Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Агата Кристи: Экранизация убийства

Надежда ЗАВАРОВА, 31 марта 2013
начало статьи » окончание

Свидетельские показания в пользу Билли Уайлдера

Свидетель обвинения

Одна из самых известных экранизаций Агаты Кристи — «Свидетель обвинения» (1957) Билли Уайлдера. В титрах картины говорится, что он снят по известной во всём мире одноимённой пьесе Агаты Кристи. А во время финальных титров звучит обращение к зрителям, содержащее следующий текст: «Дирекция кинотеатра просит Вас, в интересах ваших друзей, которые ещё не видели фильм, не рассказывать никому о финале истории».

Чего же ждать от картины, одни титры которой способны заинтриговать зрителя? И что же это за финал, о котором лучше не рассказывать? «Я ничего от вас не скрываю. То, что известно мне, известно и вам. Можете делать свои собственные выводы. В этом и состоит искусство детектива». — Так говорил Эркюль Пуаро о своём методе в романе «Таинственное происшествие в Стайлс». Вероятно, так о своём «методе» могут сказать и кинокритики: перед нами, как и перед простыми зрителями — фильм, и мы видим то же, что и остальные, а выводы необходимо сделать, насколько позволят серые клеточки, по-искусствоведчески верные, исходя из представленных режиссёром «улик».

Итак, финал картины… В начале была новелла «Свидетель обвинения». Она заканчивалась неожиданно, но всё же не столь драматично, как пьеса и фильм: между Ромэйн и поверенным её мужа происходил следующий диалог:

— Я не могла рисковать. Понимаете, вы ведь думали, что он невиновен.
— Понимаю, миссис Воул. Мы думали, а вы знали, что он невиновен.
— Ничего-то вы не поняли, дорогой мистер Мейхерн. Да, я знала! Знала, что он … ВИНОВЕН!..

Читатель шокирован развязкой, но, видимо, этого Агате Кристи была мало, потому что, в окончательном варианте пьесы «Свидетель обвинения» в состояние шока оказались ввергнутыми не только зрители, но и сама героиня: узнав об измене мужа, она убивает его в том же зале суда, где он только что был оправдан присяжными.

Свидетель обвинения

Ромэйн закалывает Леонарда ножом со словами: «Меня не будут судить за лжесвидетельство. Меня будут судить за убийство… За убийство единственного человека, которого я любила». Перед Билли Уайлдером была переполненная драматизмом, способная сильно подействовать на зрителя финальная сцена. Но закончить ею фильм было бы рискованно: после напряжённого по содержанию, но лёгкого по всей атмосфере фильма, публика могла не принять трагическую развязку; зритель, неотрывно следивший за неожиданными поворотами истории и в течение всего фильма смеявшийся над шутками Уайлдера, в конце мог почувствовать себя обманутым режиссёром, а ведь давно замечено, что, всей душой желая неожиданности, зритель никогда не прощает, когда ход событий обманывает его (зрителя) ожидания.

И снимая фильм в Соединённых Штатах, необходимо помнить: по сути Америка — это страна «второго шанса». Все американские зрители — это потомки первых поселенцев, смельчаков, которые приехали в Новый Свет за новой жизнью, боролись за неё и победили. Желание «второго шанса» каждый американец впитал с молоком матери и право на «вторую попытку» воспринимается им как данность, существует априори, независимо от обстоятельств жизни человека, нуждающегося в этой «попытке». Даже проигрывая, американец должен иметь возможность сказать себе: «Я проиграл, но у меня был шанс — просто я им не смог им воспользоваться…» — и тогда ему становится легче.

Свидетель обвинения

Билли Уайлдер, быть может, и не задумывался о тонкостях американского характера, но всё-таки дал Кристин (так в фильме зовут героиню) «второй шанс», и при этом, что чрезвычайно важно, не изменил суть истории Агаты Кристи, в чём в очередной раз проявились его режиссёрское мастерство и высочайший профессионализм.

У Уайлдера Кристин, как и Ромэйн в пьесе, в порыве гнева и страсти убивает Леонарда. При этом присутствует бывший адвокат её мужа — сэр Уилфрид, который искренне поражён личностью и силой характера героини Марлен Дитрих. Когда выясняется, что Леонард мёртв, сэр Уилфрид, говорит, что Кристин «казнила убийцу», а потом бросает очень важную фразу: «Мы будем выступать в качестве защитников на процессе Кристин Вул!..» Зритель может успокоиться: Кристин собирается защищать лучший адвокат: у неё появился шанс победить, пусть призрачный, но всё-таки шанс.

Крепкие напитки и сигара в трости

Свидетель обвинения

Уайлдер основательно потрудился над первоисточником: история и событийный ряд в общем не изменились, но персонажи истории стали другими: их характеры были дополнены и расширены. Особенно это касается характера героя Чарльза Лаутона — сэра Уилфрида. «Авторские права» на этот образ полностью принадлежат сценаристам фильма — Билли Уайлдеру и Харри Кёрницу, придумавшим яркий характер умудрённого опытом адвоката — профессионала своего дела, человека с бурным темпераментом, неимоверного жизнелюбия и неуёмной жажды деятельности, несмотря на больное сердце и прописанный врачами постельный режим.

Чарльз Лаутон в этой роли просто великолепен. Его партнёрша Эльза Ланчестер также прекрасно исполняет роль мисс Принсолл, слегка надоедливой, но преданной своему подопечному сиделки. Она стремится призвать сэра Уилфрида к порядку, а он тайком от неё курит сигары и, принимая таблетки в назначенное время, запивает их брэнди. Кажется, он легко её перехитрил, однако, в конце концов, оказывается, что мисс Принсолл о выходках подопечного знает всё: ей, например, известно и о спрятанных в трость сигарах, и о том, что в термос вместо какао налит брэнди.

В пьесе нет персонажа мисс Принсолл да и характер сэра Уилфрида очерчен весьма схематично. «Подъёмник» на лестнице для сэра Уилфрида тоже появляется только в фильме — на нём строятся несколько замечательных комедийных эпизодов.

Чарльз ЛаутонЧарльз Лаутон

Конечно, многое берёт режиссёр и из первоисточника: среди других мелких деталей в пьесе фигурирует пенсне сэра Уилфрида. Билли Уайлдер разрабатывает эту деталь, делая пенсне неотъемлемой частью метода ведения допросов; все по-разному реагируют на пускаемых сэром Уилфридом солнечных зайчиков — к примеру, Кристин Вул просто опускает шторы, чем полностью обескураживает адвоката.

К сюжетной линии Кристин и Леонарда Уайлдер добавляет сцены их знакомства в Германии. И следует отметить, что Марлен Дитрих получает настоящий материал для актёрской игры именно в этих сценах, где она поёт для солдат или принимает Леонарда в своём крохотном, очень скромном жилище, которое в итоге обрушивается на молодых людей из-за неосторожно резкого движения Леонарда, или когда, прикуривая сигарету, она говорит ему: «Вы сожжёте мне нос», нежели в сценах суда, большинство из которых требуют столь сдержанной, бесстрастной и спокойной игры, что всё сводится к «формальному» присутствию актрисы в кадре. У Билли Уайлдера был очень хороший исходный материал, из которого он сделал очень хороший фильм; об этом свидетельствуют все улики — как прямые, так и косвенные.

Эркюль Пуаро: детектив с множеством лиц

Питер Устинов в роли ПуароПитер Устинов в роли Пуаро

В экранизации Агаты Кристи очень важно сохранить конструкцию произведения, то есть вопрос «кто это сделал?» (“whodunit”) должен оставаться без ответа до самого конца. Режиссёр обязан быть предельно аккуратным, акцентируя внимание зрителя на конкретных деталях, чтобы не выдать заранее преступника, но и не отказаться от принципа, что зритель, наравне с персонажами детективной истории и Эркюлем Пуаро или мисс Марпл, должен иметь перед собой полную картину происходящего. Из-за этого могут возникнуть некоторые трудности и у актёров. Обычно в начале романа или рассказа Агата Кристи намеренно подчёркивает невиновность настоящих преступников, а ведь описать мнимую невиновность убийцы в книге гораздо легче, чем показать её на экране, достоверно сыграть, до поры до времени утаивая правду от зрителя.

Джоан Хиксон в роли мисс МарплДжоан Хиксон в роли мисс Марпл

Детективы Агаты Кристи в равной степени написаны прекрасным писателем и сконструированы великолепным логиком. Тот факт, что её книги представляют собой чётко продуманные логические конструкции — это не упрёк, а лишь характерная черта её метода работы. Она же и влечёт за собой особый подход к созданию образов действующих лиц. Персонажи Агаты Кристи как правило не обладают яркими индивидуальными характерами — они обрисованы определёнными, порой выразительными, всегда ловко подмеченными автором, но всё-таки отдельными чертами. Каждый персонаж — это определённый тип: отставной офицер, деревенская сплетница, юная девушка, мечтающая о замужестве… Всё едва очерчено, но очень живо и интересно. Даже образы мисс Марпл и Эркюля Пуаро во многом напоминают лишь карандашные наброски настоящих характеров. Мисс Марпл любит утром почитать, лёжа в постели, а Пуаро педантичен, самовлюблён, жаждет всеобщего восхищения собственной персоной, он ест на завтрак французские булочки и вечно твердит о непрекращающейся работе своих серых клеточек.

Эти черты и привычки оригинальны и выписаны с большим остроумием, однако они не раскрывают сути персонажей. Эркюль Пуаро не обладает такой индивидуальностью, как, например, Шерлок Холмс, которого, читая о нём, можно легко представить во плоти — живого, курящего трубку или со скрипкой в руках. Возможно, из-за того, что Пуаро обладает только отдельными чертами, а не характером как таковым, за создание образа знаменитого бельгийца брались очень разные актёры: Питер Устинов, Альберт Финни, Дэвид Суше, Альфред Молина. Хотя внешне Устинов ни капли не походил на Пуаро, описанного Агатой Кристи, но и ему, и остальным исполнителям удалось создать своеобразных, по-своему неповторимых, но одинаково правдоподобных Пуаро.

Дэвид Суше в роли ПуароДэвид Суше в роли Пуаро

В фильмографии Дэвида Суше есть забавная деталь: он снялся в двух экранизациях одного романа Агаты Кристи — «Смерть лорда Эджвера». В одноимённом фильме 2000-го года он сыграл Эркюля Пуаро, а в 1985-м принял участие в съёмках картины «Тринадцать за столом», где роль Пуаро исполнил Питер Устинов, а Дэвиду Суше досталась роль доблестного инспектора Джеппа, чьи серые клеточки никогда не успевают за мыслью проницательного Пуаро.

«У людей короткая память. Сейчас уже кажется, что убийство Джорджа Альфреда Сент-Винсент Марша, четвёртого барона Эджвера, столь ужаснувшее и взволновавшее общество, произошло давным-давно. Его сменили новые сенсации». Этими словами начинается роман «Смерть Лорда Эджвера», изданный в 1932 году. Больше полувека прошло с тех пор, а захватывающие «новые сенсации», как и прежде, увлекают, а порою и развлекают публику. У людей короткая память, это правда, но они помнят Агату Кристи. Обычно у кинокритиков хорошая память. А что касается любых киноведческих умозаключений — особенно в отношении экранизации — вспоминаются слова Пуаро: «Мы делаем свои маленькие выводы и в девяти случаях из десяти оказываемся не правы».

До встречи на бульваре Сансет.

начало статьи » окончание

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/03/31/agatha.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"




5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама