Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Изгнание:

Изгнание: С любовью, только с любовью

Роман КУЛАНИН, 7 октября 2007
 
Поставьте фильму оценку!
Изгнание

«Изгнание», 2007
По мотивам романа Уильяма Сарояна
Режиссёр: Андрей Звягинцев
Сценарий: Артем Мелкумян, Олег Негин, Андрей Звягинцев
Оператор: Михаил Кричман
Композиторы: Андрей Дергачёв, Арво Пярт
Продюсер: Дмитрий Лесневский
В ролях: Константин Лавроненко, Александр Балуев, Мария Бонневи, Максим Шибаев, Дмитрий Ульянов и другие.

При упоминании фамилии Звягинцева разговоры заходят о чем угодно — о фестивальных наградах, об эпигонстве Тарковского и прочем. Про сами картины — «Возвращение», а теперь и «Изгнание» упоминают на уровне сюжета да сводят к шутке про обратную последовательность названий. И общие реакции какие-то диаметрально противоположные — либо бронебойное восхищение, либо плевки и зуботычины. И, если «Возвращение» навеки останется в отечественной киноистории как венецианский триумф, то с «Изгнанием» не так все просто, тут и любимый многими «синдром второго фильма», и уже обретенный режиссером определенный статус, давший ему куда большую свободу. Остается только попытаться выяснить, как Звягинцев со всем этим разобрался.

Изгнание

Прежде чем очертить сюжет, надобно заметить, что, помимо упомянутого тщательно переработанного «по мотивам Сарояна», повествование тут брезгует линейностью и норовит заполнить без малого два с половиной часа спорного характера временными отношениями. Это — для всеоружия. Сам же сюжет в лучших традициях европейской классики можно пересказать в двух словах — господин Лавроненко, почетный отец и муж, узнает, что его жена, шведская гражданка Мария Бонневи, ждет ребенка, да не от него. Нравственные и моральные императивы не просто прилагаются — а занимают собою всё оставшееся огромное пространство картины. И чем там всё закончится, уже не столь важно, хотя попытка померяться с дамой под паровозом всё же зафиксирована. Далее — по известному маршруту, от классики литературы к классике кинематографа.

Изгнание

На актеров пришлась если не самая трудная, то, пожалуй, самая ударная часть постановки. Лавроненко, отыгравший десяток ролей в кино, но так и оставшийся отцом из «Возвращения», продолжает выступать Альтер-эго режиссера, одновременно, похоже, являясь его доверенным лицом в хрупкой структуре повествования. Участие и, одновременно, безучастие его героя в драматической коллизии выполнено по высшим театральным формам, что, как уже известно, оценили в Каннах. Так что, формально, перед нами — лучший актер отечественного кино — и разбираться в нюансах его игры сама по себе отдельная тема для разговора.

Гораздо сложнее дело обстоит с Бонневи. Режиссер, выбрав для своей истории накал с замахом на Федора Михайловича или Андрея Арсеньевича, если от этого кому-то станет легче, с главной женской ролью оказался удивительно прозорлив. Честь, ум и совесть — все эти души прекрасные порывы в картине играет актриса, не говорящая по-русски, и остается только догадываться, как удалось так удачно синхронизировать русскую речь с движением губ шведки, ибо этот разрыв почти незаметен.

Изгнание

Некоторые уже отметили схожесть Бонневи с другой шведкой — Лив Ульман, намекая на высшую апелляцию к Бергману, но, кажется, дело обстоит куда проще, для сугубо мужской компании фильма (женщин в картине, если не изменяет память, всего двое) нужен был значимый противовес, эдакий человек вне контекста, как и её героиня Вера. Вот и совмещение реальности настоящей с реальностью кинематографической.

Третье действующее лицо — Александр Балуев, загадочный до поры дядя Марк, наоборот, выглядит реверансом в сторону российской аудитории, в пику европеизированным героям. И, в этом плане, попадание стопроцентное, цитатное «и это правильно» напоминает уже не театральные подмостки, но разговор после второй поллитры, поэтому неудивительно, что достаточно примелькавшийся в последнее время Балуев выглядит здесь единственным своим. В остальном — детский сад, буквально — некоторые кадры переполняются детьми. Видимо, увлекшись библейскими референциями, Звягинцев решил пойти в лоб, тем самым дословно реализовав метафору «дети — цветы жизни». Затем, но не в последнюю очередь, появляются многочисленные животные — даже мухи есть, слава Богу, не балабановские.

