![]() |
![]()
Саундтреки осени 2013: «Голодные игры 2», «Тор 2», «Гравитация»Осень — время для внесезонных блокбастеров, в основном это всякая инди-фантастика (вообще из не-фантастики в обзоре всего один фильм), но есть среди её разноголосицы и настоящие тяжеловесы, собирающие свои сотни миллионов даже без участия каникулярных детишек. Соответственно, достаточно богат и выбор звуковых дорожек, которым мы и посвящаем наш сезонный обзор.
«Голодные игры 2: И вспыхнет пламя» Мастерство — тонкая вещь. Композиторский цех Голливуда огромен, однако настоящий художник заметен всегда. И как бы ни старались новомодные производители всяких спецэффектных звуковых библиотек, настоящая музыка рождается не от нажатия на одну клавишу и последующего восхищения от сделанного кем-то вместо тебя. Тотальная лень, захлестнувшая нынешних кинокомпозиторов из-за развития прогресса привела к появлению десятков однотипных звуковых дорожек, ибо искания творческие поменялись на искания нужного сэмпла из разряда «всё уже озвучено до нас». И как-то не воспринимается ими тот факт, что любой синтезаторный звук не может быть самоцелью и единственным средством отражения композиторского замысла. Джеймс Ньютон Ховард уже работал на первых «Играх», но там ему явно не дали развернуться. На этот раз мастеру предоставили гораздо больше экранного времени, и его талант раскрылся во всей красе. Из 29 дорожек оригинального саундтрека нет ни одной случайно затесавшейся или дежурно-проходной. Рука профессионала чувствуется во всём. Звучание оркестра в основном ограничено теплотой струнных и редкими вкраплениями валторн. И те самые синтезаторные «пэды», которые так модно нынче использовать, композитор применяет с максимально возможной лаконичностью. Чем и достигается эффект наслоения звуковых пластов, погружающих слушателя в атмосферу параллельной реальности. Альбом «гест-стар» порадовал не меньше. Хотя все эти песни давно знакомы и приятны слуху, почему бы не получить удовольствие от композиций Coldplay, Агилеры и Элли Гоулдинг, тем более в одном флаконе? В результате слушатель будет наслаждаться как оригинальной многодорожечной «сюитой» от Ньютона Ховарда, так и пятнадцатью специально подобранными композициями. «Советник» Отношение Ридли Скотта к саундтрекам в своих картинах в последнее время можно охарактеризовать термином «вежливое наплевательство». Что тем более странно, учитывая имена композиторов, с которыми он работал ранее. Куда подевалась минималистская атмосфера ужаса, столь блистательно созданная Джерри Голдсмитом в «Чужом»? Куда исчезло оперное величие Ханса Циммера? Где, наконец, холодная эпичность Вангелиса? Начиная с «Царства небесного» режиссёр словно перестал уделять внимание музыке, определив саундтреку роль так называемого «бэкграунда» — пусть звучит что-нибудь, коли традиция требует. Фон для событий, сюжета... Под ногами не мешается — и ладно. Пембертон пока считается композитором молодым, своих условий ставить не будет, стало быть, «творческих разногласий» возникнуть не должно. Вот пусть и напишет «что-нибудь этакое» для звучания на пятом плане. Поначалу композитор действительно начинает добросовестно отрабатывать режиссёрский заказ, под грузом авторитета и поставленной задачи. По первым дорожкам саунда к «Советнику» возникает ощущение, что слушатель ошибся альбомом и на самом деле в колонках звучит саундтрек к фильму Тарантино или Родригеса. Первые 4 дорожки так просто неразличимы меж собой: один и тот же инструментарий (мандолина, гитара и гул), клонированное начало, перманентно звучащие гитарные переборы. Но где-то к восьмому треку становится слышно, что Пембертону надоедает должность создателя звуковой подкладки, и он начинает выходить за рамки возложенной на него функции фонового заполнения. Причём делает он это весьма постепенно, с оглядкой, но к десятому треку всё же раскрываясь окончательно. И тут выясняется, что он прекрасный мелодист и талантливый оркестратор. Что он умеет работать с атмосферой и может довести драматизм до высокой кульминации. Одним словом, для того, чтобы получить удовольствие от прослушивания альбома, необходимо пропустить первые семь дорожек. Иначе рука сама потянется к кнопке «стоп», и вы так и не услышите настоящего Пембертона, талантливого и перспективного композитора. «Тор 2: Царство тьмы» Новость о том, что Картер Бёруэлл покинул проект «из-за творческих разногласий», весьма удивила. Можно было понять конфликт между Питером Джексоном и Шором при работе над «Кинг Конгом». Но какие разногласия у режиссёра с композитором могут возникнуть при написании музыки к сиквелу комиксоида? Или Алан Тэйлор решил не идти по пути Кеннета Браны, и захотел выполнить тотальную перезагрузку не только в сюжетной, но и музыкально-сопроводительной линии? В самом деле, смешно даже представить себе картинку, когда режиссёр стоит за правым плечом у композитора и покрикивает что-то вроде «Дай мне страсть, сочинитель, дай мне эмоции!» Надо заметить, что смена автора саундтрека на пользу картине не пошла. Брайан Тайлер — композитор из разряда «что вижу — о том и пою». А поскольку видеть на экране, окромя зрелищных спецэффектов как самоцели да драматичного размахивания молотом, особо нечего, проекция данного разухабистого аттракциона на саундтрек состоялась без какой-либо вариативности. Всё те же шаблоны, всё те же лекала. Нет у композитора времени для спокойной сосредоточенной работы, некогда ему мелодии придумывать — заказчики в очереди стоят. В итоге индивидуальность, какой-либо авторский почерк в альбоме отсутствуют как таковые. Понятно, что одной изюминкой сыт не будешь, но так хочется, чтобы она попалась в этой добротно пропечённой булке. Но нет её там — лишь традиционный рецепт из пульсирующих скрипок, рявкающих тромбонов да типовых вокальных фраз. Предугадывается всё, вплоть до нарастаний и спадов звука. От стандартизации до посредственности — только один шаг, и судя по саундтреку к «Тору», шаг этот, к сожалению, уже практически сделан.
начало статьи » читать дальше
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/12/12/soundtrack.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "САУНДТРЕК"
![]()
![]()
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
![]()
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|