![]() |
![]() Альфред Хичкок человек, который слишком много знал о киноСтудия «Юниверсал» объявила о выпуске фильмов Альфреда Хичкока в формате blu-ray. Эпохальный для любого киномана релиз состоится 25 сентября 2012 года. От соколиного глаза «Параллельного монтажа» не ускользнул тот факт, что в число 15 замечательных фильмов, вошедших в новую коллекцию, не попала ни одна картина, снятая стариной Хичем в Британии. Что ж, Голливуд всегда проявлял определённую долю безразличия к тем грёзам, которые появлялись на свет за пределами калифорнийской фабрики. А кинокадровская рубрика, напротив, открыта всему разнообразию мира кино. Поэтому новый выпуск «Параллельного монтажа» посвящён Альфреду Хичкоку и одному из лучших его фильмов британского периода — картине «Леди исчезает» (“Lady Vanishes”). В 1979 был снят ремейк хичкоковской классики с Сибилл Шеперд и Анджелой Лэнсбери в главных ролях, но далее речь пойдёт об оригинальной картине 1938 года. Это было славное время, когда голливудские студии, гонорары и звёзды были большими, но Хичкок ещё об этом не знал и спокойно снимал кино в Англии. Американская работа подарок для англичанина В 1899 году уроженцу Франции кинематографу исполнилось четыре года. Его любили, им интересовались и восхищались, в его развитие вкладывали большие деньги, но почти никто не стремился узнать его, кинематограф, по-настоящему. Все знали о нём, но не знали его. И вот 13 августа 1899 года в Лондоне родился Альфред Хичкок — человек, которого долгие годы будет связывать с кинематографом крепкая дружба. Ему предстояло узнать о кино всё и обучить своего французского друга тонкостям британского английского, а чуть позже — придать его произношению лёгкий американский акцент. Альфред Хичкок снял 55 художественных фильмов, 2 документальные картины, работал на телевидении. За свою долгую жизнь в кино он освоил многие кинопрофессии — от художника титров и помощника режиссёра до продюсера собственных картин. Поначалу ничто не предвещало такой блистательной карьеры. Окончив колледж, Хичкок поступил в инженерно-навигационную школу, где изучал электричество, механику, акустику и навигацию. Устроившись на работу в телеграфную компанию «Хенли», он стал к девятнадцати годам контролером электролиний. На работе было известно, что в то же время Хичкок изучал искусство в Лондонском университете, поэтому его перевели в рекламный отдел, где он рисовал эскизы рекламы электрических кабелей. Это была своеобразная подготовка к будущей работе в кино, которое всё больше интересовало Хичкока: с 16 лет он регулярно читал специальные журналы о кинематографе. Спустя некоторое время американская компания «Парамаунт феймос плейерз-Ласки» открыла в Лондоне свой филиал, и Хичкок поступил туда на работу в отдел титров, который вскоре и возглавил. Вместе со своими сотрудниками он трудился над изготовлением надписей к диалогам в немых фильмах и сопровождающих их картинок. Работая сценаристом, ассистентом режиссёра, художником, Хичкок постепенно превращался в кинематографиста, который хорошо разбирался в том, что делают все участники кинопроизводства. Как украсть миллион зрительских сердец Любовь к Великому Немому режиссёр пронёс через всю жизнь. Хичкок говорил: «Немое кино — самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов. Но их добавление не искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой. Если ранее не хватало только одного звука, то с его введением мы лишились всех остальных достижений, завоеванных чистым кинематографом... Во множестве выпускаемых фильмов очень мало кино: они по большей части представляют собой то, что я называю "фотографией разговаривающих людей". Рассказывая историю на экране, к диалогу следует прибегать лишь тогда, когда без него никак не обойтись. Я всегда пытаюсь сначала представить истории средствами кино, через последовательность кадров, монтаж... Какими приёмами вы бы не пользовались, главная забота должна состоять в том, чтобы целиком овладеть вниманием публики». Тонко ощущая, что в самой природе кинематографа заложена связь со зрителем, Хичкок довольно рано понял — не только сам фильм должен увлечь публику, «не отпускать» её до конца сеанса, но и работа над ним вовсе не заканчивается ни на съёмочной площадке, ни в монтажной. Широко известно, что Хичкок талантливо рекламировал свои фильмы, заставляя говорить о них и о себе, мастерски создавая внеэкранный образ картины и её автора. В умении преподнести себя публике ярко проявлялся его режиссёрский дар, и он добился своего: люди видели его таким, каким он хотел, чтобы его видели. Зрители полюбили созданный им образ Альфреда Хичкока и с нетерпением ждали встречи с ним. Характерный, легко узнаваемый силуэт грузной фигуры, обманчиво сонный взгляд, невозмутимость... Немым свидетелем происходящего появляясь — на мгновение — в своих фильмах, Хичкок словно удостоверял их авторство и, приглашая зрителей в мир иллюзий, напоминал им о необходимости быть внимательными, чтобы в полной мере насладиться всеми радостями кино, заботливо приготовленными для них режиссёром: увлекательной историей, виртуозным монтажом, отточенным мастерством актёрской игры, операторским экспериментом, чистотой и логикой построения кадра. Будучи личностью многогранной и колоритной, Хичкок обладал великолепным чувством юмора. Его незаурядная индивидуальность в равной степени проявлена как в его биографии, так и в его фильмах. Хич за словом в карман никогда не лез: «Я знаю отличное средство от боли в горле — перережьте глотку!» В жизни режиссёра было немало примечательных событий. К таковым, безусловно, относится телеграмма знаменитого американского продюсера Дэвида О. Селзника, который предлагал Хичкоку приехать в Голливуд, чтобы снять картину о гибели «Титаника». Телеграмму эту Хичкок получил в разгар работы над фильмом «Леди исчезает». Постановка картины о «Титанике» так и не состоялась, но в Голливуд Хичкок всё же поехал. Английский американец Историки кино и критики обычно разделяют творчество Альфреда Хичкока на два периода — английский и американский. Действительно, режиссёр долго жил в Америке и снял там немало замечательных фильмов, что дало повод американцам считать Хичкока «своим»; но и его соотечественники, англичане, не спешат отказываться от своих прав на старину Хича. Какой же стране на самом деле принадлежит режиссёр? Что ближе его сердцу — густой туман Британских островов или палящее калифорнийское солнце? Скорее всего, истина заключена в признании факта, что Альфред Хичкок родился англичанином, но всегда «работал американцем». Первые шаги в кинематографе он делал в филиале американской студии, где все сотрудники были американцами. Писать для кино он учился у американских сценаристов, внимательно наблюдал за работой американских актёров и монтажёров... И по вполне понятным причинам, когда первый фильм Хичкока, над которым он работал как сценарист и художник-декоратор, был отмечен одной из ведущих английских газет, заголовок статьи гласил: «Лучший американский фильм, сделанный в Англии». Хичкок был доволен этой характеристикой и считал её именно своей заслугой. Но родиться англичанином — означает на всю жизнь сохранить некоторые особенности душевной структуры, свойственной твоим соотечественникам. Например, как и большинство англичан, Хичкок был ироничен и рассудителен. «Английское» в Хичкоке было неистребимо, и наиболее ярко это проявлялось в особенностях его юмора. Многие киноведы считают, что именно во второй период, в Америке, Хичкок снял свои лучшие фильмы, а английский период называют лишь временем накопления опыта, поиска своего языка, стиля и т.п. Мне кажется, те, кто настаивают на подобном утверждении, подвержены стереотипным представлениям о том, что лишь с годами к человеку приходит опыт, что лишь долгая и упорная работа превращает его в мастера своего дела; в конце концов, что зрелость художника-творца неразрывно связана со зрелостью художника-человека, причём подразумевается именно возраст. Думаю, что невозможно предсказать, когда автор создаст шедевр, потому что главное — внутренняя готовность художника создать что-то, а возраст и профессиональная подготовка часто не самые главные и далеко не единственные составляющие этой внутренней готовности. Хичкоку досталась счастливая судьба — он снял много замечательных фильмов. Когда он создавал «Головокружение», «Психо» и «Птиц», талант его был общепризнан, а сам он обладал непоколебимым авторитетом и пользовался всемирной славой. Быть может, склонность киноведов искать лучшие его работы именно в этом периоде в значительной степени объясняется этим признанием и популярностью режиссёра. В таком случае, следует говорить скорее о психологической, нежели профессиональной подоплёке подобных суждений. Старая мысль о том, что, не будь английского периода, не было бы и американского, обретает новый оттенок, если всю творческую жизнь Хичкока рассматривать как непрерывную (строго говоря, даже не разделяемую на периоды, разве что условно-географически) цепь последовательных событий, которые происходили сообразно внутренней логике становления личности режиссёра. Кажется очевидным, что в английский период Хичкок не только отрабатывал и шлифовал свои методы постановки фильма, искал оптимальные для него сюжетные линии, сценарные ходы и способы создания ярких персонажей, но и снимал фильмы, доведённые до совершенства с профессиональной и художественной точки зрения. И его предпоследняя английская работа — «Леди исчезает» — живое, зафиксированное на плёнке тому подтверждение.
начало статьи » читать дальше
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/09/26/hitchcock.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() ![]()
![]()
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
![]()
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
![]()
«Игра теней», отзыв
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |