Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Ахтунг! Фанатское кино

Человек-невидимка:

Человек-невидимка: Он следует за тобой

Никита КОМАРОВ, 7 марта 2020
 
Поставьте фильму оценку!

На месте, где три года назад померла «тёмная Вселенная», вырос «Человек-невидимка», переосмысленный как компактный триллер с социальным (под)текстом — экономный и изобретательный творческий ход, глядя на который, задаёшься вопросом, почему никто не додумался до него раньше. Как идея и как классический монстр, вынесенный в название персонаж обладает адаптивностью, за 90 лет не вполне исчерпанной; линия самонадеянного учёного, которого невидимость делает маньяком, проходила как через наименее далёкий от Герберта Уэллса классический фильм 1933 года, так и через мизантропского «Невидимку» Пола Верховена. Второй из них вдобавок уже выставлял героя как абьюзера, пересекавшего личные границы; выводя этот момент на первый план и делая его более личным, новый фильм находит собственный путь.

Вышеупомянутые трактовки этой истории были ансамблевыми и не цеплялись надолго за конкретную точку зрения; здесь последняя достаётся занимающей центральное место героине, ставшей жертвой человека-невидимки задолго до того, как он превратился в такового. Отведённый целиком на роль второпланового антагониста, он больше не претендует на какую-либо психологию — от неё остался, по сути, лишь бессловесный садизм, — зато сам по себе становится психологией героини, в своей невидимости будучи воплощением травмы, продолжающей сопровождать её через пустые, тихие, обманчиво безопасные пространства.

Фильм сложно было бы обвинить в циничном использовании болезненной темы; скорее наоборот — его первая, самая камерная и лучшая, треть представляет собой довольно впечатляющий пример того, как продуктивно направить такую боль в русло жанрового кино. Ли Уоннелл, начинавший давным-давно как автор «Пилы» и искупляющий ныне грехи молодости неожиданными шагами вперёд в качестве режиссёра, и традиционно уходящая в своё дело с головой Элизабет Мосс детально подходят к эмоциональному состоянию героини и её взаимодействию с окружающим миром, и наблюдение за ней особенно чётко выявляет напряжение, лежащее в основе многих хорроров: между желанием увидеть людей в опасности — даже в муках, — и увидеть, как они одерживают верх.

Человек-невидимка

Другими словами, есть знакомое предвкушение и удовольствие в сценах, где невидимый подонок манипулирует, злостно подшучивает и издевается над нашей беззащитной, не способной ничего доказать героиней, и в то же время надо самому быть социопатом, чтобы не находиться целиком на её стороне — именно по причине известной и подразумевающейся природы её с ним отношений, отношений несравнимо более близких, чем могут быть с угрозами вроде привидений или маньяков из слэшеров. Режиссёр соблюдает этот баланс, не вторгаясь в действо и не играя со зрителем агрессивнее необходимого, опираясь на умелое использование тишины, движения и негативного пространства, эффектно задействованное в других недавних хоррорах о неустанном физическом преследовании вроде «Оно следует за тобой» и «Не дыши».

Всё более отчётливая по ходу дела сложность заключается в том, что сценарий Уоннелла рассчитан на постоянно растущий, производимый любой ценой эффект. Пока этот эффект ограничен отпечатками шагов на полу или вплывающим в кадр бестелесным дыханием, фильм вполне гармоничен; но долго так он продолжать не готов, и преследование обретает масштабы, в которых правдоподобность отбрасывается безо всякого стеснения. Вопросы, на которые не будет ответов, копятся, триллер самозабвенно переходит в экшн, сдобренный патентованной наклоняющейся во все стороны камерой из «Апгрейда», и добросовестный подход к заявленной теме не то, чтобы исчезает или оказывается фальшивым — просто всё заметнее конфликтует с комиксовым сюжетом, орудующим твистами и превращающим антагониста в буквального костюмированного архизлодея, способного на что угодно.

Как и в «Апгрейде», в финальной трети «Человека-невидимки» Уоннелл горазд показать, что он, по крайней мере, любит возможность как следует закольцевать своё повествование (а также — что любит селить изобретающих страшные технологии учёных в одинокие модернистские жилища). Здесь этот импульс приводит к интригующе мрачному кульминационному поступку, вполне понятному и в то же время заслуживающему того, чтобы подробнее в нём разобраться. Но подобно тому, как фильм начинается — блестящим образом — ровно на моменте перехода из тяжёлой закадровой драмы в энергичный триллер, он и заканчивается ровно там, где триллер грозит перейти в нечто более сложное, — и эффект остаётся важнее всего.

Человек-невидимка

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Семейка Крудс: НовосельеНе время умиратьДюнаЛьвицаМуланДоводНовые мутантыБилл и Тед

Лучшие отзывы    |    Оставить отзыв
 Евгений
Так себе

Затянуто и скучно. Есть нестыковки. Главная - письмо с завещанием, которое пришло на адрес афрокопа и тот совершенно не удивился и даже не поинтересовался при встрече у братца злодея. Все таки подобные сюжеты держаться именно на нюансах. Если сценарий позволяет себе вольности, то интерес пропадает, т.к. может произойти что угодно.

 akametall
А мне понра...

Единственным значительным косяком фильма считаю предсказуемость сюжетных твистов. Но тут косяк одновременно и не косяк, если воспринимать весь фильм как вполне конкретное и однозначное высказывание на непростую тему бытового насилия и его социальных и психологических последствиях. Тогда последние 10 минут перестают быть "вот это поворотом" и становятся вполне конкретным катарсисом с вполне конкретным завершением. Нельзя быть свободным от монстра, пока монстр жив и на свободе. Хороший фильм. Не хуже "Апгрейда".

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "УЖАС!"


Человек-невидимка:



"Начало"



22 сентября, вторник



21 сентября, понедельник
В отличие от мировых рынков, североамериканский по разным причинам не желает полноценно открываться...



20 сентября, воскресенье
Отечественный прокат желает открыться, и в первую очередь желают этого наши зрители, а потому даже в отсутствие внятных премьер сборы продолжают расти. В данном случае...

19 сентября, суббота


18 сентября, пятница


17 сентября, четверг



16 сентября, среда



Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 72%
ролики 7.9%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.2%
новости 4.2%
упрощённые сценарии 3.5%
афиша 3%
другое 3.3%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама