Заяц над бездной:Заяц над бездной: Заяц, который смеётся последним«Заяц над бездной», 2005 «Как называется фильм? — спрашивал мужичонка с гламурно-тягучими манерами у своей спутницы в пустом зале. — Заяц над бездной? Краси-и-иво». Кому-то показалось красиво, кто-то подумал — сю-у-ур, а кто-то увидел ролик, второй ответственный шаг после названия, и решил — Кустурица, но ненастоящий. Но режиссёр Кеосаян обманул всех. Он снял странное кино, где разъяснил и про зайца, и про цыган, и про Брежнева, и от Кустурицы оправдался, и даже, признаться, тот самый сюр без внимания не оставил — понятно всё разъяснил, но как-то так, будто и сам не очень поверил. Кино оказалось не вполне даже комедией, а скорее ностальгической элегией о свободе, о любви и о солнечной Молдавии, деревенскими красотами которой с настоящей сыновней нежностью наполнили фильм режиссёр и продюсер с совсем не молдавскими фамилиями. В основу сюжета легла фантазия-анекдот на тему кратковременного визита в Молдавию в 1971 году тогдашнего генсека Брежнева. «Наш дорогой Леонид Ильич» бежал от шумного застолья, стал сватом на цыганской свадьбе и сам на миг, до следующего рабочего визита, воссоединился со своей возлюбленной, от которой был отделён железным занавесом и душевной робостью. Эпоха воссоздана местами с душераздирающей аутентичностью, вплоть до обязательных белых маек, на советский манер просвечивающих сквозь парадные рубашки строго у всех присутствующих. Однако вопрос, чем именно выбранная историческая фигура вдохновила авторов на создание тоскующего об истинной свободе персонажа — так и остался одной из главных загадок фильма. Загадок, впрочем, в этой истории немало, будто мозаику сложили наспех, так и не успев удостовериться, что некоторые элементы легли в точности на своё место. Идиллическое начало с изумрудной зеленью мелкохолмистых бархатистых пасторалей, точь-в-точь как в хоббитском Шире, где в таратайке вместо Гэндальфа с Фродо едут цыганский барон и его дочка, приводит нас к обрыву с видом на Днестр, у которого повозка останавливается и барон с дочерью, обнявшись, рыдают. В этом месте зритель впервые сбит с толку, он не вполне ещё понял, что случилось. А случилось страшное — в начале комедии у барона умерла жена. Этот подвох освобождает зрителя от жанровых стереотипов, навязанных рекламной кампанией, но не избавляет от дальнейших загадок. К чему была та безвременно почившая жена, так и осталось неясным. А впрочем, видели ли вы когда-нибудь живую жену цыганского барона? Барону полагается иметь взрослую дочь на выданье, но вот жену его никто не видел, это закон уже другого жанра. Кроме темпераментной наследницы, на плечах у барона забота о целом цыганском народе «по всей Бессарабии и до самого Измаила». Вверенный барону народ расцвечивает фильму шумным национальным колоритом, проповедует свободу духа и великодушие. Но Кустурица здесь совершенно ни при чем. Его патентованный дурдом остался при нём, при «Зайце» же была попытка создать свой собственный дурдом, связанный отнюдь не с цыганами, а с родным советским человеком, загадочной русской душой. На этом и построена комедийная часть фильма — комедия здесь, судя по всему, предполагалась сродни той, что когда-то ярко обозначилась в «Особенностях национальной охоты». Национальный русский философский юмор, без улыбки на устах и с вселенской тоской во взгляде. Но не все трещины мира прошли через сердце персонажей режиссёра Кеосаяна, бездна души их не вполне обнажилась, и юмор несколько увял. К странностям жанра относится ещё один крайне живописный эпизод фильма. Проход Леонида Ильича от праздничного стола вглубь парка к воздушному шару — это воистину шутка кого-то из авторов фильма над всеми остальными соавторами, почему-то оставшаяся безнаказанной. Парк, по которому идёт Ильич, подёрнут лёгким сумеречным туманом, за кадром слышится сюрреалистический вокал из плача и стонов сомнительного содержания, а по пути нашему герою встречаются престранные персонажи — это участники культурной программы, приуроченной к приезду высокого гостя, разошедшиеся по команде «вольно» и занятые своими делами, от кормления младенцев до свежевания рыбы, нарочитый символизм которых пугает доверчивого зрителя. Страшно даже представить, что за авторское послание не донёс до нас этот линчевский туман и этот босховский сад наслаждений. Но с нами, равно как и с летящим в пропасть, смеющимся свободе зайцем, навсегда останутся молдавские поля и речушки, сельские подворья и крик петухов на рассвете, криковские подвалы, улица шардоне и улица алиготе, цыганское айнэнэ и как всегда незабвенные музыкальные композиции Алексея Рыбникова. Любите кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2006/02/15/zayats.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "МЕЛОДРАМА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|