Лавка чудес:Лавка чудес: Лукоморья больше нет
«Лавка чудес» ("Mr. Magorium's Wonder Emporium"), 2007 Когда деревья были большими, а игрушки живыми, все мы сочиняли невероятные истории: придумать сказку было так же легко, как и стать её полноправным участником. Фантазия была красочной, а воображение — неуёмным. Детство кончилось. Но как учит нас мистер Магориум: «там, где кончается одна история, начинается другая». Заку Хельму, режиссёру и автору сценария «Лавки чудес», 32 года. Взрослому сложнее придумывать сказки, а чувствовать себя их героем — и подавно. Ведь большинство взрослых, подобно Генри Вестону, бухгалтеру, не верящему в чудеса, «никогда не прекращают работать». И только встретив такого маленького выдумщика, как Эрик, неожиданно для себя начинают играть, натянув шутовской колпак. Да, вот в чём кардинальное отличие: вырастая, мы играем в сказку, а в детстве — живём в ней. Неудивительно, что мистер Магориум устал от ведения сказочных дел чудесного магазина игрушек. Радовать детей — легко и весело, а их родителей — ох, непросто: как убедить взрослого купить игрушку из живых рыб? «Вы должны поверить в чудо, чтобы увидеть его» — то и дело говорят друг другу герои фильма. Но так и хочется переделать тэглайн: «Мы должны увидеть чудо, чтобы поверить в него». Слова «чудо», «волшебство», «воображение» буквально не сходят с уст героев. Но, в сущности, чудес мы почти не видим. Конечно, в удивительном магазине всё движется и оживает: даже стены могут «побледнеть» от гнева. Но для существующей уже не один век сказочной лавки подобные вещи — не волшебство, а обыкновенное чудо, случающееся здесь каждый день. Конечно, Зак Хельм придумал множество милых деталей, ожививших его сказочный магазин. Игрушки, обитающие на страницах огромной книги и готовые — по первому зову — материализоваться в руках восхищённого ребёнка; шарики-попрыгунчики, то и дело норовящие улизнуть из магазина, спрятавшись в пакете очередного посетителя; живой осьминог на голове у недоумевающей покупательницы: и не такое может случиться, если магазин сердится… Здесь живёт и трогательная мягкая игрушка, жаждущая подружиться с Генри Вестоном. А чего стоит огромный шар, «от которого не убежишь». Да и комната, содержимое которой можно «запрограммировать» — выше всяких похвал. Жаль только, что все перечисленные выше сказочные изобретения не играют в фильме заслуженной главной роли. Они служат лишь скромным фоном, на котором разворачиваются весьма незатейливые (чтобы не сказать — скучные) события фильма. Вместо того чтобы превратиться в полноправного героя истории, магазин игрушек остаётся иллюстрацией, изо всех сил пытающейся разукрасить бесцветный в своей банальности сюжет. Несчастная, буквально ломящаяся от чудес лавка не вовлекает героев в сказку, а лишь намекает на её существование. Волшебство теряет ореол таинственности и превращается в фокус. На оживлении предметов и присваивании Зебре почётного звания домашнего любимца мистера Магориума сценарные изыски заканчиваются. Конечно, не стоит ждать от семейного фэнтези или детского кино витиеватых сюжетных линий, но ведь и простую историю можно рассказать по-разному. Даже незамысловатая интрига фильма — и та развивается, мягко говоря, неуклюже. Хотя ситуацию скрашивают оживлённые компьютером и динамично снятые оператором зверушки и машинки, но уже через полчаса просмотра этого становится недостаточно для зрительского счастья. Вот, например, кто-нибудь может объяснить, такая ли уж большая проблема у маленького любителя шляп Эрика с приобретением новых знакомств, если он и так дружит с двумя из трёх главных героев — Магориумом и Молли? С Генри Вестоном ему, конечно, сдружиться следует, иначе как же тот почувствует вкус сказочной жизни. Не дружить же ему с детьми-посетителями магазина, которые и присутствуют в фильме только для того, чтобы своим восхищением подчеркнуть прелесть живых игрушек. В истории практически все сюжетные линии повисают в воздухе; герои идут к своей цели наспех проторенной и самой короткой дорожкой. О чём Магориум хотел поговорить с Генри? Наверное, о волшебном деревянном кубе… Хотя какая разница, о чём? Позвонил волшебник бухгалтеру из телефонной будки, и слава Богу. Главное, успел Эрику сказать, что тот должен найти друзей. А ведь к этому времени Эрик уже и с Генри подружился. С кем же ещё парню дружить?.. Кажется, что своё отношение к сценарной, да и к режиссёрской работе Хельм выразил в диалоге покупательницы с Молли: «— Как Вы это сделали? — Я ничего не делала. — Но Вы должны были что-то сделать! — Вы не поверите… Это всё книга: она волшебная». Вот так и Хельм: вроде бы должен был что-то сделать, а на деле лишь провозгласил: «Смотрите! Моя история — она волшебная!..» Но сказать — не сделать. Надо было бы Хельму взять мастер-класс у сценаристов студии «Пиксар»: они-то умеют самые простые вещи рассказать изящно и с выдумкой. Ход с разделением истории на главы со звучными названиями, переворачивающиеся страницы книги, оживающие картинки — всё это старо, как мир, но зачастую мило, очаровательно и иронично (да здравствует Гюсто — лучший друг Реми!) В «Лавке чудес» эти приёмы ещё больше дробят и без того не Бог весть как выстроенную историю. Дастин Хоффман убедительно растрёпан и сказочно умён и добр для хозяина чудесной лавки. Он самозабвенно увлечён своим детищем, но в то же время возникает ощущение, что он мог бы так же эксцентрично руководить магазином антиквариата или, скажем, шоколадной фабрикой. Хотя, нет — у Вилли Вонки это куда лучше выходит: как-то слаще и веселее. Да и, к слову, бёртоновская фабрика поизобретательней будет лавки Хоффмана, да и выглядит красочней и интересней. Мистер Магориум, к сожалению, почти не творит чудес в кадре. Видимо, за последние 200 лет он уже придумал и сотворил всё, что мог. Отсюда и ощущение, что магазин игрушек для него — всего лишь место работы, а не дело всей жизни. Нам-то он изо всех сил старается доказать обратное: не зря же со стенами любимой лавки разговаривает. Но для самого чудесного в мире магазина катастрофически мало чудес и игры той самой фантазии, которая должна заставить нас видеть то, во что мы верим. Вот у Марка Форстера в «Волшебной стране» сам воздух был пропитан сказкой; герои, придумывая сказочный сюжет, жили в нём и радовались своему счастью, а зрителей в кинозале охватывало милое сердцу ощущение волшебства с лёгким привкусом грусти из-за частого возвращения Джеймса Мэттью Барри в реальность. А ведь в мире героев «Волшебной страны» не было живого, самого сказочного в мире магазина игрушек. Но зато у них было богатое воображение. Как раз о такой фантазии и её значении в жизни человека без устали твердят Эдвард Магориум и его помощница Молли Махоуни. Но дальше слов дело не идёт. К сожалению, в «Лавке чудес» воображение и фантазия проявляются разве что в расцвечивании посеревшего от грусти и одиночества магазина. Персонаж Хоффмана обаятельный, умилительно нелепый и в достаточной мере эксцентричный, чтобы прописные истины в его устах не слишком утомляли публику: «Правильно прожитая минута — это целая жизнь». «Верь в себя…» По-своему хороша фраза, выражающая его философско-сказочный фатализм: «Я износил свою последнюю пару туфель». Слова из «Короля Лира» о смерти, возможно, и объясняют Молли то, что имеет в виду её начальник, но звучат неуместно трагично в общем сказочно-лёгком контексте. Ещё хорошо, что Хоффман не вспомнил шекспировского «Юлия Цезаря»: «…Ведь зло переживает людей, добро же погребают с ними. Пусть с Цезарем так будет…» Современная сказка не прощает невыразительных характеров. Нет-нет, тут не спрятаться за культурными архетипами (как в сказке традиционной). Они должны обрести лицо — неповторимое, индивидуальное. Оплошность режиссёра в том, что, сумев оживить страницы своей книги, он так и не нашёл в себе сил вдохнуть жизнь в героев сказки. Большой ценитель удобной обуви, одарённый композитор — этого катастрофически мало, чтобы персонаж запомнился зрителю и навсегда остался живым образом именно из сказки «Лавка чудес». На поверку получилась усреднённая, собирательная история о том, как Молли наконец поняла, что сила не в волшебном деревянном кубе, не в чудесной лавке, даже не в джоулях, а в ней самой. Что ж, похвально. Главное, чтобы теперь мисс Махоуни не бросила на произвол судьбы Зебру мистера Магориума. Верьте в чудеса и любите кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2007/12/16/emporium.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ФИЛЬМ-ФАНТАЗИЯ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|