Выбор редакции: маст си

Место под соснами:

Место под соснами: Жизнь в трёх картинах

Никита КОМАРОВ, 20 апреля 2013
 
Поставьте фильму оценку!
Место под соснами

«Место под соснами» (“Place Beyond the Pines”), 2013
Режиссёр: Дерек Сьянфранс
Авторы сценария: Дерек Сьянфранс, Бен Коччио, Дариуш Мардер
Оператор: Шон Боббитт
Композитор: Майк Паттон
Продюсеры: Линетт Хауэлл, Сидни Киммел
В ролях: Райан Гослинг, Брэдли Купер, Ева Мендес, Дейн де Хаан, Эмори Коэн, Роуз Бирн, Рэй Лиотта, Брюс Гринвуд, Бен Мендельсон и другие.

Кинематограф, начав как вид искусства, наиболее близкий к тому, как мы воспринимаем реальность, всегда искал новые способы не только отстраниться дальше от этой реальности, но и, наоборот, подойти к ней настолько близко, воссоздать её настолько достоверно, насколько это возможно с помощью человека с киноаппаратом в руках. У каждого, кто за такое берётся, как водится, кино своё. У одних — длинные сцены, снятые одним дублем, у других — отсутствие музыки, у третьих — открытые финалы, у четвёртых — съёмка ручной камерой, у пятых — вволю импровизирующие актёры, а то и вовсе отсутствие сценария, вроде как долженствующее призвать на съёмочную площадку атмосферу спонтанности и вдохновения. А если копнуть глубже, можно вообще наткнуться на бескомпромиссных гениев вроде Ульриха Зайдля, начисто стирающих любые границы между кино игровым и документальным, лишающих само это разделение всякого смысла.

Дерек Сьянфранс дебютировал ещё в конце 90-х и, никем не замеченный, исчез на 12 лет, чтобы затем решительно ворваться в мир американского независимого кино со своим «Голубым Валентином». Он тогда во многом подкупил смотрящую публику именно тем, как удачно сумел найти и ухватить ту самую, истинную «жизненность» — качество, которое ранее уже постарались опошлить и обесценить любители находить его везде, где только не лень. В его фильме это была не просто жизненность, а самая настоящая жизнь, где диалоги теряли отточенность и лоск и обретали естественную красоту и грубость, а актёры незаметно становились людьми, такими, какими мы были, будем или могли бы быть. Сьянфранс же, заслужив всеобщее признание, возрадовался и логичным образом решил копать дальше в том же направлении, но теперь уже — на куда более широкой площадке.

Место под соснами

Не будет преувеличением сказать, что фильма, более амбициозного в своей драматургии, чем «Место под соснами», за весь прошлый год просто не было. Собравшись с духом и выйдя из палатки, Сьянфранс выезжает на бескрайний простор одноэтажной Америки, существующей будто бы вне времени и вне пространства, и принимается за свой рассказ, преисполненный стремления извлечь весь драматический потенциал из идеи жизни как не имеющей начала и конца цепочки случайностей, действий и их последствий. Такая, если хотите, альтернатива «Облачному атласу» — абсолютно приземлённая в смысле содержания, пристально вглядывающаяся в каждого из основных персонажей и серьёзная, как сердечный приступ.

Место под соснами

И вот, взявшись за реализацию своего замысла, режиссёр честно сжимает зубы и не идёт на компромисс ни с кем и ни с чем, кроме разве что необходимости держать хронометраж в пределах двух с половиной часов. Ради достижения цели он готов обойти стороной любые мнимые или реальные правила игры, полностью подчиняя себе нарратив, углубляя его до того, что в нём становится бесполезно и глупо искать что-то лишнее. Как и в жизни, здесь нет ничего лишнего, а есть лишь происходящее здесь и сейчас и то, что за ним последует. И так оно продолжается, пока годы идут, люди становятся лицами на выцветающих фотографиях или живущими призраками прежних самих себя, редкие моменты счастья обволакиваются туманом безысходности, и ничего сделанного уже не вернёшь и не исправишь, и только и остаётся, что продолжать ехать вперёд по окружённой лесом дороге.

Место под соснами

Сьянфранс при этом слишком ответственен, слишком хорошо и тонко чувствует материал, чтобы позволить себе легко сбиться с выбранного пути. Он выдерживает весь фильм в одном тоне, чтобы не дать ему распасться на части, а эпический размах истории компенсирует вниманием к деталям и, как в «Валентине», обезоруживающим натурализмом диалогов. Он наделяет каждую сцену всей необходимой весомостью, а, стоит ей завершиться, перебрасывает всё внимание и энергию на следующую, делая итоговое полотно удивительно ровным. Наконец, он начисто лишает фильм всякого пафоса — люди в кадре у него не рассуждают о главных вопросах жизни, вселенной и всего такого, они слишком заняты тем, чтобы этой жизнью жить, и нарочито, почти демонстративно линейная манера повествования — тоже работает в эту степь, одновременно являя собой приятный контраст аттракционам сложносочинённой драматургии типа «Столкновения» и «Вавилона», одним из которых и «Место под соснами» легко могло бы стать в руках менее чуткого постановщика.

Место под соснами

Другое дело, что подстраивая все эпизоды фильма под общие темы и протягивая нить сюжета всё дальше, Сьянфранс вынужден специально создавать для этого всё больше и больше условий. Когда до финальных титров остаётся полчаса, мастерское сочетание естественности происходящего в кадре и абсолютного авторского контроля за кадром наконец начинает давать трещину. Становится жизненно необходимо познакомить вот этого персонажа с этим, повесить на видное место одну фотографию и всеми правдами и неправдами протащить через годы другую, и так возведённая за два часа волна истории, теряя свободу для манёвра, начинает нависать уже над самим своим создателем, угрожая вот-вот обрушиться в неприкрытый мелодраматизм.

Место под соснами

Сьянфранс, к его чести, сжимает зубы ещё крепче и, собрав вместе все оставшиеся собственные и актёрские силы, выдерживает это испытание, победно пересекая финишную черту. На ней «Место под соснами» — ещё одна в ряду больших и атмосферных драм, о которых американское кино не перестаёт волноваться, что вот-вот потеряет способность их создавать — но этого не произойдёт, пока есть режиссёры, подобные Сьянфрансу, снимающие с уверенностью ветеранов и наглостью молодых. В финальных сценах, сводящих историю обратно к одному персонажу, после чего позволяющих ему выехать на открытый простор и отбыть в сторону горизонта, пожалуй, нет ничего небанального, но нельзя представить, чтобы они были уместнее и по-тихому пронзительнее. Экран темнеет, жизнь продолжается. До встречи в кино.

Место под соснами

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Лига СправедливостиПризрак в доспехахСтражи Галактики 2Меч короля АртураЧеловек-паук: Возвращение домойФорсаж 8Спасатели МалибуТрансформеры 5: Последний рыцарь

Лучшие комментарии    |    Оставить комментарий
 Tarme

А спасибо за рецензию. Я все ждала, когда она будет, сходила на "Коммерсант", там по традиции - пересказ сюжета и выводы "ну ы".

Я согласна, да - удивительное кино. Простое как топор, абсолютно лишенное пафоса. Просто жизнь, да. Которая отличается от любого фильма тем, что она непредсказуема... далее

Написать комментарий:
Имя E-mail
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ДРАМА"

РЕЦЕНЗИЯ

Мастер: К горизонту


«Мастер»:
К горизонту

Никита КОМАРОВ

И как бы тонко не играли актёры, какие бы чудеса не творили на двоих оператор и художник-постановщик, какими бы пронзительными не были романтические баллады — фундамент истории, однажды потеряв, не вернёшь. В конце концов, создаётся впечатление, что Андерсон, определившись с главными героями и местом времени и действия, сам настолько поразился богатству возможностей, что так и не определился с тем, о чём именно, собственно, снимать кино. Вот и снял в итоге — ни о чём, но одновременно обо всём сразу.


РЕЦЕНЗИЯ

Линкольн: Человек разделённый


«Линкольн»:
Человек разделённый

Никита КОМАРОВ

Всякая легенда, даже самая масштабная, начинается с человека, и Линкольн здесь — создан из плоти и крови, удивительно, абсолютно органичен, открыт и доступен зрителю ровно в той степени, в какой может быть велик здесь и сейчас. И Дэй-Льюис никак не позволяет этому обстоятельству повлиять на свою работу — перед нами вновь, как и всегда, полное погружение в образ, живое и неподдельное, проработанное до малейшего жеста, последнего выражения глаз и тончайшего изменения в непривычно, но аутентично высоком голосе. Отзывы: [2]


РЕЦЕНЗИЯ

Анна Каренина: Плацкарт с привидениями


«Анна Каренина»:
Плацкарт с привидениями

Надежда ЗАВАРОВА

Обнажение сюжета, даже при скрупулёзном следовании, превращает историю в бесхитростную мелодраму с трагическим финалом. А изящный сценарный ход с перенесением всего действия на театральную сцену в данном случае лишь подчёркивает выхолощенность истории. И вместо того, чтобы радовать и удивлять зрителя игрой с театральным пространством, герои словно превращаются в привидений, которые ходят сквозь стены. А ведь должны входить в повсюду открывающиеся сценические двери, за которыми скрываются новые улицы, залы и города. Комментариев: [4]


РЕЦЕНЗИЯ

Добро пожаловать в капкан: Йестурдей


Добро пожаловать в капкан:
Йестурдей

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Вдохновленный «Круто сваренными» и «Двойной рокировкой», режиссёр фактически снял трибьют этим картинам в частности и гонконгскому кино в целом. До цитирования абзацами дело не дошло, но есть общее и в конфликтах, и в персонажах, и в поворотах и, в конце в концов, в темпе. Нет ничего удивительного в том, что происходит по делу расследования, которое независимо друг от друга ведут герои, и нет ничего удивительного в развязке. Строго говоря, всё это уже было, но подача небанальна. Комментариев: [2]


КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Легенда номер 17: Чемпион


Легенда номер 17:
Чемпион

Роман КОРНЕЕВ

Хоккей, в отличие, например, от несчастного нашего футбола, — это, с одной стороны, та тема, которая волнует широкие группы населения всех возрастов и наклонностей, а с другой, при несомненных наших успехах на этом фронте, признанных во всём мире, история нашего хоккея полна непридуманного драматизма, далёкого от официоза и прочей политики, а значит, всё ещё способна нас объединять, в том числе в кино, причём без оголтелых криков «не трожь святое, гад!» А значит, всё может получиться. Комментариев: [24]


РЕЦЕНЗИЯ

Обливион: Делирий


«Обливион»:
Делирий

Роман КОРНЕЕВ

Джозеф Косински — визионер в самом грубом понимании этого слова, ему гораздо важнее как показывают, чем что показывают и зачем показывают. Поэтому его подход к фантастическим сюжетам прост, как табуретка — главное как следует продумать все эти задники, компьютерные модели, экшн-сцены, CGI-последовательности, разновсяческий, что называется, «дизайн». А остальное как-нибудь приложится. Но в итоге даже у самого Косински в «Троне 2» смысла было больше, а атмосферы и дизайна было ничуть не меньше. Отзывы: [27]


РЕЦЕНЗИЯ

Транс: 100 минут спустя


«Транс»:
100 минут спустя

Никита КОМАРОВ

Бойл играет, причём с голодным азартом, доселе редким даже для него. С самого начала он рвёт повествование на куски и сопровождает его закадровыми монологами и стилизует. Всё хорошо ровно до того момента, как сюжет заворачивает в тёмный переулок и начинает лихорадочно носиться там во все стороны. Какие-то картины, какие-то красные машины, какие-то пистолеты в тумбочках и трупы в багажниках. Чего, кто, когда, где, как, с кем, зачем — скоро происходящее попросту теряет смысл. Отзывы: [8]


РЕЦЕНЗИЯ

Зловещие мертвецы: Чёрная книга: Пилили-выпилили


Зловещие мертвецы: Чёрная книга:
Пилили-выпилили

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

С мыслью о том, что это римейк, свыкнуться трудно. Если вообще возможно. Слишком много отсылок и слишком большие расхождения в сценариях. Сохранились разве что ключевые сцены вроде копания могилы. Хижина — вылитая, знакомая скамеечка на месте, рядом с домом ржавый и не менее знакомый кадиллак. Камера летает по лесу, в подвале всё такие же плохие ступеньки, а бензопила ждет своего звёздного часа на полке. Но это не то кино, которое может выехать на садизме ради садизма. Комментариев: [10]




"Бесславные ублюдки"
"Линкольн"



25 марта, суббота
Роберт Родригес интересуется постановкой римейка «Побег из Нью-Йорка», анонсированного уже много лет назад...
Джозеф Гордон-Левитт и Ченнинг Татум сыграют ведущие роли в музыкальной картине с рейтингом R «Летуны». Это уже не первая их совместная работа...
Колин Фарелл договаривается об участии в киноадаптации диснеевского мультфильма 1941 года «Дамбо»...
Рубен Флейшер возглавит съёмки экшен-комедии «Арчер и Армстронг» по одноимённому комиксу от издательства Valiant Comics. Сценарий пишет Терри Россио...

Лига Справедливости

Призрак в доспехах
Жанр: аниме
Прокат в России: 30 марта 2017 года

Стражи Галактики 2

Меч короля Артура

Человек-паук: Возвращение домой

Фарго

24 марта, пятница
Джейк Гилленхааль и Даниель Эспиноса, сработавшиеся на научно-фантастическом триллере «Живое», вновь объединяются для создания фильма по истории Сета Харпа «Анархисты...
В разгар съёмок приключенческой картины «Хан Соло. Звёздные войны. Истории», спин-оффа «Звёздных войн»...

Форсаж 8



Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Челябинска.

 



Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.3%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.7%
псевдодокументальное кино 5%
другие жанры 6.5%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2017 фильмы 2017 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2017   фильмы 2016   фильмы 2017   Афиша кино   Лучшие фильмы 2015 2016  
 

 
2003-2017 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Реклама