Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Лавка чудес:

Лавка чудес: Лукоморья больше нет


В общем, значит, не секрет: Лукоморья больше нет.
Всё, о чём писал поэт — это бред!
В. Высоцкий
Надежда ЗАВАРОВА, 16 декабря 2007
 
Поставьте фильму оценку!
Лавка чудес

«Лавка чудес» ("Mr. Magorium's Wonder Emporium"), 2007
Режиссёр и автор сценария: Зак Хельм
Сценарий: Зак Хельм
Оператор: Роман Осин
Композиторы: Александр Деспла, Аарон Зигман
В ролях: Дастин Хоффман, Натали Портман, Тэд Луджик, Зак Миллз, Джейсон Бэйтман и другие.

Когда деревья были большими, а игрушки живыми, все мы сочиняли невероятные истории: придумать сказку было так же легко, как и стать её полноправным участником. Фантазия была красочной, а воображение — неуёмным. Детство кончилось. Но как учит нас мистер Магориум: «там, где кончается одна история, начинается другая».

Заку Хельму, режиссёру и автору сценария «Лавки чудес», 32 года. Взрослому сложнее придумывать сказки, а чувствовать себя их героем — и подавно. Ведь большинство взрослых, подобно Генри Вестону, бухгалтеру, не верящему в чудеса, «никогда не прекращают работать». И только встретив такого маленького выдумщика, как Эрик, неожиданно для себя начинают играть, натянув шутовской колпак. Да, вот в чём кардинальное отличие: вырастая, мы играем в сказку, а в детстве — живём в ней.

Лавка чудес

Неудивительно, что мистер Магориум устал от ведения сказочных дел чудесного магазина игрушек. Радовать детей — легко и весело, а их родителей — ох, непросто: как убедить взрослого купить игрушку из живых рыб? «Вы должны поверить в чудо, чтобы увидеть его» — то и дело говорят друг другу герои фильма. Но так и хочется переделать тэглайн: «Мы должны увидеть чудо, чтобы поверить в него». Слова «чудо», «волшебство», «воображение» буквально не сходят с уст героев. Но, в сущности, чудес мы почти не видим. Конечно, в удивительном магазине всё движется и оживает: даже стены могут «побледнеть» от гнева. Но для существующей уже не один век сказочной лавки подобные вещи — не волшебство, а обыкновенное чудо, случающееся здесь каждый день.

Лавка чудес

Конечно, Зак Хельм придумал множество милых деталей, ожививших его сказочный магазин. Игрушки, обитающие на страницах огромной книги и готовые — по первому зову — материализоваться в руках восхищённого ребёнка; шарики-попрыгунчики, то и дело норовящие улизнуть из магазина, спрятавшись в пакете очередного посетителя; живой осьминог на голове у недоумевающей покупательницы: и не такое может случиться, если магазин сердится… Здесь живёт и трогательная мягкая игрушка, жаждущая подружиться с Генри Вестоном. А чего стоит огромный шар, «от которого не убежишь». Да и комната, содержимое которой можно «запрограммировать» — выше всяких похвал.

Лавка чудес

Жаль только, что все перечисленные выше сказочные изобретения не играют в фильме заслуженной главной роли. Они служат лишь скромным фоном, на котором разворачиваются весьма незатейливые (чтобы не сказать — скучные) события фильма. Вместо того чтобы превратиться в полноправного героя истории, магазин игрушек остаётся иллюстрацией, изо всех сил пытающейся разукрасить бесцветный в своей банальности сюжет. Несчастная, буквально ломящаяся от чудес лавка не вовлекает героев в сказку, а лишь намекает на её существование. Волшебство теряет ореол таинственности и превращается в фокус.

Лавка чудес

На оживлении предметов и присваивании Зебре почётного звания домашнего любимца мистера Магориума сценарные изыски заканчиваются. Конечно, не стоит ждать от семейного фэнтези или детского кино витиеватых сюжетных линий, но ведь и простую историю можно рассказать по-разному. Даже незамысловатая интрига фильма — и та развивается, мягко говоря, неуклюже. Хотя ситуацию скрашивают оживлённые компьютером и динамично снятые оператором зверушки и машинки, но уже через полчаса просмотра этого становится недостаточно для зрительского счастья.

Вот, например, кто-нибудь может объяснить, такая ли уж большая проблема у маленького любителя шляп Эрика с приобретением новых знакомств, если он и так дружит с двумя из трёх главных героев — Магориумом и Молли? С Генри Вестоном ему, конечно, сдружиться следует, иначе как же тот почувствует вкус сказочной жизни. Не дружить же ему с детьми-посетителями магазина, которые и присутствуют в фильме только для того, чтобы своим восхищением подчеркнуть прелесть живых игрушек.

Лавка чудес

В истории практически все сюжетные линии повисают в воздухе; герои идут к своей цели наспех проторенной и самой короткой дорожкой. О чём Магориум хотел поговорить с Генри? Наверное, о волшебном деревянном кубе… Хотя какая разница, о чём? Позвонил волшебник бухгалтеру из телефонной будки, и слава Богу. Главное, успел Эрику сказать, что тот должен найти друзей. А ведь к этому времени Эрик уже и с Генри подружился. С кем же ещё парню дружить?.. Кажется, что своё отношение к сценарной, да и к режиссёрской работе Хельм выразил в диалоге покупательницы с Молли: «— Как Вы это сделали? — Я ничего не делала. — Но Вы должны были что-то сделать! — Вы не поверите… Это всё книга: она волшебная». Вот так и Хельм: вроде бы должен был что-то сделать, а на деле лишь провозгласил: «Смотрите! Моя история — она волшебная!..» Но сказать — не сделать. Надо было бы Хельму взять мастер-класс у сценаристов студии «Пиксар»: они-то умеют самые простые вещи рассказать изящно и с выдумкой.

Лавка чудес

Ход с разделением истории на главы со звучными названиями, переворачивающиеся страницы книги, оживающие картинки — всё это старо, как мир, но зачастую мило, очаровательно и иронично (да здравствует Гюсто — лучший друг Реми!) В «Лавке чудес» эти приёмы ещё больше дробят и без того не Бог весть как выстроенную историю.

Дастин Хоффман убедительно растрёпан и сказочно умён и добр для хозяина чудесной лавки. Он самозабвенно увлечён своим детищем, но в то же время возникает ощущение, что он мог бы так же эксцентрично руководить магазином антиквариата или, скажем, шоколадной фабрикой. Хотя, нет — у Вилли Вонки это куда лучше выходит: как-то слаще и веселее. Да и, к слову, бёртоновская фабрика поизобретательней будет лавки Хоффмана, да и выглядит красочней и интересней.

Лавка чудес

Мистер Магориум, к сожалению, почти не творит чудес в кадре. Видимо, за последние 200 лет он уже придумал и сотворил всё, что мог. Отсюда и ощущение, что магазин игрушек для него — всего лишь место работы, а не дело всей жизни. Нам-то он изо всех сил старается доказать обратное: не зря же со стенами любимой лавки разговаривает. Но для самого чудесного в мире магазина катастрофически мало чудес и игры той самой фантазии, которая должна заставить нас видеть то, во что мы верим.

Вот у Марка Форстера в «Волшебной стране» сам воздух был пропитан сказкой; герои, придумывая сказочный сюжет, жили в нём и радовались своему счастью, а зрителей в кинозале охватывало милое сердцу ощущение волшебства с лёгким привкусом грусти из-за частого возвращения Джеймса Мэттью Барри в реальность. А ведь в мире героев «Волшебной страны» не было живого, самого сказочного в мире магазина игрушек. Но зато у них было богатое воображение. Как раз о такой фантазии и её значении в жизни человека без устали твердят Эдвард Магориум и его помощница Молли Махоуни. Но дальше слов дело не идёт. К сожалению, в «Лавке чудес» воображение и фантазия проявляются разве что в расцвечивании посеревшего от грусти и одиночества магазина.

Лавка чудес

Персонаж Хоффмана обаятельный, умилительно нелепый и в достаточной мере эксцентричный, чтобы прописные истины в его устах не слишком утомляли публику: «Правильно прожитая минута — это целая жизнь». «Верь в себя…» По-своему хороша фраза, выражающая его философско-сказочный фатализм: «Я износил свою последнюю пару туфель». Слова из «Короля Лира» о смерти, возможно, и объясняют Молли то, что имеет в виду её начальник, но звучат неуместно трагично в общем сказочно-лёгком контексте. Ещё хорошо, что Хоффман не вспомнил шекспировского «Юлия Цезаря»: «…Ведь зло переживает людей, добро же погребают с ними. Пусть с Цезарем так будет…»

Лавка чудес

Современная сказка не прощает невыразительных характеров. Нет-нет, тут не спрятаться за культурными архетипами (как в сказке традиционной). Они должны обрести лицо — неповторимое, индивидуальное. Оплошность режиссёра в том, что, сумев оживить страницы своей книги, он так и не нашёл в себе сил вдохнуть жизнь в героев сказки.

Большой ценитель удобной обуви, одарённый композитор — этого катастрофически мало, чтобы персонаж запомнился зрителю и навсегда остался живым образом именно из сказки «Лавка чудес». На поверку получилась усреднённая, собирательная история о том, как Молли наконец поняла, что сила не в волшебном деревянном кубе, не в чудесной лавке, даже не в джоулях, а в ней самой. Что ж, похвально. Главное, чтобы теперь мисс Махоуни не бросила на произвол судьбы Зебру мистера Магориума.

Верьте в чудеса и любите кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2007/12/16/emporium.shtml
В фотогалерее фильма кадров: 76
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

НеистовыйДушаКровь машинЧернобыльKingsman: НачалоМайор Гром: Чумной ДокторДоводТоп Ган: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ФИЛЬМ-ФАНТАЗИЯ"
Фонтан: Через тернии к звёздам


«Фонтан»:
Через тернии к звёздам

Роман КОРНЕЕВ

Фильм представлялся историей почти мистической, о трёх парах, живущих в разное время и в некотором невербализуемом смысле «живущих вечно». Хью Джекман и Рэйчел Уайз в виде людей из прошлого, настоящего и будущего, напрашивались на Историю с большой буквы. Однако Аронофски пошёл совсем другим путём. Практически купировав историю будущего, а также превратив историю прошлого в «роман без последней главы», режиссёр акцентировал своё внимание на единственной полноценно-сюжетной, современной части трилогии. Отзывы: [27]


Престиж: Фокусник был зол, часть вторая


«Престиж»:
Фокусник был зол, часть вторая

Роман КОРНЕЕВ

Мораль начинается с первой трагической неудачи и продолжает затем развиваться с каждой минутой, с каждым оборотом событий, вдоль всей цепочки мести, шпионажа и влюблённостей-размолвок-предательств. Фокусник применяет своё искусство во имя справедливости. Всё становится так запутано, что одними фокусами уже не обойтись, в ход идёт инженерия, ещё более усложняя сюжет. Многомерность фильма в итоге приводит к финалу, где есть довольно трупов, грехов и потерь, но нет победителей. Отзывы: [13]


Лабиринт Фавна: Гибель богов


«Лабиринт Фавна»:
Гибель богов

Роман КОРНЕЕВ

Серьёзные темы требуют серьёзной работы, в том числе работы зрителя, пришедшего в кинозал. Тут нужна тонкость восприятия у одних и талант рассказчика у других участников кинопроцесса, иначе всё снова сведётся к «фэнтэзи-триллеру», как самоопределяется фильм, и вместо античной мощи «Лабиринта Пана» снова получится невнятный «Лабиринт Фавна». А жаль, ведь идея у фильма — более чем плодотворная, и у его создателей были все возможности сделать всё на достойном уровне. Отзывы: [36]


Гангстер: Киндер, кюхе, кирхе


«Гангстер»:
Киндер, кюхе, кирхе

Роман КОРНЕЕВ

Буквально каждый кадр сводится к противоречивости и неоднозначности фигуры персонажа Дензела Вашингтона. Он не просто удачливый по причине своей полной беспринципности наркоторговец — он человек с размахом и устоями, он за порядок во всём. Он не просто был правой рукой своего прежнего босса — он его любил как отца и теперь чтит его память каждым своим словом и делом. Он не просто наживает деньги на чужой смерти — он семьянин, он любит мать, он выносит индейку к столу, он благодарит Господа за пищу. Отзывы: [19]


Золотой компас: Ребята и зверята


«Золотой компас»:
Ребята и зверята

Роман КОРНЕЕВ

По мере разворачивания этого повествования, украшением которому и служат проанонсированные компьютерные красоты, где-то ближе к концу первого часа просмотра ты вдруг задумываешься о том, что иногда слишком много сюжета бывает вредно. Ну хорошо, вступление, знакомящее нас с главной героиней, ну пара пространных монологов, поясняющих раз от раза сюжетообразующие моменты, но под конец все эти стэндапы класса «а мы пойдём на север» изрядно дробят экранное действо, заставляя буквально ёрзать в кресле. Отзывы: [53]


Пила 4: Серпом по живому


«Пила 4»:
Серпом по живому

Илья ЩИБРИК

Вся та параноидальная гигантомания, что накапливалась все три прошлые части, наконец выплеснулась в четвёртом эпизоде, смыв волной лихо закрученного сюжета все толки о вторичности и необязательности эпизодов «Пилы» в сценарном плане. И теперь — встречайте с распростёртыми объятиями: целый отряд персонажей, знакомый по прошлым частям; многие флэшбеки, как в уже известное прошлое героев, так и в новые глубины характеров; пересечение и наложение сюжетных линий друг на друга, далее везде. Отзывы: [16]


Премьеры декабря: «Золотой компас», «Ирония судьбы 2» и другие


Премьеры декабря: «Золотой компас», «Ирония судьбы 2» и другие

Ирина КОЗЕЛ

Предновогодний декабрьский прокатный график наряду с другими жанрами содержит обязательную программу в виде рождественских и романтических комедий, мультфильмов для всей семьи, а также ожидаемых блокбастеров, среди которых Голливуд представляют фильмы «Золотой компас» и «Скоровище нации 2: Книга тайн», а отечественное кино — сиквел-римейк классической рязановской комедии, которую вот уже более 30 лет показывают перед Новым годом российские телеканалы — «Ирония судьбы. Продолжение».


Хитмэн: Аве, Болл


«Хитмэн»:
Аве, Болл

Роман КОРНЕЕВ

Вам никогда не приходилось валяться в смеховых корчах при просмотре экшн-сцены? Ну, не считая изделий Болливуда, разумеется. Господа, так нельзя, господа. Ладно сюжетные бредни, к таким мы привыкли, но хоть бы всё это было приятно смотреть — штуки четыре красивых кадра со стильными пистолетами и лысиной поперёк экрана можно насчитать, а вот всё остальное время и экшен не экшен, и киллер не киллер, и нервный детский смех с задних рядов как фон для высшей нервной деятельности. Некоторым было уже не смешно. Отзывы: [92]


Кука: Благие намерения


«Кука»:
Благие намерения

Роман КУЛАНИН

Анастасия Добрынина, которая играет Куку, конечно же, маленькое чудо — хоть и так понятно, кто в этой истории главный — но поразительная смесь детской непосредственности и актерского таланта творит невообразимые вещи. Все остальные актеры, в том числе и Дина Корзун, играющая Лену, остаются на периферии. Выделиться, хоть это и позволяет сценарий, не удается ни Дюжеву, ни Половцеву, ни двум косящим под Джея и молчаливого Боба молодцам. Если бы вся творческая группа работала на таком уровне. Отзывы: [13]






10 июля, пятница




9 июля, четверг





8 июля, среда



7 июля, вторник


6 июля, понедельник


4 июля, суббота


3 июля, пятница


2 июля, четверг


1 июля, среда



Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 72%
ролики 8.1%
кадры, постеры 3.5%
блоги, бокс-офис 2.2%
новости 4.2%
упрощённые сценарии 3.5%
афиша 3%
другое 3.3%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама