Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Параллельный монтаж: магия практической киномании

Надежда ЗАВАРОВА, 28 декабря 2015

Джей Джей Абрамс

28 декабря исполняется 120 лет со дня первого киносеанса, когда мир празднует день рождения кино. В честь юбилея «Кинокадр» провёл исследование, как современные режиссёры знакомят массового зрителя с историей кино посредством цитат и отсылок в собственных фильмах, из которых появляется их собственная практическая киномания.

Параллельный монтаж: магия практической киномании

«У меня есть десять заповедей. Первые девять: не будь скучным. Десятая — оставляй за собой право финального монтажа». Именно эти слова Билли Уайлдера приходят на ум в день рождения кино, ведь уже 120 лет синематографу удаётся жить согласно этим заветам. По крайней мере, уж точно за ним остаётся право финального монтажа наших иллюзий и приключений, к которым мы открыто и втайне стремимся.

Прежде можно было говорить о том, что кино вошло в нашу жизнь, в каждую мимолётную минуту досуга, во все бесконечные часы повседневности. Но сегодня становится очевидным: это мы вошли в жизнь кино, превратив его в собственную реализованную мечту о том, чтобы всё эфемерное, ускользающее и такое желанное вдруг стало осязаемым и превратилось в образы, готовые в любой момент сыграть в покер с нашим воображением.

Сьюзан Зонтаг

Двадцать лет назад в своей знаменитой статье «Век кино» Сьюзан Зонтаг писала: «Если синефилия мертва, тогда фильмы мертвы тоже… неважно, сколько фильмов, пусть даже прекрасных, будет ещё снято. Но если кинематограф и может возродиться, то только через рождение новой любви к кино».

И вот в 2015-м любовь к кино всё-таки обрела новую форму — причудливую, возможно, совсем не такую, какую хотелось бы видеть Зонтаг, но всё же её определённо будет достаточно для того, чтобы кинематограф жил, будучи уверенным не только в своём славном прошлом, но и в весьма интригующем будущем.

Назовём её практической киноманией. Это удел режиссёров, которые, снимая собственные картины, всегда испытывают влияние фильмов, однажды завоевавших их сердце, сформировавших их вкус и авторский стиль. По сути, практическая киномания существовала всегда, но сегодня изменилось её значение, многократно увеличилось её влияние на зрителей.

В наш век не движущихся, но бегущих по лезвию продюсерской бритвы картинок, когда зритель, как и прежде, жаждет зрелищ, но мало что смотрит и читает, а в сторону классики чаще всего смотрит со скукой и опаской, бесценными становятся моменты, когда режиссёры в собственных работах делятся кинематографическими пристрастиями с публикой. Фактически, это единственное, что объединяет массовую аудиторию с классическими фильмами, единственное, что может воспитать в современном зрителе привычку смотреть кино, чувствуя выразительность и красоту чёрно-белого кадра, понимая особенности киноязыка.

Джей Джей Абрамс

При этом массовая публика XXI века всё чаще жаждет оказаться на месте первых зрителей знаменитых фильмов; хочет ощутить воодушевление, которое охватывает тебя при встрече с чем-то поистине впечатляющим. Вот тут-то, как чёрт из волшебной табакерки, появляется Джей Джей Абрамс со своей многомиллионной «Зитой и Гитой» — седьмым эпизодом, который, как две капли воды, похож на фильм Лукаса 1977 года. И новые зрители узнают, посмотрев картину, не столько о вселенной «Звёздных войн» и судьбе героев, сколько о том, каким был первоисточник фантастической сказки.

Джей Джей открыто, опираясь лишь на помощь бюджета и спецэффектов, занимается популяризацией классики жанра. Зрители пришли в кинотеатр посмотреть новый фильм, а им в обёртке увлекательного, звучащего всеми инструментами симфонического оркестра Джона Уильямса развлечения подали практически лекцию по истории кино: в 3D, с Харрисоном Фордом и галактикой. И сделали это так ловко, чтобы миллионам зрителей и в голову не пришло, что перед ними — не просто зрелище, а занимательное киноведение синефила, взглянувшего в глазок камеры.

К счастью для публики, таких практикующих киноманов в мире современного кино предостаточно. И все они разные. Есть Мартин Скорсезе. Он всегда готов поделиться со зрителем своими любимыми фильмами.

Остров проклятых

Предположим: вы никогда не видели, как рыбаки в «Стромболи» отправляются в море в надежде вернуться с хорошим уловом; не слышали ласковой настойчивости волн в кадре Росселлини… Не беда. Скорсезе покажет вам буйство стихии в «Острове проклятых», где в шорохе ветра и шуме разбивающихся о камни волн, оживает и обретает голос природа — именно такая, какой снимали и видели её неореалисты: обладающая необузданной силой, одинаково выразительная — и в покое, и в смятении.

Скорсезе удаётся полностью передать зрителю ощущение от неореалистического фильма, при этом сюжет «Острова проклятых», сумасшествие героя, его видения, как и положено в голливудской драме, выполняет функцию увлекательного нарратива.

Бывает Скорсезе и более прямолинейным. Как, например, в «Хранителе времени» — приключенческом 3D-оммаже Жоржу Мельесу. Здесь Мартин открыто выступает в роли сказочника-популяризатора. Благодаря картине, число наших современников, узнавших об одном из самых изобретательных и влюблённых в своё дело и фантазию пионеров кинематографа, увеличилось в сотни раз. Перед показом своих лент скорсезовский Мельес приглашает публику разделить с ним мечты, зрители с радостью соглашаются и, неожиданно для себя, очаровываются первыми немыми фильмами и удивлённо ахают, когда ракета протыкает глаз луне.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2015/12/28/kinomania.shtml
Поиск по Кинокадру:   

ВперёдПила: СпиральСоник в киноДжентльменыЛюди Икс: Новые мутантыМиньоны: ГрювитацияТоп Ган: МэверикФорсаж 9

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Почётные награды американской Киноакадемии


Почётные награды американской Киноакадемии

Надежда ЗАВАРОВА

Вручение Оскаров — лучший повод для возвращения в эфир нашей архивно-познавательной рубрики. 86-я оскаровская церемония состоится в Лос-Анджелесе сегодня. Совсем скоро киноакадемия назовёт имена победителей. Чтобы скрасить часы ожидания, вспомним, что некоторых триумфаторов мы можем назвать уже сейчас. В данном материале мы расскажем о различных специальных или просто необычных наградах Киноакадемии и, конечно, о людях, в честь которых они были названы или которым были вручены.






20 февраля, четверг




19 февраля, среда


18 февраля, вторник




17 февраля, понедельник


16 февраля, воскресенье
Заокеанский четырёхдневный уикенд Дня Президента традиционно довольно успешен, однако в этом году его стэйкхолдером был назначен «Соник в кино»...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 19%
"репортажные" триллеры 6%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.5%
псевдодокументальное кино 5.2%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама