«Путевой обходчик», 2007
Режиссёр: Игорь Шавлак
Сценарий: Валерий Кречетов
Оператор: Илья Бойко
Продюсеры: Михаэль Шлихт, Пол Хет, Валерий Кречетов
В ролях: Алексей Дмитриев, Дмитрий Орлов, Олег Каменщиков, Томас Моцкус, Светлана Меткина, Юлия Михайлова, Александр Высоковский и другие.
Нет, удивляться массовому исходу российского кинематографа в сторону жанрового кино не приходится — жанр на то и жанр, что не нужно особо изобретать велосипед, приступая к проекту, продюсировать его проще, актёрско-сценарных изысков ему не требуется, а режиссёрские изыски, как показала тут практика как раз в рамках конкретного жанра хорроров, никому и вовсе не нужны. Нужна, вообще говоря, вменяемая идея, немножко денег и волевое усилие на реализацию.
«Монументал пикчерз» для таких вещей и создавался, в расчёте на дальнейший рост сборов отечественного кинопроката и, соответственно, прибыли, а пока нужно застолбить производственную нишу на деньги западных мейджоров, сколько им будет не жалко. Если кто и рассчитывал, что «гости из-за» ринутся снимать у нас нетленку на экспорт, так особых сигналов тому пока нет, а что есть? То самое сугубо вторичное исключительно внутреннее кинопроизводство «класса Б» а-ля триллер «Человек-комар», которое на Западе в основном сразу на видео выходит, а у нас, видишь ли, в какой-никакой прокат, и там уж как пойдёт.
Для фильма «Путевой обходчик» в рамках той самой «здравой идеи» (см. выше) было выбрано «московское метро, самое московское метро в мире», которое на фоне недавнего спорадического ажиотажа вокруг «Метро 2033» приобрело неожиданно острый кинематографический окрас: для рекламы книжки сняли некий ролик с уклоном в триллер, и даже распустили слухи о скорых съёмках фильма. Ну так вот, на фоне того ролика трейлер «Путевого обходчика» смотрелся куда как кондово и уже тогда вызывал сильнейшие опасения.
Ну, трейлеры у нас монтировать и самое главное пристойно озвучивать не умеют, это уже давно банальность и общее место, непонятное разве что самим господам кинематографистам (последний шедевр — трейлер михалковского фильма «12», который до сих пор висит на сайте прокатчика «Каро» вовсе без звуковой дорожки), но может, всё расставит по своим местам непосредственно просмотр, и мы действительно увидим во всей красе отечественный бодрый метротриллер? Чем отечественный кинобизнес не шутит.
Пусть в роли главгероя нам предстоит по-прежнему отчаянно работающий под Вдовиченкова Орлов (чья актёрская работа в «Первом после Бога» тоже отнюдь не кажется панацеей от всех недостатков), пусть остальные актёры будто сбежали из массовки снимаемого в соседнем павильоне сериала, пусть многочисленные интерлюдии мелконарезанного разговора о «последнем в жизни шансе» нам будут до боли напоминать всё тех же «Мёртвых дочерей», зрителем благополучно не понятых и не принятых (Руминов изначально значился вторым режиссёром «Обходчика»). Но хоть оператора-постановщика со звукорежиссёром в фильм не забыли пригласить, значит — не всё потеряно.
И действительно, оператор старается, играя с темнотой и светом, нижними ракурсами, не брезгуя клоуз-апами и прочими изысками, доступными современной технике, всё это действо сопровождается топотом будто свинцовых ботинок главманьяка и скрежетом его кирки о контактный рельс. Да и в целом ретроспективный экскурс в заброшенную столичную подземку выглядит удачно, но вот как только дело доходит до действа с участием живых персонажей, снова-здорово начинается то самое, которое в ролике.
Да, для исполнения ролей жертв в джей-хоррорах да слэшерах много таланту не требуется, но всё-таки есть некий минимальный порог зрительской чувствительности, который преодолевать не рекомендуется — всю дорогу, едва открывая рот, персонажи отчаянно фальшивят, безбожно играют мебель и вызывают в зрителе ничуть не сопереживание, а желание их побыстрее приложить вместо неторопливого маньяка чем-нибудь тяжёлым.
И тут в ход идут критические механизмы восприятия, которых не обманешь операторской работой — мы же смотрели и «Дом тысячи трупов» с продолжением, и массу настоящих, а не римейкизированных японских ужастиков, и вроде как в курсе, что такое саспенс. Съёмочная бригада «Путевого обходчика» почему-то поспешила взять на вооружение не каноны, а именно штампы западного трэш-ужастика, и штампы же западных переделок классики джей-хоррора. Но все эти глазовынимательные машинки после «Хостела» вызывают скептический смешок, да и финальное появление маньяка в кадре «без грима» окончательно искажает ретроспективу отсмотренного в сторону скептической усмешки. Вот это вот — ужасный невмиручий царь подземного мира «с паяльной лампой»? Дедушка Станиславский, поправьте меня, но фокус снова не удался.
Конструкция сюжета феноменально проста и свободна. По сути, с этой головоломкой можно делать что угодно, вертеть так и сяк, что авторы фильма со вкусом и делают, пока герои пытаются расшифровать тайны, скрывающиеся за их диспозицией, интерпретировать осколки просыпающейся памяти, помещая самих себя и товарищей по несчастью то под одним, то под другим любопытным углом к горизонту. Любимых наших перевёртышей в фильме в итоге будет десятка два, и самый последний придётся чуть не на самые титры.
И хоррор — не хоррор; и страха — ни капли; и идея — вторична. Зато есть море крови и садизма, способных, впрочем, внушить исключительно отвращение. Урок познавательной географии и, по совместительству, патанатомии имени Квентина Тарантино, проведённый Эли Ротом, продержав зрителя положенные два академических часа, подошел к концу. Забывчивый профессор, по рассеянности, во второй раз прочитал одну и ту же лекцию, а невнимательные студенты, по все той же рассеянности, вторично её прослушали.
Фильм просто изумителен как киноадаптация книги, но как отдельно взятый хоррор — он всего лишь хорош. Из полутора часов повествования под непосредственно «ужасы» выделено около получаса. Остальное время делят между собой вдумчивый, чуть повернутый «триллер» и довольно банальная «драма». И если к триллеру претензий практически нет (разве что все эти психоделические штучки а-ля «мне кажется, что мне кажется, что мне кажется»), то с драмой дела обстоят чуть хуже — необходимой составляющей она всё же не является.Отзывы: [6]
Но главным героем фильма оказывается вовсе не Бэйл или Кроу, а режиссёр Мангольд. Казалось, что в вестерне всё уже давно сказано, а последняя жирная точка поставлена «Непрощенным» Клинта Иствуда — но оказалось, что нет. Мангольд позаимствовал из современных экшнов ручную камеру, пролезающую даже между копыт лошадей, из драм — невыносимо точные крупные планы лиц, отчего вестерн, всегда имевший дело с крупными мифологемами, сжался до маленького клубка, заряженного невообразимой динамикой внутренней драмы. Отзывы: [11]
В итоге мы имеем отнюдь не динамитную комедию, как нам обещали, а скорее такую одну из серий «Агента национальной безопасности», в которых Лёху и Андрюху заменили на Кошку и Велика, а начальников их поменяли на гром-бабу. Один семейный, другой холостяк, один серьёзный, другой балбес-бабник, и операции всё время проваливают. Итого — сериал и сериал, зачем-то не смешной, урезанный до одной серии и выставленный в таком виде в прокатную сетку. Свежий жанр грустной комедии — налицо.Отзывы: [17]
Игривое, многообещающее название, сюжетная завязка, на которой можно взрастить всё, что угодно: от изящной комедии с колкими диалогами до предсказуемой мелодрамы с пошлыми шутками. А в результате — невнятная история, где герои, казалось бы, и страдают, и дружат, и влюбляются, даже чечётку бьют, но в сущности лишь заполняют драматургические пустоты между очередными порциями скабрезных шуток и двусмысленных реплик. Как будто вместо кофе со сливками тебе принесли кофе… и несколько спелых слив.Отзывы: [3]
Сентябрьский прокат оказался необычно богат ожидаемыми отечественными релизами и традиционно для сентября беден премьерами голливудскими — в этой части нас ждут всего два громких триквела, будто случайно отставших от своих летних собратьев — «Обитель зла 3» и «Час-пик 3», кроме них наберётся ещё от силы тройка фильмов, которые держатся особняком от своих узкожанровых собратьев по конвейеру.
Искать оправдания такому сценарию в игре актеров не приходится. Актерский ансамбль, возглавляемый линкором боевиков В-класса Джетом Ли с по-бульдожьи харизматичным Джейсоном Стэйтамом в оппозиции, справляется со своей партией в темпе вальса: упомянутая парочка исправно успевает примелькаться за положенные полтора часа, все же прочие появляются в кадре не более чем пару раз, не вызывая ни малейшего желания запоминать их имена. Словом, история «бла-бла-бла, в конце все умерли», как она есть.Отзывы: [9]
Широкий прокат этой комедии радует, редко когда прокатчики ставят не на подростков и молодежь, но и на зрелых людей. Давно на широких экранах не шло ничего такого, на что можно было бы пригласить маму или даже бабушку. «Артистка» — вполне подходящее дэйт-муви для сорокалетних любовников или повод сходить в кино с родителями, доставив им удовольствие. Говорухин запросто мог бы перехватить слоган у СТС: «Тебе скоро 45, как жить дальше? Фильм «Артистка» смотри и учись!»
источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее