Каннский кинофестиваль 2017: фоторепортаж

12 лет рабства:

12 лет рабства: Сердце тьмы

Никита КОМАРОВ, 14 декабря 2013
 
Поставьте фильму оценку!
12 лет рабства

«12 лет рабства» (“12 Years a Slave”), 2013
По одноимённым мемуарам Соломона Нортапа
Режиссёр: Стив Маккуин
Автор сценария: Джон Ридли
Оператор: Шон Боббитт
Композитор: Ханс Циммер
Продюсеры: Стив Маккуин, Брэд Питт
В ролях: Чиветель Эджиофор, Майкл Фассбендер, Люпита Нионго, Сара Полсон, Бенедикт Камбербэтч, Пол Дано, Пол Джиаматти, Гаррет Диллахант, Брэд Питт и другие.

Перед нами тот случай, когда важность фильма для американцев вряд ли может быть переоценена, что заведомо влияет на его восприятие. Полтора века спустя рабство так и остаётся главным национальным позором в американской истории, и это одновременно сделало неизбежным и всерьёз задержало появление на эту тему большого, серьёзного, определяющего фильма. Все любят говорить про обучение на ошибках, но далеко не все — пристально на них смотреть, особенно когда совершил их не кто-то другой, а именно ты. Одновременно с этим как искусство, так и внутреннее чувство справедливости всё-таки требуют новых свержений установленных барьеров, и «12 лет рабства» попросту не могли не стать актом такого свержения.

Остаётся удивительным то, сколько же для этого потребовалось условий, как преднамеренных, так и не очень. Несколько закадровых — например, вовсе не американские корни чуть ли не половины основного актёрского состава, а также и занявшего режиссёрское кресло фестивального любимца Маккуина. 36 лет, которые должны были пройти со времён минисериала «Корни», раскрывшего тему на экранах телевизоров и ставшего культурным феноменом своего времени. Наконец, прошлогодняя ненамеренная, но пригодившаяся анестезия в виде случайного тандема «Линкольна» и «Джанго Освобождённого», в первом из которых ни разу не появившихся в кадре рабов освобождал благородный белый Дэй-Льюис, а во втором ужасы времени уравновешивались тарантиновским юмором и ультранасилием.

Главное же условие скрылось в самом содержании фильма о рабстве, главный герой которого в рабстве не был рождён. Свободный, образованный, играющий на скрипке, держащийся с невозмутимостью и достоинством семьянин Соломон Нортап — удобно оказывается для современного зрителя идеальным аватаром и проводником одновременно, а о том, что ему не суждено сгинуть в аду, в который он угодил, напрямик сообщает уже название.

Маккуин, впрочем, не эксплуатирует это обстоятельство во имя дешёвой, легкодоступной драмы; наоборот, он регулярно использует знание зрителя об истинной личности «Платта» для создания многих эффектных моментов, в которых ему достаточно лишь поместить героя в многоликую молчаливую толпу или перейти от крупного плана к панораме. Рабство — не только индивидуальный опыт, это институт, огромная, холодная и безжалостная машина, которая сделает своим послушным винтиком любого, кто в неё попадёт — а нет, так убьёт и выкинет обратно. И фильм Маккуина, прямо демонстрируя эту действительность, силён в первую очередь как чистый, прямолинейный, способный и готовый обходиться без лишних слов хоррор, немигающий взгляд в бездну человеческого уродства, лицемерия и жестокости, поглощающую любые проблески света.

12 лет рабства

Ещё больше он приобретает от того, что на этот раз режиссёр, в отличие от «Стыда», где он этим немало злоупотреблял, не привлекает к самому себе лишнее внимание и не разглядывает персонажей, как подопытных кроликов. Его новый фильм, оказываясь ближе в этом плане скорее к «Голоду», снят с ровной, спокойной ясностью, и, несмотря на огромное количество возможностей, ни разу не позволяет себе опуститься до тривиальной эмоциональной порнографии. Другое дело, что ни от первоисточника, ни от сценария, ни от главного героя невозможно убегать весь фильм, и в какой-то момент к ним всем приходится возвращаться.

Между тем, как очень хорошо показали первые два фильма Маккуина, с незамутнённым визуальным рядом и монтажом ему работается куда лучше и удобнее, чем с диалогами. И показательно, что лучшая разговорная сцена «Рабства» — Эджиофор и Фассбендер в свете фонаря ближе к финалу — несёт в себе больше всего напряжения и, подобно 17-минутному диалогу в «Голоде», снята одним кадром.

12 лет рабства

В остальном же последовательный аутентичный кошмар, тщательно выстраиваемый режиссёром, нет-нет, да теряет в градусе каждый раз, когда очередной персонаж открывает рот и, несмотря на явную неграмотность и низкое происхождение, начинает изъясняться так, будто он пришёл сюда со страниц Шекспира. И не так уж удивительно, что именно тогда, когда хоррор заканчивается и приходит невозможное, невероятное спасение, фильм достигает своей низшей точки — в кадр, переодевшись будто сразу после съёмочной площадки «Войны миров Z», заходит едва ли не по-сказочному добрый Питт и читает злому Фассбендеру морализаторскую лекцию, оставляющую того с недоверчивой ухмылкой на лице, а иного зрителя — с неловким чувством, что его только что мощным рывком выдернули из фильма.

12 лет рабства

А что же главный герой? Он по итогам фильма оказывается поставленным в поистине странное положение — одновременно раб и наблюдатель со стороны, протагонист, постоянно теряющийся в толпе и отступающий на задний план. Его история — это история не трансформации личности, но сохранения её перед лицом жесточайшей агрессии и глубочайшего отчаяния, и Эджиофору в кадре преимущественно предлагается лишь молчаливо страдать лицом (с чем он, впрочем, справляется превосходно) и иметь на удивление одинаковый внешний вид в течение всего хронометража. Поэтому когда 12 лет рабства Соломона Нортапа подходят, наконец, к своему завершению, неудивительно, что гораздо сильнее врезающейся в память душой этой истории (а также и центром её кульминации) оказывается вовсе не он, а Пэтси, с этим её куском мыла, дерзким взглядом и истерзанным телом. Она — это сотни тысяч тех, за кем никто так никогда и не приехал.

До встречи в кино.

12 лет рабства

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Валериан и Город Тысячи ПланетМумияСпасатели МалибуЧудо-женщинаГадкий я 3Человек-паук: Возвращение домойПланета обезьян: ВойнаТрансформеры 5: Последний рыцарь

Написать комментарий:
Имя E-mail
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.


ДРАМА     

РЕЦЕНЗИЯ

Географ глобус пропил: Кама-река, помоги


Географ глобус пропил:
Кама-река, помоги

Роман КОРНЕЕВ

Лишь окончательно погрузивши своё кино в тину уныния, тлена и безысходности, авторы внезапно опомнились и, наскоро свернув сюжет, за пару сцен свели всё к вожделенному походу, куда по инерции протащили притянутый за уши запой и школьную любовь. Так заканчивается тяжеловесное полуторачасовое вступление, а начинается собственно кино, которое поздно спохватившиеся авторы вынужденно растянули ещё на час — резать лучшее, что есть в фильме, рука не поднялась. Там уже страсти закипают просто шекспировские. Комментариев: [10]


РЕЦЕНЗИЯ

Пятая власть: Человек без маски


«Пятая власть»:
Человек без маски

Никита КОМАРОВ

И перед нами банальная лекция, предпочитающая вдумчивому анализу фактов простое их переложение, и хорошо ещё, если зритель предварительно не прочитал о них в Википедии. Не имея возможности толком ухватиться за характеры, Кондон изо всех сил монтирует хмурые лица и стук по клавишам в духе борновского триллера, заполняет экран дешёвой графикой и сенсационными заголовками трёхлетней давности, наконец, раз за разом демонстрирует своё представление об интернете как о тянущейся в бесконечность комнате с бесконечными рядами столов и ноутбуков. Комментариев: [11]


РЕЦЕНЗИЯ

Джобс: Империя соблазна: Сухофрукты


Джобс: Империя соблазна:
Сухофрукты

Надежда ЗАВАРОВА

В уста героя Кучера вложены почти все знаменитые высказывания Джобса, но, узнавая слова, зрители не узнают человека, их произносящего. Джобс заслуживает лучшего сценария о своей жизни, потому что в ней было предостаточно событий, которые могли бы вдохновить сценаристов, стремящихся раскрыть хотя бы одну грань сложного характера яркой личности, пытающихся понять причину поведения героя в конкретных жизненных ситуациях. А в фильме нет человека, нет героя, только тень образа, созданного Джобсом.


ТАКЖЕ В ЖУРНАЛЕ :     

ОБЗОР

Саундтреки осени 2013: «Голодные игры 2», «Тор 2», «Гравитация»


Саундтреки осени 2013: «Голодные игры 2», «Тор 2», «Гравитация»

Александр ТВЕРСКОЙ, Роман КОРНЕЕВ

Осень — время для внесезонных блокбастеров, в основном это всякая инди-фантастика (вообще из не-фантастики в обзоре всего один фильм), но есть среди её разноголосицы и настоящие тяжеловесы, собирающие свои сотни миллионов даже без участия каникулярных детишек. Соответственно, достаточно богат и выбор звуковых дорожек: от необычных и ярких гест-стар сборников до электронного минимализма, от смелых работ начинающих композиторов до банальщины за авторством мэтров.


РЕЦЕНЗИЯ

Диана: История любви: Наша Таня громко плачет


Диана: История любви:
Наша Таня громко плачет

Надежда ЗАВАРОВА

Уоттс хорошая актриса: она могла бы сыграть и тоску по детям, и искреннее стремление к любви, покою, радости, и гнетущее одиночество — Наоми могла бы сыграть и многое другое, но всё это не выписано в сценарии, а оставлено авторами на уровне декларации. Делая вид, что говорят о главном, они на самом деле промолчали, за два часа экранного времени так и не подарив Диане ни одной живой реплики, ни одного естественного жеста или сколько-нибудь яркого поступка, мотивированного характером героини. Комментариев: [2]


РЕЦЕНЗИЯ

Тёмный мир 2: Равновесие: Душили-душили


Тёмный мир 2: Равновесие:
Душили-душили

Роман КОРНЕЕВ

Это вовсе не кино, это сериал. Производственная драма о трудовых буднях службы доставки, занимающейся отловом и водворением в портал-морозильник зловредных Теней, просачивающихся в наш мир, дабы рисовать на всяком спецэффектные руны, высасывающие всякое из несчастных человеков и отдельных трудовых коллективов. И в точности как это делают в наших сериалах, практически все просто произносят реплики, разводят мизансцены и проделываю широкие жесты. Зачем было выпускать это в прокат, большой вопрос. Комментариев: [6]


АНОНС

Премьеры декабря: «Хоббит 2» и российское кино


Премьеры декабря: «Хоббит 2» и российское кино

Роман КОРНЕЕВ

Российский прокат в декабре заметно отличается от общемирового, как мы все помним, основные сборы приходятся не как у всех — на последние дни декабря, а на затяжные январские праздники, на которые претендуют отечественные киноделы. Тем не менее, заокеанские тяжеловесы у нас выходят своим чередом, упирая на доигрывание, а разного рода расплодившийся отечественный недоблокбастер или пасётся в первой половине месяца, или рассчитывает поднять с пола плохо лежащее, сдвигаясь к новогодним идам.


РЕЦЕНЗИЯ

Капитан Филлипс: Каникулы Бонифация


«Капитан Филлипс»:
Каникулы Бонифация

Роман КОРНЕЕВ

Быстро выясняется, что для боевика тут слишком мало сюжета. А весь экшн, что есть — не джейсонборн и даже не крепкий орешек. Тому Хэнксу, конечно, дадут развернуться по части Станиславского, когда он героически продемонстрирует нам Страшное Напряжение, в котором всё это время пребывал его герой, но на фоне мышиной возни с четырьмя вооружёнными оболтусами зрителю уже как-то всё равно. Хотели пиратов, а получили нервы на пределе, не более того. Мораль — надо было капитану выдать в рейс именной револьвер. Комментариев: [6]




"Дорога перемен"
"Географ глобус пропил"
"Афера по-американски"
"Отверженные"



28 мая, воскресенье

Канны-2017, фоторепортаж Фильм «Квадрат» шведского режиссёра Рубена Остлунда получил «Золотую пальмовую ветвь» завершившего сегодня свою работу...
Каждую неделю в Сети публикуются креативные рекламные ролики, короткометражные фильмы и мультфильмы...

27 мая, суббота
Том Круз на этой неделе подтвердил, что духоподъёмная драма Тони Скотта 1986 года «Лучший стрелок» обзаведётся давно обещанным сиквелом...


Валериан и Город Тысячи Планет
Жанр: пятый элемент
Прокат в России: 10 августа 2017 года



Мумия
Мумия, Mummy
Прокат в России: 8 июня 2017 года

26 мая, пятница
Телеканал History заказал 10-серийную драму «Синяя книга» по сценарию A+E Studios о засекреченных расследованиях военно-воздушными силами США случаев явлений НЛО...
Кинокомпания DreamWorks Animation объявила о работе над сиквелом анимационной картины «Босс-молокосос» и назначила дату релиза на 26 марта 2021 года...
Розарио Доусон, ранее уже снимавшаяся в кинокомиксах, договаривается об участии в фильме «Люди Икс: Новые мутанты»...


Твин Пикс


Показать расписание фильма:


 



Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 71%
ролики 9.2%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.9%
афиша 3.1%
другое 3%



Кинокадр Новинки кино 2017 фильмы 2017 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2017   фильмы 2016   фильмы 2017   Афиша кино   Лучшие фильмы 2015 2016  
 

 
2003-2017 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама