Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Ужас Амитивилля:

Ужас Амитивилля: Американская резня с самовывозом

Роман КОРНЕЕВ, 15 мая 2005
 
Поставьте фильму оценку!

«Ужас Амитивилля» (“Amityville Horror, the”), 2005
Основано на реальных событиях.
По одноимённому роману Джея Энсона и сценарию фильма 1979 года.
Режиссёр: Эндрю Дуглас
Сценарий: Скотт Косар
Оператор: Питер Лайон Колистер
Композитор: Стив Яблонски
В ролях: Райан Рейнольдс, Мелисса Джордж, Джесси Джеймс, Джимми Беннетт, Хлоя Грейс Моритц, Рэйчел Николс, Филипп Бейкер Холл

Так уж получается, что нынче ужастики всех мастей так часто выходят в непередаваемо-широкий прокат, что писать о каждом из них не получается — слишком узка тема для анализа, а «пересказы сюжета», облечённые в форму рецензии, не столь интересны, да и не спасут они от многократных самоповторов даже самого въедливого и дотошного кинокритика, потому как ну какие там сюжеты, у ужастиков? Концепции, а не сюжеты.

Потому для нормальной степенной беседы требуется тема свежая и оригинальная. И так уж получилось, что именно «Ужас Амитивилля», о котором поговорить хотелось и даже очень, дал-таки необходимый импульс щелкопёрскому креативу. Приступим.

Традиционно в мире ужастикостроения и триллерологии принято различать две враждующие школы классического хоррора. Это школа западная, условно назовём её «американской», и восточная, в основном японская, хотя там тоже полно пограничных национальных примесей. Одна оперирует фрейдистско-протестанстскими понятиями и ужас преподносит как всеразрушающее вторжение немыслимого в самые тихие и незыблемые уголки нашего под- и просто сознания (смерть, приходящая во сне, классические детские страхи про руку из унитаза, всякого рода изощрённая расчленёнка, различные «вторжения» в личное пространство и т.п.), в то время как восток мыслит мрачные смертельно опасные неприятности эдаким аттракционом неизвестной природы, случившимся здесь или там практически без всякого смысла и нарочитости, зато снятом с буйной фантазией эпилептика, пытающегося рисовать картину маслом во время припадка.

Ужас Амитивилля

Пока на ударившемся в ветхозаветный замшелый мистицизм Западе царили фреддикрюгеры и прочие байки из склепа, базирующиеся на классическом наборе заморочек американ миддл класса про «мой дом моя крепость», «совы не то, чем они кажутся», «ходи в церковь и пой там гимны в стиле госпел, а то забодаю» и прочие «око за око, а зуб вынь да положь», японцы творили себе свою псевдомистическую или околотехнологическую чернуху в усласть, не подозревая о своей грядущей великой миссии.

Хичкок и Линч, слава им во веки вечные, нечаянно заколотили крышку давно назревавшему гробику, им помогли другие, не менее известные имена и фамилии, осанну же американскому хоррору конца прошлого столетия спели, уже посмертно, главные парни этого бизнеса, сиречь продюсеры. Усиленно стригущая купоны с малобюджетного, но по большей части очень прибыльного жанра братия не заметила, как пародии класса «Очень тупое кино» стали популярнее прототипов, как перестали появляться в обозримом пространстве новые значительные имена, свежие идеи, а жуются вокруг одни сиквелы под задорное улюлюканье любимого моего зомбёвого трэшака, коий хоть и родственник хоррору, но не «брат ты мне, гнида черножопая».

Ужас Амитивилля

Долгожданную свежую струю на стагнирующий рынок вынес тот самый мало кому дотоле известный и вообще никому, включая создателей, не понятный уголок шовинизма самурайского засола. Узкопрокатные титрованные версии похождений мобильных телефонов и прочей машинерии, равно как кровоточащих и стигматирующих стен, потолков и особенно колодцев (см. «Хроники заводной птицы») разной степени высохшести — всё это добро на пустом идейном «святом месте» поразило рядового американского любителя поужасаться как свежестью визуальных решений, так и бредовой мрачностью, от которой временами не столько было страшно находиться в зале, сколько боязно было уже и за здоровье режиссёра с актёрами.

Идея была принята во внимание и в американский прокат стали один за другим выходить англоязычные римейки японских ударников бокс-офисного труда. Сначала дело доверили своим специалистам, на наработках товарищей из дружественной Японии, потом и завезли оттудова специально обученные таланты. Излишне говорить, что революции не получилось, наперерез иностранщине тут же метнулись те самые новые имена, о приходе которых так долго говорили кинокритики, и рукавом слезу утирали.

