«Оливер Твист» (“Oliver Twist”), 2005
По роману Чарльза Диккенса
Режиссёр: Роман Полански
Сценарий: Рональд Хартвуд
Композитор: Рэйчел Портман
Оператор: Пауэл Эдельман
В ролях: Бен Кингсли (Фэждин), Берни Кларк (Оливер Твист), Ленна Роуи (Нэнси) и другие.
Когда расслабленный посетитель столичного хайтек-кинотеатра, уходя, не оставляет в зале картонный стакан с остатками попкорна, а выбрасывает его в специальную урну у выхода — это верный признак того, что просмотренный им фильм сеет разумное, доброе, вечное. Ну, или просто у режиссера Романа Полански, экранизировавшего в этот раз книгу Диккенса «Приключение Оливера Твиста», такой вот воспитанный зритель.
Полански сказал, что снял кино для детей. И хорошо, что так. Детям давно пора узнать, что кроме мальчиков-волшебников, человеков-пауков и киборгов в пластиковых доспехах есть другие герои, которые сумели утвердиться в доблестных качествах, не совершив при этом десятка смертоубийств. Вряд ли, конечно, «Оливер Твист» обретет малолетних фанатов и разойдется по миру постерами и тетрадным обложками. Но, тем не менее, это фильм, который можно купить ребенку, не опасаясь, что он — «гнусный продукт злоумышленников с Запада, уродующий психику наших детей». Кроме того, и для самих взрослых не будет лишним посмотреть картину.
Полански несколько переиначил книгу — не стал грузить зрителя, переводя на экран ее классовую мораль. Ведь у Диккенса как было: многострадальный Оливер Твист живет среди оскотинившегося отребья, с рождения не слышит слова ласки, ежедневно недоедает, но исправно получает колотушки. Вместе с этим он умудряется сохранить чистоту души — мотивация его слов и поступков исключительно безупречна с нравственной точки зрения. Писатель объясняет эту благость неким онтологическим свойством голубой крови, которая, как окажется, течет в жилах мальчика. Но «голубая кровь» — это не тот аргумент, который понятен современному ребенку. Поэтому Полански, избавившись от отживших свое теорий, делает картину достоверной средствами кино, подобрав прекрасных актеров для каждой роли.
Дети играют замечательно — суждение без всякой скидки на неопытность актеров. Невероятно выразителен и злодей Фэджин — старик-еврей гобсековского склада, дрессирующий своих юных подручных в воровском мастерстве. Кроме того, внешностью Фэджин невероятно схож с нашей архетипичной Бабой-Ягой, что делает персонажа более чем понятным.
Критики же в большинстве своем ругают новую работу режиссера-легенды. С «больших» спрос много строже: раз Полански, значит опять придет и в самом широком смысле откроет мировому кинематографу форточку — чтоб подышал. Но прорыва не случилось. Красота создана: идеальный баланс в полутонах, проработанность в деталях. Однако этого оказалось мало — не хватило критикам в картине чего-то… Вроде как божественной ошибки.
Может быть, высоколобые судьи правы: постыдно довольствоваться черно-белой моралью. Или вредно без задних мыслей любоваться красивым кадром. Может быть. Но, скорее всего, критикам просто перестали нравиться сказки. В отличие от Романа Полански и ваших детей, которые получат равное удовольствие как от фильма, так и от похода в хайтек-кинотеатр, где можно, развалившись в кресле, всласть похрустеть попкорном.
Хотя и напоминает фильм во многом интонации и «Игры», и «Адвоката дьявола», и «Револьвера», и даже местами «Бойцовского клуба» — по общей атмосфере, если абстрагироваться от всех этих ставок, тач-даунов и меньше-больше, это скорее вполне семейная драма, в которой много юмора, много вполне житейских историй, обыкновенных жизненных взлётов и падений, которые в итоге производят своеобразное трогательное впечатление на зрителя, чего, согласитесь, не очень ожидаешь.Отзывы: [2]
Да, это про нас, всегдашняя наша правда. Повседневность в России пугающе бездарна. Люди, которым остались только сны и разговоры, с пустыми глазами сидят у окна, шумно прихлебывают чай и по-привычке жалуются на жизнь, которая так или иначе, но «прошла». У большинства нет ни шансов, ни надежды шанс получить. Ветер перемен не водится в этих широтах. Тот же сквозняк, что гуляет вокруг городка, подбрасывает лишь по новой кастрюле раз в 10 лет. Но, право, лучше бы и вовсе без этого.
Неожиданно почти исчезает с экрана ненужная здесь Дженнифер Лопес, уступая своё место девочке-подростку, пришлому медведю и ещё — одному одинокому надгробному камню. По сути, большая часть истории проходит между этими тремя не слишком разговорчивыми персонажами. Плюс сидят на завалинке два немолодых человека, наблюдают за ними, а то и двумя-тремя словами перебросятся. После чего один остаётся сторожить свою зазевавшуюся судьбу, а другой едет расплачиваться с долгами.
Режиссёр, и трюкачи-каскадёры, и оператор стараются вовсю, а уж как начинают играть Бандерас со своей киношной наречённой и сыночком — от мимики до балетного такого мордобоя. Браво, мои вам аплодисменты, господа. А уж когда в общую хохму вписывается красавец-Торнадо, а также чудесный падре, получите-распишитесь. В итоге фильму, однажды вырулившему на прямую колею, уже не могут помешать никакие натяжки сценария, никакие пафосные манипуляции, всё движется к вполне резонному хэппи-енду.Отзывы: [15]
Хочется заметить, что FPS в результате получилась отменная, стреляют-взрывают, кости крушат. Обещанная сцена от первого лица — восторг. Правда, ураганному экшну категорически не хватало патентованного вачовского булет-тайма, а доблестным маринам — харизмы капрала Хикса из вторых «Чужих», но это уж что поделаешь. Впечатление в целом весьма положительное, хотя попытка изобразить сюжет — не удалась.Отзывы: [40]
На этой самой Таитии, подрабатывают инструкторами по подводному нырянию Малчик (торс, улыбка, желание выбиться в люди) и Девочка (торса не надо, пусть будет просто улыбка Джессики Альбы). И вот, однажды, в перерыве между поцелуями при крупной тропической луне и вычерпыванием воды из трюма служащего им пресловутым шалашом Ржавого Корыта, Малчик и Девочка вспоминают, что молодость вот-вот пройдёт, надо бы уже что-то решать. А решают они, конечно же, идти искать Клад.Отзывы: [2]
В одном довольно-таки туманном Альбионе граждане круглый год ждут, когда будет определён претендент на звание самого крупного овоща, и победителю будет вручена Золотая Морковь. И все овощеводы млеют над своими рекордными грядками, и Громит млеет, и даже попечительница праздника леди Тоттингтон млеет, и лишь только Уоллес думает о сыре и изобретениях, а охотник и рыболов-любитель Виктор Квотермейн думает о том, как бы уже захомутать леди Тоттингтон.Отзывы: [4]
Вполне аутентичное фэн-муви по мотивам фантастического сериала на грани кино класса Б, стоящее примерно своих денег, но так и не доведённое до до сердца не смотревшего зрителя. И конечно же это никакой не прорыв в кинофантастике. Потому что «культовый» — это «очень популярный в узких кругах». Иногда для получения такого статуса достаточно не помыть волосы главной героине, нарядить её в ночную рубашку, научить читать мысли и выпустить с двумя тесаками крошить зомбей.Отзывы: [47]
Эпилог хорроров, в которых не было места «тупым подросткам» и вообще на которые подростков просто не пускали, где взрослые играли в свои кровавые игры и это было чистое искусство в своей очень специальной ипостаси. Эпилог всем тем классическим фильмам, которые исподволь намекали нам — жизнь, вообще говоря, дерьмо, так сделай хоть что-нибудь, чтобы она такой не оставалась и дальше. Эпилог должен подводить черту. Он и подвёл.