Изгнание

И все же вторым, после режиссера, героем «Изгнания» являются вовсе не прекрасные актеры, а камера Михаила Кричмана. Начав работать вместе с режиссером еще на «Черной комнате», со временем Кричман стал что кисть и палитра для художника, инструмент для создания кадра, столь действенный, что, видимо, тандем третьей картины предугадать несложно. Пожалуй, в отечестве он один из немногих операторов, которые могут похвастаться, что продолжают дело Альмендоса, Стораро или Нюквиста — каждый план, каждое движение камеры внушает уважение, и происходит то редкое ныне явление, когда история развивается не героями, а камерой. Сам Звягинцев говорит по этому поводу точнее: «он — мои глаза». Хотелось бы каждому режиссеру пожелать таких глаз.

Еще один постоянный соратник — Андрей Дергачёв, автор саундтрека к «Возвращению», на этот раз оказался немного не у дел. И, хотя он числится ответственным за звук к картине — музыкальным камертоном здесь выступает небезызвестный Арво Пярт. Сказать, что это многое дало — значит покривить душой, потому что единственный, зато рефренный трек повторяется с частотой, свойственной пафосным голливудским картинам. Зато — значимое имя в титрах.

Изгнание

Рассказывать об «Изгнании» можно очень долго — попытаться разобрать многочисленную символику, все эти «лазурные хлебницы», библейские паззлы, пересохшие родники, универсальные имена, хотя проще совсем уже обратиться к Лотману и прочей семиотике. Важно другое, что, несмотря на кажущуюся вычурность, цитатность — за которыми, по мнению некоторых, скрываются пустота, холодность и отсутствие собственных идей — фильм, достаточно сложный и противоречивый, не скрывает, что его сделали с любовью к собственному делу. И скромные для проката 50 копий — лишнее тому подтверждение. Он, в отличие от нетленки Никиты Сергеевича, оказался не для всех и не для каждого — слишком большая цена заплачена за его универсальность, да и так называемый человеческий фактор, выразился в некоторые промахи, не ушедшие от зоркого взгляда зрителей и критиков. Важно другое, что Звягинцев, обреченный успехом первого фильма, попытался сделать что-то равносопоставимое. Получилось или нет, неизвестно кому решать, главное, что получился совершенно другой фильм, не пережевывающий предыдущий, а продолжающий. И это правильно.

До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2007/10/07/izgnanie.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Новые мутантыАгент ЕваПроект ПауэрНеистовыйВратарь галактикиСпутникДушаЧернобыль

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
Два в одном: Хохот за кадром


«Два в одном»:
Хохот за кадром

Марина ГАВРИЛОВА

Хичкок считал, что фильм должен быть подобен куску торта, а у Муратовой фильмы похожи скорее на ложку микстуры, которая полезна, но не поморщившись проглотить невозможно. Фирменный прием Муратовой заключается в том, чтобы снизить пафосность и добавить абсурда в любой рассказ. Нарочитое повторение фраз, непрекращающаяся клоунада и смех сквозь ужас — вот что ждет каждого. Действие происходит в условном театральном пространстве, где сначала разыгрывается условная драма, а потом уже и условная любовь. Отзывы: [6]


12: Мужчины на час


«12»:
Мужчины на час

Марина ГАВРИЛОВА

Снять такую историю, четко продумав расположение камер и движение актеров — вообще довольно сложное упражнение, что Михалкову в итоге удалось в полной мере. Также немаловажно, какие актеры задействованы в картине, ведь каждый из присяжных произносит своего рода исповедь, доказывая свою точку зрения, в этой исповеди не должно быть фальши — иначе вся структура рухнет. Мэтры российского театра успешно справляются с задачей: весь фильм наполнен яростными монологами по поводу современной действительности. Отзывы: [58]


Жизнь других: Диссидентство


«Жизнь других»:
Диссидентство

Роман КУЛАНИН

При достаточно простой диалектике повествования, «Жизнь других» оказывается не одним, а целыми двумя фильмами — с одной стороны это политический триллер, с другой — абсолютно европейская драма. Это сосуществование проходит безболезненно для обеих частей — Доннерсмарку удалось выстроить драматургию таким образом, что частные конфликты становятся явственной метафорой государственных. И политическая заостренность не мешает актерскому трио играть свои роли, прямиком отсылающие к античным трагедиям. Отзывы: [4]


Код апокалипсиса: Наша Раша


Код апокалипсиса:
Наша Раша

Илья ЩИБРИК

Серьезные люди собрались с серьезными лицами снимать серьезный ответ Голливуду. Серьезные люди не виноваты, что у них вместо Джеймса Бонда получается Остин Пауэрс, а вместо четкого английского акцента и стального взгляда суперагента — «гэкающая» няня c Украины. Словом, к черту скидки. Выдавать серьезный фильм за пародию — удел гуру кинематографа; способность, не каждому подвластная. Выдавать же пародию за серьезный фильм — буффонада, недостойная внимания. И не важно, какой фонд эту буффонаду спонсирует. Отзывы: [91]


Порок на экспорт: Кроненберг против Кроненберга


Порок на экспорт:
Кроненберг против Кроненберга

Роман КОРНЕЕВ

Если не считать постоянного употребления алкоголя в кадре, Кроненберг снял фильм не о русской, а вполне абстрактно-киношной этнической мафии в понимании её Голливудом — вспомните многочисленных итальянцев, руководящих своими головорезами из-за прилавка скромной забегаловки, ирландских криминальных боссов, озабоченных голубизной собственного отпрыска, чёрных гангста, днём остающихся отличными семьянинами и нежно воспитывающих любимых племянниц, а по вечерам приторговывающих наркотой в школах вероятного противника. Отзывы: [11]


Премьеры октября: «Порок на экспорт», «Бой с тенью 2», «Отважная»


Премьеры октября: «Порок на экспорт», «Бой с тенью 2», «Отважная»

Ирина КОЗЕЛ

Октябрьский прокат так насыщен премьерами различного жанра и масштаба, что они мигрируют по прокатному графику, стремясь занять более выгодное положение, а иногда и вовсе отмениться до лучших времен. В числе немногих картин этого месяца, успевших обзавестись известностью до выхода в прокат — «Порок на экспорт», «Отважная», «Пристрели их». Более оптимистично ситуация выглядит среди отечественных релизов, нас ждут: «Изгнание», «Русская игра», «Бой с тенью 2» и другие ожидаемые релизы.


Супер-перцы: Наивно. Супер


«Супер-перцы»:
Наивно. Супер

Роман КОРНЕЕВ

Герои тут не дуркуют на камеру, они поют песни, катаются на полицейской тачке, воруют пивко в бидонах из-под пятновыводителя, обнимаются с друзьями, немного грустят и много ругаются по любому поводу. Так что в итоге фильм оказывается вот про вот эту самою треклятую жизнь. Вроде нет у Джадда Апатова никаких производственных секретов, а вот только у него всё получается так ловко, что даже известных физиономий в титрах зрителю не требуется. Получается очень лирическая и очень правдивая комедия. Отзывы: [5]


Обитель зла 3: Беги, Мила, беги


«Обитель зла 3»:
Беги, Мила, беги

Роман КОРНЕЕВ

Создатели фильма решились перейти грань локальной катастрофы и изобразили развитие сюжета, когда в результате выбравшегося на свободу вируса-Т Земля оказалась вымершей, а значит, расчёты на удачное развитие сюжета всё возрастают. Ещё один удачный заход — перенос действия из бесконечных катакомб на открытое пространство, забирая тем самым массу культового багажа вроде недавно удачно ремейкизированных трэшаков. Мила Йовович идёт крошить зомбей, да, детка. Обильное слюноотделение вам обеспечено. Отзывы: [32]


Монгол: Степная кобылица


«Монгол»:
Степная кобылица

Роман КУЛАНИН

Бодров-старший решил побаловать нас прежде всего историческим кино, жанром не сказать, чтобы ныне здравствующим. Т.е. про битвы, построенные целиком на хромокее, или фантастические кульбиты можно забыть. Это старая школа, где важнее всего развитие внутреннего мира героя, а не эффектные потасовки и тысячи компьютерных болванчиков в массовке. Перед нами добротный пересказ монгольских легенд о том, как маленький мальчик превращается в хана. В этом-то моменте и происходит главная алхимия картины. Отзывы: [19]






10 августа, понедельник


9 августа, воскресенье
Если неделю назад прокат в столичном регионе стартовал лишь частично, то на отчётной неделе уикенд уже был полноценно четырёхдневным...

8 августа, суббота






7 августа, пятница









Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.3%
По телевизору 4.5%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.7%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.5%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама