![]() |
![]() Берлинале-2015: идеальный вердиктОтсутствие шедевров в программах Берлинале-2015 компенсировалось интересными и «просто» отличными картинами. А также безупречным выбором жюри во главе с Дарреном Аронофски. Вопрос о том, стоят ли наград «маленькие» фильмы на большом фестивале, был, судя по всему, отменён как неактуальный. Концептуальные решения жюри пришлись критикам по вкусу. А ведь мы обычно не согласным с финальным раскладом официальных предпочтений. «Золотой медведь» достался «Такси» Джафара Панахи. Этот же фильм получил приз ФИПРЕССИ. Может показаться, что не выездному из Ирана режиссёру, которому двадцать лет запрещено снимать в своей стране, такая поддержка — жест политический. Но это не так, Панахи снял чудесный, меланхоличный, ироничный фильм. Другое дело, что двойная мораль иранских властей позволила показать «Такси», которое на родине режиссёра никто не увидит, в Берлине. Значит, с Панахи всё в порядке? Да и нет. Панахи — кумир иранских интеллектуалов, заслуженный диссидент, которого цензура придавила, но не задушила. В финале фильма Панахи не даёт титры, чтобы не навредить тем людям, которые решились участвовать в этом проекте. Племянница режиссёра по имени Хана снялась в «Такси» в роли племянницы и получила на церемонии закрытия приз. Между тем эта девочка лет двенадцати объясняет «таксисту» (эту роль Панахи выбрал для себя), какие фильмы должно снимать, чтобы попасть в иранский прокат. Эти указания-предписания Хана, которая снимает в «Такси» свой учебный фильм (Иран — страна, ушибленная кинематографом), получает в школе. Панахи приходится — наверняка не впервые — теперь услышать и от ребёнка, что «омерзительный реализм» противопоказан режиссёрам, мечтающим об иранской публике, что только негодяи могут появляться на экране в галстуках, что положительные герои имеют право иметь только иранские имена и т.д. Девочка пылко рассуждает, задавая вопрос, чем же всё-таки отличается реальность за окном такси и реальность, запечатлённая в кино? ![]() Панахи разъезжает по Тегерану с прикреплённой на приборной доске камерой, не отвечает молодой кинематографистке, но показывает разношёрстных пассажиров. Они-то и свидетельствуют о реальности, которую настоящие «патриоты» видеть/слышать не желают. Вот парень выступает за смертную казнь воришкам. А училка в том же такси проявляет либеральный норов. Вот продавец подпольных дисков с западными фильмами предлагает Панахи, которого, конечно, узнал, стать его партнёром в подпольном бизнесе, быть агентом чёрного рынка. Иначе говоря, взять роль промоутера западных фильмов, которые нельзя увидеть в Иране, и, таким образом, взять на себя роль просветителя. Вот адвокат, которого отстранили от работы, навещает всё же заключённых девиц, которых посадили за посещение волейбольного матча, и одна из них объявила голодовку… Срез иранского общества предъявлен Панахи без протестного пафоса, но беспощадно, горестно и с улыбкой на лице. В финале, когда Панахи со своей племянницей вышли по сюжетной необходимости из машины, камеру изымают неизвестные «мотоциклисты». ![]() Медведей за режиссуру получили, поделив приз, румын Раду Жуде и Малгожата Шумовска. Понять жюри можно. «Браво!» — чёрно-белая реконструкция одиссеи двух румын по Валлахии в тридцатые годы ХIХ века. Жандарм с сыном отправляются на поиски цыгана, который сбежал от хозяина, державшего его в рабстве. Сценки, ритуалы, в которых участвуют румыны и венгры, русские и евреи — многонациональное сообщество средневековой на экране Восточной Европы — прельстили, видимо, жюри эпическим размахом. А вот Шумовска сняла умный, ироничный фильм «Тело» в труднейшем жанре чёрной комедии. Следователь (выдающаяся роль Януша Гайоса), профессиональный, так сказать, циник, выпивоха, живет с дочкой, изнурённой анорексией. Дочка не примирилась со смертью матери и ненавидит отца. Он отправляет девушку в больницу, где психолог и медиум (отличная работа Майи Осташевской), которая практикует «встречи» родственников с умершими близкими, становится участником небанального треугольника. ![]() Cколько тонких поворотов в этой вполне зрительской картине сумела наметить или развернуть Шумовска! Чтобы оценить такую режиссуру необходимо снайперское зрение, не заточенное на внешние эффекты, которыми, например, постарался оглушить Питер Гринуэй в опусе «Эйзенштейн в Гуанахуато». Бурлескный «Эйзенштейн» представлен безумцем-интеллектуалом, который обрёл первую любовь и потерял невинность с красавцем-мексиканцем. Эта инициация квалифицирована нашим гением, как «взятие Зимнего». Пылкий драйв Гринуэя, вменённый образу Эйзена, — радость для неискушённых киноманов. Призы за лучшую мужскую и женскую роли получили Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни, сыгравшие пожилую парочку в фильме Эндрю Хэя «45 лет». Если честно, знаменитые актёры сработали всего лишь мастеровито. Их героям, приличным англичанам, читающим Кьеркегора и готовящимся отметить юбилей супружеской жизни, предстоят испытания ревности и печали. Герой Кортни получает письмо, в котором сообщается, что останки его невесты, пропавшей 50 лет назад, до встречи с героиней Рэмплинг, найдены в горах Швейцарии. Искусственный зигзаг интриги необходим для обострения скучной повседневности этой парочки. Но жюри проявило такт, наградив знаменитостей наверняка за долгоиграющую карьеру. ![]() Приз Альфреда Бауэра, который должен выдаваться новаторским картинам, достался отменной гватемальской картине «Вулкан» Хайро Бустаманте. Полнометражный дебют режиссёра, учившегося в Париже и Риме, — мощное глубокое кино, лишённое всех примет экзотического фестивального продукта. История Марии, её семьи, история бедняков-индейцев, работающих на кофейных плантациях, не знающих испанского, что становится причиной их трагедии, преисполнена режиссёрского благородства и неординарного мастерства. ![]() Мария обручена с богатым плантатором, но любит пьяницу-индейца, который бежит через Мексику в США в надежде на лучшую долю. Мария беременна от него, ни о какой свадьбе с выгодным женихом речи больше нет. Укус змеи угрожает ей смертью. Марию спасают в больнице, но ребёнка продают в Америку (о чём она с родителями узнает позже, так как подписала бумаги, не читая, а переводчиком испанского был обманутый бывший жених). Чувственность, сдержанность мизансцен и самого присутствия актёров не передать пересказом сюжета. Неподдельная киногения этого фильма доказывает лишь очевидное: режиссуре научить невозможно, это прирождённое свойство. ![]() Награды за операторскую работу жюри разделило между двумя картинами. Евгений Привин, Сергей Михальчук сняли «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего — многофигурную постройку о текущем времени, хотя действие датируется 2017-м годом, в котором заблудились наши репрессивные и преуспевающие современники, — образно и впечатляюще разнообразно. Шурла Брандт Гревлен обеспечил смысл простецкой картине Себастьяна Шиппера «Виктория» своей сверхживой камерой, запечатлевшей передряги маргинальных берлинцев, втянувших испанскую иммигрантку в банальную жанровую коллизию. Однако дотошность жюри не пропустила оператора, благодаря которому эта немецкая картина попала в конкурс нынешнего Берлинале. ![]() См. также: Берлинский кинофестиваль 2015, фотогалерея
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2015/02/15/berlinale2015.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: БЕРЛИНАЛЕ
Обзор » Берлинале-2016: безошибочный выбор жюри Зара АБДУЛЛАЕВА
Рецензия » Дети и жанры на Берлинале-64 Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Берлинале-63: В сторону мейнстрима Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Берлинале-62: Без шедевров Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Берлинале-61: Оффсайд Зара АБДУЛЛАЕВА
Рецензия » 60-й Берлинале: Не зарекаться от тюрьмы и семьи Зара АБДУЛЛАЕВА
66-й Берлинале, красная дорожка, открытие, фестивальные будни, награждение победителей, фоторепортаж (144 фото)
Берлинский международный фестиваль 2015: гости, победители, звёзды, красная дорожка, фоторепортаж (149 фото)
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
![]()
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|