На ихние римейки со свойственным техасщине прямолинейным апломбом выступили сначала нестройно, хором из римейков собственных (см. «Техасская резня бензопилой»), аутентичного прототипа альтернативы леденящей холодности японской потусторонней безжалостности (см. «Пила»), и даже руками живого вроде классика отыграли как бы отступление по фронтам (см. «Оборотни»), скатившись в беспомощный на мой взгляд автоюмор.

Ужас Амитивилля

Но, вне зависимости от, свежие ролики стартующих в этом сезоне проектов показали — американская школа ужасов успешно переварила годы простоя, превратив груду заимствований во что-то вроде новой концепции жанра, каковую и предстояло продемонстрировать общественности. Задача была простая — вернувшись на родные рельсы, очаровать зрителя на предмет получения хороших сборов, обойдя конкурентов на повороте. Одной из таких знаковых попыток и угораздило заделаться фильму «Ужас Амитивилля».

Фильм годится по всем параметрам. Для начала это проект на сто процентов американский. Пресловутые «реальные события», на которых основано повествование, там и произошли, причём известны они за пределами Америки вряд ли шибко широко, за темой водится не только сверхуспешный фильм-прототип, но и пачка уже вышедших разной степени малобюджетности римейков-сиквелов, а также один литературный бестселлер на грани документальной публицистики. Затем, вспомним классическую протестантскую мистику про дома-крепости и остальные заморочки, добавим чуточку совершенно далёкого от японцев экзорцизма, мистику маленьких-маленьких американских городков, и вот вам поле для внедрения в массы.

Ужас Амитивилля

14 августа 1974 года полиция Амитивилля, что на Лонг-Айленде, обнаружила в доме 112 по Оушен-авеню тела шестерых членов семьи Дефео: ночью, вняв настойчивым советам призрачных голосов, Рональд Дефео-младший, двадцати трех лет, расстрелял спящих родителей, братьев и сестренку. Рональд Дефео-младший получил свои 150 лет отсидки. 12 месяцев спустя в тот же дом въезжает Кэти Лутц — вдова с тремя детьми и новым мужем.

Собственно, и тема обсудить весь этот сложно-ливерный дискурс кинематографического характера возникла в первую очередь потому, что попытка вернуть былую славу американскому ужастику мне показалась хоть ещё не слишком уверенной, но уж точно куда более внятной, чем всё, виденное мною за последний год.

Урок получен.

Долой с экрана нудных и туповатых подростков, у которых просто не хватает ума убраться из эпицентра событий куда-нибудь подальше. Убрать эти извечные опостылевшие до крайности посиделки на лужайке перед кампусом заштатного колледжа в процессе обсуждения вопроса, кого же из них назавтра будут кушать. Сделать негодяя хоть сколько-нибудь существующим в природе. Прибавить проблему истребления индейцев, а также подвешивания и подвязывания. Вычесть мокрых девочек — не поймуть, но зато добавить целую коллекцию разной степени морального и физического разложения детей вполне себе юного возраста, заделав их главными героями в активной фазе, а не статистами для визгу в нужных местах.

Ужас Амитивилля

Да здравствуют тиражируемые штампы собственной выделки (а-ля пролёт камерой над лесом, промеж которого петляет дорога с семейным транспортным средством). Мрачные подвалы, о существовании которых помнит только одноэтажная Америка — велкам. Вместо мобильников — старые приёмники, перекидные часы из «Дня сурка» пускай выбивают из голов всю эту электронную муть. Ламповый телевизор — пусть транслирует паутину с индейцем в центре.

Вообще — категорический императив на рейтинг R с максимально возможной аутентичностью. Семидесятые на дворе? Нате — автомобиль GMC, характерная небритость главного героя, нарочитая антиэмансипированность героини под девизом «коня на скаку», семейные ценности, одновременно сложные отношения с институтом брака.

В первую очередь авторам проекта удалась атмосфера. Кто помнит снятый в тех самых семидесятых «Кинг Конг» Джона Гилермина — так вот это она и есть. Акунину не снилось, так вжились художники-постановщики в тридцатилетней давности эпоху. И даже ужас-ужас вышел каким-то настолько вписанным в окружение, что приписка про «реальные события» уже не кажется костылём в руках утопающего. Хохма про «так всё и было» — не про «Ужас Амитивилля».

В этом отношении была успешно решена задача снять по классическим канонам — пугать из-за угла, давить на «городской фольклор», но одновременно были весьма успешно использованы наработки как японцев-конкурентов (новомодные визуализации страхов, жесткач с девочками с дыркой в голове — немыслимое дотоле в американском кино дело), так и успехи других жанров: особенно хочется похвалить музыку композитора Стива Яблонски, стремительно растущего в новую звезду грамотного саундтрека. Небанальна и работа оператора — ракурсы, знаете, наплывы, судорожные, где надо, а не где попало, рывки камеры. Заводит. Да и ценителям приятно посмотреть. В конце концов, сценарий!

Ужас Амитивилля

Тут остановлюсь особо. Впервые на арене фильм ужасов, где есть сценарий. Есть ДеФео джуниор, есть некое внятное, а не квестово-отрывочное, повествование касательно предыстории. Есть некое развитие отношений героев, есть внутренняя мистика этих отношений — коррапшон, феар и многие другие иностранные ругательства. Есть в фильме и (о, боги!) ложный финал! Да ещё какой!

Касательно страхов — пугают всем подряд. Кровищщей, замкнутым пространством, высотой, я вижу мёртвых людей, острыми и тупыми предметами, видениями, знамениями, прочей мистикой и барабашкой. И всё это как-то, в общем, лежит в общей канве, а не сыплется кашей из аттракционов, как в приснопамятном «Звонке 2». Никаких оленей. Только собака-овчарка.

Нет, фильм не идеален, но тут картину подпортили не неудачные заимствования, а как раз давление первоисточника, в котором уже была и девочка, и телевизор (Самара: «Ай-ай-ай!»), и даже темна вода. Нынешнее поколение, увы, давно и прочно связало всё это богатство не с «лонгайлендской резнёй ружжом», а совсем с другим кино. Стоило, наверное, или кардинально всё переделать, оставив дом, но убрав девочку с её косолапым мишкой (кстати, привет Дакоте Фэннинг и Роберту де Ниро), а ещё лучше убрав заодно и священника. От этого кино только бы выиграло.

Немного переборщили с узнаваемыми детскими личиками и здесь — вся троица не первый год в этом бизнесе. Хотя детишки играют как раз грамотно. Взрослые на их фоне выглядят куда большими остолопами, особенно главная героиня, но в общем-то с ролю и они справились на уровне, не вызывающем раздражения, а местами даже вполне заслуживающем всемерного одобрения. Не могу не одобрить и секс-бомбу в виде приходящей няни. Бредово, эклектично, смешно, но — всё равно в масть. Потому что приводит к нужному результату.

По сумме очков выходит — проект «Их ответ Чемберлену» практически готов к завершению. Японская стилистика сублимирована и переварена, осталось только до конца научиться пользоваться её суповым набором. Появились новые люди. Жанр ожил и начал снова собирать приличные деньги, что есть хорошо и славно. Опять же уроки ромеровской школы зомбёвых киноновелл приняты к сведению — эдакий тухлячок с ружьём в кадре смотрится вполне органично. Ждём новых экзерсисов, в частности посмотрим, что там с «Домом восковых фигур». Нужно как можно скорее закрепить результат.

До встречи в кино!


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Малефисента: Владычица тьмыРэмбо: Последняя кровьЗомбилэнд 2: контрольный выстрелДжокерМидуэйК звёздамТерминатор: Тёмные судьбыПлохие парни навсегда

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "УЖАС!"
Месть мертвецов: Неглубокая землица


«Месть мертвецов»:
Неглубокая землица

Роман КОРНЕЕВ

Фильм звёзд с неба не хватает, но кровавые мальчики, а также какое-никакое расследование, уже возводят фильм чуть ни к Линчу. Совмещение мистики, трэша и детектива в полной мере нынче вообще страшная редкость. Да, в фильме традиционно много бреда, концовка не без сомнений в адекватности, кроме того — какой же это «мальчик», это ужас какой-то, хехе. Но зато — никакого левого «юмора», строго выдержанный стиль, чуть-чуть бы дотянуть со сценарием — была бы нам новая классика жанра. Отзывы: [2]


Изгоняющий дьявола: начало: Без начала и конца


Изгоняющий дьявола: начало:
Без начала и конца

Роман КОРНЕЕВ

Есть в фильме режиссёра Ренни Харлина (не последний нынче человек) всё, что нужно. Видим мы проверенный набор операторских, монтажных, осветительных и звуковых решений, присущих жанру. И даже остался простор для некоторого творческого начала ака излишеств. У героев, оказывается, может быть прошлое. А ещё, вся эта сверхъестественная происходящая на экране муть, оказывается, может быть уложена в некое подобие логической цепочки. Так почему же снова провал в прокате?

Отзывы: [2]


Оборотни: Проклятые с косами стоят


«Оборотни»:
Проклятые с косами стоят

Роман КОРНЕЕВ

Наблюдаю я, уважаемые господа и дамы, некоторое затишье на фронтах войн живых мертвецов с оборотнями всех мастей. Режиссёры да продюсеры трэшово-триллерно-хоррорного уголка шовинизма под названием Голливуд всё больше ходят квёлые и бормочут себе под нос — тема мол исписалась, новое что-то сказать сложно, в конце концов, зритель, как тот Ивашка из Дворца пионеров, разучился грамотно пугаться небывальщине и вообще норовит обойти в означенном цинизме любого киношника. Гляди, как покойники стреляют!

Отзывы: [2]


Царство Небесное: Город-герой Иерусалим


Царство Небесное:
Город-герой Иерусалим

Роман КОРНЕЕВ

Кино получилось не «Гладиатором 2», как того опасались. В нём, волею режиссёра, невероятный Орландо Блум, огромное количество воистину шекспировских сцен, а шедевральное бесконечное вступление что-то слегка напоминает и потому греет душу. Но — не доведённая до ума канва сюжета, так и не найденное свежее батальное решение. В общем и целом Ридли Скотт показал класс и планку удержал, другое дело, что сделав разумный шаг в сторону, новую высоту взять, на мой взгляд, не сумел. Отзывы: [71]


Премьеры мая: «Звёздные войны 3», «Царство небесное» и балабановские «Жмурки»


Премьеры мая: «Звёздные войны 3», «Царство небесное» и балабановские «Жмурки»

Ирина КОЗЕЛ

После постного апрельского киноменю майский прокат — отрада для зрителя, изголодавшегося по настоящему зрелищу. Для оправдания этих слов хватило бы и одного третьего эпизода легендарных «Звёздных войн», выхода которого ждут фанаты по всему миру и в мае, наконец, дождутся. Но это не единственная громкая премьера предстоящего месяца. Итак, разговляемся

Отзывы: [1]


Три икса: Новый уровень: Агент Ноль-ноль-икс


Три икса: Новый уровень:
Агент Ноль-ноль-икс

Роман КОРНЕЕВ

Главное, чтобы — действие. А оно в фильме присутствует в массе и, слава аллаху, в этот момент с экрана не произносится никаких слов. Оператор и композитор зажигают на пару, а уж спецы по трюкам и пиротехнике шустрят вообще по-всякому, производя разрушения похлеще чем любая натовская авиация. Каунтер-страйк по палубам авианосца на двух танках? Запросто! Взлёт на мост из положения «всплыть по рубку»? Легко! Ну, и прочие, менее феерические мероприятия. Фильм всё это практически спасает. Но не до конца. Отзывы: [2]


Статский советник: Иной Фандорин


Статский советник:
Иной Фандорин

Роман КОРНЕЕВ

Кинематографическое наше всё последних лет — франшиза о приключениях Эраста Петровича Фандорина продолжила на днях своё победное шествие по городам и весям. На экраны страны вышел фильм Филиппа Янковского и Никиты Михалкова «Статский советник» по сценарию Бориса Акунина. И на этот раз первое, что можно и нужно сказать — это уже действительно кино, оконтуренный продукт, требующий для себя настоящей рецензии, а не публичных стенаний в жанре редакторской колонки. Приступим. Отзывы: [56]


Мисс Конгениальность 2: прекрасна и опасна: Как мисски в банке


Мисс Конгениальность 2: прекрасна и опасна:
Как мисски в банке

Ирина КОЗЕЛ

Фильм получился эдаким пиром визажистов и стилистов, пособием для имиджмейкеров. На протяжении сужета Сандра Баллок из хрюкающей и растрепанной агентши превращается в гламурную барби, затем в девушку из шоу, в процессе обратного превращения успевает побыть в роли натуральной старушки, и апофеозом всего становится выдающееся дефиле через дорогу агента Грэйси и агента Фуллер, две такие невыносимо прекрасные и душераздирающе мэнстайл-вумен. Тринити такие без латекса.


Лысый нянька: спецзадание: Лысый дядька Дизель


Лысый нянька: спецзадание:
Лысый дядька Дизель

Елена ПРАВДА

Эта новейшая американская комедия, даже несмотря на присутствие в кадре брутально-лысого Вин Дизеля в роли морского пехотинца, была задумана и остаётся детским, абсолютно детским кино. Дети шпионов, да. Отсюда растут все ноги и у общей идеи сюжета, и у конкретной его реализации. Не стоит в этом фильме ждать могучего экшна, зубодробительного мордобоя в исполнении мистера «Три Икса», равно как не стоит ждать от фильмы какой-то там детективной составляющей. Не в коня корм. Отзывы: [14]





"Ключ от всех дверей"



Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 19%
"репортажные" триллеры 6%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.5%
псевдодокументальное кино 5.1%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2019 фильмы 2019 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2019   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2019 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама