«Горбатая гора» (“Brokeback Mountain”), 2005
По мотивам рассказа Энни Пру
Режиссёр: Энг Ли
Сценарий: Лари Макмёртри, Дайана Оссана
Оператор: Родриго Прието
Композитор: Густаво Сантаолалла
В ролях: Хит Леджер, Джейк Гилленхааль, Рэнди Куэйд, Энн Хетуэй, Мишель Уильямс и другие
Фильм получил 3 «Оскара» при 8 номинациях, кроме того, в его копилке 51 фестивальная и цеховая награда плюс ещё 41 номинация.
Поход на просмотр таких фильмов — уже само по себе контркультурная акция. Собирается группа специально подобранных латентных гомофобов и отправляется пощекотать себе нервов. Только не говорите мне, что отечественный зритель в массе жаждет проникнуться чувством единения с парой бравых ковгеев и посочувствовать их нелёгкой судьбе. Интерес публики связан не с фильмом, и даже не с темой, а с оскаровскими страстями на предмет дали-не дали, и дали ли тому, кому надо, и вообще, что они там, все с ума посходили со своей политкорректностью.
И начало фильма в общем-то идеально под эту задачу подходило — горы, в том числе горбатые, Гилленхааль, ловко изогнув стан, облокотился о свой старенький пикап, Хит Леджер нервно курит в сторонке. Под замечательные композиторские и операторские изыски несметные полчища овец монгольской лавой просачиваются на вольные пастбища, ведомые неутомимыми овчарками, а в центре этого белого и пушистого водоворота — два мандражирующих ковбоя, нервно косящиеся друг на друга кровавым глазом таких же нервных лошадей. Они знают, что в этих восхитительных горах их ждут долгие ночи под чутким руководством Энга Ли, одна палатка на двоих, одна губная гармошка на двоих, и масса вариантов для совместного времяпровождения.
Наш человек в Вайоминге напряжённо смотрит на экран, ему некогда глазеть на красоты и следить за музыкальным фоном, он ловит косые взгляды, считает израсходованные в кадре пачки «Мальборо» и вспоминает про себя, что тот ковбой тоже плохо кончил. Наш зритель ждёт, когда уже ему начнут показывать этсамое. Энг Ли знает своё дело, и оттягивает искомую развязку, сколько может. Хронометраж тянется чередой ночёвок в горах, открытых банок с бобами, необязательных умолчаний о прошлом и будущем, а также о том «как страшно жить». Наш человек в Вайоминге начинает нервно подсигивать на месте от этого всего статического электричества, его уже тянет начинать кричать кричалки и читать речёвки: «нада гол!» и «отсоси у красно-белых!» Грубо, но правда, сколько можно. Энг Ли нервно докуривает в сторонке и даёт команду «мотор!»
Всё искомое происходит со скоростью проносящегося мимо товарного состава, и начинается, собственно, фильм. Двое постепенно стареющих мужчин живут своей жизнью, у них жена и дети, у них дом, работа и «небольшая семейная тайна» — время от времени они ездят «на рыбалку», где снова нервно курят у речки с окушками (почему-то они их при этом не ловят, ну да ладно), после чего снова возвращаются взад-назад к семье и детям. Кино, оно как бы на самом деле вот об этом, а воспоминания о той Горбатой горе, минуя сомнительное гомосексуальное удовольствие, по факту остаются знакомыми всем воспоминаниями о том, «как мы в пионерском лагере целовались», только со специфическим гендерным уклоном. А вокруг — всё так же природа, за кадром — всё так же жизнь, на плечах груз всё тех же проблем, все бабы ду и все мужики сво. Вроде как высокое искусство закончилось, начались обычные будни, прерываемые недолгими рыданиями друг у дружки на плечах.
Весь заявленный гомосексуальный пафос по факту как-то разом растворяется в морозном горнем утреннем эфире. Подумать так, выходит, если убрать из фильма пару излишне эмоциональных сцен, ограничиться полунамёками и косыми взглядами — так и будет у нас на выходе «обычная» жизненная драма двух людей, у которых своя жизнь, но она проходит, а остаётся неизменной только эта гора, эти непойманные окушки, эта тишина и нервное курение за кадром. Убыло бы оттого фильму? Да ничуть. Да, шуму было бы поменьше, а вот концепт был бы поотточенней, да и электричество то самое, статическое, удалось бы, глядишь, дотянуть до самого конца, минуя все эти злосчастные Эль Пасо (у них там на границе с Мексикой что, городов больше нет?!) и прочие страшные рассказы о злых ковбоях, отрывающих честным ковгеям всякое. Может, и было. Но в фильме это дело смотрится притянуто за уши и просто некрасиво.
Что касается же гомофобов вообще, то фильм им в текущей редакции по итогам скорее не понравится — особого простора для «бугага» в нём не наблюдается, да и кино, что ни говорите, по здравому размышлению сыроватое как концепт, но вполне сильное и очень профессионально снятое. Музыка Густаво Сантаолаллы это вообще традиционный «маст хэв», овечья лава — лучшая операторская находка сезона, даже если не отбрасывать ясно читаемый намёк на «стадо баранов», Леджер и Гилленхааль играют весьма и весьма недурно, хотя последний ну никак в конце фильма на сорокалетнего не тянет.
Слабость фильма оказалась по факту как раз в том, за что получены основные награды — в сценарии и режиссуре. Именно потому что по результатам отсмотра хочется пожать плечами — странная концовка, опять же сырость сюжета, да и титр «по мотивам рассказа» — по меньшей мере невнятен (кто их там упомнит, пулитцеровских этих лауреатов). Двухчасовой фильм по рассказу и получился в итоге — красиво, но непонятно, к чему это. Снимать агрессивную гомосексуальную драму — Энг Ли явно не хотел, снимать просто драму — тоже, вот и завяз где-то посредине, нервно докуривая и хитро щуря китайский свой глаз. Чего на самом деле хотел сказать старик Ли, осталось за кадром. Чего в этом всём увидело множество голосующих на IMDB — тоже. Почему американские академики прокатили вот тут, но не прокатили вот здесь — после просмотра осталось ещё менее понятно.
Фильм буквально переполнен бросающимися в глаза цитатами — но больше всего в нём от старого Бессона, в первую очередь — от «Леона». История наоборот: маленький, беспомощный, бесконечно добрый и наивный Леон встречает трёхсотлетнюю, прожжённую, но совершенно несчастную Матильду. Встречаются они на мосту, на котором оба как раз собрались топиться. Париж вместо Нью-Йорка, тихие улочки вместо Центрального парка, Эйфелева Башня вместо былых Башен-близнецов, и целый город вместо одного Стэнсфилда.Отзывы: [21]
Сюжет, достойный «Списка Шиндлера», однако тема гораздо менее однозначная, при этом — не менее болезненная, и, если не замысливать снимать агитку по мотивам, то гораздо более сложная в части нюансов и выводов. Спилбергу-художнику скучно снимать агитки, Спилбергу-продюсеру хочется видеть психологический триллер, Спилберг-блокбастеростроитель норовит выстроить на площадке форменный боевик, и самое трудное в данном проекте — удовлетворить всех троих, одновременно не согрешив перед зрителем.Отзывы: [14]
Да, на планете воюют часто, и совершенно не нуждаясь в поводе. Есть на планете такие места, где человеческая жизнь не стоит ничего, а автомат стоит дешевле курицы. Да, с этим что-то надо делать. Нет, ничего с этим не поделаешь, потому что в этом слишком многие заинтересованы и слишком немногие, если не считать конкретных жертв, заинтересованы в обратном. Нам просто напомнили о. Довольно ли этой цели для целого фильма? Наверное, да. Довольно ли этого, чтобы заставить кого-то задуматься?Отзывы: [2]
Классическая французская комедия, перенесённая в наши дни. Безмерно хорош Стив Мартин именно в роли не придуривающегося, а «такого вот по природе» чудака-комиссара, этот фенотип не подделаешь поперёк таланту. И актёрский бэклайн проекта поддерживает этот уровень персонажей, уровень детективной линии, уровень шуток. Не зря фильм сумел получить детский рейтинг, в фильме нет ни грамма даже тривиальной грубости, это добрая, наивная, просто смешная комедия, без претензий на гомерические содрогания.Отзывы: [10]
Стоит машине выйти на трассу, а за кадром зазвучать музыке, всё становится на свои места — атмосфера, смысл и цель. Но только всё это заканчивается, как снова начинается сюжет с пиротехникой и милицией. И потому фильм в итоге производит смешанное впечатление — с одной стороны затянутость, рыхлость сценария, с другой стороны — отличная операторская работа, игра Вдовиченкова и общее настроение картины, достойно завершающее дилогию.Отзывы: [22]
Завершилась 78-я торжественная церемония награждения лауреатов премии «Оскар». В ночь с воскресенья на понедельник «КиноКадр» традиционно вёл прямую онлайн-трансляцию самого громкого околокинематографического события года. Представляем подробный отчёт о происходившем: прогнозы и итоги, фавориты и аутсайдеры, тёмные лошадки и знакомые лица. Сразу четыре фильма получили по три статуэтки, а лучший фильм года стал сюрпризом для экспертов, в остальном же прогнозы сбывались с завидной регулярностью.
Кино, смешное таким спокойным житейским юмором, ситком с ромкомом пополам, зрителю потеха, а тут ещё затесавшаяся пародия на фильмы про суперограбления плюс милые благодарности боссам лопнувших пузырей. Ни попытки морализаторства, два слова о первопричинах, один намёк на то, кто виноват, и Коварный Финансовый Злодей на вершине мира, которого нужно социально раскулачить. Собственно, в идейной части не хватает пары тонкий моментов — там и сям наскребли по сусекам трое сценаристов, и ладно.
Да, графика лаконичная, но усилиями сценаристов над этим материалом проделана столь могучая предварительная работа, что графика уже как бы не столько не важна, сколько сама становится частью концепции — американские горки не требуют изысканных вывертов — главное скорость. Мультфильм и своими детективными изысками, и юмором с пародиями, и даже общим цинизмом буквально всех персонажей, включая свиней-полицейских — заслуживает самого яростного одобрения.Отзывы: [7]
В начале месяца мы увидим комедии и мелодрамы, а начиная с середины марта, в преддверии школьных каникул в прокат один за другим пойдут детские фильмы и мультипликация. Кроме того, под церемонию вручения нам покажут двух оскаровских номинантов — политический триллер Джорджа Клуни «Спокойной ночи и удачи» и нашумевшую «Горбатую гору», а также состоятся несколько ожидаемых премьер, как голливудских, так и отечественных, среди которых «Бумер-2», «Жесть» и «Основной инстинкт-2».
Второй расширенный уикенд пост-ковидной весны вновь прошёл в отечественном прокате под девизом борьбы российской комедийной кинопродукции с заокеанским мультфильмом...