Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

12 лет рабства:

12 лет рабства: Сердце тьмы

Никита КОМАРОВ, 14 декабря 2013
 
Поставьте фильму оценку!
12 лет рабства

«12 лет рабства» (“12 Years a Slave”), 2013
По одноимённым мемуарам Соломона Нортапа
Режиссёр: Стив Маккуин
Автор сценария: Джон Ридли
Оператор: Шон Боббитт
Композитор: Ханс Циммер
Продюсеры: Стив Маккуин, Брэд Питт
В ролях: Чиветель Эджиофор, Майкл Фассбендер, Люпита Нионго, Сара Полсон, Бенедикт Камбербэтч, Пол Дано, Пол Джиаматти, Гаррет Диллахант, Брэд Питт и другие.

Перед нами тот случай, когда важность фильма для американцев вряд ли может быть переоценена, что заведомо влияет на его восприятие. Полтора века спустя рабство так и остаётся главным национальным позором в американской истории, и это одновременно сделало неизбежным и всерьёз задержало появление на эту тему большого, серьёзного, определяющего фильма. Все любят говорить про обучение на ошибках, но далеко не все — пристально на них смотреть, особенно когда совершил их не кто-то другой, а именно ты. Одновременно с этим как искусство, так и внутреннее чувство справедливости всё-таки требуют новых свержений установленных барьеров, и «12 лет рабства» попросту не могли не стать актом такого свержения.

Остаётся удивительным то, сколько же для этого потребовалось условий, как преднамеренных, так и не очень. Несколько закадровых — например, вовсе не американские корни чуть ли не половины основного актёрского состава, а также и занявшего режиссёрское кресло фестивального любимца Маккуина. 36 лет, которые должны были пройти со времён минисериала «Корни», раскрывшего тему на экранах телевизоров и ставшего культурным феноменом своего времени. Наконец, прошлогодняя ненамеренная, но пригодившаяся анестезия в виде случайного тандема «Линкольна» и «Джанго Освобождённого», в первом из которых ни разу не появившихся в кадре рабов освобождал благородный белый Дэй-Льюис, а во втором ужасы времени уравновешивались тарантиновским юмором и ультранасилием.

Главное же условие скрылось в самом содержании фильма о рабстве, главный герой которого в рабстве не был рождён. Свободный, образованный, играющий на скрипке, держащийся с невозмутимостью и достоинством семьянин Соломон Нортап — удобно оказывается для современного зрителя идеальным аватаром и проводником одновременно, а о том, что ему не суждено сгинуть в аду, в который он угодил, напрямик сообщает уже название.

Маккуин, впрочем, не эксплуатирует это обстоятельство во имя дешёвой, легкодоступной драмы; наоборот, он регулярно использует знание зрителя об истинной личности «Платта» для создания многих эффектных моментов, в которых ему достаточно лишь поместить героя в многоликую молчаливую толпу или перейти от крупного плана к панораме. Рабство — не только индивидуальный опыт, это институт, огромная, холодная и безжалостная машина, которая сделает своим послушным винтиком любого, кто в неё попадёт — а нет, так убьёт и выкинет обратно. И фильм Маккуина, прямо демонстрируя эту действительность, силён в первую очередь как чистый, прямолинейный, способный и готовый обходиться без лишних слов хоррор, немигающий взгляд в бездну человеческого уродства, лицемерия и жестокости, поглощающую любые проблески света.

12 лет рабства

Ещё больше он приобретает от того, что на этот раз режиссёр, в отличие от «Стыда», где он этим немало злоупотреблял, не привлекает к самому себе лишнее внимание и не разглядывает персонажей, как подопытных кроликов. Его новый фильм, оказываясь ближе в этом плане скорее к «Голоду», снят с ровной, спокойной ясностью, и, несмотря на огромное количество возможностей, ни разу не позволяет себе опуститься до тривиальной эмоциональной порнографии. Другое дело, что ни от первоисточника, ни от сценария, ни от главного героя невозможно убегать весь фильм, и в какой-то момент к ним всем приходится возвращаться.

Между тем, как очень хорошо показали первые два фильма Маккуина, с незамутнённым визуальным рядом и монтажом ему работается куда лучше и удобнее, чем с диалогами. И показательно, что лучшая разговорная сцена «Рабства» — Эджиофор и Фассбендер в свете фонаря ближе к финалу — несёт в себе больше всего напряжения и, подобно 17-минутному диалогу в «Голоде», снята одним кадром.

12 лет рабства

В остальном же последовательный аутентичный кошмар, тщательно выстраиваемый режиссёром, нет-нет, да теряет в градусе каждый раз, когда очередной персонаж открывает рот и, несмотря на явную неграмотность и низкое происхождение, начинает изъясняться так, будто он пришёл сюда со страниц Шекспира. И не так уж удивительно, что именно тогда, когда хоррор заканчивается и приходит невозможное, невероятное спасение, фильм достигает своей низшей точки — в кадр, переодевшись будто сразу после съёмочной площадки «Войны миров Z», заходит едва ли не по-сказочному добрый Питт и читает злому Фассбендеру морализаторскую лекцию, оставляющую того с недоверчивой ухмылкой на лице, а иного зрителя — с неловким чувством, что его только что мощным рывком выдернули из фильма.

12 лет рабства

А что же главный герой? Он по итогам фильма оказывается поставленным в поистине странное положение — одновременно раб и наблюдатель со стороны, протагонист, постоянно теряющийся в толпе и отступающий на задний план. Его история — это история не трансформации личности, но сохранения её перед лицом жесточайшей агрессии и глубочайшего отчаяния, и Эджиофору в кадре преимущественно предлагается лишь молчаливо страдать лицом (с чем он, впрочем, справляется превосходно) и иметь на удивление одинаковый внешний вид в течение всего хронометража. Поэтому когда 12 лет рабства Соломона Нортапа подходят, наконец, к своему завершению, неудивительно, что гораздо сильнее врезающейся в память душой этой истории (а также и центром её кульминации) оказывается вовсе не он, а Пэтси, с этим её куском мыла, дерзким взглядом и истерзанным телом. Она — это сотни тысяч тех, за кем никто так никогда и не приехал.

До встречи в кино.

12 лет рабства

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
Джобс: Империя соблазна: Сухофрукты


Джобс: Империя соблазна:
Сухофрукты

Надежда ЗАВАРОВА

В уста героя Кучера вложены почти все знаменитые высказывания Джобса, но, узнавая слова, зрители не узнают человека, их произносящего. Джобс заслуживает лучшего сценария о своей жизни, потому что в ней было предостаточно событий, которые могли бы вдохновить сценаристов, стремящихся раскрыть хотя бы одну грань сложного характера яркой личности, пытающихся понять причину поведения героя в конкретных жизненных ситуациях. А в фильме нет человека, нет героя, только тень образа, созданного Джобсом.


Саундтреки осени 2013: «Голодные игры 2», «Тор 2», «Гравитация»


Саундтреки осени 2013: «Голодные игры 2», «Тор 2», «Гравитация»

Александр ТВЕРСКОЙ, Роман КОРНЕЕВ

Осень — время для внесезонных блокбастеров, в основном это всякая инди-фантастика (вообще из не-фантастики в обзоре всего один фильм), но есть среди её разноголосицы и настоящие тяжеловесы, собирающие свои сотни миллионов даже без участия каникулярных детишек. Соответственно, достаточно богат и выбор звуковых дорожек: от необычных и ярких гест-стар сборников до электронного минимализма, от смелых работ начинающих композиторов до банальщины за авторством мэтров.


Премьеры декабря: «Хоббит 2» и российское кино


Премьеры декабря: «Хоббит 2» и российское кино

Роман КОРНЕЕВ

Российский прокат в декабре заметно отличается от общемирового, как мы все помним, основные сборы приходятся не как у всех — на последние дни декабря, а на затяжные январские праздники, на которые претендуют отечественные киноделы. Тем не менее, заокеанские тяжеловесы у нас выходят своим чередом, упирая на доигрывание, а разного рода расплодившийся отечественный недоблокбастер или пасётся в первой половине месяца, или рассчитывает поднять с пола плохо лежащее, сдвигаясь к новогодним идам.





"Отверженные"
"Афера по-американски"
"Географ глобус пропил"



5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.2%
По телевизору 4.4%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.6%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.6%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама