Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Заяц над бездной:

Заяц над бездной: Заяц, который смеётся последним

Ирина КОЗЕЛ, 15 февраля 2006
 
Поставьте фильму оценку!

«Заяц над бездной», 2005
Режиссёр: Тигран Кеосаян
Продюсер: Рубен Дишдишян
Автор сценария: Дмитрий Иванов
Оператор: Игорь Клебанов
Композитор: Алексей Рыбников
Художник-постановщик: Игорь Клебанов, Тигран Кеосаян В ролях: Богдан Ступка, Вартан Даракчян, Валерия Ланская, Владимир Ильин, Юрий Стоянов, Сергей Газаров, Михаил Ефремов, Елена Сафонова, Игорь Золотовицкий и другие.

«Как называется фильм? — спрашивал мужичонка с гламурно-тягучими манерами у своей спутницы в пустом зале. — Заяц над бездной? Краси-и-иво». Кому-то показалось красиво, кто-то подумал — сю-у-ур, а кто-то увидел ролик, второй ответственный шаг после названия, и решил — Кустурица, но ненастоящий.

Но режиссёр Кеосаян обманул всех. Он снял странное кино, где разъяснил и про зайца, и про цыган, и про Брежнева, и от Кустурицы оправдался, и даже, признаться, тот самый сюр без внимания не оставил — понятно всё разъяснил, но как-то так, будто и сам не очень поверил. Кино оказалось не вполне даже комедией, а скорее ностальгической элегией о свободе, о любви и о солнечной Молдавии, деревенскими красотами которой с настоящей сыновней нежностью наполнили фильм режиссёр и продюсер с совсем не молдавскими фамилиями.

Заяц над бездной

В основу сюжета легла фантазия-анекдот на тему кратковременного визита в Молдавию в 1971 году тогдашнего генсека Брежнева. «Наш дорогой Леонид Ильич» бежал от шумного застолья, стал сватом на цыганской свадьбе и сам на миг, до следующего рабочего визита, воссоединился со своей возлюбленной, от которой был отделён железным занавесом и душевной робостью. Эпоха воссоздана местами с душераздирающей аутентичностью, вплоть до обязательных белых маек, на советский манер просвечивающих сквозь парадные рубашки строго у всех присутствующих. Однако вопрос, чем именно выбранная историческая фигура вдохновила авторов на создание тоскующего об истинной свободе персонажа — так и остался одной из главных загадок фильма.

Заяц над бездной

Загадок, впрочем, в этой истории немало, будто мозаику сложили наспех, так и не успев удостовериться, что некоторые элементы легли в точности на своё место. Идиллическое начало с изумрудной зеленью мелкохолмистых бархатистых пасторалей, точь-в-точь как в хоббитском Шире, где в таратайке вместо Гэндальфа с Фродо едут цыганский барон и его дочка, приводит нас к обрыву с видом на Днестр, у которого повозка останавливается и барон с дочерью, обнявшись, рыдают. В этом месте зритель впервые сбит с толку, он не вполне ещё понял, что случилось. А случилось страшное — в начале комедии у барона умерла жена.

Этот подвох освобождает зрителя от жанровых стереотипов, навязанных рекламной кампанией, но не избавляет от дальнейших загадок. К чему была та безвременно почившая жена, так и осталось неясным. А впрочем, видели ли вы когда-нибудь живую жену цыганского барона? Барону полагается иметь взрослую дочь на выданье, но вот жену его никто не видел, это закон уже другого жанра.

Заяц над бездной

Кроме темпераментной наследницы, на плечах у барона забота о целом цыганском народе «по всей Бессарабии и до самого Измаила». Вверенный барону народ расцвечивает фильму шумным национальным колоритом, проповедует свободу духа и великодушие. Но Кустурица здесь совершенно ни при чем. Его патентованный дурдом остался при нём, при «Зайце» же была попытка создать свой собственный дурдом, связанный отнюдь не с цыганами, а с родным советским человеком, загадочной русской душой. На этом и построена комедийная часть фильма — комедия здесь, судя по всему, предполагалась сродни той, что когда-то ярко обозначилась в «Особенностях национальной охоты». Национальный русский философский юмор, без улыбки на устах и с вселенской тоской во взгляде. Но не все трещины мира прошли через сердце персонажей режиссёра Кеосаяна, бездна души их не вполне обнажилась, и юмор несколько увял.

Заяц над бездной

К странностям жанра относится ещё один крайне живописный эпизод фильма. Проход Леонида Ильича от праздничного стола вглубь парка к воздушному шару — это воистину шутка кого-то из авторов фильма над всеми остальными соавторами, почему-то оставшаяся безнаказанной. Парк, по которому идёт Ильич, подёрнут лёгким сумеречным туманом, за кадром слышится сюрреалистический вокал из плача и стонов сомнительного содержания, а по пути нашему герою встречаются престранные персонажи — это участники культурной программы, приуроченной к приезду высокого гостя, разошедшиеся по команде «вольно» и занятые своими делами, от кормления младенцев до свежевания рыбы, нарочитый символизм которых пугает доверчивого зрителя. Страшно даже представить, что за авторское послание не донёс до нас этот линчевский туман и этот босховский сад наслаждений.

Но с нами, равно как и с летящим в пропасть, смеющимся свободе зайцем, навсегда останутся молдавские поля и речушки, сельские подворья и крик петухов на рассвете, криковские подвалы, улица шардоне и улица алиготе, цыганское айнэнэ и как всегда незабвенные музыкальные композиции Алексея Рыбникова.

Любите кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2006/02/15/zayats.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

ДоводКровавые машиныНеистовыйТоп Ган: МэверикДушаНа связиНе время умиратьПила: Спираль

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "МЕЛОДРАМА"
Ходят слухи...: Меня терзают смутные сомненья...


«Ходят слухи...»:
Меня терзают смутные сомненья...

Елена ПРАВДА

Какому умнику пришло в голову позиционировать «Ходят слухи» как романтическую комедию — вот загадка загадок. Комедия, в которой Штирлиц всю дорогу идёт по коридору, а смех в зале раздаётся примерно в два раза реже, чем с экрана, где все богатые всю дорогу плачут — вот новое слово в романтических комедиях. Нет, шутки в фильме есть, и не сказать что мало, но в ином линчевском экзерсисе, бывает, смеются и шутят куда чаще, а комедиями их что-то никто не называет. Отзывы: [3]


Казанова: Формула любви


«Казанова»:
Формула любви

Ирина КОЗЕЛ

В интерпретации Хальстрёма «Казанова» получился эдаким «Поросёнком Бэйбом в городе» — безобиднейшее, милое детское кино, заслуживающее мягчайшего из рейтингов — G. Предлагаемый нашему вниманию фильм не имеет отношения к исторической реальности, это всего лишь вольная фантазия на тему, история, которую можно было органично расположить в ряду других похождений известного персонажа. Имя Казановы в названии фильма упомянуто всуе, как нарицательное обозначение любого выдающегося дамского угодника. Отзывы: [2]


Мемуары гейши: Последняя гейша


«Мемуары гейши»:
Последняя гейша

Ирина КОЗЕЛ

Неизвестно, что там собирался снять Стивен Спилберг, намеревавшийся сам занять режиссёрское кресло и отдавший его Робу Маршаллу лишь из-за отсутствия времени, но оскроносный после «Чикаго» Роб Маршалл, вооружившись своим хореографическим прошлым, снял красивую и нежную, вполне западную костюмированную мелодраму, используя японский национальный колорит более как выразительное средство, чем как историческую реальность. Перед вами, безусловно, очередной пример Японии экспортного образца. Отзывы: [25]


Другой мир 2: эволюция: Другой Дозор


Другой мир 2: эволюция:
Другой Дозор

Роман КОРНЕЕВ

Нет, динамика, операторские красоты, дизайн — как прежде на высоте, Кейт Бекинсейл смотрится прекрасно, ногами дерётся бодро, стреляет от бедра — любо-дорого. Но неужто нельзя снять вот всё то же самое без бесконечных объяснялок и без пятикратного захода на посадку? Скромность эротической составляющей фильма заткнёт за пояс «Титаник», а мотивировка действия — анекдоты про Чапаева. Уникальное, редчайшее явление — абсолютно подростковое кино рейтинга R. Отзывы: [11]


Сволочи: Ах зачем я на свет появился...


«Сволочи»:
Ах зачем я на свет появился...

Роман КОРНЕЕВ

Задача — выстроить мир детской преступности, со своими, совсем не детскими, но и отличающимися от взрослых преступников законами, показать этот узкий мирок, и отдельных людей внутри него. Ещё сложнее — этот мир преподнести зрителю так, чтобы не пережать, не устроить чернуху сверх меры, жестокость сверх необходимого. И во многом эта неординарная задача была авторами фильма выполнена. Проблема тут оказалась в нюансах, в режущих глаз невынужденных ошибках создателей. Отзывы: [70]


Оружейный барон: Калашников ряд


«Оружейный барон»:
Калашников ряд

Глеб СОНОВ

Да, на планете воюют часто, и совершенно не нуждаясь в поводе. Есть на планете такие места, где человеческая жизнь не стоит ничего, а автомат стоит дешевле курицы. Да, с этим что-то надо делать. Нет, ничего с этим не поделаешь, потому что в этом слишком многие заинтересованы и слишком немногие, если не считать конкретных жертв, заинтересованы в обратном. Нам просто напомнили о. Довольно ли этой цели для целого фильма? Наверное, да. Довольно ли этого, чтобы заставить кого-то задуматься? Отзывы: [2]


Премьеры февраля: «Мюнхен», «Казанова», «Ультрафиолет»


Премьеры февраля: «Мюнхен», «Казанова», «Ультрафиолет»

Редакция КиноКадра

Февральская программа начинается с относительного затишья в виде скромных трёх релизов в неделю, переходя к концу месяца, в преддверии пары длинных праздничных уикендов, в ударный режим из пяти и более новинок проката на один премьерный четверг, и далее в таком насыщенном ритме прокат будет продолжаться до самого конца марта. В феврале мы увидим сразу несколько оскаровских номинантов, которые до сих пор ещё не успели побывать в российском прокате.


Труп невесты: Невыносимая лёгкость небытия


«Труп невесты»:
Невыносимая лёгкость небытия

Ирина КОЗЕЛ

Три вещи, которые всегда отличали фантазёра и сказочника Тима Бёртона — невозможная безупречность его художественных концептов, маниакальная страсть к потустороннему и умение смешивать откровенный трэш с невыносимым гламуром, выделяя из этой смеси некое особенное, извращённое совершенство — нашли своё достойное пристанище и где-то достигли своей кульминации в новой бёртоновской сказке для взрослых, музыкальной кукольной некромелодраме. Отзывы: [11]


Распутник: Театральная трагедия


«Распутник»:
Театральная трагедия

Роман КОРНЕЕВ

В этом фильме действительно нет нарочитых поз арт-порнографии, авторы не ставили перед собой цели кого-то эпатировать, их основная сюжетная вязь идёт тонкими мазками по грубой холстине средневекового театрального грима, они рассказывают историю. В ней довольно всякого — и распутства, и загула, и содомии, и обычных житейских грехов. Но всё это там, далеко, фоном, легендой, сказкой. Настоящая сказка, настоящая легенда тут царит в Джонни Деппе, пытающемся отыскать смысл в бессмысленности жизни. Отзывы: [3]





"Гордость и предубеждение"
"Мой лучший любовник"



28 мая, четверг




25 мая, понедельник


22 мая, пятница




21 мая, четверг







20 мая, среда



Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.3%
По телевизору 4.5%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.7%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.6%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама