Видеоподкаст «Мы ругаем» #15: «Дюна» Дени Вильнёва

Доказательство:

Доказательство: Пусть икс равен одиночеству

Роман КОРНЕЕВ, 13 ноября 2005
 
Поставьте фильму оценку!

«Доказательство» (“Proof”), 2005
По пьесе Дэвида Оберна
Режиссёр: Джон Мэдден
Сценарий: Дэвид Оберн, Ребекка Миллер
Оператор: Алвин Кучлер
Композитор: Стивен Уорбек
Продюсеры: Роберт Кассель, Элисон Оуен, Джефф Шарп
В ролях: Гвинет Пэлтроу, Энтони Хопкинс, Джейк Гиленхааль, Хоуп Дэвис и другие.

Фильмы про сумасшедших учёных (в прямом смысле этого слова) постепенно начинают формировать собственные правила игры, то есть превращаться в отдельно стоящий жанр, над феноменами которого господам киноведам ещё предстоит изрядно поломать голову. И один из этих феноменов состоит в том, что, в отличие от классического случая с кино-учёными, сумасшедшими в переносном смысле, эти фильмы вовсе не страшно смотреть людям науки. В фильмах, называемых условно «Игры разума», вы ни в коем случае не увидите булькающие пробирки в современной физической лаборатории, комиксовой всклоченности шевелюр, списанных с Альберта Эйнштейна, не увидите вы и нездоровой беготни по коридорам с криками «я открыл! эврика!»

Эти фильмы снимаются с достоинством академического издания и драматургией поистине шекспировских масштабов. В них развивается жизненная драма человека, наделённого поистине даром-проклятием, интеллектом, подчиняющим человека одной чрезвычайно узкой области человеческих знаний, где он и выкладывается, разрушая попутно в себе большую часть того, что мы называем человеческой жизнью. Кабинетная драма — жанр сложнейший, продумать и сформировать все её обстоятельства без профанации и отсебятины, да так, чтобы зритель смотрел на экран, не отрываясь — задача для истинного таланта.

Доказательство

Фильм «Доказательство» по факту мог оказаться очередной мулькой про одноногую собачку и «сумасшедшего учёного», мог оказаться также «артхаусом для толстых» — псевдовысоколобым недокино, но не стал, прежде всего потому, что все участники кинопроизводства отнеслись к проекту, ничуть не претендующему на звание блокбастера, со всей тщательностью, и потому добились самого главного — серьёзности, достоверности, драматизма.

Умирает светило математической науки, автор множества революционных для своего времени работ, умирает в абсолютном одиночестве, потому что для его коллег и учеников старик умер давно, когда его поразил недуг, в результате чего он уже не мог работать, а потому последние годы жизни провёл у себя дома, в тщетных попытках доказать самому себе, что ещё чего-то стоит. Рядом с ним — его дочь, подающий надежды молодой математик, она не может вернуться к учёбе в университете, потому что не может бросить отца, как это сделала уехавшая в Нью-Йорк старшая сестра. За несколько лет до смерти отец убеждает дочь, что он готов снова работать, «машинка работает!», повторяет он, и они вместе берутся за задачу, которая по силам лишь гению. И однажды доказательство готово — в тот день дочь буквально против своей воли заглядывает в тетрадь отца и видит там лишь безумную мешанину бессмысленных слов и символов.

Доказательство

А потом отец умирает, завтра похороны, в их доме появляется молодой ученик отца, который пытается найти в сотне оставшихся после смерти учёного тетрадей хоть что-то, похожее на озарение гения. А дочь тем временем медленно начинает сходить с ума, чувствуя в себе признаки отцовского недуга, и не желая в это верить. А тем временем в доме появляется сначала сестра, а потом и тетрадь с доказательством.

Здорова героиня или больна, чьё это доказательство, общие сомнения в авторстве на фоне романтической истории между учеником и дочерью ушедшего гения — вот основа для драматургии фильма. Драмы на грани между гением и сумасшествием, наитием и бездной мрака.

Актёрский ансамбль, начиная с гениального Энтони Хопкинса, настолько вживается в предложенные им роли, что даже несколько неловко вставленные в повествование математизированные пассажи на грани понимания произносимого простым зрителем вроде «доказательства от противного», воспринимаются совершенно адекватно — именно как шутка. В локализованной версии реплики тоже сумели удержаться от вполне ожидаемой терминологической ереси — спасибо переводчикам, что не поленились найти хорошего консультанта. Да и в остальном — если не считать пришлую сестрицу (тоже вполне аутентичную), показанный нам академический мир действительно похож на реальный — много толстых пожелтевших книг, бесконечные строчки коряво нацарапанных выкладок, исписанная бумага и тихий алкоголизм (и не только) неудачников. Ну, и самое главное — свет гения в абсолютно безумных глазах. То воодушевление, с которым можно обсуждать скучнейшие кабинетные закорючки.

Доказательство

За это всё спасибо и оператору, и композитору, и самое главное — режиссёру, преподнести трагедию психического заболевания, помноженную на трагедию нереализовавшихся надежд учёного — очень, очень непростая задача. И с ней команда фильма справилась на «ять».

Кстати, так уж сложилась история отечественного проката, что фильм по итогам просмотра отсылает зрителя скорее не к «Прекрасному разуму» (в локализованной версии превращённому в «Игры разума») с Расселом Кроу в роли Джона Нэша, а к свежайшей «Иллюзии полёта», к первой, лучшей её половине, построенной на той же теме попыток человека разобраться в пучине собственного сумасшествия. Точно так же в «Доказательстве» героиня Гвинет Пэлтроу вспоминает своего гениального отца, приходящего к ней, когда она остаётся в одиночестве, и пытается понять, не придумала ли она собственное авторство доказательства Великой теоремы Ферма (в фильме она называется Теоремой о простых числах), насколько далеко зашла её болезнь, что вокруг реально, а что нет, кому ей верить, и кто верит ей.

И то, с каким драматическим накалом эта дилемма будет разрешена, и составит главное достоинство обсуждаемого фильма. До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/11/13/proof.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Веном 2Спенсер: Тайна принцессы ДианыАллея кошмаровХолодный расчётПрошлой ночью в СохоВечныеДюнаНе время умирать

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
Оливер Твист: Твист Неосвистанный


«Оливер Твист»:
Твист Неосвистанный

Юлия СЕМЕНЮК

Полански сказал, что снял кино для детей. И хорошо, что так. Детям давно пора узнать, что кроме мальчиков-волшебников и человеков-пауков есть другие герои, которые сумели утвердиться в доблестных качествах, не совершив при этом десятка смертоубийств. Вряд ли фильм обретет малолетних фанатов и разойдется по миру тетрадным обложками. Но это фильм, который можно купить ребенку, не опасаясь, что он — «гнусный продукт злоумышленников с Запада, уродующий психику наших детей». Отзывы: [3]


Деньги на двоих: Нелёгкие деньги


«Деньги на двоих»:
Нелёгкие деньги

Роман КОРНЕЕВ

Хотя и напоминает фильм во многом интонации и «Игры», и «Адвоката дьявола», и «Револьвера», и даже местами «Бойцовского клуба» — по общей атмосфере, если абстрагироваться от всех этих ставок, тач-даунов и меньше-больше, это скорее вполне семейная драма, в которой много юмора, много вполне житейских историй, обыкновенных жизненных взлётов и падений, которые в итоге производят своеобразное трогательное впечатление на зрителя, чего, согласитесь, не очень ожидаешь. Отзывы: [2]


Коля перекати-поле: Беги, Коля, беги!


Коля перекати-поле:
Беги, Коля, беги!

Юлия СЕМЕНЮК

Да, это про нас, всегдашняя наша правда. Повседневность в России пугающе бездарна. Люди, которым остались только сны и разговоры, с пустыми глазами сидят у окна, шумно прихлебывают чай и по-привычке жалуются на жизнь, которая так или иначе, но «прошла». У большинства нет ни шансов, ни надежды шанс получить. Ветер перемен не водится в этих широтах. Тот же сквозняк, что гуляет вокруг городка, подбрасывает лишь по новой кастрюле раз в 10 лет. Но, право, лучше бы и вовсе без этого.

Отзывы: [13]


Иллюзия полёта: Полёты по плану и без


«Иллюзия полёта»:
Полёты по плану и без

Роман КОРНЕЕВ

Триллер, настоящий, замечательный триллер. Именно так можно охарактеризовать происходящее на экране первые две трети фильма. Голова идёт кругом и от тоски, и от недоумения, ни лишнего слова, ни лишнего кадра, ни единого дешёвого сценарного приёма, всё на своих местах, музыка, монтаж, актёрский ансамбль — замечательно играет девочка, диалоги, режиссура. Однако за жанром авиатриллера словно злой рок ходит, стоит действию повернуть к финалу, как тут же с фильмом что-то происходит. Отзывы: [12]


Цыплёнок Цыпа: Цыплёнок, цыц, на цыпочках


«Цыплёнок Цыпа»:
Цыплёнок, цыц, на цыпочках

Роман КОРНЕЕВ

Места для безудержного экшна, который даже лучшим представителям жанра удаётся развивать максимум на четверти хронометража, в фильме нашлось преизрядно, столь же преизрядно в фильме скрытых и явных киноцитат, переходящих в откровенный стёб. Да и те же самые «ценности» помещены на такой полный разухабистого идиотизма фон, что сами по себе получаются и пародией, и автоюмором, которого у продукции Диснея всегда хватало. Отзывы: [3]


Первый после бога: Дифферент на корму


Первый после бога:
Дифферент на корму

Роман КОРНЕЕВ

Городили-городили, никого не арестовали, никого не полюбили. И даже гибель подводной лодки Маринина в итоге будет обставлена совершенно непонятными сценарными изысками. В результате неплохое, в сущности, кино оставляет после себя гору вопросов класса «зачем» и ни одного на них ответа. Хорошего в нём можно вспомнить преизрядно, но и совершенно невынужденных ошибок допущена масса. По всему выходит, что пока отечественный «Дас Бут» ещё не снят. Будем ждать. Отзывы: [4]


Премьеры ноября: «Иллюзия полёта», «Домино» и «Элизабеттаун»


Премьеры ноября: «Иллюзия полёта», «Домино» и «Элизабеттаун»

Ирина КОЗЕЛ

Ноябрь — последний шанс для фильмов неблокбастерного характера успеть быть представленными зрителю в этом году — в декабре уже традиционно будет работать по площадям сплошь тяжёлая артиллерия. По этой причине ноябрь плотно заполнен релизами с достаточно равномерным позиционированием, среди которых трудно выделить первостепенные и менее важные, так что постараемся уделить немного внимания большинству из них.


Последний уикенд: Преступление и наказание


Последний уикенд:
Преступление и наказание

Роман КОРНЕЕВ

История, постепенно перерастающая из мира реального в какое-то потустороннее состояние, где логикой уже никто не оперирует, а триллер постепенно переходит чуть ли не в хоррор. История собирает вместе будущих героев, всё вроде хорошо, весело, но уже лезут какие-то недомолвки, и вдруг действие срывается под откос — один из героев гибнет, что делать с телом и как уйти от возмездия тов. Бешеного, кому можно верить, кому нельзя, машина-кадиллак, дорога, голые и серые областные просторы. Отзывы: [4]


Легенда Зорро: Дуос текилас, порфавор


«Легенда Зорро»:
Дуос текилас, порфавор

Елена ПРАВДА

Режиссёр, и трюкачи-каскадёры, и оператор стараются вовсю, а уж как начинают играть Бандерас со своей киношной наречённой и сыночком — от мимики до балетного такого мордобоя. Браво, мои вам аплодисменты, господа. А уж когда в общую хохму вписывается красавец-Торнадо, а также чудесный падре, получите-распишитесь. В итоге фильму, однажды вырулившему на прямую колею, уже не могут помешать никакие натяжки сценария, никакие пафосные манипуляции, всё движется к вполне резонному хэппи-енду. Отзывы: [15]









27 сентября, понедельник
Заокеанский прокат, уже месяц живущий при единоличном лидере, пережил под занавес этой затяжной монополии очередное падение сборов...

26 сентября, воскресенье
Российский прокат, несмотря на обилие премьер, продолжает собирать за счёт единственного релиза, которому достаётся две трети общей кассы выходных...

25 сентября, суббота



Очень странные дела

24 сентября, пятница




Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 19%
"репортажные" триллеры 6.1%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.5%
псевдодокументальное кино 5.2%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2021 фильмы 2021 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2021   фильмы 2020   фильмы 2021   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2021 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама