«Счастливое число Слевина» (“Lucky Number Slevin”), 2006
Режиссёр: Пол Макгиган
Сценарий: Джейсон Смилович
Оператор: Петер Сова
Композитор: Джошуа Ральф
Продакш-дизайн: Франсуа Саган
В ролях: Джош Харнетт, Люси Лиу, Брюс Уиллис, Морган Фриман, Бен Кингсли и другие.
Вы относитесь к числу ценителей нового британского кино, старого Гая Ритчи и настоящего криминального экшна? Вы не любите римейки и считаете их главным злом западного кинематографа? Вы обожаете, когда в фильмах начинающих режиссёров мелькают в качестве камео культовые персонажи? В конце концов, вы любите, когда душа сворачивается и разворачивается, сюжет три раза делает оборот вокруг своей оси, а в конце все пляшут и длится поцелуй в диафрагму в улетающем навстречу закату кабриолете?
Если всё это — про вас, то вы получите от фильма Пола Макгигана самое невыразимое наслаждение. Нет, и Гай Ритчи тут ни при чём. Рейтинг R этого фильма — не более чем недоразумение. А в финале никто не целуется и не пляшет. Да и камео в данном случае — каждая первая роль в фильме — одно большое камео. Так к чему тогда я это всё? К тому, что формально ни одна буква первого абзаца этой рецензии к обсуждаемому сегодня фильму не относится. Но — обо всём по порядку.
Шахматы и разводки, опасная смесь
Представьте себе, что Гай Ритчи, к вящей радости поклонников, развёлся, бросил употреблять шахматные самоучители вместо сказок на ночь, по вечерам принялся бы ходить в тир, где отстреливал бы не менее двух обойм за подход, а заодно пару раз угодил бы в лапы к доблестным бобби на предмет сопротивления властям — и вот, в таком, подзабытом уже состоянии снял бы фильм, в котором не было бы окромя Джейсона Стэйтама ни единого персонажа ближе третьего плана, потом бы про новый культовый проект прослышали бы все-все и тут же начали бы напрашиваться к режиссёру в качестве хотя бы «кушать подано», а Ритчи бы кочевряжился, не давал бы прессе комментариев, а в конце концов взял бы к себе в проект самых-самых, и назвал бы, как водится у Тарантины, всех героев кличками — только вместо Чёрной Мамбы получились бы Босс, Ребе, Мистер Доброкот и мистер Семецкий (последнего в финале непременно должны убить).
Представили? Если добавить к полученной картине отсутствующего в кадре Джейсона Стэйтама (он — персонаж, которого не видно и который ничего не говорит, но одно присутствие его на площадке заряжает действо необходимым пробойным электричеством), вы получите в точности то, что снял Пол Макгиган. Римейк «Револьвера» без малейших к нему отсылок, абсолютно ритчевское кинотворчество в лучших традициях изобретённого тем жанра. Чисто британское кино про евреев и негров на просторах оклахомщины.
Что, неочевидно? Шахматы, револьверы, часы, машины, трупы, морги, полицейские, скачки, пакеты на голову, двойники, ещё двойники, ещё двойники. Враг один, врага много, враг — кругом, мистер Голд сидит внутри тебя и ждёт. «Слевин» умудрился вобрать в себя всё лучшее из последнего фильма нашего любимца. Тончайшие интонации, повороты, расслабленную паранойю, опасную, холодную, решительную.
Лишь играя с более сильным противником можно стать сильнее
Макгиган пошёл даже дальше, он умудрился и без того на грань, а то и за грань фола вытянутый концепт превратить в концепт ещё более отточенный, ещё более непротиворечивый. При этом попутно лишив его главных недостатков в виде нарочитой игры в «авторскость», всех этих бесконечных сцен в лифтах и прочей радости бытия.
Сюжет тут кристально ясен и детективно честен — все необходимые детали для расшифровки происходящего были получены зрителем заранее, каждый неожиданный поворот для верности обоснован полужирным, каждая недомолвка впоследствии оказывается частью плана, ни одного нерасчётного удивления зрителя. И при этом каждая положенная по ходу «объяснялка» — ни лишнего слова, а часто и просто без слов, картинкой и жестом.
Вольный или невольный римейк получился сильнее оригинала. Но в чём же фильм пошёл дальше? В персонажах. Сценарий и правда состоит только из призраков, людей-отражений, молчаливых фигур, даже если у них роль со словами. Даже Джош Харнетт, вот уж заполнивший собой добрую половину площади засвеченной во время съёмок плёнки, даже он — «кушать подано», камео длиной в фильм, просто представьте себе на его месте старину Питта. Представили?
Остальные же и подавно играют специально приглашённых гостей в моноспектакле одного актёра — Пола Макгигана. Уиллис в роли тени отца Гамлета, Кингсли и Фриман в роли постаревших теней Тибальда и Меркуцио, Люси Лиу в роли дружелюбного приведения.
В этом смысле даже игру их обсуждать особо не стоит, Брюс Уиллис играет Брюса Уиллиса, как в оушениане, помните? Остальные тож. Хорошо, замечательно, великолепно, но не в них дело и соль не в них. Фильм живёт с ними, но как бы и помимо них. Фильм и зритель, зритель и фильм.
От этой игры можно и нужно получать удовольствие. Выгрызать каждый хрящик в этом бульоне. До встречи в кино.
Стоит машине выйти на трассу, а за кадром зазвучать музыке, всё становится на свои места — атмосфера, смысл и цель. Но только всё это заканчивается, как снова начинается сюжет с пиротехникой и милицией. И потому фильм в итоге производит смешанное впечатление — с одной стороны затянутость, рыхлость сценария, с другой стороны — отличная операторская работа, игра Вдовиченкова и общее настроение картины, достойно завершающее дилогию.Отзывы: [22]
Стрельба, гневливые криминальные боссы, крашеные красавицы в бэкграунде, сложные планы «относительно честного увода денег», сумасшедшие киллеры и даже пытки — всё в этом кино присутствует, причём порой даже в большей степени, чем это мы привыкли видеть у Гая Ритчи. На радость фанатам, целителям и просто сочувствующим. Но кино в общем и целом получилось, да и задумывалось, совершенно другим и совершенно о другом. Главный твой враг скрывается там, где ты его не догадаешься искать.Отзывы: [26]
Проект «Жмурки» с самого начала позиционировался продюсерами как своеобразный акт прощания с «громовыми девяностыми», прощания такого же грубого и фу, как некультурного, какими они были на самом деле. Чёрная комедия как жанр в нашей стране не очень распространена в чистом виде, и одновременным присутствует в качестве фона буквально во всём. Отличная идея — отсмеяться уже вволю, помянув покойника в пиджаке и с голдой добрым словом. Мол, можно в этом всём беспределе видеть свой юмор. Чёрный.Отзывы: [28]
Маньяк выбрасывается в окно, желая скрыться или покончить с собой. Упал он перед самым носом своих преследователей. Служители порядка его, не медля, под белы руки берут и отвозят в тюрьму, где злодею за четырнадцать зверски убитых жертв по закону грозит пожизненное трехразовое питание, телевизор и свежая пресса по утрам. Казалось бы, жизнь только наладилась, ан нет — приходит как-то на допрос к нашему Злу один провинциальный полицейский, который, как вы понимаете, Добро, как оно есть.
Ещё с раннего детства подозреваемая отказывалась носить колготы, юбочки «красная шапочка» и школьные передники фабрики «Заря». Что характеризует её как неуравновешенное асоциальное существо. Она сразу полюбила конфеты «птичье молоко» и те ответили ей взаимностью. Психиатры называют подобное явление «на сладенькое потянуло», это опасное расстройство мыслительного аппарата до сих пор считается неизлечимым. Я полагаю, что на пути к цели её остановит только третий фильм этого франчайза.Отзывы: [5]
Фильм берёт азартом, который был утерян как раз перед самой смертью классического жанра американских боевиков восьмидесятых. Мазур азартно мочит врагов, белобрысый герой Миронова азартно за ним скачет по горам-по долам, периодически роняя слезу, сиделец Зима азартно изображает мятущуюся, многоплановую фигуру, гражданка приятной наружности сначала азартно изображает «секретаршу босса», потом так же азартно кидается в амур, аки в прорубь. Отзывы: [44]
Кинопрокат начавшегося месяца традиционно является затишьем между бодрым мартовским графиком кинорелизов и урожайным маем, в котором половина месяца — сплошные выходные, что побуждает прокатчиков придерживать до этих пор наиболее громкие релизы. Апрельский репертуар, таким образом, состоит преимущественно из середнячка, ожидаемыми релизами в этом месяце можно назвать только по паре фильмов от нас и от западного кино, плюс пара наименований кино не для всех.
Мало ли чего у зверей в пути случится — будь то мюзик-хольный перформанс с падальщиками и их грядущим обедом, встреча с динозавро-крокодилами или гигантским опоссумом о двух братьях-хулиганах. Мамонтиха — несомненная находка проекта. В остальном же главный плюс фильма — полное отсутствие минусов, хотя бы раз улыбнётся каждый. А уж по части вовлечения в сюжет саблезубой белки создатели развернулись по полной.Отзывы: [31]
Зритель чётко понимает, что убийца — садовник, но должен раз от разу заставлять себя следовать вывертам сценаристского сознания. От таких метаний пополам со скупыми сексуальными утехами у зрителя теряется нить, и получается такой триллер ради триллера — все бегают, говорят загадками, мутят воду и вот-вот друг дружку всё-таки поубивают. Всё это дело переходит некую черту, когда становится по-человечески жалко Шерон Стоун с её героиней, а уж как жалко доктора Гласса — не передать.Отзывы: [6]