«Проклятие 2» (“Grudge 2, the”), 2006
По мотивам фильма Такеши Шимицу “Ju-on”
Режиссёр: Такеши Шимицу
Сценарий: Такеши Шимицу, Стивен Суско
Оператор: Кацуми Янагишима
Композитор: Кристофер Янг
В ролях: Сара Мишель Геллар, Амбер Тамблин, Такако Фуджи и другие.
Не перестаешь удивляться, с какой скоростью западные продюсеры перехватывают коммерчески-удачные идеи своих восточных коллег по цеху, в спешном порядке снимая адаптированный для своей аудитории вариант.
Причем, в львиной доле случаев, адаптация подразумевает подмену атмосферы некоей аморфной субстанцией, голливудизированной до предела — порой и вовсе вывернутой наизнанку относительно оригинала.
В частности, если отличительной особенностью японских фильмов ужасов является ощущение, тщательно нагнетаемое немой, но от того не менее выразительной игрой актеров и практически живой тишиной, то редкие моменты тишины западных фильмов ужасов ценятся кем угодно, но не зрителями.
Так, например, в сегодняшнем объекте рецензирования самые остроумные зрители по пять раз на один напряженный момент пародируют фирменное «кряхтение» Каяко. Некоторые умудряются чихать, вскрикивать и издавать прочие неуместные моменту звуки, отчаянно разгоняя мрачную атмосферу.
В этом можно углядеть вину режиссера, пошедшего на поводу у зрителя, и сделавшего из вдумчивого и напряженного фильма с уникальной атмосферой почти что самопародию. Параллельно господин Шимицу решил изменить и сам принцип проклятия — теперь, чтобы встретиться с Каяко достаточно некоторое время побыть рядом с одним из посетителей чертова дома. В результате, счетчик убиенных начал так бешено крутиться — со счета сбиваешься где-то после десятого трупа.
Что же касается методов умерщвления несчастных, то тут верный каждому ленивому режиссеру принцип “more of the same” вновь на коне — отличные (от первой части) способы напугать зрителя можно пересчитать по пальцам одной руки человека, работающего на заводе по производству сверхострых швейцарских ножей.
Впрочем, не спешите причислять данный момент к минусам — если вы не видели оригинал (или, тем паче, первую часть), попугаться вы завсегда успеете. Скажем, надолго отучитесь поворачиваться спиной к зеркалу, и снимете его, наконец, со спинки своей кровати.
Пару смачных прыжков на кресле вам, в частности, обеспечит Тошио (болезненного цвета японский ребенок), вечно выпрыгивающий, как черт из табакерки. Вреда от него героям, казалось бы, никакого, однако, зрителей пугает исправно.
Пальму первенства же в плане вливания в кровь зрителей адреналина уверенно держит Каяко, утратившая в сиквеле образ бездумной убийцы с картонным характером и ставшая заодно на порядок агрессивнее и… рукоприкладистее, что ли. Ведь если в первой части проклятая пугала скорее самим своим видом и присутствием, то теперь в ход идет все — от рук до волос. Плюс разинутый перекошенный рот, дергающаяся походка и выпученные глаза, разумеется.
Карен Дейвис, протеже госпожи Геллар, так некстати загремевшая в местный госпиталь, уступает пьедестал главной героини несколько молчаливой героине Амбер Тамблин, которой, в свою очередь и предстоит теперь разгадывать тайну проклятия.
А вот с тайной вышла накладка. Невольно вспоминается, как в одном из интервью господин Шимицу подчеркнул, что для того, чтобы понять сиквел, не обязательно смотреть первую часть. Чистой воды правда, и ничего здесь странного нет. Все дело в том, что сюжет японского оригинала был безбожно «американизирован» (читай: кастрирован и отуплен до безобразия).
Впрочем, скрепя сердце, можно сказать, что сюжет в фильмах данного жанра — не самая сильная часть. Но даже если учесть сей скорбный факт, все эти претензии на оригинальность все равно вновь и вновь встречают откровенное непонимание в лице зрителей (неужели хоть для кого-то в зале было тайной, кто скрывался под капюшоном?..). Крайне неприятно, знаете ли, сцену за сценой отмечать про себя «как я и предполагал».
Ну а вычурные диалоги, написанные лишь для того чтобы хоть как-то скрепить логически промежутки между появлениями Каяко в кадре, и вовсе не выдерживают малейшей критики. Единственная их цель — укрепить зрителя во мнении, что нужно просто наслаждаться самим процессом, не заморачиваясь на деталях.
Подводя итог, нельзя не отметить, как новомодная «фишка» всех голливудских режиссеров (финал а-ля «здравствуй, сиквел!») не смогла обойти стороной и японского мастера, тихой сапой закравшись-таки в сценарий.
И ведь так сложно сказать, что мы ей совсем не рады. Ведь все же, по мне, так пусть лучше будет очередная японо-американская хоррор-полукровка, чем неуклюжий, но чистокровный британский трэш.
Отлично, отлично! — восклицает зритель и требует продолжения. И педофил не педофил, и жертва не жертва, и герметический диалог, проистекающий перед камерой, производит впечатление. Камера, подружившись с небритым лицом Патрика Уилсона и кривляющейся мордашкой Эллен Пейдж, не отпускает их ни на секунду, раздавая оплеухи штампам антипедофильской тематики, не оставляя проходным ни единый кадр, ни один поворот действа. Если бы авторы смогли продержать это состояние до финала, не растеряв его под конец.Отзывы: [5]
Пускай некоторые западные зрители ставят «Дикости» высокие оценки, и говорят о некоей абстрактной революционности, чьего духа здесь даже не намечалось, — мы же останемся на своих позициях. Европейские ужасы пришлись нам не по нутру — и дело здесь далеко не в менталитете. Просто перед нами самый что ни на есть проходной трэш, разве что снятый не нарочно, в рамках общей контркультуры, как это обычно делается, а на голубом глазу, с указанным в синопсисе совсем не подходящим фильму жанром «хоррор».
Фильм действительно пугает, настраивая зрителя на правильный лад с первых минут хронометража. Берет врасплох, заставляет вздрагивать, еще больше увеличивая амплитуду шевеления волос на головах соседей по просмотру. Что отрадно, достигается подобный эффект отнюдь не дешевой компьютерной графикой, но атмосферой и пугающей разумностью происходящего. Изрядную долю керосина в костер неровной струей вливают представители рода генетически-модифицированных собак-убийц. Отзывы: [5]
В то время как мир, наигравшись, сворачивает программу «важен оператор, остальное приложится», Филипп Янковский не делает ни единого шага навстречу зрителю, не пытается подвести логику, рассказать историю, он показывает набор картинок, кивая на фэнтэзийную составляющую как замену осмысленности. Да, красиво, да, спецэффекты, экшн-сцены, да, кадры, пролёты камерой, декорации, да, любимый трэшак в кадре. Нет, чего-то цельного из этого не вышло. Так красота становится гламуром, а то и просто кичем.Отзывы: [36]
Фабула фильма ясна с самого начала. В основе сюжета картины история двух братьев. Ещё из детских сказок, не говоря уже о Библии, мы знаем, чем заканчиваются такие истории. Старший устал от войны и готов пойти на уступки власти в ущерб идеалам. Младший не готов на предательство ни своих идеалов, ни своих соратников. В итоге один брат расстреливает другого, напоследок ещё раз предложив предательство. Правда, вокруг при этом — ни вереска, ни тем более ячменя.
Забавно, но ни один «Даллас» со своим миром больших денег не сумел породить персонажа, сравнимого с Мирандой Пристли. Это действительно дьявол в юбке и с продакт-плейсментом под мышкой. Режиссёр, сценарист, и конечно автор оригинального романа сумели изобразить перед зрителем человека великого во всех отношениях, великого своим талантом, своей харизматической мощью. Глядя на экран, ощущаешь эту силу в немолодой женщине, одним движением брови сгибающей в бараний рог весь мир высокой моды.Отзывы: [28]
При такой игре после финальных титров так и ждешь появления строчки — «фильм основан на реальных событиях». Однако же, её нет — зато есть потрясающая по глубине проработка сценария. Неспешное, растянутое на целых два с половиной часа действо хоть завораживает далеко не каждым своим кадром, но и равнодушным не оставляет ни в коем разе. Грамотно подобранный антураж, музыка и характеры героев заставляют вспомнить классику настоящего гангстерского кино — честь и хвала господину Скорсезе.Отзывы: [25]
Вырыпаев считает, что современная публика не воспримет его работу. По-моему, совершенно зря. Глянцевая картиночность кадров, лубочная примитивность диалогов и красивые глаза главных героев — без сомнения завоюют сердца молодых. Отдельные картинки из фильма ещё до премьеры были растасканы девочками на юзерпики, фотографии и закладочки. К тому же, режиссёр моден и его спектакль «Кислород» моден и его театр «Практика» тоже не в упадке, а его постоянные зрители уж обязательно посмотрят дебют в кино своего кумира. Отзывы: [6]
Октябрь — месяц, в котором кинопрокат окончательно воспрянет после сезонного затишья и явит нам богатое разнообразие премьер. Уже первый прокатный четверг представит нашему вниманию сразу четыре ожидаемых релиза. Приятная во всех отношениях комедия «Дьявол носит Prada» с неотразимой Мерил Стрип, мафиозный триллер-детектив Мартина Скорсезе «Отступники», кинофантазия «Наука сна» Мишеля Гондри, драма Ивана Вырыпаева «Эйфория».