Наш неофициальный телеграм-канал о кино «Мы ругаем»

Львы для ягнят:

Львы для ягнят: Добрый пастырь

Надежда ЗАВАРОВА, 11 ноября 2007
 
Поставьте фильму оценку!
Львы для ягнят

«Львы для ягнят» ("Lions for lambs"), 2007
Режиссёр: Роберт Редфорд
Автор сценария: Мэттью Карнахан
Оператор: Филипп Руссело
Композитор: Марк Ишам
Продюсеры: Мэттью Карнахан, Том Круз, Роберт Редфорд
В ролях: Том Круз, Мерил Стрип, Роберт Редфорд, Питер Берг, Пикаэль Пенья и другие.

Хвост всё ещё виляет собакой. Десять лет прошло с тех пор, как Барри Левинсон рассмешил нас выдуманной войной с Албанией. Помните? «Война — это шоу-бизнес…» И вот сейчас, когда на смену войне виртуальной пришла война реальная, Роберт Редфорд снял важный для американского общества фильм, желая заставить людей задуматься над тем, что происходит сегодня в их судьбах и в жизни страны. Было бы наивным полагать, что до картины Редфорда американцы об этом не думали. Но не так уж часто появляются в Америке фильмы, авторы которых не навязывают зрителю с пропагандистским задором какую-то идею, а просто дают ему шанс поразмыслить над ней. А «Львы для ягнят» как раз таков — это благодатная почва для размышлений.

Студенты-добровольцы, идущие на верную смерть. Их соученики, остающиеся после университетского курса инфантильными и равнодушными невеждами. Журналисты, стоящие перед нравственным выбором: они «помогли власти продать избирателям начало войны», а теперь должны «помочь ей продать им победу в войне». Ось зла, которая кочует из страны в страну, в зависимости от военно-политической стратегии государства…

Львы для ягнят

Проблемы и вопросы, затронутые Редфордом в картине, можно было бы долго перечислять. Многослойная сюжетная и драматургическая структура фильма призвана дать зрителю максимально полную картину происходящего, а выводы пусть делает сам. Мастерски прописаны диалоги: каждая реплика словно предназначена не только собеседнику, собственно участнику данного эпизода, но и герою другой сюжетной линии, что расширяет её, реплики, смысловое поле. С сюжетной и эмоциональной точки зрения фильм умело закольцован мотивом теленовостей. Монтажная нарезка в начале фильма (журнал посещаемости, отчёты по войсковым операциям и т.п.) информативно и динамично вводит зрителя в его сюжетные линии.

Использованная Редфордом композиционная структура в истории кино встречалась не раз. По времени ближе всего — «Часы» С. Далдри. Вспомните, как Вирджиния Вульф (Кидман) писала роман «Миссис Дэллоуэй», героиня Дж. Мур читала его, а героиня Мерил Стрип проживала судьбу миссис Дэллоуэй.

Львы для ягнят

В картине Редфорда сюжетосвязующим элементом выступает война. В отличие от «Часов», три истории разворачиваются не в разных временных промежутках, а параллельно: сенатор Джаспер Ирвинг выступает автором новой войсковой операции, журналистка Джанин Рот должна, как того хочет сенатор, представить зрителям своего телеканала его версию этой антитеррористической стратегии, а значит, её в определённом смысле можно назвать соавтором «романа» «о высадке солдат маленькими подразделениями в логове противника». Профессор Мейли рассказывает своему лучшему ученику Тодду о двух студентах, которые ушли на войну добровольцами. А Эрни и Ариан (упомянутые студенты профессора Мейли) участвуют в операции, спланированной сенатором Ирвингом.

Львы для ягнят

Мастерство Редфорда-режиссёра проявилось не в изобретении каких-то новых способов донесения замысла до зрителя. Основываясь на своём богатейшем опыте работы в кино, Редфорд выбрал путь тщательного отбора самих методов киноповествования, традиционных, но беспроигрышных. Вот откуда родом и логика построения фильма, и продуманные диалоги, акцентирующие очную и заочную полемику персонажей друг с другом и со зрителем (вспомним хотя бы реплику командира войсковой операции: «Я хочу, чтобы информация дошла до самого верха. Пусть знают, что нам не так легко, как им кажется»).

Не обошлось и без неизбежных в данной ситуации штампов: студенты-добровольцы Эрни и Ариан, разумеется, афро- и латиноамериканец. Профессор Мейли, конечно, прав: в силу жизненных обстоятельств Ариану и Эрни, чтобы добиться чего-то, необходимо приложить больше усилий, нежели благополучному Тодду. Но образцово-показательный пример Ариана и Эрни слишком навязчиво напоминает о политкорректности, чтобы быть убедительным.

Львы для ягнят

Как минимум девяносто процентов картины составляют диалоги, поэтому драматургически весьма выигрышно то, что вступающие друг с другом в полемику персонажи то и дело меняются местами: тот, кто ещё минуту назад казался победителем в споре, через мгновение уже в стане побеждённых. Причём это в равной мере относится и к дискуссии профессора со студентом, и к непримиримому спору журналистки Джанин и сенатора. Персонажи обмениваются ёмкими и колкими репликами. Но в какой-то момент зритель рискует утомиться: за каждым сказанным словом стоит слишком многое — скрытые подтексты, двойные или тройные смыслы. Никто ничего не говорит в простоте душевной. Порою слова героя кажутся частью доклада на заданную тему, а не непосредственным откликом на довод собеседника.

Заслугой Редфорда-режиссёра стал и подбор съёмочной группы. Опыт — не всегда залог успеха, но часто — гарантия качества. В случае приглашения в команду оператором-постановщиком Филиппа Руссело, человека с почти сорокалетним стажем в профессии, снимавшего с Форманом, Фрирсом и Бёртоном — это гарантия и успеха, и качества.

Львы для ягнят

Редфорд, безусловно, «актёрский» режиссёр. Он умеет раскрыть в своих исполнителях лучшие актёрские качества и подчеркнуть их сильные стороны, неизменно добиваясь необходимого в эпизоде градуса драматического напряжения. Это равно справедливо в отношении многоопытных Стрип и Круза, и молодого Эндрю Гарфилда. Каких-то кардинально новых красок в игре звёзд нет. Стрип, как всегда, умеет мимикой, взглядом, взмахом руки, выражением глаз наполнить любой, самый маленький эпизод глубоким драматизмом. Круз не изменяет своей актёрской манере безапелляционного обаяния и жёсткой порывистости. Редфорд по традиции играет сдержанность со спрятанной глубоко внутри, но очевидной страстностью. То, что умеют делать мастера, они делают отлично.

Снял ли Редфорд антивоенный фильм? Таковым он представляется лишь отчасти — в том смысле, что как будто все (кроме сенатора-республиканца, но ему и не положено) против войны в целом, но вовсе не против войны с конкретным врагом. Против победы «любой ценой», но, безусловно, за победу в отдельно взятой битве с кем-то, засевшим на заснеженных вершинах Оси зла.

Львы для ягнят

Если, например, известная пацифистка Сьюзен Сарандон высказывает своё отношение к войне, то её позиция понятна сразу; Роберт Редфорд теоретически против войны, но в остальном — отчего же и не поддержать… Тем более, что моральной компенсацией за сомнения и угрызения совести вполне может стать возможность свободно — пусть и не в прямом эфире, а в личной беседе с сенатором, покритиковать «политику партии и правительства». Конечно, в уста героини Стрип вложены горькие слова о том, что «опять, как и во Вьетнаме, бросают солдат в логово врага, делая из них приманку» . Задаёт она и вопрос: «С каких это пор США стали проводником демократии и справедливости в мире?..» Да и профессор Мейли рассказывает Тодду, как «ягнята командовали львами во время первой мировой войны». Но всё это критика в жёстких рамках дозволенного.

Симптоматично, что в один год режиссёры Редфорд и Де Ниро сняли фильмы, в которых нуждается думающая часть американского общества. Оба оказались «добрыми пастырями» для кинозрителей, уводя их туда, где нет однозначных ответов на сложные вопросы и где даже имеющие принципы герои не всегда обладают силой и возможностью им следовать. Достанет ли сил и принципов зрителям — решать им самим.

Виляет ли хвост львом?

Любите кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Как приручить дракона 3БамблбиСтеклоРальф против интернетаАкваменАлита: Боевой ангелИстория игрушек 4Хроники хищных городов

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
20 сигарет: Иду, курю


«20 сигарет»:
Иду, курю

Марина ГАВРИЛОВА

Проблема нашего потерянного поколения, продалбывающего свою бессмертную душу денег ради обозначена только намеками и прерывистым пунктиром, но она обозначена. Да и давненько не появлялось такого насквозь московского фильма, который при этом было бы ещё и легко смотреть. На все неточности, упрощения, натяжки, брошенные посередине сценарные линии, ненужные эпизоды, примитивную концовку, — хочется глядеть сквозь пальцы. Ведь фильм получился-таки живой, острый и на удивление симпатичный в своей нарочитой злободневности.


Изгнание: С любовью, только с любовью


«Изгнание»:
С любовью, только с любовью

Роман КУЛАНИН

Рассказывать о фильме можно очень долго — попытаться разобрать многочисленную символику, все эти «лазурные хлебницы», библейские паззлы, пересохшие родники, универсальные имена, хотя проще совсем уже обратиться к Лотману и прочей семиотике. Важно другое, что, несмотря на кажущуюся вычурность, цитатность — за которыми, по мнению некоторых, скрываются пустота, холодность и отсутствие собственных идей — фильм, достаточно сложный и противоречивый, не скрывает, что его сделали с любовью к собственному делу. Отзывы: [12]


Два в одном: Хохот за кадром


«Два в одном»:
Хохот за кадром

Марина ГАВРИЛОВА

Хичкок считал, что фильм должен быть подобен куску торта, а у Муратовой фильмы похожи скорее на ложку микстуры, которая полезна, но не поморщившись проглотить невозможно. Фирменный прием Муратовой заключается в том, чтобы снизить пафосность и добавить абсурда в любой рассказ. Нарочитое повторение фраз, непрекращающаяся клоунада и смех сквозь ужас — вот что ждет каждого. Действие происходит в условном театральном пространстве, где сначала разыгрывается условная драма, а потом уже и условная любовь. Отзывы: [6]


Вторжение: Кукловоды


«Вторжение»:
Кукловоды

Роман КОРНЕЕВ

Разобраться в этих стилистических сплетениях про «не спи, не ходи домой, я найду тебя, мама» не сложно, ибо в итоге они увязаны друг на друга довольно успешно и со знанием дела, да и пара Кидман-Крейг кадр только украшает, но по мере просмотра всё равно возникают вопросы, что заметно мешает этому самому просмотру. То есть, например, так уж было не обойтись создателям без этих трэшачных вставок, а также куда в итоге делись все отсылки к оригинальному сюжету, не считая упоминания его в титрах. Отзывы: [2]


30 дней ночи: Топором по голове


«30 дней ночи»:
Топором по голове

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Фильм начинается славно, многообещающе, пока не объявятся воочию бессмертные антагонисты, задумавшие начать колонизаторскую деятельность. В лучших традициях Стивена Кинга, бомжоватого вида незнакомец, сдерживаемый решеткой, пророчит бедствия, а неординарные погодные условия превращаются в природную клетку для персонажей. С гашением света в городке Холм начинается то, что трое скрипт-мейкеров называют сценарием. И теперь лишь топоры да экскаваторы освежают унылые прятки по темным уголкам забытого богом городка. Отзывы: [20]


Трое и снежинка: Вокзал для троих


«Трое и снежинка»:
Вокзал для троих

Роман КУЛАНИН

Как бы ни были ловки продюсеры, умудрившись отснять фильм на десяти с половиной площадках, проявив спартанскую выдержку в пиаре картины — вечное уравнение качество/количество осталось нерешённым. Словно им этого показалось мало — и они под конец втиснули ужасный, такого даже по МузТв не показывают, клип «по мотивам», совместив его с титрами. Но как бы они не старались, окончательно картину загубить не удалось — вся эта незамысловатая трип-стори местами действительно смешит, а большего от неё и не требуется. Отзывы: [26]


1612: Нехорошие излишества


«1612»:
Нехорошие излишества

Марина ГАВРИЛОВА

Владимир Хотиненко, несомненно, входит в десятку самых крупных режиссёров современной России, и он отнюдь не дурак. Когда ему предложили сценарий про смутное время сроком до ноябрьских праздников — он чётко понимал, за что берётся. Так что обсуждать заказанность данного кино — это все равно, что на погоду сетовать. Другое дело, что из пропитанного кровью и запутанными личными счетами сценария Хотиненко сделал такое вот лихое приключенческое кино, напоминающее сразу десяток других фильмов. Отзывы: [63]


Би-муви: медовый заговор: Фильм детям


Би-муви: медовый заговор:
Фильм детям

Роман КОРНЕЕВ

По сути, самый тщательно продуманный, самый смешной и одновременно самый динамичный сиквенс во всём фильме нам показали в том самом отрывке, что есть в коллекции промо-видео «Би-муви». Всё остальное время мы сперва видим некий упрощённый вариант французского мультсериала «Стажёры», потом адаптированный вариант корпоративных «почти антиутопий» 90х, затем следует детская же мелодрама, попутно переходящая в судебную драму для самых маленьких. Отзывы: [12]


Королевство: Чёрное золото


«Королевство»:
Чёрное золото

Илья ЩИБРИК

Любители боевиков оживленно ёрзают в своих креслах лишь первые десять и последние двадцать минут фильма. Всё остальное время им скучно и тоскливо, так как вместо животрепещущего и кровопускающего драйва им преподносят груды аналитики, труднопроизносимых имён и наслаивающихся событий. В фильме больше от напряжённого триллера, чем от боевика, не исключая отсутствия настоящего хеппи-энда. Нечасто бывает, чтобы США были так честны перед самими собой — относительно как своей внешней, так и внутренней политики. Отзывы: [4]





"Ложное искушение"
"Гран Торино"
"Шпионский мост"
"Операция Валькирия"



17 ноября, суббота



16 ноября, пятница








15 ноября, четверг





14 ноября, среда




Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 71%
ролики 8.7%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.9%
афиша 3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2018 фильмы 2018 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2018   фильмы 2017   фильмы 2018   Афиша кино   Лучшие фильмы 2018 2017  
 

 
2003-2018 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама