Параллельный монтаж: Все дороги ведут в Римначало статьи » окончание
Целлулоидная судьба итальянского футбола «Похитители велосипедов» Может ли футбол стать звездой экрана? Может, если речь идёт об итальянском футболе. Для болельщика Рим знаменит не Пантеоном и аркой Константина, а противостоянием двух столичных клубов «Рома» и «Лацио». Футбол занимает большое место в жизни итальянца, поэтому неудивительно, что кальчо прямо или косвенно присутствует во многих итальянских фильмах. Если во многих культурах футбольный матч — олицетворение войны, и футбол взывает к самым простым человеческим инстинктам, в частности, к желанию жестко, иногда жестоко бороться за существование, то для итальянцев футбол — синоним жизни, мирной жизни, когда их семьи воссоединяются, идут вместе на стадион… Всех остальных футбол разъединяет, позволяет «легально» проявлять агрессию, находясь в толпе, но «формально» оставаясь наедине с собой и со своими инстинктами. В Италии же футбол объединяет, даёт шанс стать целостным народу, веками разделённому, истерзанному войнами и междоусобицами. Футбол для итальянца — синоним семьи, со всеми её страстями, ссорами, импульсивными поступками. Это не война, это семейная жизнь на грани фола. Футбол помогает итальянцам мгновенно переходить от любви к ненависти. Это такой своеобразный «брак по-итальянски»: милые бранятся — только пенальти бьют. Спартако в «Самой красивой» с братьями идёт на футбол, Маддалена тоже хочет на стадион. Пусть сейчас она никуда не идёт, а лишь успевает слегка поругаться с мужем, но можно быть уверенными, что, даже если её лишат в конце концов кино, на футбол они ещё не раз вместе сходят, потому что это часть семейного ритуала, как и семейный обед. «Похитители велосипедов» В «Похитителях велосипедов» (реж. Витторио де Сика, 1948) тоже присутствует футбол. Вот один из самых драматичных моментов, когда сын обижен на отца за то, что тот его ударил. Герои стоят на набережной Тибра. А мимо проезжает грузовик с болельщиками футбольного клуба «Модена», и плакат у них соответствующий: «Форца, Модена!» (Вперёд, Модена!) Отец, пытающийся хоть как-то наладить отношения с ребёнком, спрашивает: «Как ты думаешь, кто победит?» (Победит ли «Рома»?) И реплика эта вовсе не случайна, как и апелляция к футболу в попытке обрести взаимопонимание, когда семейные отношения пошатнулись. В «Риме — открытом городе» священник дон Пьетро играет с мальчишками в футбол. Этим пусть ненадолго, но возвращает детей к радостям мирной жизни. Герой Альдо Фабрици поддерживает своих прихожан в войне с фашистами, будучи активным помощником Сопротивления, но он поддерживает в них и ощущение мира и продолжающейся жизни, помогает сохранить надежду на то, что когда-нибудь война кончится. Дон Пьетро, играя в футбол, помогает им почувствовать непрерывность жизни, делает так, чтобы война не стала для них пропастью между мирным существованием до и после нее. Ведь у жизни не бывает перерывов. И, в отличие от футбольного матча, у неё не бывает дополнительного времени. Игра в футбол дарит персонажам фильма время их жизни — ощущение её длительности. Не стоит думать, что взаимная любовь итальянского кино и футбола ушла в прошлое. Вовсе нет: киноманы всё так же заполняют трибуны стадио «Олимпико», а тифози регулярно ходят в кино. 25 февраля 2003 года в возрасте 82 лет умер знаменитый актёр и любимец римлян Альберто Сорди. В его фильмографии более 140 картин, во всём мире он прославил римский диалект «романеско», а ещё он был страстным фанатом футбольного клуба «Рома». На матч чемпионата, последовавший после смерти Сорди, игроки «Ромы» вышли с траурными повязками, после минуты молчания многотысячный стадион взорвался аплодисментами. Так тифози и футболисты почтили память любимого актёра. «Римские каникулы» студии «Чинечитта» Лозунг Дуче Альберто Сорди дебютировал в кино в далёком 1937-м. В этом же году, 28 апреля, Бенито Муссолини под лозунгом «Кино — самое эффективное оружие» открыл студию «Чинечитта», которой суждено было прославить Рим и весь итальянский кинематограф. Это была современная студия, подарившая кинематографистам массу технических и творческих возможностей. Спустя всего лишь 6 лет, к 1943 году, в студийных павильонах было снято 300 фильмов — в основном это были костюмные драмы, комедии и пропагандистские фильмы. Настоящая слава ждала студию после войны, когда «Чинечитта» превратилась в популярное место съёмок: в Рим стремились приехать режиссёры из разных стран. «Чинечитта» до сих пор гордится тем, что 48 фильмов из тех, что были полностью или частично сняты на студии, получили «Оскар», и 83 картины были номинированы на премию Американской киноакадемии. Среди картин, снятых на студии «Чинечитта»: «Война и мир» (1956) Кинга Видора, «Бен-Гур» (1959) Уильяма Уайлера, «Клеопатра» (1963) Джозефа Л. Манкевича, «Розовая пантера» (1965) Блейка Эдвардса; Серджио Леоне снимал здесь спагетти-вестерны, а Мартин Скорсезе создал в гостеприимных римских павильонах «Банды Нью-Йорка» (2002). «Чинечитта» Но есть два фильма, прославивших «Чинечитта» на весь мир и превративших Рим в место паломничества не только туристов, но и киноманов. Речь идёт о «Римских каникулах» (1953) Уильяма Уайлера и «Сладкой жизни» (1960) Федерико Феллини. Фильм Уайлера вошёл в историю прекрасными ролями Грегори Пека и Одри Хепберн. Зрителям, конечно, стоит возблагодарить небеса за то, что планы продюсеров пригласить на главные роли Кэри Гранта и Элизабет Тейлор так и не стали реальностью. Пек даже пошутил однажды, что тогда, в начале пятидесятых, все сценарии комедий, попадавшие к нему в руки, «были с отпечатками пальцев Кэри Гранта на листках». Фильм Уайлера — идеальный пример того, как в руках талантливого режиссёра незатейливая история о любви сбежавшей принцесcы и журналиста в соединении с практически видовыми съёмками римских достопримечательностей превратилась в трогательную, милую сердцу многих поколений зрителей историю, полную изящества, романтики и очарования. Одри заслуженно получила «Оскар» за роль принцессы Анны, а Рим с радостью закрепил за собой звание города, всегда полного любви и радости. Этот лирический образ Рима до сих пор активно используется кинематографистами: даже в весьма посредственной романтической комедии М.С. Джонсона «Однажды в Риме» (2010) никуда не деться от любви в Вечном городе. Гёте, мотороллер и дольче вита «Римские каникулы» Вернёмся к Одри Хепберн, которая словно была создана для того, чтобы любить и веселиться в Риме, преображая древние камни и старинные площади, куда забрасывала её любовь и твёрдая режиссёрская рука Уайлера. Именно с «Римскими каникулами» у кинозрителей всего мира связан вид на Пьяцца дель Пополо, вместе с принцессой Анной они гуляют по знаменитой лестнице на Площади Ипании, подобно ей боятся засунуть руку в Уста Истины, с ней и героем Пека беззаботно разъезжают по центральным улочкам Рима на мотороллере «Веспа», который и до фильма был популярен, а после картины стал настоящей звездой — «Веспу» покупали быстрее, чем мороженое, а мороженое в Риме отменное. «Римские каникулы» со временем превратились в одну из достопримечательностей Рима, наравне с Колизеем и собором Святого Петра. По крайней мере, туристов фильм интересует ничуть не меньше, и этим пользуются предприимчивые римляне, каждый год выпуская календарь с кадрами из «Римских каникул»: в Риме его можно купить практически на каждом углу. Не меньшей популярностью у туристов пользуется Фонтан Треви, «прославившийся» благодаря сцене из «Сладкой жизни» Феллини: в знаменитом эпизоде Анита Экберг окунается в фонтан и зовёт Марчелло Мастроянни, который с удовольствием присоединяется к ней. И сегодня в толпе прохожих, наслаждающихся прекрасным видом фонтана, непременно найдётся тот, кто воскликнет: «Иди сюда, Марчелло!» Жизнь и кино навеки переплелись в Риме, превратив город не только в художественную, туристическую, но и кинематографическую мечту любого путешественника. У Гёте когда-то тоже были свои «римские каникулы»; глубоко впечатлившись ими, поэт писал: «Кто хорошо видел Италию, в особенности Рим, тот никогда больше не будет совсем несчастным.» Продолжая его мысль, скажу: кто встретится с Римом на киноэкране, найдёт для себя неисчерпаемый источник вдохновения и радости, и этому человеку, возможно, захочется сказать вслед за Осипом Мандельштамом:
До встречи на Пьяцца дель Пополо! начало статьи » окончание
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2011/04/24/roma.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
«Игра теней», отзыв
«Падение Луны», подкаст
«Смерть на Ниле», рецензия
«Анчартед», рецензия
«Аллея кошмаров», отзыв
«Сирано», отзыв
«Человек-паук», подкаст
«Камон Камон», отзыв
«Экспансия», отзыв
«Лакричная пицца», отзыв
«Белфаст», отзыв
«Кими», отзыв
«Параллельные матери», рецензия
«Миротворец», отзыв
|