Географ глобус пропил:Географ глобус пропил: Кама-река, помоги«Географ глобус пропил», 2013 Нынче любят шутливо повторять, мол, «за мкадом жизни нет», имея в виду, что столичная публика за оную кольцевую дорогу никогда не выбирается, а потому не представляет, чем живёт страна. Шутка эта стала ключевой в затянувшейся дискуссии под лозунгом «хватит кормить Москву» и уже так навязла на зубах, что стала общим местом, живя в пространстве общественной ноосферы своей жизнью, подгребая под себя каждое лыко в строку, и выход нового фильма Александра Велединского в этом смысле просто пропитан этим ощущением — какого-то мёртвого пространства, в которое угодил Виктор Служкин. И сам он будто пьёт от этого, и жена-декабристка ест его поедом ровно за это, и даже позитивный столичный назначенец бывший одноклассник Будкин, несмотря на весь оптимизм эдакого регионального Мединского, этот тоже чует, что «здесь жизни нет», а потому, аналогично, только пьёт да за бабами бегает. И главный извод сюжета, с нелепым этим трудоустройством, тоже дует в ту же дуду. Нет, формально посыл совершенно иной — мечтающим свалить из Перми школьникам с упорством маньяка горе-географ зачитывает про экономику Урала и устраивает экскурсии про судоходство на Каме, но в итоге и сам не понимает, зачем это, на деле больше увлечённый даже не бытовым алкоголизмом — попытками устройства своей личной жизни. Большую часть экранного времени его будто ничто другое и не волнует. Как говорится, этим же бессмысленно заняты и все остальные. Таким образом действие и так безнадёжно застрявшего в «проклятых девяностых» романа мысленно отползает куда-то совсем уж в восьмидесятые, чему способствует и существенно сдвинутый относительно романа возраст героев (в оригинале Служкину 28 лет). Весь этот совершенно совковый промискуитет, когда все со всеми спят, все всё знают, а секса всё равно «нет», он как-то настолько не про современность, что внезапно гиперосовремененная (и никак не объяснённая) героиня Евгении Брик со своим факультативным немецким и икейской мебелью смотрится в этой истории вставным гвоздём, должен же географ где-то утопить свои «три топора». И вообще, сценаристы так закопались во всех этих любовных многоугольниках (при всей асексуальности фильма вообще, тут всё очень возвышенно, как в дамских романах), что к какому-то моменту окончательно забыли и про дочку, и про жену, и про географию, и про историю унылого попадания обратно в Пермь, и даже про бытовой алкоголизм (к слову, даже алкоголик из снулого Хабенского на этот раз получился весьма постулативный — у любого из нас под подъездом есть более адекватные типажи, а уж крепко пьющий физрук — это вообще народный мем). Нет, всё это не то, у нас «Коля любит Олю, Оля любит Колю, все перевлюблялись в нашей школе», как пела в своей пародии «ОСП-студия». Если прибавить к этому совершенно сериальную картинку первой половины фильма (от оператора «Кандагара» и «Брестской крепости» такого ожидать было трудно, но факт есть факт), то на фоне ералашеобразных школьников и назойливого жужжания «беллетристических фамилий» героев (Служкин, Будкин, Большакова, Градусов, Овечкин) получается такая вполне аморфная элегия о бессмысленности бытия на фоне ржавых остовов барж посреди обледенелой Камы, где «не клюёт». И лишь окончательно погрузивши своё кино в тину уныния, тлена и безысходности, авторы внезапно опомнились и, наскоро свернув сюжет, за пару сцен свели всё к вожделенному походу, куда по инерции протащили притянутый за уши запой (для сюжета он не нужен, как и был не нужен с самого начала), а также школьную любовь Служкина девочку Машу. Так заканчивается тяжеловесное полуторачасовое вступление, а начинается собственно кино, которое поздно спохватившиеся авторы вынужденно растянули ещё на час — резать лучшее, что есть в фильме, рука не поднялась. И правильно — картинка тут внезапно становится киношной, сюжет лишается привкуса бесконечного любовного «мыла» (остаётся один «треугольник», но он тут к месту), за кадром вместо чёрно-белого зимнего городского уныния поселяется хтоническая уральская природа (фактически она — ещё один полноценный персонаж), а главным героем становится речка Исеть с её скалами и порогами. И тут же в фильме внезапно появляются и юмор, и драматизм, а персонажи из просто людей-функций обретают мотивации, страсти же начинают кипеть совершенно шекспировские. Что мешало сделать таким же весь остальной ретро-фильм «пралюбофь», совершенно не понятно. Во всяком случае в постскриптуме после возвращения из похода сразу заметно, как резко осовременилось всё в фильме, и Пермь уже не кажется богом забытым местом на краю земли (на эту тему герой Хабенского рассуждает прямо в кадре) в полном безвременье, а обретает свою жизнь и свою интонацию. Ради этого, наверное, и стоило снимать, но проблема в том, что первые полтора часа, которые про географа и глобус, они же никуда не делись, и это по-прежнему полтора часа притянутого за уши «многоугольника», не обладающие никакой заметной самоценностью.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/11/09/geographerdrank.shtml
Лучшие отзывы | Оставить отзыв
k.o.
Против течения
Тема - Проблема интеллигента переросшего студенчество, но не приспособленного к реальной жизни. С ее жизненными целями, которые надо достигать. С ее правилами - семье нужны деньги, жене нужен муж, которым гордятся, детям нужен отец, который читает сказки.
К сожалению в большинстве своем в постсоветском пространстве такие люди находят один выход - пить... далее Хроники унылых будней
Для полной ясности повинюсь, что книгу не читала, поэтому сразу о фильме. Это просто ужасно. Во-первых, Константин Хабенский в роли алкоголика - это уже совсем не оригинально… интересно, он кого-нибудь другого играть может? Ну да ладно, в конце концов, причина моего разочарования даже не в этом, а в том... далее Никого не нужно, никого
Честно скажу, фильм я не посмотрел. Зато прочел книгу - цельных два раза, поэтому льщу себя надеждой, что мой комментарий каким-то образом окажется полезен.
Книга по-своему искренняя, трогательная и местами даже лиричная. Но - абсолютно не кинематографичная. В ней как такового сюжета нет... далее Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ДРАМА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|