Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Мартин Скорсезе — человек с киноаппаратом

Надежда ЗАВАРОВА, 28 ноября 2012

«Я бы хотел пожелать всем своим коллегам хоть раз в жизни поработать с Мартином Скорсезе». Замечательный актёр Дэниел Дэй-Льюис знает, о чём говорит: он дважды снимался у режиссёра, чьё жизнеописание можно было бы начать с упоминания их совместных картин: эпоха невинности Скорсезе прошла в окружении банд Нью-Йорка. Марти родился 17 ноября 1942 года. И, кажется, совсем недавно воскликнул: «Скоро мне исполнится 60 — и я почти привык к самому себе!»

Мартин Скорсезе

И вот незаметно приблизилось семидесятилетие, мимо которого «параллельный монтаж» не может пройти по двум причинам. Во-первых, мало найдётся в мире людей, кто с таким же трепетом относится к истории кино и обращается к классическим фильмам в своих художественных картинах, в частых беседах со зрителями на кинофестивалях, в интервью, в документальных фильмах. Во-вторых, влюблённый в кино Марти — прекрасный режиссёр. Благодаря ему мы можем не только с восхищением и лёгкой грустью вспоминать о далёких временах Золотого века Голливуда: Марти нередко преподносит нам самый лучший подарок из тех, которые режиссёр может подарить киноманам — уникальную возможность быть современником хорошего фильма, прийти в кино и понять, что соприкоснулся с настоящим произведением искусства. А ведь сегодня это такая редкость. Скорсезе делает нас современниками хорошего кино и в то же время ни на минуту не даёт забыть о славном прошлом синематографа. Такой у него получается параллельный монтаж собственного режиссёрского дара с талантом и достижениями его великих предшественников. Сегодня читатели Кинокадра пройдут по длинному и интересному пути Скорсезе-документалиста. Для самого Марти это путешествие началось много лет назад в итальянском квартале Нью-Йорка.

Феличита маленького нью-йоркца

Мартин Скорсезе

Многочисленные отпрыски итальянских иммигрантов могли заниматься чем угодно: помогать родителям-мясникам, подрабатывать в цветочных лавках, продавать фрукты, играть в мяч, ходить на воскресную мессу, но ничего не предвещало, что один из них когда-нибудь станет кинорежиссёром, получит множество наград и прославится. Тогда весь мир ребят заканчивался на их улице — густонаселённой, всегда шумной, чаще весёлой и лишь порой грустной. Это была настоящая Маленькая Италия, поэтому страсти здесь всегда кипели нешуточные. Юный Марти далеко не всегда мог принять активное участие в бурной жизни улицы и своих сверстников. У мальчика была кличка Марти-Таблетка, потому что он должен был регулярно принимать лекарство от астмы и всегда носил таблетки с собой. Одним из немногих доступных развлечений было кино, куда Марти ходил с братом, отцом, мамой, а когда подрос — в гордом и счастливом одиночестве. Кино навсегда стало его самым большим увлечением, главным источником вдохновения в жизни и будущей работе.

Кэтрин Скорсезе любила жизнь, классические итальянские соусы и некоторые жанры кино, которые не всегда приветствовала Католическая церковь, например вестерны. А посмотреть их Кэтрин очень хотела, поэтому с удовольствием пользовалась возможностью отвести в кино сына: так они отправились на фильм Кинга Видора «Дуэль под солнцем»; и четырёхлетний Марти получил одно из самых ярких киновпечатлений детства. Яркие цвета, бурные чувства, оглушительные выстрелы — это был удивительный, полный приключений мир — там был простор для жизни и фантазии, чего порой так не хватало маленькому обитателю всегда переполненной людьми квартирки родителей.

Скорсезе вспоминал: «Я вырос в доме номер 232 на Элизабет-стрит. Туда приезжали люди из одного сицилийского городка, так что скоро он сам стал маленькой Чирминой — это очаровательный город недалеко от Палермо, откуда была родом мамина мама. А через улицу стоял дом 241, и там было то же самое, только люди приезжали из Полицци Дженероза — это тоже недалеко от Палермо, только повыше в горах. Оттуда родом был отец отца. Эти два дома стояли друг напротив друга, но мама рассказывала, что когда она только познакомилась с отцом, у них была проблема: они были разной национальности. Так и сказала — «разной национальности», хотя они просто были из разных итальянских городков».

Мамма миа!

Родители Скорсезе

Скорсезе любил свою многочисленную семью, в жизни которой было всё: и тяжёлая работа, и праздничные застолья, и шумные ссоры, и бурные примирения, порой непонимание, чаще — готовность помочь друг другу в трудную минуту. В 1974 году Скорсезе снял своеобразное посвящение семье — документальный фильм «Итало-американец». Главными героями картины стали родители режиссёра: Кэтрин Каппа и Чарльз Скорсезе. Его первым именем было Лучано, но кого в Америке интересуют такие детали?.. К нему всегда обращались только «Чарли». Родители Скорсезе предстают на экране людьми исключительно колоритными, с железным характером и замечательным чувством юмора. Они рассказывают сыну историю своей жизни в Америке, а Марти задаёт вопросы о фирменном мамином соусе, о дедушке с бабушкой и их переезде в США…

К документалистике Скорсезе обращался не впервые. Ему довелось поработать ассистентом режиссёра и монтажером на съёмках знаменитой картины «Вудсток: три дня мира и музыки» (1970). Этот запечатлённый на плёнке всплеск музыки, любви и свободы был удостоен премии Оскар в категории «лучший документальный фильм». Скорсезе, работая над ним, получил бесценный опыт и в том же 1970-м снял свой первый полнометражный документальный фильм «Уличные сцены», посвящённый протестам против войны во Вьетнаме. Хроникальные кадры массовых антивоенных акций в Нью-Йорке и Вашингтоне, интервью протестующих, комментарий самого Марти — фильм был весьма злободневен и выражал настроения, царившие тогда в американском обществе.

Мартин Скорсезе

И всё же именно во втором своём фильме «Итало-американец» Скорсезе сформулировал для себя суть документального кино и позицию в нём автора. Позднее Скорсезе скажет: «Для меня грань между художественным и документальным фильмом весьма размыта. В основе того и другого — история и тот, кто её рассказывает. Самое главное — это личность рассказчика. И здесь важен твой режиссёрский подход: ты либо просто фиксируешь историю, либо интерпретируешь её. Я иногда занимаюсь и тем, и другим. А ведь стоит тебе интерпретировать историю, и уже получается художественный фильм». Собственно говоря, Мартин всегда занимался художественной документалистикой: в каждом фильме он по-разному подходил к возможности интерпретировать материал, но его влияние на происходящее на экране всегда было ощутимым.

В «Итало-американце» Мартину повезло с главными героями: его родители так обаятельны и харизматичны, они так живо и с удовольствием рассказывают реальные, а порой и украшенные фантазией истории о жизни семьи, что с их участием можно было бы снять много фильмов, которые, несомненно, имели бы успех у публики.

Никогда не злите итальянского кавалериста

Родители Скорсезе

На экране оживает мир Нью-Йорка начала двадцатого века: мы будто видим истории тысяч итальянцев, которые пересекли океан, мечтая начать новую жизнь в далёкой стране: их будни — это тяжёлая работа, но вечером они возвращаются домой в свои тесные комнатушки на Элизабет-стрит, наливают бокал красного сухого вина, и их жизнь вновь наполняется надеждой и тихими домашними радостями. Постепенно жизнь налаживается, и появляется уверенность в завтрашнем дне, а её они были напрочь лишены на Родине.

В умении, рассказывая историю своей семьи, поведать о судьбах целого поколения итальянских иммигрантов проявился режиссёрский дар Скорсезе. В этом и во всех последующих своих документальных фильмах он неизменно шёл от частного к общему, от истории личности, человека — к истории поколения. Каждый раз индивидуальная история становилась яркой деталью в мозаике жизни современников главного героя картины. И его судьба не была иллюстрацией эпохи, не была чем-то типичным, происходящим со всеми сверстниками героя — это была яркая, живая деталь, выражающая саму сущность времени. Герой документального фильма Скорсезе воплощает дух и страсть времени. Это всегда визуализированная атмосфера эпохи, и при этом — очень личная, частная история человека, о котором снято кино.

Славные парни

Вот мама Скорсезе рассказывает о том, как познакомились её родители: отец был кавалеристом и однажды участвовал в параде, который проходил в родном городке его будущей жены. Мама стояла на балконе и приветствовала статных красавцев из кавалерии. Её балкон располагался так низко над землёй, что она могла дотянуться до любого из проезжавших мимо офицеров. Но понравился ей только один — за него она и вышла замуж. Молодой муж считал, что будущее у них есть только в Америке, поэтому вскоре перебрался в Нью-Йорк, куда настойчиво звал жену, но она боялась плыть на корабле. Муж долго ждал и уговаривал, пока однажды не потерял терпение, пригрозив жене разводом, если она тут же не сядет на корабль. Молодая женщина больше не мешкала ни минуты: в Нью-Йорке у них действительно началась новая жизнь.

Проведя в Америке несколько десятков лет, дедушка Скорсезе так и не выучил английский. Но однажды решил получить американское гражданство. Подавать официальные документы в муниципалитет он отправился с девушкой, которая должна была выступить в роли переводчика. Чиновник укоризненно взглянул на бывшего кавалериста: «Что ж это вы, мистер, столько лет в Америке и не удосужились выучить язык». Барышня перевела тираду чиновника. Дедушка Скорсезе усмехнулся и сказал на чистом английском несколько таких слов, ясности и выразительности которых позавидовал бы даже мистер ярость Голливуда «итс факинг дистрэктинг мэн» Кристиан Бейл. Выругавшись, дедушка развернулся и ушёл. И американское гражданство ему всё-таки дали.

Очевидно, что все члены семьи Скорсезе были темпераментны и чрезвычайно артистичны. Его мама Кэтрин даже снималась в кино — и не только в фильмах сына. Роли у неё были эпизодические, но всегда яркие — возможно, самая известная из них — мать Томми в «Славных парнях» Скорсезе.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/11/28/scorsese.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Альфред Хичкок — человек, который слишком много знал о кино


Альфред Хичкок — человек, который слишком много знал о кино

Надежда ЗАВАРОВА

Голливуд всегда проявлял определённую долю безразличия к тем грёзам, которые появлялись на свет за пределами калифорнийской фабрики. А кинокадровская рубрика, напротив, открыта всему разнообразию мира кино. Поэтому новый выпуск «Параллельного монтажа» посвящён Альфреду Хичкоку и одному из лучших его фильмов британского периода — картине «Леди исчезает» 1938 года. Это было славное время, когда голливудские студии, гонорары и звёзды были большими, но Хичкок ещё об этом не знал и спокойно снимал кино в Англии.


Чжан Имоу и Чэнь Кайгэ: Инь и Ян китайского кино


Чжан Имоу и Чэнь Кайгэ: Инь и Ян китайского кино

Евгений КРЕМНЁВ

Многоликий китайский кинематограф, в разное время представавший то в образе сурового Брюса Ли, то несерьёзного Джеки Чана, своим сегодняшним обликом в немалой степени обязан «пятому поколению» китайских кинематографистов, сделавших всё возможное, чтобы мир мог взглянуть на китайское кино с самых разных ракурсов. И основная заслуга принадлежит «молочным братьям» этого самого поколения: Чжану Имоу и Чэню Кайгэ. Когда-то начинавшие вместе, но разошедшиеся в итоге в разные стороны, они стали своего рода «антиподами», отражающими всю противоречивость загадочной китайской культуры.






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама