Пропущенные фильмы: «Стокер», «Примесь», «По ту сторону чёрной радуги»Посреди августовского межсезонья, когда смотреть нечего или почти нечего, самое время обратиться к пропущенным фильмам — забытым нашим прокатчиком, или выпущенным у нас сразу на видео, или никогда на глаза оным прокатчикам даже не попадавшимся, в последнем сезоне таких было преизрядно. Сегодня мы решили сконцентрироваться на необычном подвиде фильмов, не достигших или никогда не стремившихся к широкой аудитории, фильмов, стоящих на грани между арт-искусством и кино для себя, фильмов, формально причисляемых к вполне коммерческим жанровым направлениям, но при этом остающихся предельно независимым кино. Сегодня это разнообразные инди-триллеры последних лет, в том числе относящиеся к инди-фантастике или редкой на наших широтах группе независимого британского кино.
Роман Корнеев «Стокер» («Порочные игры», “Stoker”), 2013 Интересно, когда история мирового кино развивается параллельными курсами. Пока Джош Бролин под отчаянный нарратив Спайка Ли, старающегося разжевать рядовому американскому зрителю всякий немудрящий поворот сюжета, размахивает себе молотком в американской версии «Олдбоя», сам автор мстительной трилогии спокойно обживает американскую инди-сцену, скромно и со вкусом экранизируя вроде бы совершенно чужой себе сюжет (отдельная история, что вечный беглец из тюрьмы Вентворт Миллер внезапно повернулся тут совершенно неожиданной стороной своего таланта), но делая это с таким владением материалом, с таким погружением в сюжет, с таким точно выверенным трепетом перед хрупкостью вот такого вот семейно-психиатрического сценарного кружева, что невольно думаешь: боже мой! неужели перед нами тот самый корейский любитель азиатского экстрима! Да, тот самый, ничуть не изменился, разве что, отбросив, подобно датским «догматикам», придуманные некогда самому себе лишние условности, вдруг вылупился из страшненькой личинки в прекрасное имаго, смакующее каждую монтажную склейку, каждый проезд камеры, каждый пассаж на рояле и каждую реплику диалога. А знаете, почему вы чувствуете себя неловко? Потому что вы пока стоите на три ступеньки ниже, говорит нам режиссёр и приглашает подняться, стать с ним вровень и надеть, наконец, эти чёртовы туфли. А потом и папин ремень. Волшебство этой истории даже не в том, как ловко, будто сам собой, в конце концов складывается всякий элемент паззла, а именно в том, что это не головоломка, не сложносочинённые линчевские миры, где даже кролики — не те, кем кажутся. Это такой сад камней, запредельно гармоничный и ужасно сбалансированный. А детские травмы и фрустрации героев — лишь элемент этой модели для сборки, которую автор приглашает собрать для самого себя зрителю лично. Роман Корнеев «Примесь» (“Upstream Color”), 2013 Когда почти десять лет назад Шейн Кэррут побирался по голливудским задворкам в поисках просроченной плёнки для того, чтобы доснять свой «Детонатор», он, наверное, думал, что навсегда останется теперь автором одного фильма, очень культового, но по той же причине мало кому известного, вроде Кори Макэби с его «Американским астронавтом», который так и возит все эти годы единственную копию своего фильма по фестивалям, собирая денежку на очередную короткометражную нетленку вроде «Стрингрэй Сэма». Но внезапно, как всё на этом свете, наступившая революция цифрового кино позволила нашему самородку и человеку-оркестру Кэрруту совершить очередной бросок в вечность. И если его «Детонатор» был классической самодовлеющей сверхзамороченной ультрамалобюджетной фантастикой про путешествия во времени, то в новом фильме выросший над собой Кэррут стремительно расширил для себя горизонты как жанровые, так и стилистические, и уже не позволял себе скромничать в выразительных средствах. Итак, есть в графском парке чёрный пруд, там лилии цветут. У лилий этих отчего-то есть такой синенький порошочек, который жрут опарыши, которых если проглотить, то этот паразит сначала одурманит носителя до состояния абсолютно манипулируемого создания, а потом, внезапно, станет неким мистическим каналом сначала между первоначальным носителем и минипигом, а потом… Впрочем, фильм не об этом, с тем же успехом его можно принять за рекламу минипигов. Это и не сложносочинённый параноидальный детектив про сто первый способ относительно честного отъёма денег у населения, и не стилизационная зарисовка «за жизнь вообще» в духе Терренса Малика (хотя и на этом поле Кэррут Малику ничуть не уступает, а местами и превосходит за счёт отсутствия галимой дидактики), это и не та самая инди-фантастика, хотя элемент фантдопущения в виде странного круговорота того самого «синего порошка» в сюжете имеется. Это, прежде всего, очень точная, сдержанная, даже скупая на слова мелодрама про некое высшее единение — двух людей, или этого свиновода-звукорежиссёра с окружающим миром, по хорошему это просто такая симфония, где видеоряд становится одним из инструментов в оркестре, а зритель — слушателем в первом ряду. Никита Комаров «Эксперимент «Повиновение» (“Compliance”), 2012 С таким же успехом это мог бы быть громкий документальный фильм — не пришлось бы ничего менять в реальной истории, которая началась с того, что в «Макдональдс» позвонил человек, представившийся офицером полиции и вежливо попросивший женщину-менеджера обыскать одну из работавших на кассе девушек, а закончилась арестами, судебными исками и глубокими психическими травмами. Однако хороших и разных документалок класса «это случилось на самом деле» для «Санденса» и ТВ нынче и так снимают выше крыши, куда более интересный вариант — оживить это уникальное происшествие с помощью сценария и актёров. Так рассудил, берясь за свой второй фильм, сценарист и режиссёр Крейг Зобел, и не прогадал. Обычная пасмурная пятница, обычное американское захолустье, всё идёт по плану, разве что после случайной разморозки холодильника не хватает бекона и огурцов и в любой момент может заявиться «секретный клиент» из вышестоящих. Раздаётся звонок, и с этого момента на свет медленно, но — после первых нескольких реплик — всё более уверенно начинает выползать страшный, омерзительный червяк абсолютной человеческой слабости. Приятный голос в трубке, казуально жуя сэндвич, будет уверять, что всё продолжает идти по плану, женщина будет подчиняться ему, девушка будет подчиняться ей, червяк будет ползти, ползти и ползти, а когда в помещение наконец ворвётся здравый смысл и спросит, какого чёрта здесь происходит, это, с одной стороны, всех освободит, а с другой — приговорит к дальнейшей жизни с тем, что они только что натворили. Как фильм, «Повиновение» спотыкается как раз тогда, когда пытается сдобрить кинематографичностью свою форму документального реализма — что музыка, что съёмка одним кадром, что ходьба оператора на цыпочках вокруг самого низкого эпизода всей истории, что мини-триллер в сцене с заканчивающимися бабками на телефоне — всё это смотрится как понятный, но излишний и местами дешёвый компромисс со зрителем. Однако в содержании Зобел на компромиссы не пошёл, и в результате снял самый эффектный хоррор прошлого года. Это упорный взгляд в темноту, бытовой кошмар, проявляющийся, в том числе, в нюансах диалогов и актёрской игры и в финале умно выведенный режиссёром за пределы ресторана. Червяк не может уползти, не попав во всеобщее внимание, и результат тому — полуоправдательное бормотание, за которым следует попытка заговорить о погоде. А вот о том, что было дальше, пускай как раз снимают документалисты.
начало статьи » читать дальше
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/08/10/lostfilms.shtml
Лучшие отзывы | Оставить отзыв
Voot
Большое спасибо за наводку на «По ту сторону чёрной радуги»! Очень качественный артхаус.
"Студия звукозаписи" лежит на винте, ждет заветного часа:)
"Вам звонок" не понравился или, возможно... далее Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ПРОПУЩЕННЫЕ ФИЛЬМЫ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|