Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Дина Дурбин: Золушка с характером

Надежда ЗАВАРОВА, 8 мая 2013
начало статьи » окончание
Дина Дурбин: Золушка с характером

В картине «Ради любви к Мэри» (1948) Дина приветливо, почти по-дружески беседует по телефону с президентом США — даёт ему советы, как избавиться от икоты. По сюжету фильма «Без ума от музыки» (1938) Дина, ученица швейцарской школы для девочек, заставила всех поверить в то, что у неё есть отец (на самом деле не существующий). Для пущей убедительности она вынуждена отправиться на вокзал — встречать папу, который «должен приехать» навестить свою доченьку. Но никакого папы нет, и встречать на вокзале некого. И всё прошло бы гладко, если бы одноклассницы не отправились вслед за Диной на вокзал, потому что все очень хотят увидеть её отца. Дина, уже было собравшаяся уходить с перрона, замечает внимательно следящих за ней девочек и… ей ничего другого не остаётся, как броситься обнимать совершенно незнакомого человека, только что сошедшего с поезда. Дина добивается своего: одноклассницы уверены, что это и есть её отец.

Кинематографический характер Дурбин мало напоминает характер Золушки: в ней нет нерешительности, покорности, жертвенности и смирения. Она всегда делает то, что считает нужным и правильным; она способна постоять за себя и за тех, кто ей дорог. «Классическая» Золушка пассивна, в ней есть некая обречённость; а героини Дурбин — напротив, очень активны и деятельны: они не принимают негативную ситуацию в своей жизни как данность — они всегда готовы бороться с обстоятельствами. Такой героиня Дурбин предстаёт перед нами и в «Первой любви». Её Конни проживает сказку о Золушке, будучи совсем не похожей на Золушку.

Дина Дурбин: Золушка с характером

Почему эти изменения в характере Золушки нельзя объяснить обычным стремлением сделать сказочную героиню более современной и более близкой к сегодняшней реальности? Да хотя бы потому, что характеры всех остальных персонажей сказки остались нетронутыми: злая сестра, безразличная к чувствам окружающих мачеха (в данном случае — тётя), Принц с голливудской улыбкой, «на белом коне»… «Осовременивание» коснулось только некоторых деталей: нет кареты, которая должна в урочный час превратиться в тыкву — вместо этого дорогая машина с полицейским эскортом; бал проходит не в королевском дворце; в фильме — это приём, устроенный одной из самых состоятельных семей Нью-Йорка.

В случае с характером Конни следует говорить о наполнении «шаблонного» сказочного образа жизнью, об индивидуализации классического образа Золушки, что, безусловно, сделало его более интересным для зрителей. А авторам фильма этот неординарный подход к решению образа помог разнообразить сюжет, добавить в него эпизоды, которых, будь Золушка по обыкновению пассивно-смиренной, просто не могло бы быть (например, сцена с «несуществующим телефонным звонком» и кормлением лошади Роберта Стэка).

Дина Дурбин: Золушка с характером

Один критик написал о «Первой любви»: «Нет ничего недостойного или лицемерного в той мечте, которую мисс Дурбин выражает с такой неотразимой убедительностью». Вероятно, эта «неотразимая убедительность» во многом стала результатом нового решения образа главной героини, когда Конни предстала перед зрителями задорной, полной жизни и чрезвычайно деятельной. Продюсер Дины Дурбин, Джо Пастернак, с самого начала решил, что его подопечная на экране будет именно такой. Этими же словами можно описать и характер Патрисии в фильме «Сто мужчин и одна девушка», где вместе с Диной снялся знаменитый дирижёр Леопольд Стоковский. По мнению Пастернака, участие в проекте столь известного в мире музыки человека должно было оказать необходимую «поддержку» Дине, помочь подчеркнуть её удивительную, яркую музыкальность. Так, собственно, и получилось, однако, и Дина в долгу не осталась, оказав Стоковскому «ответную услугу»: благодаря ей Стоковский и музыканты его оркестра навсегда остались в истории мирового кино.

Как встретила картину критика? Читая некоторые критические высказывания, можно сделать вывод, что порой кинокритики позволяют себе быть просто зрителями. Хотя, вероятно, в подобных случаях дело совсем не в их «доброй воле», а в том, что бывают фильмы, способные заставить всех, даже рассудительно-чёрствых профессионалов, реагировать на происходящее на экране искренне и с той долей непосредственности, которая свойственна публике в зале. Итак, когда в прокат вышла картина «Сто мужчин и одна девушка», в прессе писали: «Искушённые кинокритики сидели на премьере, и по их щекам катились слёзы радости». «Бесполезно притворяться, что во мне столько чёрствости, чтобы противиться уговорам мисс Дины Дурбин. Искренние глаза, полуоткрытый рот, электрическая энергия, изумительный голос: если он приносит более 50 миллионов или около того, несомненно, можно простить критика, чьи устои профессионального цинизма немного пошатнулись. Это чистейшая выдумка, но она удалась».

Королева лёгкого жанра

Дина Дурбин: Золушка с характером

Читая рецензии на фильмы Дины Дурбин, невольно ловишь себя на мысли: как же много в кинокритике предрассудков, издавна укоренившихся в нашем сознании; одним из них можно считать снобистски-снисходительное отношение к «развлекательным» фильмам — картинам с комедийными или комедийно-мелодраматическими сюжетами, «лёгким», почти воздушным, в которых, танцуя и распевая песни, герои обретают счастье. Принято считать, что если фильм всего лишь доставляет удовольствие зрителям, то и критикам он не создаёт особых проблем; в этом случае излишне обременять себя и читателей глубокомыслием. Безусловно, в хорошей комедии критики всегда находят нечто большее, нежели просто комедию. Да, всегда находят, но не всегда ищут. Следует признать, что критики с интересом и интеллектуальным воодушевлением принимают всё, что им предлагает комедия, но в принципе ничего от неё не ждут.

К фильмам Дины Дурбин критики тоже относились хотя и внимательно, но всё же с заметной долей профессиональной снисходительности. Весёлые, всегда хорошо заканчивающиеся, «поющие» кинематографические истории, в которых снималась Дурбин, да и её саму как актрису, похоже, никогда не считали объектами серьёзного киноведения. То есть, будучи одной из главных звёзд «поющих», комедийных фильмов, которым она обязана всемирной популярностью, Дурбин в то же время оказалась, в определённой степени, жертвой этих картин. Хотя, конечно, критики никогда не выказывали безразличия к актрисе. Джимпсон Харман так описал свои впечатления от фильма «Сто мужчин и одна девушка»: «В возрасте, когда большинство английских девочек переходят от гротескного хихиканья к глуповатой улыбке, эта юная канадка соединяет непринуждённую живость ребёнка с лёгкостью и уверенностью исполнения, которых можно ожидать только от опытной актрисы».

Дина Дурбин: Золушка с характером

Студия «Юниверсал» внимательно относилась к желанию публики видеть Дину в разных фильмах, но фактически в одном и том же образе. И порой сама студийная система помогала продюсерам ублажать зрителей. Например, самым распространённым способом установления деловых отношений между студией и нанимаемым актёром было подписание долгосрочного контракта. Так поступали со всеми: и со «звёздами», и с актёрами второго плана. Кроме того, если вспомнить, что даже у актёров, которые появлялись в эпизодических ролях, было своё амплуа, то легко объяснить ситуацию, когда в каждом новом фильме студии (и порой в аналогичных ролях) появлялись одни и те же актёры.

Такое положение вещей характерно и для студии «Юниверсал», где снимались фильмы Дины Дурбин. Мне кажется, впечатление своеобразного «тиражирования» образа Дурбин во многом определяется сходством и даже прямым повторением «фона», на котором разворачиваются события её фильмов; и фон этот создают актёры, исполняющие роли второго плана, с удивительным постоянством переходящие из фильма в фильм.

Миша Ауэр играл в трёх картинах Дины: «Три милые девушки» (1936), «Сто мужчин и одна девушка» и «Весенний вальс» (1940). Уолтер Кэтлетт исполнил роль бродвейского агента, который объяснял Энн Картер, что для актрисы «очень важна осадка», имея в виду осанку. Кроме «Сестры его дворецкого» (1943), актёр появился ещё в трёх картинах: именно он был врачом Чарльза Лаутона и безуспешно старался заставить своего пациента соблюдать постельный режим в «Всё началось с Евы» (1943) он же был «старшим официантом», спорившим с Илонкой о ценах на спаржу в «Весеннем вальсе». Уолтер Кэтлетт сыграл и эпизодическую роль в картине «Я буду принадлежать вам» (1947), где ему даже позволили спеть с Диной.

Дина Дурбин: Золушка с характером

Чарльзу Колману выпало четырежды исполнять в картинах Дурбин роли слуг. Он был камердинером Рэя Милланда в «Трёх милых девушках» и трижды играл дворецкого («Этот определённый возраст» (1938), «Первая любовь», «Это началось с Евы»).

Фрэнк Дженкс играл водителя такси в «Ста мужчинах и одной девушке», полицейского — в «Первой любви» и одного из дворецких в «Сестре его дворецкого»: танцуя с Энн Картер, он игриво предлагал ей стать старшей горничной в доме его хозяина. Чарльз Уиннингер трижды исполнял роль отца Дины — в картинах «Три милые девушки», «Три милые девушки стали взрослыми» (1939), «То, что она не отдаст». Однако в данном случае дело не в долгосрочном контракте со студией или амплуа, а в том, что эти фильмы представляют собой трилогию, в которой Дурбин играет одну и ту же героиню — Пенни Крейг. Хотя Чарльз Уиннингер появляется в эпизодической роли и в другом фильме Дурбин — в «Что навеял ветер» (1947) он играет алчного родственника возлюбленного Дины.

Главные мужские роли тоже нередко отдавались одним и тем же актёрам. Например, Фрэнчот Тон дважды играл возлюбленного Дины, в 1943 году в «Сестре его дворецкого» и в 1945 — в «Из-за него», а несколькими годами ранее он появился в фильме «Тихоня» (1941), где играл не непосредственно возлюбленного (здесь эта роль была отведена Роберту Стэку), но предстал перед зрителями в роли богатого любителя приключений из Нью-Йорка, который на некоторое время всё же заинтересовал героиню, так как очень отличался от её любимого. Стэк, хоть и был в неё влюблён, но гораздо больше времени уделял другой своей страсти — машинам. Сам же Роберт Стэк два раза становился кинематографическим избранником Дины — в картинах «Первая любовь» и «Тихоня».

Дина Дурбин: Золушка с характером

В «Первой любви» Конни, отвечая на вопрос, когда она родилась, отвечает — четвёртого декабря. Тот факт, что день рождения героини совпадает с днём появления на свет самой Дины Дурбин, нельзя считать случайным. В Голливуде с его знаменитой практикой «железного сценария» ничего случайного не бывает. На мой взгляд, эта крошечная, почти незаметная деталь появляется из-за желания авторов картины ещё больше объединить актрису и её образ. Своеобразной попыткой создать впечатление единого для всех героинь Дины Дурбин экранного образа можно считать и «косвенное» появление Леопольда Стоковского в картине «Это началось с Евы». Непосредственного участия Стоковский в фильме не принимает, упоминается лишь его имя, но когда Дина узнаёт, что Стоковский — друг героя Чарльза Лаутона, Джонатана Рейнольдса — она просит обязательно пригласить дирижёра в гости, потому что она горит желанием спеть для него. Это — не что иное, как явная отсылка к раннему фильму «Сто мужчин и одна девушка».

Продюсеры старались сделать всё, чтобы публика полюбила экранный образ Дины Дурбин и её фильмы. Так и случилось: вот только больше всего зрители полюбили саму Дину Дурбин, потому что почувствовали в ней стойкий характер, человеческое обаяние, талант, искренность и великодушие. И сегодня её фильмы, многие из которых по-своему устарели, производят сильное впечатление на зрителей именно очарованием самой актрисы и силой её личности, которая ощущается в каждой сыгранной ею роли. В 26 лет она оставила принёсший ей мировую славу Голливуд, и всю оставшуюся жизнь прожила с мужем и детьми во Франции — вдалеке от съёмочных площадок и вспышек фотообъективов. Она любила путешествовать, петь для семьи и друзей, а в праздничные дни с удовольствием выпивала бокал-другой любимого шампанского. Она была хорошей актрисой с удивительным голосом, но самое главное — Дина Дурбин была весёлым, жизнерадостным и всегда живым человеком.

До встречи на просмотре «Сестры его дворецкого» или другого фильма Дины Дурбин.

начало статьи » окончание

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/05/08/durbin.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Премьеры мая: «Железный человек 3», «Стартрек 2», «Форсаж 6»


Премьеры мая: «Железный человек 3», «Стартрек 2», «Форсаж 6»

Роман КОРНЕЕВ

Закончилось апрельское межсезонье, вместе с затяжными майскими идами на экраны возвращаются настоящие блокбастеры, а то затишье в кинотеатрах уже наводит в сердцах киноманов натуральное уныние. Как и положено началу летнего сезона, май с ходу вываливает на нас традиционные голливудские жанры-тяжеловесы: тут вам и кинокомикс, и компьютерный мультфильм, и экшн-боевик, и задорная комедия для взрослых. Впрочем, столпотворением это назвать тяжело — трудно насчитать хотя бы пяток заметных фильмов второго плана.

Отзывы: [3]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама