Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Пропущенные фильмы

Пропущенные фильмы: российское кино 2011

редакция Кинокадра, 6 декабря 2011
начало статьи » окончание

Отечественное кино, несмотря на «семистудийщину» и прочие унылые реалии нашего кинобизнеса, продолжает жить. Весь год мы вспоминали его то в виде фейспалм-блокбастеров, то в фестивальных ретроспективах — отечественных и международных, но всё равно довольно много заметных премьер проходило мимо нас, мелькая в паре копий на афишах пары кинотеатров, резонным образом попадая в наш обзор «пропущенного кино». Здесь найдётся место и жанровым малобюджеткам, и претенциозному артхаусу, и просто замечательному кино.

Читайте в этом обзоре:
«В субботу»
«Неадекватные люди» и «Вдребезги»
«2 дня»
«Елена»
«Жила-была одна баба»
«Портрет в сумерках»
«Борис Годунов»
«Огни притона»



Век мой, зверь мой

Надежда Заварова

Жила-была одна баба

«Жила-была одна баба», 2011
Режиссёр и автор сценария: Андрей Смирнов
В ролях: Дарья Екамасова, Владислав Абашин, Максим Аверин, Алексей Серебряков, Роман Мадянов

Снимая эпическое полотно, посвящённое ХХ веку, неизбежно работаешь с материалом, который с кинематографической точки зрения сколь благодатен, столь и опасен. Благодатен потому, что перед авторами открывается богатая историческая палитра, и на ней слишком много оттенков кроваво-красного. Поэтому любая частная история крепко-накрепко переплетётся с судьбой Отечества, родятся символы, суждения обретут значительность, а прошлое вдруг заговорит о настоящем. И весь этот исторический калейдоскоп с элементами комнаты страха как нельзя лучше заживёт по законам кинодраматургии, ведь сценаристов хлебом не корми — дай почувствовать себя историками-иллюзионистами, ловко жонглирующими драматическими фактами, датами, историческими персонажами.

Опасен же этот материал тем, что Великая иллюзия предполагает создание исторического вымысла, пусть и основанного на реальных событиях. И в этом нет ничего предосудительного, это правила игры, которые, однако, не соглашаются принять некоторые зрители, всегда готовые рассердиться, обнаружив исторические неточности и несоответствия. Хотя, к сожалению, число современных кинозрителей, знающих детали крестьянских восстаний или точную дату начала коллективизации, неуклонно стремится к нулю. И если перефразировать слоган фильма, получится: «те, кто не помнят своего прошлого, обречены принимать на веру об этом прошлом всё, что угодно». К счастью, фильм — не информационный бюллетень, и главное в нём — то ощущение, что остаётся у зрителя после просмотра, те чувства и мысли, что пробуждает в нём увиденное. И даже тот, кто не знает истории, способен ощутить ужас от всего произошедшего со страной в первой трети XX века.

Жила-была одна баба

Но кровь, голод и ужасы революции и гражданской войны, обретшие в фильме весьма реалистическое воплощение, не идут ни в какое сравнение с осознанием того, что жизнь глухой русской деревни с тех пор не изменилась. Мужики пьют, бьют баб, бабы пьют, бьют мужиков — жизнь эта жестока и беспросветна. Так, например, в одной деревне в Тверской губернии популярна забава: местные жители, напившись, идут к ближайшей железной дороге и ложатся на рельсы: вот так жила-была одна баба, а вот и нет её…

Андрей Смирнов рассказал историю о крестьянской доле в страшные годы (1909-1921), а на самом деле поведал и о жизни современного русского села. И осознание этого может напугать зрителей гораздо больше, чем подробности кровавого Тамбовского восстания. Получается, что режиссёр сумел по-своему «заглянуть в зрачки века-зверя».



Чёрной ночью негры воруют уголь

Роман Куланин

Портрет в сумерках

«Портрет в сумерках», 2011
Режиссёр: Ангелина Никонова
Сценарий: Ольга Дыховичная, Ангелина Никонова
В ролях: Ольга Дыховичная, Сергей Борисов

Она работает психологом в реабилитационном центре, он — обычный ростовский мент. У неё респектабельный муж, у него — младший брат-наркоман и сбежавшая жена. Дальше — почти что-то один в один «Последнее танго в Париже» до той степени неприличия, что можно разобрать, сколько же не хватило наглости для замашки на римейк.

Хотя до взрывчатости и грандиозности Бертолуччи тут — словно до полёта на Марс, режиссёрский дебют Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках», сделанный на паях с вдовой Ивана Дыховичного, всё же оказывается больше того формата чернухи, который на него усиленно вешается. Скорее, это уж такой гипер-прегипер реализм, модный в Европе в начале 2000-х, и теперь, наконец, добравшийся и до нашей провинции, конкретнее, до Ростова-на-Дону.

Портрет в сумерках

Добравшийся, впрочем, без пертурбаций, не считать же таковым идейно-художественное запоздание, зато получивший в родных широтах резкость высказывания и кое-чего поглубже. Сцена изнасилования прямо пытается соперничать с известным актом Гаспара Ноэ, размах не то мизантропии, не то религиозной правды вообще из школьных экскурсов в Фёдора Михайловича.

Зато, если брать по крупному, всё честно — написать, что, мол, тут не верю, а там — надуманно, рука не поднимается. Оттого и смотреть «Портрет в сумерках» нисколько не удовольствие, скорее испытание, хоть и кажется всё знакомым и где-то виденным, местный колорит не отстаёт от внутренних демонов ни на шаг и бдсмно вываливается на экран.



Бориску на царство

Роман Корнеев

Борис Годунов

«Борис Годунов», 2011
Режиссёр и автор сценария: Владимир Мирзоев
Текст: А.С. Пушкин
В ролях: Максим Суханов, Михаил Козаков, Андрей Мерзликин, Леонид Парфёнов, Пётр Федоров, Агния Дитковските, Дмитрий Певцов

У этого фильма с самого начала были все шансы выстрелить — и гора снявшихся забесплатно «друзей Мирзоева», включая традиционно харизматичного Суханова в роли Годунова, и минимальный бюджет, поскольку кино снималось буквально на деньги режиссёра, и пост-модернистический перенос места и времени действия в современную Москву, и связанные с этим всем аллюзии на природу современной российской власти, и совсем не затасканный, в отличие от прочей классики, текст Пушкина — кроме «мальчиков кровавых» и заголовка этого обзора за авторством Булгакова мало что и вспомнишь, хотя читали-с, читали-с. В общем, если бы хронометраж ещё поменьше, всяко был бы хит.

Однако, со словами «главное ввязаться в драку» Мирзоев-продюсер крепко подвёл Мирзоева-режиссёра. Пара фестивальных показов, люди посмотрели, пожали плечами и ожидаемого релиза как-то не случилось. Знаменитый уже «широкий прокат в Северном Бутово» обсуждали все, сказывают, в несчастный кинозал даже очереди стояли первые дни, но потом пошумели и схлынуло. Ну возьмут с января фильм в вот-вот закроющийся на реконструкцию «Художественный», ну там позже «35мм» подключится. Осталось уповать на Гордона с его «Закрытым показом».

Борис Годунов

Между тем, если отбросить интеллигентские метания, кино получилось слишком не для всех, чтобы иметь особые шансы на. И дело не в стихах Пушкина, и не в модной камере Костомарова, и не в нищете постановки. Вовсе нет. А в глубинной проблеме — проект не выстрелил, потому что он не мог выстрелить. Да, осовременивание сейчас модно, вон, британцы с американцами снимают очередной «Кориолан», чем Пушкин хуже Шекспира. А в том, что дальше первичных и очевидных аллегорий «бояре-олигархи», «убийство-революция» и «Суханов-Ельцин» Мирзоев-сценарист не обеспечил Мирзоеву-режиссёру никакой опоры. Вот Литва — это Литва, пограничная вольница, нахальные экс-соседи, «думский дьяк» Парфёнов, Сурков-Фёдоров, это всё понятно, все играют сами себя. Но вот поляки — они кто? Чеченская как Гражданская? Уже натяжка. А самозванец-Отрепьев у нас кто? Казачки-интервенты у нас где? Наконец барышня Мнишек — она кого олицетворяет? А ведь её ой как много, долгущий пафосный эпизод в бассейне — весь про её.

И начинается не кино, а театр в худшем его понимании — чтение текста классики со сцены в предлагаемых обстоятельствах. Ну, читают, раскрашивают, пришепётывают, видеопроектор мерцает, и чего? Самый удачный момент второй половины фильма — это ряженый белогвардейским офицером двойник Мерзликина, спящий на сцене в обнимку с седлом. Браво. Вот это — решение. А то, что до и после — никак нет.



Отец и сын

Роман Куланин

Огни притона

«Огни притона», 2011
Режиссёр: Александр Гордон
Сценарий: Гарри Гордон, Наталья Рязанцева
В ролях: Оксана Фандера, Алексей Левинский, Анна Слюсарёва, Катерина Шпица, Богдан Ступка, Ада Роговцева, Евгений Цыганов

Первым делом — надо напрочь выкинуть из головы, кто такой Александр Гордон, все его бесконечные телечасы, жену-блондинку. А вторым — представить себе режиссёра: умного, тактичного, знающего цену каждой детали и дорожащего каждым кадром. Это автоматически не означает, что Гордон хороший режиссёр, а «Огни притона», застрявшие в производстве на 3 года — хороший фильм.

Но тот тактичный и, самое главное, индивидуальный мир, который оказывается втиснут в одно одесское лето не то 59, не то 58 года, выходит, маячит лучом из прошлого, когда актёры жили в своих ролях, а режиссёры впадали в депрессию и истерили прямо на съёмочной площадке. По-европейски элегантная история про бабу Любу (не стоит обманываться прозвищем — на экране это роскошная Оксана Фандера) и её почти утопический бордель выглядит, да и является тем, что по-английски звучит как blast from the past.

Огни притона

И Гордон, который искренне учит в своей передаче, какое кино должно быть, не снисходя до того, чтобы объяснить, как его делать, все эти годы, оказывается, не ёрничал, а держал туза в рукаве, чтобы для скептиков он оказался пиковым. А для зрителей — возвращением в те времена, когда с экранов передавались чувства, эмоции и мысли, а не сухие маркетинговые построения. В этом смысле «Огни притона» невероятно старомодное кино, за что спасибо в первую очередь папе-сценаристу, едва заметное в нашей оскаленной современности.

начало статьи » окончание

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2011/12/06/lostfilms.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ПРОПУЩЕННЫЕ ФИЛЬМЫ"
Пропущенные фильмы лета 2011: почти независимое кино


Пропущенные фильмы лета 2011: почти независимое кино

редакция Кинокадра

Летние блокбастеры прошедшего сезона в своём среднестатистическом убожестве так плотно обсидели прокатную сетку, что прорваться сквозь их шпалеры кино «более другому» не представлялось никакой возможности. Потому мы снова обращаемся к рубрике «Пропущенных фильмов», концентрируясь в основном на эдаком подвиде «почти независимого кино», которое на поверку оказывается душевнее, честнее и ближе к зрителю, чем все тру-голливудские потуги.


Пропущенные фильмы: парад би-муви


Пропущенные фильмы: парад би-муви

редакция Кинокадра

Если какой-то категории кино никогда не грозит упадок и забвение, так это фильмам класса «бэ», или би-муви. Снятые за копейки, наплевавшие на все и всяческие условности, донельзя конептуальные грайндхаусы, трэшаки, расчленёнка-триллеры и безумные боевики без страха и упрёка всегда найдут своего зрителя, с удовольствием растащенные по торрентам и пиратским видеолавкам. Славы и миллионов своим создателям они не принесут, но это и неважно. Встречайте, очередной выпуск посвящён сексу, насилию и безумию.


Пропущенные фильмы: снова триллеры


Пропущенные фильмы: снова триллеры

редакция Кинокадра

Пока мы мучились с оскароносцами, наше любимое внеформатное жанровое кино потихоньку просачивалось — кто в наш узкий прокат, а кто и сразу на видео, а значит, пора расчехлять лыжи и возвращаться к традиционной рубрике «пропущенных фильмов». Сегодня речь пойдёт о триллерах разновсяческих видов, коих скопилось так много, и среди них такие неожиданные, что впору делать несколько выпусков подряд. Поэтому отберём лучших из лучших и постараемся их подробно обсудить.

Отзывы: [21]


Высоцкий. Спасибо, что живой: Дорогая передача


Высоцкий. Спасибо, что живой:
Дорогая передача

Роман КОРНЕЕВ

Тяжело угодить всем, тем более, когда в кадре такая личность, как Высоцкий. И совсем героизировать его не стоит. Но данное кино, не будучи так чтобы уж совсем провальным, оказалось настолько никаким, что может угодить разве что совсем уж незнакомому с фигурой Высоцкого зрителю, либо же зрителю настолько нетребовательному и всеядному, что продолжает до сих пор смотреть отечественное тэвэ. То есть такому, к которому привык апеллировать Константин Эрнст. В свете этого и результат — неудивителен. Отзывы: [114]


Дина Дурбин: И то же в Вас очарованье


Дина Дурбин: И то же в Вас очарованье

Надежда ЗАВАРОВА

Дине Дурбин, одной из самых знаменитых звёзд Золотого века Голливуда, 4 декабря исполняется 90. Она работала в Голливуде двенадцать лет, сыграв главные роли в двадцати одном фильме. Среди её режиссёров были Генри Костер и Фрэнк Борзедж, который снял одну из самых популярных и любимых публикой лент актрисы – «Сестра его дворецкого» (1943). Фильмы Дурбин, полные музыки, юмора, лёгкости и очарования, заслужили огромную любовь зрителей. Дину и сегодня помнят и любят; между тем, она навсегда покинула кино в 1948 году

Отзывы: [1]


Премьеры декабря: «Высоцкий», «Шерлок Холмс 2», «Миссия: Невыполнима 4»


Премьеры декабря: «Высоцкий», «Шерлок Холмс 2», «Миссия: Невыполнима 4»

Роман КОРНЕЕВ

Декабрь не просто открывает кинопрокатный год, но и является одним из самых ударных месяцев в году. Не то чтобы этому способствовало раздолье праздников, как за океаном, в этом смысле у нас куда заметнее январь, март или май. Скорее декабрь берёт мощной конкуренцией поредевших наших релизов и хошь-не хошь выходящих вместе со всем миром заокеанских предрождественских блокбастеров. В струе этого противостояния мы и приблизимся к вожделенной затяжной ёлочке.

Отзывы: [5]


Британское кино: пришельцы, вибраторы, апокалипсис и соцреализм


Британское кино: пришельцы, вибраторы, апокалипсис и соцреализм

Никита КОМАРОВ

Традиционная осенняя неделя «Нового британского кино» выдалась, пожалуй, не настолько фестивальной в классическом значении, насколько от неё можно было это ожидать – типичных примеров подобного кино практически не имелось, в целом же в программе удобно распределился мейнстрим, артхаус и варианты их смешивания на любой вкус. По итогам действа подобную эклектику нельзя не поприветствовать, какими бы ни были результаты, а они были ничуть не менее разнообразными, о чём ниже и пойдёт речь

Отзывы: [1]


Как украсть небоскрёб: Захвати Уолл-стрит


Как украсть небоскрёб:
Захвати Уолл-стрит

Роман КОРНЕЕВ

В фильме про ограбление от силы треть посвящена собственно ограблению. Небанальный подход к жанру. С другой стороны, это позволяет полнее погрузиться в социальный подтекст, а заодно поржать над феноменальной в своём нахальстве Гэбори и «тренером по воровству» Мёрфи. Очень мило. Впрочем, рано или поздно надо было уже начинать, и тут у многочисленных авторов нашлась в запасе пара гэгов и сюжетных поворотов, которые не просчитывались с первого взгляда, а любой сюрприз в комедии положений — главное дело.


Бой с тенью 3: Последний раунд: Грани боксёрского


Бой с тенью 3: Последний раунд:
Грани боксёрского

Роман КОРНЕЕВ

Что мы видим? Уставших актёров, которым, согласно пресс-релизу, «вовсе не нужно было что-то играть», мастерство режиссёра-продюсера, снявшего и вот это, и вон то, и так, и вот эдак — и всё за жалкие шесть лям. Видимо, зритель должен впечатлиться уже тем фактом, что за три копейки можно снять всякоразно. В том же Гонконге за те же деньги такое вот кино пачками снимают безымянные местные гении, дабы их подпустили потом к чему-нибудь более серьёзному. У нас же это, так сказать, вершина карьеры. Печально. Отзывы: [10]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама