Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Чемоданы Тульса Люпера:

Чемоданы Тульса Люпера: Восемь с половиной Люперов

Роман КУЛАНИН, 14 января 2007
Чемоданы Тульса Люпера

«Чемоданы Тульса Люпера, часть 1: Моабская история» (“Tulse Luper Suitcases, Part 1: The Moab Story, The”), 2003

«Чемоданы Тульса Люпера, часть 2: из Во к морю» (“Tulse Luper Suitcases, Part 2: Vaux to the Sea, The”), 2004

«Чемоданы Тульса Люпера, часть 3: из Сарка до конца» (“Tulse Luper Suitcases, Part 3: From Sark to the Finish, The”), 2005

Режиссёр и автор сценария: Питер Гринуэй
Продюсер: Кес Касандер
Оператор: Рейнир ван Бруммелен
Композитор: Борут Кржишник

Над русской версией работали:
Режиссер: Александр Михайлов
Перевод: Сергей Таск
Литературная адаптация: Ольга Нагдасева
Оператор: Валерий Шувалов

В ролях: Джей Джей Филд (Тульс Люпер, дубляж Евгений Стычкин), Роджер Рис (Тульс Люпер), Изабелла Росселлини, Дебора Харри, Франка Потенте, Орнелла Мути, Анна Торрент, Каролин Даверна (дубляж Амалия Гольданская), Йорик ван Вагенинген (дубляж Владимир Стеклов), Джек Вутерс (дубляж Александр Семчев), Мишель Бернье (дубляж Марина Голуб), Барбара Тарбак (дубляж Юлия Рутберг), Уинстон Эванс (дубляж Александр Филиппенко), Рэймонд Дж. Барри (дубляж Валерий Баринов), Валентина Черви (дубляж Евгения Добровольская), Марсель Юреш (дубляж Сергей Виноградов), Стивен Макинтош (дубляж Николай Добрынин), Анна Гальена (дубляж Ирина Бразговка), Рональд Пикап (дубляж Михаил Жигалов), Франка Потенте (дубляж Амалия Гольданская), Изабелла Росселлини (дубляж Ирина Апексимова), Мария Шрэдер (дубляж Ксения Кутепова), Рената Литвинова, Алексей Булдаков и другие.

Чемоданы Тульса Люпера

Мы все немного опоздали. Бывает, что пиршество — эдакое буйное, вкусное — идет где-то за тридевять земель, а нам — отголоском его — достаются хлебные крохи, взамен вина и запеченной дичи. Особенно, что касается кинематографа. Пока американское его ответвление клином вбивается в отечественные кинотеатры, обеспечивая посезонный доход — все остальные представляются rara avis, которая вряд ли долетает и до середины зрителя. На этом неблагоприятном фоне трилогия Питера Гринуэя, представленная для публики в одном-единственном месте, конечно, не панацея, но уже неминуемая соломинка в дни январских эскапад.

«Чемоданы Тульса Люпера», без сомнения, самый амбициозный проект мэтра, сам автор, в своих интервью высказывающий прямо противоположные мнения — то ли кино еще не родилось, то ли уже умерло — ловко использует обе стороны, что напрямую видно в проекте. Потому, что фильмом, картиной «Чемоданы» назвать не получается при всем желании, да, с формальной точки зрения — есть режиссер, есть актеры, но когда смотришь на экран, приходит четкое понимание — кина не будет. И в данном случае это высочайшая похвала, Гринуэй не заботится о зрителе — котел сюжета кипит, бурлит, подпуская к себе только высочайшего гурмана, для которого распутывать нити повествования — само по себе увлекательнейшее занятие. Создавая свое творение около пяти лет, автор позаботился не только о кинематографической составляющей — есть еще книга «Золото», косвенно дергающая Тульса Люпера тут и там, картины по мотивам, которых мы в России вряд ли дождемся, и еще состав и маленькая вагонетка. В общем, люпероведам скучать не придется, путаясь, кто предмет изучения — Тульс Люпер или сам Гринуэй.

Чемоданы Тульса Люпера

Сделать прототипом главного героя самого себя — шаг конечно, не новый и утвержденный в культурной традиции веками, здесь и Божественная комедия, и Вуди Аллен, но Тульс Люпер никакой не герой — скорее, символ XX века, некая сборная интеллектуалов в одном лице. История его жизни, запечатленная на кинопленке, одновременно и мировая история, отдающая европоцентризмом, — это бесконечное множество деталей и фактов, настоящих и вымышленных, сплетенных автором в нить из 92 чемоданов — некого систематизирования мира — как свидетельство существования героя. Вечный узник — не просто эпитет, это профессия для Люпера, который провел большую часть жизни в тюрьмах, сделав из узилища — Парнас для своих идей. Интерес к стремительно меняющемуся миру заставляет его систематизировать окружающую реальность — создавать тематические чемоданы, набитые свидетельствами времени и собственной жизни.

Чемоданы Тульса Люпера

Сам Люпер, вдобавок к узнику, еще и странник — все 16 эпизодов его жизни, представленные в трилогии, — торжество пространства, населенного пронумерованными персонажами, точно хронологическая таблица в биографии. Все проекты, будь то книги, фильмы или научные изыскания — все творческие метания Тульса в трилогии служат приятным дополнением, гордо приподнимая голову, проносясь мимолетными кадрами или оживая развернутыми панно — неотделимы от личности их создателя, относящегося к ним, как к безделкам. И тут появляются комментарии: многочисленные комментаторы, словно черви проедают полотно картины, то внося ясность, то раздувая мыльные пузыри, и биография героя, и его творчество под зорким наблюдением люпероведов превращается в академическую науку. И чемоданы, которые Люпер собирал всю жизнь, становятся экзистенциальным фетишем для науки. До тех пор, пока не откроется последний, 92 чемодан.

Стараясь объять необъятное, Гринуэй наполнил проект, насколько позволял весь немалый хронометраж, фактами, персонажами, эффектами и ссылками. Его личная страсть к структурированию, созданию герметичных вещей, нашла полноценное воплощение: все необъятные «Чемоданы Тульса Люпера», словно конструктор, делятся на 3 части, каждая из которых представлена как полноценный фильм. 16 эпизодов, как книжные главы, рассказывающие об определенном событии в жизни Люпера, 92 чемодана, отражающие эпохи и личность Тульса и так далее — перечислить все вряд ли целесообразно.

Чемоданы Тульса Люпера

Визуальная реализация не уступает по изощренности повествовательной, непринужденно смешивая жанры и соответствующие им традиции, Гринуэй добавляет медийные элементы, пришедшие не из кинематографических сфер — коллажи, фотографии, графика, визуальные тексты, документальные кадры — все то, что считалось авангардом, представлено здесь и сейчас. Но все же главное — полиэкранность, доселе считавшаяся прерогативой Майка Фиггиса, задает тон всей картине — многократные наложения полностью меняют представления о постановке, как отдельных сцен, так и эпизодов — происходит расфокусирование восприятия — действие на экране дискретно, то есть на одном и том же пространстве функционируют несколько более-менее связанных между собой явлений. В декорациях, разнящихся, как мел и уголь — это могут быть и натурные съемки и театрализованные сцены, как в «Догвилле» или «Мандерлее», и компьютерная графика, и наконец — просто темнота. Так котел повествования накрывается крышкой-картинкой, открыть которую под силу немногим.

Чемоданы Тульса Люпера

История Тульса Люпера начинается в 1921 и заканчивается в 1989, для претворения образа в жизнь потребовалось три актера — от мальчика Люпи до всемирно известного деятеля. В трилогии задействовано более 90 персонажей, которых сыграли актеры из Европы, Америки и, что немаловажно, России, такой вертеп уместил, как и малоизвестных актеров, так и звезд — Изабелла Росселлини, Дебора Харри, Франка Потенте, Орнелла Мути, плюс Алексей Булдаков и Рената Литвинова. Все дело в том, что проект, задуманный английским режиссером, реализован как международный — отсюда и его интернациональный состав, что, конечно, размаху гринуэевского полотна только на руку, а зрителю на забаву.

Чемоданы Тульса Люпера

Что сказать о фильме, точнее, проекте, когда единичный просмотр подобен лишь песчинке в море? Точно, что такого еще не было — Гринуэй переборол как причинно-следственность сюжета, так и представления о визуальной реализации, в итоге получилась, ни много, ни мало — артхаусная эпопея, вещь, повторюсь, доселе невиданная. Все 6 часов трилогии — тот памятник, по которому можно будет судить о кинематографе нашем времени, другой вопрос — у многих ли хватит сил преодолеть этот марафон. В любом случае, те, кто увидят — не забудут никогда, а кто не увидит — потом будет кусать локти. И пусть разговоры самого Гринуэя о смерти или еще не рождении cinema всплывают тут и там — «Чемоданы Тульса Люпера» утверждают совсем обратное и не дают повода беспокоиться о состоянии кинематографа, который, похоже, наконец-то обрел своего «Улисса». Вот он — почерк мастера.

До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2007/01/14/tuls.shtml

Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
Андерсен. Жизнь без любви: Ребята, лучше порно, чем никогда


Андерсен. Жизнь без любви:
Ребята, лучше порно, чем никогда

Марина ГАВРИЛОВА

Сценарий выстроен так, что через каждые пятнадцать минут стартует очередная любовная миниатюра. Понятно, что это интересно и занимательно: вздохи и слезы, и признания. Но где же здесь жизнь без любви, когда она тут сконцентрирована до предела? Охотно верится, что задумка была вполне достойной, когда она ещё звучала, как «Андерсен. Фантазии на тему». Но из симпатичной структуры фильма, где отдельные эпизоды биографии великого писателя перемежаются с отрывочными экранизациями его сказок, почему-то ничего интересного не вышло. Отзывы: [18]


Остров: Ну, а на досуге, я станцую буги


«Остров»:
Ну, а на досуге, я станцую буги

Марина ГАВРИЛОВА

Действие происходит в семидесятые годы где-то далеко в Карелии, там расположен небольшой посёлок, куда периодически приплывают паломники на кораблике. Ищут они не столько расположенный там старинный уединенный монастырь, сколько загадочного старца, живущего отшельником в одном из монастырских домиков. Старец тот с виду похож на неряшливого работника монастыря, которого приютили из жалости, поэтому миряне зачастую даже не знают, что они со старцем встретились, так хитро он их выводит на чистую воду. Отзывы: [46]


Свободное плавание: Русский народный транквилизатор


Свободное плавание:
Русский народный транквилизатор

Марина ГАВРИЛОВА

Во время своего выхода в прокат «Коктебель» четко рифмовался с одновременно вышедшим, но более спорным и более смелым «Возвращением». Теперь же все выводят параллели между «Свободным плаванием» и «Эйфорией» Вырыпаева. Эти картины можно назвать полярными: если Вырыпаев видит в деревенской жизни только декорации, то Хлебников аккуратно восстанавливает быт и характеры, приглашая актеров, стопроцентно соответствующих типажам.


Альфа Дог: Нет вестей от Дога


«Альфа Дог»:
Нет вестей от Дога

Илья ЩИБРИК

Хирш настолько убедителен в своем образе играющего в «гэнста» Трулава, что фильм иной раз напоминает скорее документальное кино, нежели просто измышления режиссера на тему. Что, впрочем, немудрено — ведь сценарий был написан Кассаветисом по горячим следам самого малолетнего преступника в «черном списке» ФБР, как раз подсудного нынче Джесси Джеймса Голливуда, чье имя изначально было вынесено в заголовок ленты. Весь фильм живет ради кульминации — непосредственно сцены убийства. Отзывы: [21]


Премьеры 2007 года: ПКМ-3, «Шрек 3», «Трансформеры» и «300 спартанцев»


Премьеры 2007 года: ПКМ-3, «Шрек 3», «Трансформеры» и «300 спартанцев»

Ирина КОЗЕЛ

2007 год для кинематографа станет годом выхода сразу нескольких долгожданных кинопроектов, ещё до появления на экранах занесённых в число культовых, таких как «300 спартанцев» или «Молотильня», и годом продолжения целой череды самых громких кинофранчайзов, среди которых «Человек-паук 3», «Шрек Третий» и другие. В этом году мы увидим также фильмы, которые по всем прогнозам будут претендовать на награду Американской киноакадемии в основных номинациях за 2006 год, но до сих пор не показанные в российском прокате.

Отзывы: [3]


«Человек и Волкодав»


«Человек и Волкодав»

Роман КОРНЕЕВ

За кадром звучит голос Гоши Куценко: Я — ваша персональная эротическая галлюцинация. Если вы меня видите, значит Волкодаву совсем похорошело. Но не волнуйтесь, я с удовольствием поставлю за него свечку. Запомните мои слова: только с любовью, только с любовью! (голос затихает, по экрану начинаю ползти знакомые титры) Давным-давно, в одной далёкой-далёкой деревне — в которой боги-то напивались до зелёных чертей, а уж смертные и подавно — бушевали ролеплейные игры… Отзывы: [34]


Жара: 10 друзей Бондарчука


«Жара»:
10 друзей Бондарчука

Елена ПРАВДА

Нет, всё понятно, мы таки умеем и любим снимать красиво, актёры в опытных руках встают в соответствующие позы и расточают прелестные улыбки, произнося бредовые диалоги, глянцевая картинка ложится на целлулоид, блистая фарфоровыми зубами и солярийными загарами. Стон этот у нас песнью зовётся. Но поймите, если есть на этом свете предел пошлости, кичёвости, безвкусицы, самовлюблённости, паясниченья и прочих добродетелей понятия, именуемого «гламур», то он достигнут командой режиссёра Бондарчука. Отзывы: [45]


Ночь в музее: Буйный экспонат


«Ночь в музее»:
Буйный экспонат

Илья ЩИБРИК

Картина берет кавалерийским наскоком, лихим спуртом пролетая вместе с завороженным зрителем по закуткам истории. Пускай здесь этой самой истории — скорее привкус, аромат, нежели главный акцент. Фильм можно сравнить с тяжелым грузовым составом, которому, будучи разогнанным, уже практически невозможно остановиться за короткий промежуток времени. Режиссер лишь с хитрой полуулыбкой подкидывает угля в топку, привнося в жизнь незадачливого музейного сторожа все новые хлопоты. Отзывы: [29]


Волкодав из рода Серых Псов: Славянский шкаф


Волкодав из рода Серых Псов:
Славянский шкаф

Роман КОРНЕЕВ

Эпичности, благодаря спецэффектам, в фильме более чем достаточно, кино так явственно «стоит все десять миллионов», что можно было бы эту масштабность и поумерить в пользу забытого юмора и более тонкой проработки героев. Что в итоге перевесит — бедовость завязки или харизма главного героя, странная, похожая на Деву Марию Мать Кендарат или забавный Мыш, предельная серьёзность сюжета или цитатники ПиДжея — пусть сам зритель решает. Вот пойдут первые сборы, там и узнаем. Отзывы: [233]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама