«Клерки 2» (“Clerks 2”), 2006
Режиссёр и автор сценария: Кевин Смит
Оператор: Дэвид Кляйн
Композитор: Джеймс Венэйбл
Продюсеры: Лора Гринли, Скотт Мосье, Кевин Смит, Харви Вайнштейн
В ролях: Брайан О’Хэллоран (Данте), Джефф Андерсон (Рэндал), Розарио Доусон (Бекки), Джейсон Мьюз (Джей), Кевин Смит (Молчаливый Боб), Тревор Ферман (Элиас), Дженнифер Швальбах (Эмма), Джейсон Ли, Ванда Сайкс, Бен Аффлек и другие.
Кевин Смит ни разу не повзрослел. Нет, теперь ему далеко не 20, он обзавёлся большой фильмографией, научился снимать без дрожи в коленках, и теперь его фильм не снимешь за годовую зарплату мальчика на «свободной кассе», как когда-то. Его чёрно-белое прошлое сгорело, осталось позади, потому что иначе не бывает, потому что кто-нибудь обязательно забывает выключить чайник. Но сам он при этом остался в душе таким же шалопаем и пройдохой, как и раньше. И потому стоило гримёрам вернуть на благородное чело тридцатишестилетнего режиссёра привычный уже грим Молчаливого Боба, как тут же всё стало на свои места: Джей и его немногословный напарник по ничегонеделанью — подпирать стену «Мубиза» и потихоньку приторговывать дурью, Рэндал и Данте — за прилавок богопротивной («золотой телец», ага) точки общепита взамест их сгоревшего старого магазина, а зрители — в зрительный зал, наблюдать за происходящим.
Больше десяти лет неразлучная парочка продолжает изводить друг дружку и окружающих на ниве быстрого обслуживания, с той лишь разницей, что теперь в их тесный круг допущены: а) невеста Данте, которую играет жена Кевина Смита Дженнифер Швальбах Смит и к которой Данте завтра уезжает, дабы почивать на лаврах в дарёном дорогим будущем тестем доме и дарёной им же бензоколонке, б) их общая начальница Бекки, два года как прозябающая в придорожном заведении «У Муби» с мычанием на входе и застрявшим в больнице дядюшкой, которого она неосмотрительно согласилась «позаменять пару дней», и в) малолетний отщепенец-толкинист и фанат «Трансформеров», сын религиозных родителей Элиас, искренне любящий свою работу, не способный не сжечь картофель-фри, благоговеющий перед Рэндалом и в свободное время рассказывающий тому странные подробности своей сексуальной жизни с невестой-у-которой-тролли.
Вся эта катавасия, конечно же, с первых кадров принимается подначивать, ёрничать, подкалывать, ездить верхом, гулять по ушам — в общем, заниматься привычным для «Клерков» времяпровождением. А мы с вами, благодаря талантам переводчицы Екатерины Барто — за всем этим следить, пускаясь вослед крутым извивам рэндаловской логики и ошарашенным взглядам наблюдающей за всем парочки, не перестающей наносить ответный удар. Впрочем, во втором фильме (теперь уже дилогии) Смита-сценариста хватает на всех персонажей без исключения. Откаблучить эдакое тут может каждый, а степень наивного цинизма и бестолкового шовинизма тут даёт о себе знать в любой, даже самый неподходящий для этого момент.
Неполиткорректность, безалаберность, нездоровый юмор и крепкая дружба — вот цементирующий состав этого фильма, и он с годами не дал трещину. Герои всё также любят Джерси, друг друга (“In a non-gay way”), свою куда-то подевавшуюся вдруг молодость и ещё кое-кого, вокруг чего и будет происходить главная сюжетная коллизия фильма. Всё это в итоге не столько «безумно смешно», сколько именно приятно смотреть — кино-то при всём цинизме доброе, душевное и очень лиричное. Вспомнить хотя бы сцену катания на картах, прокат которых съёмочная группа разыскала неподалёку от использованной для съёмок пустующей забегаловки — в ней весь дух фильма, бесшабашная радость жизни без стремления куда-то улететь, ценная возможность быть счастливому здесь и сейчас, как тебе самому нравится, а не как придумают за тебя другие.
Но лирика-лирикой, а бардак в кадре будет катиться по нарастающей — Джей и Молчаливый Боб переместятся внутрь заведения, сакраментальный «ослик» будет осчастливлен на глазах у изумлённой публики, Элиас почувствует себя человеком, а главная сюжетная линия будет завершена диалогом за решёткой, из которого и будет выведен финал — а изменится ли всё в жизни героев к лучшему или нет, зритель узнает только в самом финале.
Выводов же из всего этого можно и не делать. Прошедшие годы сделали юмор Кевина Смита гораздо более тонким, но при этом он всё так же способен ударить зрителя дубиной по темечку. Герои же — вместе с ним — ничуть не постарели и не поизносились, они всё также свежи и рвутся в бой, заполняя собой всё ещё неохваченные пустоты Вселенной Кевина Смита. Который, к слову, обещал «Догму 2» — с таким заделом обещания надо тем более выполнять. Там Молчаливый Боб будет молчать, неподражаемый Джей будет творить свои ужимки, а Аланис Мориссетт ослеплять всех своей неподражаемой улыбкой. До встречи в кино.
Фильм от начала и до конца держится на двух персонажах — собственно Начо и его непутёвого напарника Эскилето. Их монологи, диалоги, ужимки, очередные проигрыши на ниве рестлинга — в этом весь фильм. Да, это не высоколобая театральная комедия, и даже не ситком, тут смех рождает просто и тривиально — то, что творится в данный момент на экране. Отечественному же зрителю доблестные локализаторы шанса оценить уровень оригинала не дали, оставив от него рожки да ножки.
Вообще все «Ненасытные» — одна большая шалость. Вполне мирная, без пошлостей и тупого гыгыканья, без суеты и надрыва. Зато с морем вкуса в части текста, колоритными персонажами, вполне уместными пародиями, а также просто приятной атмосферой происходящего. Не забудем и о чисто киношном автоюморе — монолог забытого сценариста, продюсеры фильма в гротескных ролях воротил нарко-порнобизнеса, порноримейк «Птицы в экстазе» и прочие любезные киноманскому глазу и слуху моменты.
Да, фильм бедовый, даже высокотехнологичный вставной мульт смотрится чистенько, но бедненько, шутки местами ну уж совсем молодёжные, слово «хакер» вообще многих приличных людей по праву бесит. Да, количество бойанов на квадратный миллиметр плёнки переходит всякие границы. Но. В фильме полно какого-то почти висельного задора, невероятно эмоциональных моментов самой замечательной силы, а также простой незамысловатой доброты — герои добрые, финал добрый, да и весь фильм — добрый.Отзывы: [7]
Фильм получился не монолитным, а состоящим из двух разных фильмов, пусть и с одними и теми же героями. В первом идёт, собственно, расследование, а во втором двое полицейских живут своей жизнью, как выясняется уже позже, непосредственно с этим расследованием связанной, но по ходу просмотра упорно воспринимаемой таким антуражным фоном, только почему-то занимающим слишком большую долю хронометража. Детектив просачивается сквозь жизненые реалии с большим трудом, а с ним мучается и зритель.Отзывы: [6]
Душевные метания сценаристов вылились в массу серьезных нестыковок, а также вагон и малую тележку ненужных деталей. Неуловимые же повороты сюжета вообще не поддаются никакому анализу. А уж когда в кадре на редкость фамильярная девушка-журналист через постель (в наличии — пожалуй, самая смешная эротическая сцена за всю историю российского кинематографа) прививает главному герою-учёному любовь к Родине, тут уж нет слов. Чем не идея для «ура-патриотического» боевичка категории «B».Отзывы: [9]
Велединский придумал замечательных персонажей, актёры вжились в них намертво. Они заразительно смеются, они молча плачут, они — живые. Диалоги Игоря и Никича — двух призраков — это диалоги захаровской заразительности. Каждая мельчайшая деталь на экране — живёт своей жизнью. Эпизоды — вершина кино-искусства. И одно лишь неподъёмное «но» над всем этим. И персонажи, и эпизоды, и иконописной почти мощи кадры — никак не собираются во что-то единое целое.Отзывы: [10]
Фильма-катастрофы у Стоуна совсем немного — вот летят сверху офисные документы, вот полицейские волокут на тележке дыхательные аппараты, а вот стены и пол начинают ходить ходуном, доли секунды, и двухмерный мир небоскрёба становится многомерным миром его руин. А в нём — горстка живых, беспомощных, неспособных даже пошевелиться, задыхающихся от бетонной пыли, готовых вскоре умереть, но продолжающих почему-то жить. А снаружи родные уже ждут вестей, остаётся ли шанс. В этом ожидании — весь фильм.Отзывы: [2]
Фильм действительно пугает, настраивая зрителя на правильный лад с первых минут хронометража. Берет врасплох, заставляет вздрагивать, еще больше увеличивая амплитуду шевеления волос на головах соседей по просмотру. Что отрадно, достигается подобный эффект отнюдь не дешевой компьютерной графикой, но атмосферой и пугающей разумностью происходящего. Изрядную долю керосина в костер неровной струей вливают представители рода генетически-модифицированных собак-убийц. Отзывы: [5]
Летом на экранах царят блокбастеры, именуемые просто «летними», они бывают удачливые и несостоявшиеся, проигравшие в коммерческом состязании за зрительскую любовь фильмам, к блокбастерам вовсе не относящимся. И у каждого заметного фильма своя музыкальная палитра, о которой сегодня, по традиции, как раз пойдёт речь. Пробежим их глазами и вспомним самые значительные достижения сезона в области саундтреков в порядке их выхода в отечественный прокат.