Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Шпион:

Шпион: Принц Генплана

Роман КОРНЕЕВ, 8 апреля 2012
 
Поставьте фильму оценку!

Боттом 93

Боттом 93
Шпион

«Шпион», 2012
По мотивам «Шпионского романа» Бориса Акунина
Режиссёр: Алексей Андрианов
Сценарий: Владимир Валуцкий
Оператор: Денис Рамирес
Композитор: Юрий Потеенко
Продюсер: Леонид Верещагин
В ролях: Данила Козловский, Фёдор Бондарчук, Владимир Епифанцев, Сергей Газаров, Виктория Толстоганова, Анна Чиповская, Алексей Горбунов, Дмитрий Назаров, Михаил Филиппов и другие.

Общая культорологическая незадача, случившаяся у нас в стране с наступлением «жирных нулевых», затронула не в последнюю очередь писательский цех. Покуда общество годами обходилось без каких-либо смыслов, живя «отрицанием отрицания», на вершину книгопродавских чартов взгромоздились беллетристы, среди которых бриллиантом в короне блистал Акунин-Чхартишвили. Его стилизационные изыски были тщательно выстроены, живописуя в итоге некую почти альтернативную реальность «России, которую мы потеряли», насколько близкую к оригиналу, настолько же и блистательно вылизанную, чтобы ни дай бог не превысить дозволенный летаргирующей публикой ничтожный градус дискуссионности. Был тут и «хруст французской булки», и лихо закрученный сюжет, и врождённый историографический талант работы с архивами, и высокое владение слогом. Смыслов тут не было буквально никаких. Беллетристика и есть.

Неудивительно, что за экранизации акунинской прозы первым делом взялись охранители клана Михалкова — «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник» — все они отличались именно что «хрустом французской булки», совершенно не усматривая вне пределов жанра хитрый прищур Акунина. Оставьте ваши прищуры себе, раз от разу говорили автору, и автор в общем уже привык, понуро таскаясь говорящей головой на очередную пресс-конференцию и скучно рассказывая там, что «это больше похоже на выданье любимой дочери замуж в чужую семью». Как говорится, у меня нет для вас других экранизаторов.

И вот, очередной заход «ТриТэ» на масштабную постановку. На этот раз в качестве основы для спектакля с переодеванием взята не проверенная годами «фандориана», а куда более неоднозначный в смысле отношения к себе «Шпионский роман» из пост-модернистской серии жанровых стилизаций. Как гритца, каждому своё, где у Акунина игра в бисер и модель для сборки, там у верного михалковца продюсера Верещагина синие околыши, сталинские высотки и прочий Генплан во все поля.

В итоге это вполне могла получиться эдакая разлюли-хрень вполне в стилистике позднего Михалкова, где взаимоисключающие параграфы рвали бы шаблоны налево и направо, а латентный сталинизм и явный монархизм главного заказчика музыки с трудом пролезали бы в отдельно взятую голову. Акунинская беллетристика схавала бы подобный подход, не поморщившись, благо кто знал пару лет назад, что сванидзевского разлива (они и внешне похожи) интеллигент Акунин вдруг попрётся в стан к белоленточникам заводилой. Ведь тогда на дворе хоть уже и гулял кризис, но «нулевое» болото ещё вполне царствовало в умах, не путать с «болотом» зимы 2012.

Шпион

В общем, «Шпион» по всем статьям должен был стать эдакой сложнопостановочной «социально значимой» мулечкой под vodka и balalayka. Но ему крепко повезло. Уж неизвестно, кто придумал на голубом глазу сделать из фильма комикс, но похоже, это был единственный способ хоть как-то подружить всех тараканов между собой и сделать нечто цельное, а не очередную «мышку-норушку» а-ля михалковская «Цитадель».

А что, добавить в сюжет помимо сталинских высоток, дирижаблей и довлеющего надо всем организмом Дворца советов им. бассейна «Москва» ещё и гитлеровский «скайп», советские приборы ночного видения, плюс прочие штуки, работающие на «альтернативную реальность» — двухэтажные троллейбусы всё-таки ходили, и телевизоры были, но вставлены они в кино вовсе не для вящей достоверности, а напротив, для того, чтобы из реальности напрочь выбивать.

Шпион

В итоге главным героем фильма без шансов стал пресловутый сталинский Генплан, не реализованный в итоге и наполовину (а Дворец советов так и остался бассейном), да и то, лишь после войны, все же остальные двуногие персонажи действуют на фоне масштабной стройки. Как и, собственно, сам шпионский роман.

Каковой брался в шаловливой форме разрешить главную сталинскую дилемму — как это вождь народов так облажался с нападением Германии. А дело, оказывается, в том, как старший майор НКГБ Октябрьский (в девичестве — Романов) со своим протеже лейтенантом Дориным проиграл шпионскую схватку с агентом Вассером, в результате чего случился один грузовик и один «пиф-паф и мимо».

Шпион

Собственно, как и почти всегда у Акунина, основная интрига не слишком изящна и по сути своей не важна, главное не кто такой Вассер, и зачем персонаж Горбунова ломанулся на Сельскохозяйственную выставку с ситро и дружбой народов, а то, насколько красиво Октябрьский и Долин зайдут в «Метрополь» или насколько достоверно разыграют «жители» конспиративной квартиры коммунальную сценку. Опять же, эдакий поздний Ритчи и прочие падения троллейбусов с моста в исполнении новичка-режиссёра здесь куда главнее всех допросов и прочей ловли на живца.

И смотрится это всё (если не испытывать априорного нетерпения к комиксу как к жанру) действительно бодро и что называется богато. Последнее, ввиду скудности наших финансовых кинореалий, в последнее время стало подменять собой всё на свете, от актёрской игры до просто наличия какого-нибудь сценария. Тут и сценарий как бы есть (ну, в рамках урезанного Акунина), и актёрская игра имеется в наличии (пусть и с мигрирующими из фильма в фильм однояйцевыми михалковскими бериями-сталиными), и всяческие аттракционы придуманы — будьте-нате.

Шпион

И даже якобы дискуссионный момент подпущен, для того всей этой нквдешной братии придана определённая неоднозначность — тут вам и репрессии, и отдельный героизм, и имперский флёр, и элемент антиутопии. Другое дело, что альтруистический пафос Долина в фильме как-то уж очень легковесен и почти не спотыкается об историю с печальным концом Октябрьского. Плюс (тут уже прямо поперёк первоисточнику) внезапный хеппи-энд как элемент патентованной тритэшной шизофрении. Ну, и хруст советской булки, как же без него.

В итоге парк аттракционов получился на славу, и снято всё весело и разнообразно. Но беллетристика, разбавленная ко всему креативом киношников, не только не перестала в процессе быть беллетристикой, но стала ещё более полупрозрачным «сценарным материалом» во всей красе своей необязательности. Господа, живущие прошлым, сходу возмущены тем, что им неиллюзорно натыкали в виртуальность и надуманность этого самого прошлого, либеральная общественность морщится по поводу цирка на костях и трагедиях, остальные пожимают плечами. Подобные фильмы могут сыграть, только став явлением, но тому ничего не способствует, тем более — глухой апрельский прокат. Одной сверкающей лысины харизматичного Бондарчука явно маловато, чтобы сделать посещение этого сеанса обязательным. А иначе зачем все эти дворцы советов воротить? Что бы изменилось, если бы весь Генплан убрали, а вместо Москвы вставили бы Харьков, и ловили бы не Вассера, а Вассермана, местного антисоветчика, диверсанта и японского шпиона? Да ничего. Даже лёгкий сталинистский пафос остался бы на месте.

Вот такое кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/04/08/shpion.shtml
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Малефисента: Владычица тьмыРэмбо: Последняя кровьЗомбилэнд 2: контрольный выстрелДжокерМидуэйК звёздамТерминатор: Тёмные судьбыВчера

Лучшие отзывы    |    Оставить отзыв
 oldmen
От Российского Информбюро

Несмотря на ожесточенные бои за Зрителя, войска Российского Кинематографа по прежнему, начиная с Восьмого Августа, остаются заблокированными в районе села Жопа. Недавно была предпринята очередная попытка прорвать оборону голливудского противника. В отсутствие адекватных командиров, ответственность за прорыв взял на себя прибывший неизвестно откуда необстреляный сержант Андрианов... далее

 pua
Концептуальный шпионский детектив по роману Акунина

Книга «Шпионский роман» Б. Акунина, а позже и кинофильм по ней, сокративший название до просто «Шпиона», выросли из одного исторического вопроса: как так получилось, что при всей той масштабной подготовке, которую проводили германские войска накануне войны и даже при наличии агентурной информации, СССР оказался абсолютно не готов к нападению фашистской Германии... далее

 уралец

Посмотрел. Качественное старательно-добротное кино на один (ну или если будет унылый темный одинокий вечер - два) раза. Ассоциации - "Пять невест" с тем же Козловским. Так же не глубоко копает и оставляет после себя ощущения умиротворенности и успокоенности.

Может потому что обошли все острые углы и сгладили все некорректности времени... далее

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "КИНО-КОМИКС"
Призрачный гонщик 2: Адово


Призрачный гонщик 2:
Адово

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Творческий зуд превращает обязательный аттракцион в адскую гулянку, где антигерой не ужасен, а забавен, где не пафосно, а смешно. С самоиронией здесь полный порядок. Её даже слишком много — может случиться передозировка от неожиданности. Эльбу спас боженька? Вот он, в веточках кукует. Дьявол бродит по земле в человеческом обличье — скучно? А если в обличье Дэвида Леттермана? Гонщик слишком героичен? Вот огнемёт из штанов, вопросы про верблюдов и грозное обещание Кейджа, что он высосет вашу душу за незаконное скачивание. Отзывы: [12]


Хроника: Самострел


«Хроника»:
Самострел

Роман КОРНЕЕВ

Кино с самого начала ничем особенным не отличалось — из ролика следовали только какие-то разрозненные эпизоды, где трое балбесов двигали взглядом автомобили и гнули ложки. Ну гнули и гнули, что-то эдакое тут было, но на самой грани заметности, какой-то совсем-совсем слабый аргумент, так нужный даже регулярному киноману, чтобы понять, идти или не идти. С другой стороны, на текущей неделе всё равно ничего «более другого» особо и не значилось, так что посмотрим, что там за очередной самородок нарисовался. Отзывы: [25]


Шерлок Холмс 2: Игра теней: Гадкий он


Шерлок Холмс 2: Игра теней:
Гадкий он

Роман КОРНЕЕВ

Судите сами: какие-то цыганские отряды, какие-то шприцы с адреналином, какие-то эскадроны гусар летучих, и даже эрцгерцог Фердинанд чуть не сподобился помереть на 15 лет раньше срока. А в качестве противовеса? Пара сомнительных шуток про накуренного Холмса, повышенная смертность среди второстепенных персонажей, двадцатиминутная ponozhovschina с участием russky kossacs, цитирование абзацами всего, что можно и нельзя процитировать, Ватсон, играющий в подкидного дурака на раздевание, далее везде. Отзывы: [20]


Американский пирог: все в сборе: Влажные мечты


Американский пирог: все в сборе:
Влажные мечты

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Верно по сути. Даже узнаваемо. Точно тем же был хорош и первый «Американский пирог», который ничего не выдумывал, а лишь приукрашивал и гиперболизировал реалии. Только что ж оно всё такое топорное, такое покрытое откровенной схематичностью. И без того понятные мысли, мол, все повзрослели, всё поменялось, больше нет места мокрым громким вечеринкам, высказываются вслух не раз и не два. Чтоб даже Стифлера, последнего из могикан, прошибло. Право, здесь же все взрослые люди собрались, все и так понимают. Отзывы: [4]


Премьеры апреля: «Шпион», «Морской бой», «Маппеты»


Премьеры апреля: «Шпион», «Морской бой», «Маппеты»

Роман КОРНЕЕВ

Апрель традиционно считается межсезоньем, когда правит бал разного рода жанровое кино на любителя, но с появлением такого явления как апрельские блокбастеры этот период больше похож на август — с одной стороны и никаких объективных причин к высоким сборам нет, с другой — отдельные личности жаждут пощупать прокатную судьбу за вымя. Так и перебиваемся с местечковых вонаби-тяжеловесов на проекты, которым просто не нашлось иного места в графике. Мы будем свидетелями разнузданной конкуренции разномастных жанровых премьер.

Отзывы: [1]


Гнев титанов: Родственники


«Гнев титанов»:
Родственники

Роман КОРНЕЕВ

Поглощённые санта-барбарой персонажи мило воркуют, колоритные эпизодические персонажи шутят шутки, иногда даже смешные. Да, бардак и балаган. Но вовсе не такой унылый, как два года назад. Да, вопиющая отсебятина, но по крайней мере задорная и с переподвыподвертом. Находки свои есть, звериная серьёзность ушла в прошлое, другое дело что вот именно такой финал больше напоминает попытку закопать стюардессу, нежели подтвердить собственные реляции о том, что третья часть-де обязательно выйдет в 2014 году. Отзывы: [12]


Голодные игры: Убить пересмешницу


«Голодные игры»:
Убить пересмешницу

Никита КОМАРОВ

Стоит перестать воспринимать этот мир как данность и начать наблюдать за происходящим не изнутри, а снаружи, как вопросы к проработке вселенной появляются немедленно. И пусть «Голодные игры» не располагают продуманным до конца фоном для основного действия, окончательно их добивает отсутствие энергии, динамики. Жизни. Размеренность, нет, почти невыносимая статичность всего происходящего достигает такой степени, что фильм в итоге оказывается не в состоянии вызвать ничего значительнее пожатия плечами. Отзывы: [29]


Параллельный монтаж: Белоснежка и семь гномов, любимая сказка Диснея


Параллельный монтаж: Белоснежка и семь гномов, любимая сказка Диснея

Надежда ЗАВАРОВА

Параллельный монтаж рассказывает о самой знаменитой Белоснежке в мире кино. Сегодня, когда очаровательному созданию Диснея исполняется 75 лет, зритель, возможно, не думает о совершенстве звука, ярких красках и о множестве технических и художественных находок, подаривших анимации полнометражную жизнь, полную приключений. Но сегодняшний зритель любит «Белоснежку» с той же искренностью, с какой любили диснеевскую красавицу её первые зрители.


Белоснежка: Месть гномов: Бал-маскарад


Белоснежка: Месть гномов:
Бал-маскарад

Надежда ЗАВАРОВА

Этот мир ярок, в нём интерьер выразительнее характера персонажа; здесь любой костюм существует в кадре в ранге специально приглашённой звезды; здесь каждая деталь выразительнее целого, потому что для режиссёра эта деталь и есть – нечто целое и самодостаточное. Белоснежка стала частью фантазии Сингха, который родился в Индии, а вырос в мире собственного воображения. И он не прячется в фантазиях от реальности, а лишь утверждает, что ирреальный мир всегда ярче и интереснее реального. Отзывы: [9]





"Мстители"
"Шерлок Холмс 2: Игра теней"



20 сентября, пятница



19 сентября, четверг





Редкостная гадость, скажу я вам господа, что даже удивительно. Хотя в принципе, удивляться то особо и нечему, нынче если не первый... далее

18 сентября, среда




17 сентября, вторник




Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 72%
ролики 8.1%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.2%
новости 4.2%
упрощённые сценарии 3.5%
афиша 3%
другое 3.3%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама