Пропущенные фильмы: российское кино 2011начало статьи » окончание
Отечественное кино, несмотря на «семистудийщину» и прочие унылые реалии нашего кинобизнеса, продолжает жить. Весь год мы вспоминали его то в виде фейспалм-блокбастеров, то в фестивальных ретроспективах отечественных и международных, но всё равно довольно много заметных премьер проходило мимо нас, мелькая в паре копий на афишах пары кинотеатров, резонным образом попадая в наш обзор «пропущенного кино». Здесь найдётся место и жанровым малобюджеткам, и претенциозному артхаусу, и просто замечательному кино.
Надежда Заварова «Жила-была одна баба», 2011 Снимая эпическое полотно, посвящённое ХХ веку, неизбежно работаешь с материалом, который с кинематографической точки зрения сколь благодатен, столь и опасен. Благодатен потому, что перед авторами открывается богатая историческая палитра, и на ней слишком много оттенков кроваво-красного. Поэтому любая частная история крепко-накрепко переплетётся с судьбой Отечества, родятся символы, суждения обретут значительность, а прошлое вдруг заговорит о настоящем. И весь этот исторический калейдоскоп с элементами комнаты страха как нельзя лучше заживёт по законам кинодраматургии, ведь сценаристов хлебом не корми дай почувствовать себя историками-иллюзионистами, ловко жонглирующими драматическими фактами, датами, историческими персонажами. Опасен же этот материал тем, что Великая иллюзия предполагает создание исторического вымысла, пусть и основанного на реальных событиях. И в этом нет ничего предосудительного, это правила игры, которые, однако, не соглашаются принять некоторые зрители, всегда готовые рассердиться, обнаружив исторические неточности и несоответствия. Хотя, к сожалению, число современных кинозрителей, знающих детали крестьянских восстаний или точную дату начала коллективизации, неуклонно стремится к нулю. И если перефразировать слоган фильма, получится: «те, кто не помнят своего прошлого, обречены принимать на веру об этом прошлом всё, что угодно». К счастью, фильм не информационный бюллетень, и главное в нём то ощущение, что остаётся у зрителя после просмотра, те чувства и мысли, что пробуждает в нём увиденное. И даже тот, кто не знает истории, способен ощутить ужас от всего произошедшего со страной в первой трети XX века. Но кровь, голод и ужасы революции и гражданской войны, обретшие в фильме весьма реалистическое воплощение, не идут ни в какое сравнение с осознанием того, что жизнь глухой русской деревни с тех пор не изменилась. Мужики пьют, бьют баб, бабы пьют, бьют мужиков жизнь эта жестока и беспросветна. Так, например, в одной деревне в Тверской губернии популярна забава: местные жители, напившись, идут к ближайшей железной дороге и ложатся на рельсы: вот так жила-была одна баба, а вот и нет её… Андрей Смирнов рассказал историю о крестьянской доле в страшные годы (1909-1921), а на самом деле поведал и о жизни современного русского села. И осознание этого может напугать зрителей гораздо больше, чем подробности кровавого Тамбовского восстания. Получается, что режиссёр сумел по-своему «заглянуть в зрачки века-зверя». Чёрной ночью негры воруют уголь Роман Куланин «Портрет в сумерках», 2011 Она работает психологом в реабилитационном центре, он обычный ростовский мент. У неё респектабельный муж, у него младший брат-наркоман и сбежавшая жена. Дальше почти что-то один в один «Последнее танго в Париже» до той степени неприличия, что можно разобрать, сколько же не хватило наглости для замашки на римейк. Хотя до взрывчатости и грандиозности Бертолуччи тут — словно до полёта на Марс, режиссёрский дебют Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках», сделанный на паях с вдовой Ивана Дыховичного, всё же оказывается больше того формата чернухи, который на него усиленно вешается. Скорее, это уж такой гипер-прегипер реализм, модный в Европе в начале 2000-х, и теперь, наконец, добравшийся и до нашей провинции, конкретнее, до Ростова-на-Дону. Добравшийся, впрочем, без пертурбаций, не считать же таковым идейно-художественное запоздание, зато получивший в родных широтах резкость высказывания и кое-чего поглубже. Сцена изнасилования прямо пытается соперничать с известным актом Гаспара Ноэ, размах не то мизантропии, не то религиозной правды вообще из школьных экскурсов в Фёдора Михайловича. Зато, если брать по крупному, всё честно написать, что, мол, тут не верю, а там надуманно, рука не поднимается. Оттого и смотреть «Портрет в сумерках» нисколько не удовольствие, скорее испытание, хоть и кажется всё знакомым и где-то виденным, местный колорит не отстаёт от внутренних демонов ни на шаг и бдсмно вываливается на экран. Роман Корнеев «Борис Годунов», 2011 У этого фильма с самого начала были все шансы выстрелить — и гора снявшихся забесплатно «друзей Мирзоева», включая традиционно харизматичного Суханова в роли Годунова, и минимальный бюджет, поскольку кино снималось буквально на деньги режиссёра, и пост-модернистический перенос места и времени действия в современную Москву, и связанные с этим всем аллюзии на природу современной российской власти, и совсем не затасканный, в отличие от прочей классики, текст Пушкина — кроме «мальчиков кровавых» и заголовка этого обзора за авторством Булгакова мало что и вспомнишь, хотя читали-с, читали-с. В общем, если бы хронометраж ещё поменьше, всяко был бы хит. Однако, со словами «главное ввязаться в драку» Мирзоев-продюсер крепко подвёл Мирзоева-режиссёра. Пара фестивальных показов, люди посмотрели, пожали плечами и ожидаемого релиза как-то не случилось. Знаменитый уже «широкий прокат в Северном Бутово» обсуждали все, сказывают, в несчастный кинозал даже очереди стояли первые дни, но потом пошумели и схлынуло. Ну возьмут с января фильм в вот-вот закроющийся на реконструкцию «Художественный», ну там позже «35мм» подключится. Осталось уповать на Гордона с его «Закрытым показом». Между тем, если отбросить интеллигентские метания, кино получилось слишком не для всех, чтобы иметь особые шансы на. И дело не в стихах Пушкина, и не в модной камере Костомарова, и не в нищете постановки. Вовсе нет. А в глубинной проблеме — проект не выстрелил, потому что он не мог выстрелить. Да, осовременивание сейчас модно, вон, британцы с американцами снимают очередной «Кориолан», чем Пушкин хуже Шекспира. А в том, что дальше первичных и очевидных аллегорий «бояре-олигархи», «убийство-революция» и «Суханов-Ельцин» Мирзоев-сценарист не обеспечил Мирзоеву-режиссёру никакой опоры. Вот Литва — это Литва, пограничная вольница, нахальные экс-соседи, «думский дьяк» Парфёнов, Сурков-Фёдоров, это всё понятно, все играют сами себя. Но вот поляки — они кто? Чеченская как Гражданская? Уже натяжка. А самозванец-Отрепьев у нас кто? Казачки-интервенты у нас где? Наконец барышня Мнишек — она кого олицетворяет? А ведь её ой как много, долгущий пафосный эпизод в бассейне — весь про её. И начинается не кино, а театр в худшем его понимании — чтение текста классики со сцены в предлагаемых обстоятельствах. Ну, читают, раскрашивают, пришепётывают, видеопроектор мерцает, и чего? Самый удачный момент второй половины фильма — это ряженый белогвардейским офицером двойник Мерзликина, спящий на сцене в обнимку с седлом. Браво. Вот это — решение. А то, что до и после — никак нет. Роман Куланин «Огни притона», 2011 Первым делом надо напрочь выкинуть из головы, кто такой Александр Гордон, все его бесконечные телечасы, жену-блондинку. А вторым представить себе режиссёра: умного, тактичного, знающего цену каждой детали и дорожащего каждым кадром. Это автоматически не означает, что Гордон хороший режиссёр, а «Огни притона», застрявшие в производстве на 3 года — хороший фильм. Но тот тактичный и, самое главное, индивидуальный мир, который оказывается втиснут в одно одесское лето не то 59, не то 58 года, выходит, маячит лучом из прошлого, когда актёры жили в своих ролях, а режиссёры впадали в депрессию и истерили прямо на съёмочной площадке. По-европейски элегантная история про бабу Любу (не стоит обманываться прозвищем на экране это роскошная Оксана Фандера) и её почти утопический бордель выглядит, да и является тем, что по-английски звучит как blast from the past. И Гордон, который искренне учит в своей передаче, какое кино должно быть, не снисходя до того, чтобы объяснить, как его делать, все эти годы, оказывается, не ёрничал, а держал туза в рукаве, чтобы для скептиков он оказался пиковым. А для зрителей возвращением в те времена, когда с экранов передавались чувства, эмоции и мысли, а не сухие маркетинговые построения. В этом смысле «Огни притона» невероятно старомодное кино, за что спасибо в первую очередь папе-сценаристу, едва заметное в нашей оскаленной современности. начало статьи » окончание
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2011/12/06/lostfilms.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ПРОПУЩЕННЫЕ ФИЛЬМЫ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|