Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Ахтунг! Фанатское кино

Чернобыль:

Чернобыль: Покажи мне драму + видеоподкаст

Гоша БЕРЛИНСКИЙ, 16 апреля 2021
 
Поставьте фильму оценку!

Козловскому следовало свернуть свой «Чернобыль» уже 2019 году. Сериал HBO заранее сделал его ненужным. Даже ревнители «крупнейшей геополитической катастрофы» обречены сравнивать с ним теперь всё, нравится это им или нет. Несмотря на умышленные сценарные упрощения и допущения, несмотря на спорные подтасовки с некоторыми локациями (киевский Крещатик в роли Москвы, например), кино Мазина всё равно предельно, до документального аутентично во всём, в чём угодно — в тех же локациях, реквизите, людях, их мотивациях, ощущении времени и места. Это монументальное, исчерпывающее и даже травмирующее произведение.

Но что не менее важно: оно точное в мессидже про «цену лжи». Мазин наверняка видел в этом своё, для американских реалий, и вряд ли понимает, насколько острой и актуальной оказалась его мысль для тех, кто живёт на обломках советской империи и видит в реальном времени, как её худшие черты возвращают обратно. «Чернобыль» Мазина — разоблачение этой империи, целиком построенной на лжи, циничности и халатности, и что этому мог противопоставить Козловский, снимающий свой ответ на деньги Минкульта? Он полез в этот проект ровно как один из пожарных на крышу взорвавшейся ЧАЭС, только героизма в этом никакого.

Чернобыль

Про виновников катастрофы Козловский за фильм говорит дважды. Оба раза коротко и смешно. В первый раз — в том самом диалоге из трейлера, где главный герой спрашивает, кто виноват, а ему отвечают, что какая разница. Действительно, какая разница. Ну, люди какие-то, да. А мы, народ, всего лишь героически разгребаем дерьмо, которое сделали какие-то там другие люди, и у нас даже нет желания привести их к ответу. Персонаж Козловского на это никак не реагирует, не спорит. Хотя, конечно, его голова забита другим: человек разрывается между искуплением грехов перед семьей и спасением миллионов, не хочет бросать ни тех, ни других, и решительно подписывается под любое универсальное решение.

Второй раз Козловский включает критику, когда выдуманный, но отдалённо похожий на Легасова учёный высказывает недовольство выдуманному, но отдалённо похожему на Щербину безымянному чиновнику. А в ответ на него кричат, что он берега попутал, если решил идти против Системы. Учёный хмурится на это и садится в машину, уезжая в закат. Потом кино заканчивается кадрами хроники и лицами реальных простых ликвидаторов, которым фильм в итоге посвящается. Но почему Козловский считает, что надрывное пафосное напоминание о том, как важно не бросать, здесь уместно.

Чернобыль

А надрыв здесь такой, что воешь. Кроме надрыва, собственно, ничего нет. Это более персонифицированный пересказ катастрофы от лица выдуманного персонажа Алексея Карпушина в окружении тоже выдуманных персонажей — реальных здесь ни одного. Карпушин — типичный для Козловского страдалец-спаситель. Импульсивный, но смелый, с конфликтом в душе между эгоизмом и долгом, а потому не всегда приятный, но в итоге — настоящий мужик. То случайно, то сам напросившись, Карпушин вписывается в реальные чернобыльские истории, но теперь адаптированные под него и дополнительную драму: он и один из первых пожарников, который наблюдает гибель товарищей, и один из водолазов, которые тоже почему-то погибают, и однажды один из заседающих руководителей ликвидации. Он и в больницу в первые часы попадает, и эвакуироваться успевает из Припяти, но не до конца. Пока всё вообще не сводится к переосмыслению истории Игнатенко. В хорошо рассказанной истории Карпушин — собирательный образ всех ликвидаторов, человек-кроссовер, символ.

Но не у Козловского. Просто потому, что это постановка пошлая и небрежная. Зачем этот надрыв? Вот это стремление кричать всем в каждой второй сцене — оно действительно необходимо, чтобы добавить эмоций? Действительно нужно, чтобы персонажи орали в слезах друг на друга «Зачем ты меня бросил!», и чтобы каждый раз это сопровождалось энергичной жалобной скрипкой? Без этого надрыв недостаточно надрывный, надо больше надрыва.

Чернобыль

Музыка вообще живёт отдельно, устраивая свой старомодный артхаусный перформанс со скрипами, завываниями и металлофонами. Не исключено, что она стала бы органичнее, если бы её задвинули подальше и аккуратно давали в редкие моменты, а не включали её в лицо, всегда, заливая ею весь звук, включая и без того неразборчивую озвучку. «Викинг» никого не научил. Половина диалогов проговаривается вкрадчивым шепотом, обработанным так, чтобы это было похоже на бурление воды, а не речь, и приходилось натурально вслушиваться, разбирать слова как ребусы. Может, поэтому прочую половину диалогов здесь орут? Может, Козловский был у звукорежиссёра в заложниках с самого начала продакшна и таким образом пытался его обмануть?

Козловский настолько поглощён драматизмом своей истории, что заставил многих персонажей постоянно нервно курить, и почти всех, включая руководителей ликвидации, смотреть в диалоговых сценах виновато вниз. Кто пойдёт нырять, спрашивает он. И все герои, как школьники, смотрят себе в ноги. Тяжело им. Драма.

Чернобыль

Ему так хотелось добавить эмоций в кино, что весь фильм снят нарочито «дышащей» ручной камерой с редкими коптерами и немного кранами. А монтажёр режет материал, чтобы резать. Кто, конечно, виноват, там не разберёшь: почему так проседает темп в штабе, почему он ещё больше проседает в эпизодах с водолазами? Почему в сложных диалогах нет никаких выстроенных восьмёрок, а просто наснимали головы крупным планом и нарезали в случайном порядке. Почему в подводных сценах дезориентация зрителя происходит как в сюжете, так и в пространстве. Никаких раскадровок для фильма не делали вообще, судя по всему.

Многие проблемы «Чернобыля» Козловского — это именно логичное развитие проблем его же «Тренера». Тот фильм был неплох, но дело именно в режиссёрском видении. На другом, по-настоящему сложном материале оно неприятно разоблачилось в видение Сарика Андреасяна. Те же методы, та же боль.

Единственное, чего совсем, никак не понять — это зачем там цитата из «Очень странных дел». Можно принять даже нелепую линию со Швейцарией и финал для сына, который до безобразия сказочный, но там понятно, какую идею преследовал автор. А вот детей на великах и с кинокамерой ночью у атомной станции — это нет. Это дно.

Чернобыль

Добавить на Вконтакте Затвиттить Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2021/04/16/chernobyl.shtml
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ФИЛЬМ-КАТАСТРОФА"


Чернобыль:




5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама