Наш неофициальный телеграм-канал о кино «Мы ругаем»

Олдбой:

Олдбой: Старый американский мальчик

Никита КОМАРОВ, 30 ноября 2013
 
Поставьте фильму оценку!
Олдбой

«Олдбой» (“Oldboy”), 2013
По одноимённому фильму Чхан-Вук Парка
Режиссёр: Спайк Ли
Автор сценария: Марк Протосевич
Оператор: Шон Боббитт
Композитор: Роке Баньос
Продюсеры: Рой Ли, Спайк Ли, Марк Протосевич, Аврам Каплан
В ролях: Джош Бролин, Элизабет Олсен, Шарлто Копли, Майкл Империоли, Сэмьюэл Л. Джексон и другие.

У голливудских римейков недавних зарубежных хитов традиционно имеется в рукаве несколько возможных оправданий своего существования. (Ну, помимо цинично-очевидного «срубить бабла на чужой идее»). Одно — это, полагаясь на возросший бюджет, звёздные лица и отсутствие пугающего текста внизу экрана, «донести историю до более широкого зрителя». Работает почти безотказно, исключением становится разве что какое-нибудь «Впусти меня», сюжет которого широкому зрителю чужд в принципе.

Второе регулярное оправдание — если сам оригинал уже на чём-то основан, заявить, что у нас, на самом-то деле, вовсе не римейк, а новая экранизация, непременно более верная первоисточнику. Работает время от времени — так, на принятие публикой того же «Впусти меня» этот аргумент не повлиял никак, зато «Девушка с татуировкой дракона» действительно выиграла от того, что оказалась ближе к оригинальному тексту, чем первый шведский фильм.

И наконец, третье и самое действенное — это не следовать оригиналу, а именно что им вдохновиться. Взять за основу костяк сюжета, а потом, перенеся его на американские реалии — адаптировать, выстроить вокруг него свою собственную историю и своих персонажей. Эталон такого римейка у нас тоже есть — это «Отступники», берущие своё начало там же, где и гонконгский оригинал, но быстро сворачивающие на территорию, уникальную для Скорсезе. И «Впусти меня», что забавно, сюда тоже подходит — там история, в корне почти не изменившись, вполне удачно прижилась в более тёплом климате американских восьмидесятых, и результат получился хоть и уступающий оригиналу, но главное — свой. Самобытный.

Что и приводит нас к «Олдбою», идея которого зародилась в продюсерском мозгу вскоре после того, как фильм Чхан-Вук Парка получил из рук восторженного Тарантино Гран-при Канн и триумфально прорвался за пределы родной земли. Съёмки римейка впервые были назначены ещё на 2005 год, в режиссёрском кресле какое-то время сидел Джастин Лин, ровно пять лет назад на проект пришли Спилберг и Уилл Смит (собиравшиеся как раз экранизировать оригинальную мангу, от которой фильм Парка разительно отличался), ровно четыре года назад они с него ушли. А летом 2011-го за штурвал встал Спайк Ли, которому после чудовищного провала «Чуда святой Анны» никто ни на что не желал давать каких-то реальных денег, если только этим чем-то не была голливудская версия лихорадочного корейского трагикомичного триллера о бессмысленности мести.

Олдбой

Позднее, уже ближе к выходу нового фильма, в сеть проникнут сообщения и заявления самих участников процесса о том, как Ли, вновь взявшись за большое кино, настолько вдохновился, что снял трёхчасовой фильм, музыку к которому попросил написать самого Майкла Наймана, но тут пришли продюсеры и связали режиссёру руки. Почерк Ли в итоговом результате действительно узнаётся буквально в единственном пятисекундном моменте, в остальном же мы вряд ли когда-то узнаем, что он изначально снимал и хотел выпускать. Мы можем лишь смотреть то, что показывают в кино, а это — самый настоящий, редкий в своей иллюстративности и целостности акт кинематографической кастрации.

Чем так впечатлил, да и продолжает впечатлять нового зрителя оригинальный «Олдбой»? Главным образом — своей стилистической безудержностью, напрямую вытекающей из сюжета: эту историю, со всеми её поворотами и деталями, имело смысл рассказывать именно так, как это делал Парк. Чтобы горящие глаза героев и Вивальди за кадром, чтобы бурные, неконтролируемые эмоции, воспалённые, как горло при ангине, чтобы снятое одним кадром противостояние молотка и 88 бешеных. Чтобы небанальный детектив встречался с чёрным юмором и в итоге обращался античной трагедией. Донести эту историю до «более широкого зрителя», не изменив её в корне, было невозможно, но голливудские продюсеры уверенно направились по пути саморазрушения, решив не менять основной сюжет, но при этом переселить его в тело бледного студийного триллера откуда-нибудь из девяностых.

Олдбой

Как он в этом теле приживается, можно догадаться. С самого начала фильм не позволяет себе ни шутить, ни вообще хоть как-то дерзить; он прямолинеен и смертельно серьёзен; в попытке привнести свои собственные детали он выделяет жирным вещи, которые в этом не нуждаются вовсе. Главный герой — безответственный алкоголик? Тогда он откажется прийти на день рождения дочери, назовёт жену сукой, будет пить на работе водку из пластикового стаканчика и провалит ужин с клиентом, пристав к его жене, и всё это — в первые десять минут хронометража.

В оригинальном фильме он сидел в заточении пятнадцать лет? Будет сидеть двадцать. Ему там чертовски тяжело? Подружим его с мышиной семьёй, которую для него тут же зажарят и принесут на блюдечке. Девушка, которую он встретит на свободе, проникается к нему симпатией и хочет помочь? Пусть тайком прочитает кипу его писем. Там, где оригинал не тратил времени зря и блестяще менял тона, римейк то и дело запутывается в скучном мелодраматизме. Всего лишь в одной сцене он вырывается и оживает — там, где персонаж Бролина небанально подходит к пытке персонажа Джексона. Единственный случай, когда воображение сценариста пошло фильму на пользу, а не наоборот.

Олдбой

Эмоциональная и психологическая глубина безнадёжно упущены и заменены суровой пустыней. Если фильм Парка находил своё сердце в смешных, трогательных и трагичных отношениях двух главных героев, то здесь Бролин и Олсен редуцированы, соответственно, до каменноликого Холмса и увлечённого щенка-Ватсона, и если раньше связующий их ключевой сюжетный поворот мог быть угадан до титров, но не был навязчив, то ныне о его приближении сигнализирует каждая вторая сцена. Зато для не смотревших оригинал до самого конца останется загадкой, к чему здесь трёхсекундный крупный план осьминога.

А к тому, что компромисс, с самого начала бессмысленный и губительный, односторонне заключённый между студией и зрителями — причём одновременно знакомыми и незнакомыми с первоисточником. Вам нужна экшн-сцена с молотком? Пожалуйста, только теперь это уже не демонстрация отчаяния и невероятной решительности главного героя, а просто экшн-сцена, совершенно, по сути, бесполезная. Вам нужен колоритный злодей-кукловод с собственным трагическим прошлым? Получайте прекрасного артиста Копли в образе мультяшной карикатуры, в способность которой спланировать и осуществить столь изощрённую месть верится примерно так же, как в то, что единственной видимой проблемой персонажа Бролина после 20 лет заточения будет его неспособность пользоваться гуглом.

Олдбой

Ну а самое худшее создатели приберегают на финал, бережно переносящий из одного фильма в другой тот самый финальный поворот, только чтобы минуту спустя спохватиться и по максимуму обезвредить его вернувшейся мелодрамой, нелепой как никогда. Как будто кто-то в последний момент возродил кодекс Хейса. Перед нами, в конечном счёте, пример абсолютного непонимания авторами римейка всего того, что делало оригинал ценным. Перед нами редкий римейк, категорически не способный хоть как-то себя оправдать — оригинальная манга здесь не упоминается даже в титрах, перенесённое содержание и чудовищно однообразная (если не сказать отсутствующая) форма не сочетаются никоим образом, и «более широкий» зритель разумно будет смотреть в другую сторону.

Только последнее, по большому счёту, и радует — после того, как этот «Олдбой» провалится в прокате, давно планируемые римейки других двух частей трилогии Парка сделают ещё один шаг навстречу небытию. По меньшей мере, это было бы логично — а именно финансовую логику Голливуд пока ещё понимает хорошо.

Любите кино.

Олдбой

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Лига СправедливостиТайна КокоУбийство в Восточном экспрессеЧёрная пантераГеоштормТор 3: РагнарёкВойна токовЗвёздные войны: Последние джедаи

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "КРИМИНАЛЬНОЕ"



"Девушка с татуировкой дракона"



19 октября, четверг
Сценарист Эндрю Кевин Уокер поработает над новой адаптацией популярной манги «Одинокий волк и волчонок» для студии Paramount...
Альфонсо Куарон и Кейси Аффлек поработают вместе над созданием хоррор-сериала...

Лига Справедливости

Тайна Коко



Убийство в Восточном экспрессе

18 октября, среда

В минувшие выходные члены Американской киноакадемии проголосовали за то, чтобы исключить оскандалившегося продюсера Харви Вайнштейна из своего состава. За исключение...
Netflix продолжает строить планы по захвату мира. В 2018 году компания планирует выпустить более 80 собственных фильмов...


17 октября, вторник
Джованни Рибизи вновь сыграет менеджера межпланетной корпорации ОПР Паркера Селфриджа во всех продолжениях «Аватара» Джеймса Кэмерона...
15 октября закончился съёмочный процесс сразу двух ожидаемых фильмов студии Fox...
Netflix выиграл права на адаптацию сценарной заявки Джастина Мерца «Дороти и Алиса» про встречу двух героинь классических литературных произведений «Алисы в Стране...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 71%
ролики 9.1%
кадры, постеры 3.4%
блоги, бокс-офис 2%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 4%
афиша 3.1%
другое 3.1%



Кинокадр Новинки кино 2017 фильмы 2017 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2017   фильмы 2016   фильмы 2017   Афиша кино   Лучшие фильмы 2015 2016  
 

 
2003-2017 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама