«Аталанта» Жана Виго: Вечное возвращениеначало статьи » окончание
Старое 3D с французским акцентом Режиссёрский дар Жана Виго удивителен даже не потому, что проявился столь ярко в работах очень молодого человека. Уникальным и прекрасным в своей неповторимости его талант делает особая кинематографическая одарённость, которая позволяет режиссёру почувствовать, иногда, может быть, инстинктивно, кино как особый мир, глубоко войти в ткань этого искусства и создать произведение, не просто формально относящееся к кино, а кинематографическое по сути, когда одного взгляда на экран достаточно, чтобы осознать: эта история рассказана средствами кино — режиссёр владеет ими так же виртуозно, как любой композитор владеет нотной грамотой. Франсуа Трюффо один из самых талантливых авторов французской «Новой волны», режиссёр, на себе ощутивший вдохновляющее влияние Жана Виго — в своей статье «По поводу Жана Виго» писал: «никто ещё столь откровенно не показывал на экране человеческую кожу, плоть. За прошедшие тридцать лет мы не видели ничего, что могло бы сравниться в этом отношении с объятиями Диты Парло и Жана Дасте, которые собираются предаться любви; или, тем более с той сценой, когда, после их расставания, параллельный монтаж показывает нам их обоих, мечущихся каждый в своей постели, его — на барже, её — в гостиничном номере, обоих во власти любовного недуга. В сцене музыка Мориса Жобера имеет первостепенное значение, это чувственный и лирический кадр, который очень точно создаёт ощущение соития на расстоянии». Единственное, что можно к этому добавить, так это то, что ничего подобного мы, зрители, не видели за прошедшие уже не тридцать, а почти 80 лет; и количество лет будет увеличиваться, в то время как правомерность высказанной Трюффо мысли останется неизменной, потому что Жан Виго снял едва ли не самые выразительные чувственные сцены в истории мирового кинематографа: поэзия любви передана языком кино, чистым и прозрачным. Трюффо называет кинематограф Виго «обонятельным»: идея очень интересная. В некоторой степени развивая её, скажу, что «Аталанту» можно назвать и «объёмным» фильмом: каждый персонаж, предмет или пейзаж трёхмерны — во всём ощущается объём, пространство, отчего любой кадр способен заставить зрителя реагировать всеми пятью чувствами (и обоняние входит в их число), которыми наделён человек. Нас ласково обдувает ветер, несущий с собой дыхание речной свежести, мы слегка намочили одежду, когда у нас в руках оказалась охапка цветов, которые прежде чем попасть к новобрачной, поплавали в реке, будучи случайно сброшенными туда юным помощником папаши Жюля. А когда Жан и Жюльетта ссорятся, нам необходимо успеть вовремя отдёрнуть руки и прикрыть ладонями лицо, потому что кошки папаши Жюля могут поцарапать и нас… И вместе с тем мы отнюдь не сходим с ума, но естественно реагируем на своеобразную стереоскопичность изображения — эффект «стереокино», сотворённый Жаном Виго и оператором Борисом Кауфманом задолго до того, как был придуман сам термин, а современная техника возложена на алтарь объёмности изображения. Все дороги ведут к Жану Пересматривая «Аталанту» сегодня, понимаешь, что это действительно уникальное явление в истории киноискусства. Но что же выделяет его среди прочих замечательных произведений экрана? Трюффо называет Виго «одновременно реалистом и мастером художественного преображения действительности». Для любого здравомыслящего киноведа и кинокритика эта мысль правильна, правдива и обоснованна. Однако, мне кажется, что она несколько уводит в сторону от настоящего анализа и попытки понимания феномена «Аталанты» и Жана Виго, её автора. Трюффо пишет: «Как и другие художники, режиссёры стремятся к реализму или же к созданию своей собственной реальности. И обычно их мучает расхождение между целью и результатом их труда, между тем, как они ощущают жизнь и как им удаётся её воссоздать. Я считаю, в этом отношении у Виго больше причин быть довольным собой, нежели у его собратьев. Он гораздо дальше них ушёл в воссоздании различных сторон действительности: предметного мира, социальной среды, мира героев, чувств, а особенно — физической реальности». И всё в высказываниях Трюффо справедливо, кроме, может быть, фразы о «воссоздании различных сторон действительности». Реалист, художник-поэт экрана, режиссёр, способный поэтизировать обыденную жизнь — все излюбленные изречения киноведов не будут достаточно ёмки, чтобы охарактеризовать «Аталанту» и её режиссёра. Конечно, мы можем сказать, что перед нами — сама жизнь, и окажемся правы. С той только поправкой, что жизнь на экране не воссоздана режиссёром, а создана им. Виго не «воссоздаёт различные стороны действительности» — он их создаёт. В отличие от художников, «подражающих» жизни, которые «стремятся к реализму» и пытаются отобразить жизнь в искусстве, Виго — художник-творец, своими рукам создающий действительность. Вы скажете — все художники — творцы. Конечно! Но я, называя Жана Виго творцом, исхожу не из общепринятого понимания отношения автора к созданному им произведению, а больше из содержания, вернее содержимого данного произведения. Виго исполняет функцию художника-демиурга, в своих работах создающего жизнь, но не ту жизнь, которая окружает нас вне стен кинотеатров и даже не её отражение, и не ту жизнь, что существует в воображении любого художника; Виго создаёт жизнь другую, которая тем не менее так же реальна и полнокровна. Но это не «собственная реальность» Виго, к созданию каковой, по словам Франсуа Трюффо, стремятся художники. В созданном им мире есть место и личности автора, и его поэзии (например, сцена ссоры Жана и Жюльетты: бьющаяся посуда и стремительно вертящиеся кошки). Но это не только его мир. Художник не может не выразить себя в своём произведении, и всё же, чем глубже его дар художника и чем безграничнее его гений творца, тем больше его собственный мир совпадает с миром зрителей или читателей — тех людей, на чей суд представляет он своё творение. Жан Виго не оживил «Аталанту» — оживляют всегда что-то мёртвое — он подарил ей жизнь, потому что действительно даровать жизнь можно только чему-то новому. «Аталанта» всегда была и будет новым, необычно живым словом в мировом кинематографе. Однажды посмотрев этот фильм, мы всегда будем помнить татуированное тело Мишеля Симона, его скрипучее пение частушки на русском языке «Во саду ли в огороде выросла петрушка; мальчик девочку целует — думает, игрушка», Жана Дасте, пытающегося под водой найти свою возлюбленную и многое другое, что произвело на нас впечатление во время просмотра фильма. Неизвестно — «Аталанта» ли вошла в нашу жизнь, или это мы стали частью её жизни; ясно только одно — теперь мы будем вместе всегда, по крайней мере, пока смерть не разлучит нас. Хотя «Аталанта» никогда не имела «внешнего» признания (зрителей и критики) в той степени, в какой она в действительности его заслуживала и заслуживает по сей день, она смогла добиться, возможно, самого почётного и почти недостижимого для фильма: она стала частью языка, на котором кино говорит со своими зрителями и создателями, растворилась в самой крови кинематографа. И теперь в любом фильме, стоит автору обратиться к любовной истории, к мотиву реки, соблазняющей весельем бурно кипящих в ней страстей жизни или к образу бродячего музыканта — человека-оркестра, как в этом фильме обязательно проявится лёгкий след «Аталанты» и Жана Виго, чья незримая поступь особенно заметна в работах тех режиссёров, которые, как и сам Виго, наделены даром создавать фильмы, где в единое целое сливаются кино, наша жизнь и собственный мир художника, рождая иную, новую реальность с такой неведомой, загадочной и одновременно близкой и понятной всем нам атмосферой… атмосферой жизни. До встречи на берегах Сены. начало статьи » окончание
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/11/07/atalanta.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|