Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Выбор редакции: маст си

Аннигиляция:

Аннигиляция: Близкие контакты

Никита КОМАРОВ, 13 марта 2018
 
Поставьте фильму оценку!

Боттом 82

Боттом 82

«Аннигиляция» Джеффа Вандермеера — скорее хоррор, чем фантастика: компактная, в форме субъективного походного журнала история о столкновении с чужим, в которой чужое существует на уровне поистине выше человеческого, и именно к опыту переживания этого столкновения, к жуткому недостатку понимания и контроля, сводится её суть. Достоверно экранизировать её можно было бы разве что в качестве экспериментального трипа, режиссёр которого способен был бы поддерживать ощущение невидимой, непостижимой, но апокалиптической угрозы с помощью всех инструментов киноязыка. Алекс Гарланд — не совсем такой режиссёр, но он и сам это понимает; его «Аннигиляция» с самого начала радикально отходит от первоисточника, заимствуя необходимые поверхностные элементы, но преследуя свои цели и смыслы.

Результат, как мы знаем, всё равно получился слишком экспериментальным для тех, кто должен был его продвигать; продюсеры «Геошторма» и «Терминатора 5» растерялись при виде фантастики с идеями в голове, и спасти фильм удалось, только слив его за пределами США на «Нетфликс» вместе с помоями вроде третьего «Кловерфилда». Подход Гарланда, впрочем, не такой дистанцированный, как может показаться на первый взгляд; скорее, наоборот. Он увеличивает число персонажей, даёт им имена, предыстории, реакции; переживание Зоны становится личным не только для главной героини, в чьей голове был заперт оригинальный роман. Режиссёр даже выводит свою основополагающую идею в небольшой монолог, который помещает точно в центр фильма.

Полчаса проходит, прежде чем персонажи оказываются по ту сторону переливающейся радужной оболочки, что неминуемо лишает происходящее клаустрофобности; вслед за этим, отражая сущность места действия, фильм сам становится гибридом несопоставимых, казалось бы, элементов фантастики и хоррора, чередуя мутировавших аллигаторов в духе дешёвых монстр-муви, преобразования человеческой плоти в духе то Гигера, то Кроненберга, философские рассуждения и приведённые в запустение интерьеры в духе, естественно, Тарковского.

Аннигиляция

Скрепляет многое из этого знакомый больнично-стерильный тон, так и довлеющий над кинофантастикой чуть ли не с самого начала 21-го века, и здесь также делающий действие одновременно более однородным и менее податливым. Тот факт, что здесь психологическое состояние персонажей служит для него уместным основанием, не помогает делу; даже замкнутость и депрессия требуют экспрессивности, чтобы быть остро переданными. Когда у персонажей всё-таки происходят эмоциональные взрывы, это кажется не столько здоровым контрастом с их обычным поведением, сколько борьбой фильма с самим собой, и он лучше всего именно в те моменты, когда побеждает, когда становится чем-то по-настоящему живым, движущимся, опасным.

В этом смысле в нём нет ни одной сцены эффектнее, чем встреча с монстром, чья мутация привела его слишком близко к человеку. Но и она здесь не главное, поскольку тоже является лишь частью разгона перед гарландовским прыжком в вечность, каковым выступает его бессловесная гипнотизирующая кульминация. В ней, как и в романе, главная героиня наконец встречается с чужим, но экранная версия этой сцены, с её символизмом перерождения, не могла бы сильнее отличаться от книжной: здесь, в конце концов, чужое — это и есть мы сами, изменившиеся, ставшие другими.

К этому подводят и предыстории второстепенных персонажей с их травмами, и тяжёлое обрамление в виде допроса, и вся эта история о том, как супруги были рядом, а затем перестали, которой, несмотря на все старания Портман и Айзека, всё-таки требовалось больше нескольких минут хронометража, мало выделяющихся на фоне прочего багажа. И из этого же исходит финал, который может пугать или обнадёживать точно так же, как в реальности это делают те или иные перемены в людях. Как и в «Аннигиляции» Вандермеера, в этой концовке можно увидеть принятие, даже умиротворение. Ключевое отличие в том, что в романе всё, что этой концовке предшествует, является для неё куда более сильным и прочувствованным основанием.

Аннигиляция

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Лучшие отзывы    |    Оставить отзыв
 Алеша
Грибница

Очень плохо все в Голливуде с научной фантастикой, если новый фильм Гарланда позиционируется именно как сай-фай. Потому что никакой научности в фильме практически нет. То есть, да, разумеется, у нас там постдок-физик и даже болтают про мутации и отражения световых волн... далее

 exord
Пролетая над Зоной Х

До фильма, нужно прочитать книгу. Однозначно. Иначе все закончится плачевно и останется неприятный осадок от полного непонимания происходящего на экране. Примерно такая же штука случилась с людьми, которые не читали "Видоизмененный углерод", но стали смотреть сериал то Нетфликс.

Итак... далее

 Angry Beaver
Концепция сменилась.

На самом деле оно, конечно, не совсем. И сам концепт очередного пикника на обочине и копошащихся на объедках муравьев - осталась, но от книжки там так мало, что можно было сменить название и не упоминать автора.

При чем книга, таки, определенно лучше, поскольку более крепко сбита и не занимается откровенными пугалками медведями... далее

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ФАНТАСТИКА"


Аннигиляция:



"Голодные игры 2: И вспыхнет пламя"
"451 градус по Фаренгейту"
"Марсианин"



5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама