Статский советник:Статский советник: Иной Фандоринначало статьи » окончание
Вообще, как только камера покидает кружок революционеров, действо стремительно глупеет и упрощается. Нет-нет да и мелькнёт вычурность имперских завитушек, какие-то красотки, какие-то декольте, какие-то цирюльниковские ледяные крепости, какие-то покушения на убийство под медалькин звон. Все эти поддерживаемые Фандориным стенания персонажа Табакова о шустрилах, которые не дают им спокойно досидеть на своём месте, все эти сказки персонажа Михалкова о неизбывности русской души и о том, что «Империя — превыше всего» — воспринимать их без смеха и привязки к совсем уж некиношным великодержавным сегодняшним исканиям невозможно. А потому… к кино всё это имеет такое же отношение, как компьютерные эффекты ТГ к западным блокбастерным стандартам. Ещё одним видимым глазу недостатком фильма является непреодолённая покуда у продукции «Первого» мания сериального строения кадра, сериальной картинки, сериального сценария и сериальной тяги к деталям, которая при прокатном хронометраже выражается в постоянно пропадающих и возникающих из ниоткуда персонажах, в лишних подробностях, нелогичностях слов и поступков. «Статский советник» снимался год и три месяца, на потенциальную окупаемость в прокате и поначалу уже рассчитывали, но не очень-то в неё и верили, а тут «дайрект ту Первый» неожиданно повернулся к кинопроизводителям совершенно обратной стороной. В итоге — театральная версия картины изобилует дешёвой цифровой камерой, переукрупнёнными до рези в глазах кадрами, а ведь оператор фильма Опельянц может, может работать на большой экран, и его недавняя «Богиня» — шедевр операторского искусства классической вгиковской школы. Отдельный разговор и о режиссуре. Диктат продюсеров в этом проекте не так силён, как в ТГ (его явно не готовили к агрессивной подаче в качестве «развлекательного кино»), но столь крупное присутствие в кадре «художественного руководителя» напоминает, что роль «режиссёра-постановщика» Филиппа Янковского в «Статском советнике» по неопытности (единственный его экранный проект — малобюджетка «В движении», где Хабенский отлично бежит вдоль электрички) слишком далека от полного контроля происходящего на экране. А в таком случае как раз и начинаются рывки и неровности повествования, словно вложенные в фильм другими руками — все эти вытягивания карт, прения в шубах посреди бани и прочая. Одним из примеров неровности происходящего может послужить музыкальное сопровождение фильма. Да, у «Советника» нет такого разнообразия сопутствующего саундтрека, но основная музыкальная тема работает на напряжение и развитие собственно детектива и воспринимается цементирующим фоном всей картины. А вот финальная песня… этот мутный «шансон» в худшем стиле «Бандитского Петербурга», да ещё под многозначительную прогулку Меньшикова по заснеженной Красной площади, это нечто из разряда «не могу и не хочу». Финал у фильма, после завершения линии бомбистов, вообще получился даже хуже, чем знаменитое «отправление поезда» в ТГ. К чему он, зачем он, непонятно. Такое впечатление, что ни сценарист, ни остальные семеро нянек не знали, чего бы такое с фильмом сделать, чтобы он не выглядел повисающим в воздухе. О сценаристе отдельный разговор. Акунин который раз показал, что ему, литератору опытному, сильному, категорически не удаётся на себя брать роль единственного сценариста художественного фильма. Все эти натянутые «его высокопревосходительства» при указании «подать чаю» должны бы привносить стилистику времени, но на выходе стоит действию хоть на миг затихнуть, чтобы дать зрителю сконцентрироваться на произносимых актёрами фразах, как тут же наружу проникает жуткая неестественность, которая зачастую возникает при переносе литературных диалогов в киносценарий. К той же епархии можно отнести и упоминавшиеся ничем не обоснованные возникновения-исчезновения персонажей по ходу действа. А уж Маса, сквозной второстепенный герой многих романов фандоринского цикла, в фильме оказывается таким же кукольным вставным юмористическим персонажем, как, например, Бурчинский-Бондарчук. По этому описанию, возможно, складывается впечатление, будто фильм полон недостатков. На самом деле всё это, в основном, мелкие и не очень шероховатости, недочёты, обрывы в куда более цельном полотне, чем наличествовало перед нами в «Гамбите». «Статский советник» смотрится детективом не по заявке, а по сути происходящего на экране, в нём немало самоиронии, отличных художественных находок, живых, объёмных персонажей (большая часть которых пришлась на бомбистов и их коллег по сюжетной линии) — головоломка складывается. Но от этого заметнее недочёты, уже не скрываемые кичёвостью подсолнухов и спецэффектного бомбометания. «Советник» хочет и может нравиться зрителю куда более требовательному, чем то было с «Гамбитом», другое дело, что и он ещё далёк от идеала, так что громкий лозунг про «Настоящего Фандорина» мне кажутся покуда ещё слишком самоуверенными. Ждём, право, новых раундов этого боксёрского поединка со зрителем. Что же касается возможной прокатной истории картины — количество копий у него велико, но не революционно. Бюджет у фильма — больше, чем у рекордсмена «Гамбита», 6 миллионов долларов, это не считая расходов на рекламу. Время начала проката выбрано не так идеально, как в случае с ТГ, который зацепил сразу два весенних праздника и школьные каникулы. Первые, самые прибыльные две недели проката пройдут в затишьи апреля, а в разгар майских праздников уже стартует долгожданный эпик «Царство Небесное» режиссёра «Гладиатора» Ридли Скотта, что не замедлит сказаться на падении сборов остальных картин. Двухмесячному марафону «Гамбита» не помешал, по большому счёту, выход «Боя с тенью», но майский шоумастгоуон голливудских уберблокбастеров остановит даже пиар-машину Первого. Не в одиночку, так скопом. Всё это делает прогнозы сборов «Советника» куда менее радужными. Двенадцать-шестнадцать миллионов, именно столько требуется для окупаемости, видятся мне весьма маловероятными. Да, третья часть фандоринианы кинематографически сильнее второй, серьёзнее, «взрослее». Но это тоже, по факту, работает не на сборы, а против них. Всё-таки развесёлого развлекательного костюмированного боевика из кино делать не стали, а потому зритель предполагается куда более малочисленный. Жаль? Может быть. Было бы приятно, если бы лидером отечественного проката стал более достойный фильм. Но так уж устроен кинобизнес — точный расчёт даёт многое. Во многом же выход двух фильмов о Фандорине подряд — ошибка. Но, в моём случае, ошибка приятная — случилась возможность сравнить оба фильма по свежим следам. Любите кино, и до встречи на просмотре новых серий! начало статьи » окончание
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/04/24/statsky.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: «СТАТСКИЙ СОВЕТНИК»
Рецензии в рубрике "ДЕТЕКТИВ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
«Игра теней», отзыв
«Падение Луны», подкаст
«Смерть на Ниле», рецензия
«Анчартед», рецензия
«Аллея кошмаров», отзыв
«Сирано», отзыв
«Человек-паук», подкаст
«Камон Камон», отзыв
«Экспансия», отзыв
«Лакричная пицца», отзыв
«Белфаст», отзыв
«Кими», отзыв
«Параллельные матери», рецензия
«Миротворец», отзыв
|