нужно искать новые формы и гармонии внутри себя — достаточно оглянуться вокруг: мир с его богатством образов и форм, со всем его художественным наследием готов подарить любую из уже существующих форм каждому художнику. И фильмы Тарантино — лучшее тому подтверждение.

Квентин не просто приглашает зрителя в мир своих любимых фильмов, а использует их, как средство художественной выразительности, как элемент киноязыка, как форму, идеально подходящую для выражения собственных сценарных замыслов и идей. И пусть эта форма придумана другими — он её любит, знает и точно представляет, для чего она ему нужна. Тарантино — самый прагматичный киноман на свете: он словно задался целью перемонтировать историю кинематографа на свой лад. И это вовсе не упрёк, потому что делает он это всегда с исключительной искренностью.

Итальянские мечтатели и Дикий Запад

Джанго Освобождённый

Сегодняшний выпуск «параллельного монтажа» посвящён спагетти-вестернам, в которых Тарантино черпал вдохновение и находил формальные решения для фильма «Джанго Освобождённый». Интересно, что больше всего Тарантино увлечён режиссёрами, которые, как и он, воссоздавали мир. Но их Дикий Запад был плодом фантазии, его связь с действительностью была эфемерной. При этом он казался публике реальным и самодостаточным. Кинематографический же мир Тарантино лишён самодостаточности — он больше напоминает звучное эхо славного прошлого кино. Этот мир узнаваем, ценен своей выразительностью, но в нём нет воздуха, нет той степени соединения жизни и выдумки, чтобы зритель мог разглядеть целостную картину мира одного автора.

Этим Квентин кардинально отличается, например, от Серджио Леоне. Возможно, именно поэтому Тарантино и сюжетно, и формально, и эстетически ближе фильмы Серджио Корбуччи, чей «Джанго» — скорее итальянский вариант сурового американского ковбоя, чем образ, созданный режиссёром для собственной истории. Корбуччи более прямолинеен и однозначен: чёрное у него — это чёрное, а белое — вообще остаётся за кадром или прячется под спрятанным в гробу пулемётом. Это не Леоне, стремящийся показать все оттенки чёрного в одном характере и все отеки белого — в нём же. Тарантино ближе подход Корбуччи, потому что, взяв однозначную форму, можно наполнить её собственными смыслами. В кинематографическом же мире Серджио Леоне всегда выражалась индивидуальность автора, этот мир был слишком личным, поэтому, восхищаясь Леоне, Тарантино в своих фильмах чаще обращался к Корбуччи.

Для Леоне Дикий Запад был не только местом действия, но способом построения собственной кинематографической истории, своей кинолексикой. Для Тарантино же любой вдохновивший его жанр или фильм в принципе взаимозаменяем. Перед Квентином-киноманом и режиссёром открыты сто дорог, перед Леоне была только одна — та, которую он выбрал сам, и вела она на Дикий Запад.

Джанго — любимый постоялец итальянских отелей

Джанго

Режиссёр Серджио Корбуччи широкому зрителю в нашем Отечестве больше известен своими забавными и непритязательными комедиями «Блеф» с Адриано Челентано и «Синьор Робинзон» с Паоло Вилладжио. Эти фильмы появляются на наших телеэкранах с завидной регулярностью. Но всемирную известность Корбуччи принесла его работа в спагетти-вестернах, главным из которых был «Джанго» 1966 года выпуска с Франко Неро в главной роли.

Спагетти-вестерны принято называть поджанром классических голливудских вестернов. Порой к ним относятся, как к чему-то «не совсем настоящему», как к игрушечной версии американских фильмов, кинематографическому пустяку с забавным гастрономическим названием. Однако мне это представляется не совсем верным, потому что лучше рассматривать развитие любого жанра или направления в искусстве как непрерывный процесс со своей внутренней логикой развития, а не как цепь «случайных кинематографических событий», которые то и дело происходят в разных странах в разные временные периоды. Для меня лучшие из спагетти-вестернов являются прямыми наследниками классических картин Джона Форда 30-х — 40-х гг. А, например, «Пэт Гэрретт и Билли Кид» (1973) Сэма Пекинпа продолжает линию жизни жанра после «долларовой трилогии» Леоне.

Интересно наблюдать, как развивался образ главного героя вестерна в фильмах Джона Форда. Картины разделены десятилетиями, объединяет их исполнитель главной роли Джон Уэйн, чей весёлый и смелый Ринго Кид из «Дилижанса» (1939) разительно отличается от жестокого и мстительного Итана Эдвардса из «Искателей» (1956). Ринго Кид готов сразиться с индейцами в честном бою, а Итан Эдвардс, обуреваемый желанием отомстить за гибель семьи брата, стреляет в глаза уже мёртвого индейца, надеясь лишить душу врага возможности обрести покой.

Джанго

Беспощадный Джанго, стреляющий во всё, что движется, жестокие мексиканцы, которые отрезают врагу ухо, пулемёт в гробу — всё это естественное развитие характеров в рамках жанра, где жестокость стала одним из спецэффектов, а смерть превратилась в неизбежный итог всего происходящего.

Безымянный герой вестернов Серджио Леоне возвращает жестокости человеческое лицо. Для него жестокость — проявление человеческой натуры. А ведь в каждом человеке хороший, плохой и злой находятся на расстоянии одного вздоха. И постепенно настал черёд тяжёлых решений и бури человеческих страстей для Пэта Гэрретта из знаменитой картины Сэма Пекинпа, где герой должен убить своего лучшего и единственного друга. Жестокость вновь затаилась в душе человека, она не в пистолете, а в глазах главного героя.

Несмотря на насыщенность каждого кадра «Джанго» насилием, итальянские зрители так полюбили главного героя, что до сих пор регистрируют Франко Неро в отелях под именем Джанго. А ведь, кроме спагетти-вестернов, он снимался в разнообразных картинах: от «Тристаны» (1970) Луиса Бунюэля до второй части «Крепкого орешка» (1990) — число картин с участием Франко Неро давно перевалило за полторы сотни.

Итальянский лев на Диком Западе

Серджио Леоне

Серджио Леоне родился 3 января 1929 года в Риме в семье кинорежиссёра и киноактрисы. Казалось, что ему предначертано стать режиссёром, но Серджио отправился изучать юриспруденцию. Но от судьбы не уйдёшь: в 18 лет он забросил учёбу в университете и отправился работать ассистентом режиссёра к Витторио де Сике, который тогда только приступил к съёмкам своей неореалистической жемчужины — картины «Похитители велосипедов» (1948).

Готовому учиться у мастеров и искренне увлечённому кино Серджио, не составило особого труда устроиться на работу и на римскую студию «Чинечитта». Для молодого человека это была прекрасная школа, потому что ему удалось поработать на съёмках отечественных картин «меча и сандалий» — масштабных костюмных постановок с лёгким намёком на исторический сюжет и невероятными приключениями главных героев.

Кроме того, это был период активного сотрудничества римской киностудии с голливудскими продюсерами. Многие голливудские картины разных жанров снимались в гостеприимных кинопавильонах Вечного города. Леоне работал на съёмках масштабного приключенческого полотна Уильяма Уайлера «Бен Гур» (1959). В том же году Марио Боннард приступил к съёмкам «Последних дней Помпеи». Но синьор Боннард заболел, и Серджио пришлось самому заканчивать фильм. В 1961 году Леоне снял свой первый самостоятельный фильм «Колосс Родосский». К этому времени Серджио твёрдо решил, что с картинами в жанре пеплум пора заканчивать и стоит заняться чем-то другим.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/01/26/spaghetti.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Великий уравнитель 2Ральф против интернетаХищникБамблбиСмолфутВеномСтеклоАквамен

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Мартин Скорсезе — человек с киноаппаратом


Мартин Скорсезе — человек с киноаппаратом

Надежда ЗАВАРОВА

Благодаря Скорсезе мы можем не только с восхищением и лёгкой грустью вспоминать о далёких временах Золотого века Голливуда: Марти нередко преподносит нам самый лучший подарок из тех, которые режиссёр может подарить киноманам — уникальную возможность быть современником хорошего фильма, прийти в кино и понять, что соприкоснулся с настоящим произведением искусства. Сегодня читатели Кинокадра пройдут по длинному и интересному пути Скорсезе-документалиста.






Одну из главных обвинительниц знаменитого голливудского продюсера Харви Вайнштейна, ставшую лидером движения #MeToo Азию Ардженто уличили в попытке скрыть факт...
Уже в четверг стало понятно, что в российском прокате назревает очередной слабый уикенд, поскольку главный новичок не собрал и половины от прогноза...

19 августа, воскресенье
Когда премьеру комедии «Безумно богатые азиаты» за океаном поставили на среду, расчёт был на то...

18 августа, суббота





17 августа, пятница

Скарлетт Йоханссон возглавила очередной ежегодный рейтинг Forbes самых высокооплачиваемых актрис мира...




16 августа, четверг



Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 71%
ролики 8.9%
кадры, постеры 3.4%
блоги, бокс-офис 2%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 4.1%
афиша 3%
другое 3.1%



Кинокадр Новинки кино 2018 фильмы 2018 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2018   фильмы 2017   фильмы 2018   Афиша кино   Лучшие фильмы 2018 2017  
 

 
2003-2018 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама