Наш неофициальный телеграм-канал о кино @cinemahate

Дура:

Дура: Шла Маша по шоссе

Ирина КОЗЕЛ, 24 июля 2005
 
Поставьте фильму оценку!

«Дура», 2005
Жанр: трагикомедия
Режиссер: Максим Коростышевский
Автор сценария: Наталья Назарова
Оператор: Мария Соловьева
Композиторы: Сергей Шустицкий, Иван Волков
В ролях: Оксана Коростышевская, Евгений Редько, Регина Мянник, Александр Балуев, Ольга Волкова, Дмитрий Шевченко, Игорь Золотовицкий, Татьяна Лютаева, Эдуард Радзюкевич

Фильм затрагивает темы, слишком важные, чтобы о них молчать, но чересчур болезненные для обсуждения.
Максим Коростышевский

«Дура» — кино, какого давно у нас не было. История о людях, история очень человеческая, без привязки к политическому настоящему, историческому прошлому, светлому будущему, модному дискурсу, знаменитому эпосу и прочим атрибутам где-то актуального, где-то конъюнктурного, где-то просто современного-популярного искусства. «Дура» — редкое кино вне времени.

«Дура» — история об одиночестве и о любви, жизни и смерти, о поисках смысла, о тех вечных вопросах, которые в той или иной степени, в том или ином виде, с той или иной остротой встают перед каждым, но говорить о которых решаются лишь редкие смельчаки. Просто потому что в таких вещах недопережитое, недовыстраданное мгновенно обрастает фальшью или превращается в банальность.

Дура

«Дура» справилась. Трагическую историю об оставшейся на десятилетнем уровне развития девушке-инвалиде, физическая неполноценность которой мешает полёту её души, и о смертельно уставшей от этого вечного груза её тридцатилетней сестре-двойняшке — режиссёру-дебютанту Максиму Коростышевскому удалось снять, не скатившись до уровня «рассказов об одноногой собачке», примитивно давящих на жалость и сентиментальность, но никак не развивающих иные душевные качества зрителя, не умеющих вырваться за пределы узкого пространства «разговоров в пользу бедных». А ведь типичные истории «об одноногой собачке» — когда воспитанный на мексиканских телесериалах зритель принимает за вершину собственного сострадания сентиментальную слезу, скатившуюся от жалости к птичке — сейчас даже Оскаров собирают, не будем показывать пальцем.

Дура

Такие фильмы обычно крайне прямолинейны, зациклены на идее якобы мирового страдания, не умея при этом расширить данную мысль сколько-нибудь дальше местечкового масштаба отдельной истории. У «Дуры» мир богаче и повествование многограннее. Здесь всё как в жизни — печали и радости, мечты и разочарования, счастье и боль. Здесь есть место даже смеху, как величайшему оружию против глупости, неразвитости, бесчувственности. Здесь всё построено на пересечениях и контрастах. Здесь хорошие и плохие постоянно меняются местами. Здесь нет места примитивной жалости, потому что жалеть эту девочку, главную героиню, убого, у этой девочки надо учиться, что в конце концов и понимает писатель Саша, пишущий историю жизни сестёр под видом бульварного романа. Тем не менее, он не может вырваться из круга обыденной жизни и продолжает ходить и получать за написанное пакеты денег, разве что пересчитывать их у него уже рука не поднимается.

Дура

Может быть, в этом трагедия? А не в том, что прекрасная девочка Ульяна, так жадно умеющая жить и так сильно умеющая любить, должна умереть. Ведь после неё останется то, что она хотела. Надпись на обложке «Ульяна Тулина» и история её жизни, записанная с её собственных слов. А ещё смятение в душах знавших её людей, мало что понимавших при жизни, много понявших как водится в конце. Может быть, в этом трагедия?

Или в том, что привычный поцелуй, который Ульяна всегда получала от мамы, пока та была жива, и о котором всегда забывала сестра, неожиданно для себя самого искренне дарит ей циничный актёр местного театра, забулдыга-кумир, нанятый родной сестрой с её другом-писателем для соблазнения несчастной и придания большей остроты упомянутому бульварному роману. И он же единственный играет с Ульяной с такой же детской радостью, как она сама, и ему, почти случайному человеку, вдруг оказавшемуся самым добрым из всей честной компании, она открывает свои неожиданные таланты.

Дура

А в это время вокруг бесхитростной Ульяны мучаются своей бесталанностью в поисках славы как освобождения: писатели, актёры и художники. Рвут холсты, вскидывают руки, бьют кулаком по стене. И совершенно неизвестно, останется ли после них что-то в этом мире.

История жизни Ульяны Тулиной — история человеческих душ, а ещё история творчества, история самовыражения, история смысла жизни и очистительной силы искусства. Не миф ли это и что, если не миф. Заметная доля внимания в фильме посвящена театру, его ни с чем не сравнимому духу для одних, и месту ежедневного присутствия для других. Сам фильм тоже сделан в театральной манере. Эпизоды перемежаются театральными вставками, и актёры, что называется, «играют лицом» — нарочито, как на подмостках, более акцентированно, чем это свойственно для кино.

Дура

Такая художественная стилистика естественным образом проистекает из жанровых особенностей и подчеркнутой поэтичности повествования. Трагикомедия — это вообще более театральный жанр, чем кинематографический, в нём трагические обстоятельства совмещаются с дуракавалянием и требуют неких гротескных средств выражения.

Художественное решение фильма построено на анимационно-аппликационных вставках, изображающих сюжетные ситуации глазами Ульяны. Завершая многослойность повествования, всё происходящее на экране ложится на плёнку диктофона, а затем на листы бумаги, в финале выползающие из печатного станка в виде книги с надписью «Дура» на обложке.

Дура

Итак, «Дура», как это было сказано на рекламных плакатах, пришла в кино. Для жадно выискивающих очередные вехи в деле возрождения отечественного кинематографа это повод сделать свежую зарубку на шкале роста. Впервые серьезное кино, явно не рассчитанное на подростков с попкорном, а значит в современных реалиях не рассчитанное на массовую аудиторию, пытается эту аудиторию собрать — демонстрируется крупнейшими прокатчиками, проводит агрессивную рекламную компанию, и в конечном итоге имеет пусть не самые большие, но полные залы в кинотеатрах. Еще одна победа отечественной киноиндустрии на пути к сердцу зрителя. Что самое важное — в данном случае именно к сердцу.

Любите кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/07/24/dura.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Не время умиратьДюнаЛьвицаМуланДоводНовые мутантыБилл и ТедБэтмен

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
Мост короля Людовика Святого: Невыносимая сложность бытия


Мост короля Людовика Святого:
Невыносимая сложность бытия

Роман КОРНЕЕВ, Елена ПРАВДА

«Фестивальное кино», в его расширительном понимании, так редко оказывается в хоть сколько-то широком прокате, что даже после пронёсшихся над нашими головами московско-фестивальных малобюджетных ураганов увидеть на экране кино выдержанное, спокойное и глубокомысленное — приятно до невозможности. Католическая церковь, Великая Инквизиция, времена оные, Новый Свет, испанские колонии, вицекороли, монахи-монахини и каждая вторая деревня названа в честь локального явления девы Марии.

Отзывы: [3]


Пиджак: Деревянный макинтош


«Пиджак»:
Деревянный макинтош

Роман КОРНЕЕВ

Фильм Джона Мейбери, при всём его триллер-хоррорном антураже, так же романтичен, так же по-хорошему сказочен, как и «Вечное сияние безупречного разума». Он так же нарочито-формально фантастичен, как и «Эффект бабочки». Только сила и обаяние его лежит несколько за пределами обаяния и пофигизма околопсихиатрической тематики обеих картин. Сила «Пиджака» в том, что по сути это лишь ширма, за которой скрываются и нешуточный трагизм, и настоящие, неподдельные эмоции на грани истерики. Отзывы: [9]


На обочине: Пикник духа


«На обочине»:
Пикник духа

Роман КОРНЕЕВ

Фильмы о том, как человек оказывается на обочине жизни, где никого не волнует внутренний мир случайного попутчика, и лишь случайность, помноженная на неожиданное наитие позволяет обрести долгожданное счастье там, где ты его совсем уж не ожидал увидеть — так вот, такие фильмы время от времени оказываются не только участниками программы кинофестивалей, но доходят до мирового проката. И лишь совсем немногие из них вдруг оказываются в поле внимания «широкой общественности».


Переводчица: Моя твоя не понимай


«Переводчица»:
Моя твоя не понимай

Роман КОРНЕЕВ

Фильм — вовсе не о международной политике. Большая половина хронометража отведена на Кидман и Пенна. Они разговаривают, они молчат, они плачут друг у друга на плече, они расстаются друзьями. Вот тут начинаешь понимать, что актёрский талант и харизму не может испортить ни один сценарист. Играют, прямо скажем, хорошо. Фильм явно войдёт в лучшую часть фильмографии обоих актёров. Только это — не триллер. Тем более — не международный. Отзывы: [3]


Фантастическая четвёрка: Фантастико!


Фантастическая четвёрка:
Фантастико!

Роман КОРНЕЕВ

Летний блокбастер, бессмысленный и беспощадный, с набором спецэффектов, а также слегка юмористическим подходом и прочей атрибутикой кино незамысловатого на грани лёгкого идиотизма. При просмотре явно наблюдается эффект «всё хорошее мы уже видели в ролике», потому как, и правда, в многочисленные трейлеры и клипы фильма не попало целиком, с шутками и подвигами, только доброе внутри Существо. Отзывы: [9]


Если свекровь монстр: Уж замуж невтерпёж


Если свекровь монстр:
Уж замуж невтерпёж

Ирина КОЗЕЛ

Интерес к картине проистекает из девиза «Дженнифер Лопес против Джейн Фонды». Что означает: попкорн-актриса, дважды фаворитка «Золотой малины» Дженнифер Лопес против дважды оскароносной Джейн Фонды. Цветущая, тридцатипятилетняя, активно снимающаяся Лопес против прекрасно сохранившейся для своих шестидесяти семи, вернувшейся в кино после пятнадцатилетнего перерыва Фонды. Противопоставление двух актрис добавляет пикантности противостоянию их героинь.


«Война миров: Месть Тома Круза»


«Война миров: Месть Тома Круза»

Роман КОРНЕЕВ, Елена ПРАВДА

Упрощённый сценарий фильма: с бесконечным самодовольством снуют споры мучнистой росы в капле формалинового раствора, даже не зная, что за ними наблюдают глазами, полными зависти, лаборанты ВНИИ сельского хозяйства им. тов. Сухарто. Вы спросите, причём тут марсиане? А при том, что миллионы лет они планировали захватить Землю к едрене-фене, да только меткость баллистических катапульт покуда оставляла желать лучшего. Отзывы: [49]


Премьеры июля: «Фантастическая четверка», «Стелс» и фестивальное кино


Премьеры июля: «Фантастическая четверка», «Стелс» и фестивальное кино

Ирина КОЗЕЛ

Июльский прокат в этом году представляет собой смесь летних блокбастеров с наиболее интересными премьерами только что отгремевшего Московского кинофестиваля. Начинается месяц затишьем на фоне поглотившей лучшие залы страны «Войны миров», безраздельное господство которой на отечественных экранах продлится как минимум еще неделю, до выхода «Фантастической четверки».


Война миров: Второе пришествие марсиан


«Война миров»:
Второе пришествие марсиан

Роман КОРНЕЕВ

Да, кино визуально и стилистически выверенное. Да, кино очень красивое и в массе новаторское визуально, когда спецэффекты уже не впериваются зрителю в сетчатку, а демонстрируются как бы издали, как бы нехотя, как бы мельком. Да, история бродящей по безумному морю огня пополам с ужасом незадачливой семейки трогает и буквально заставляет сопереживать. Но. Ость одно «но». Отзывы: [99]






18 сентября, пятница


17 сентября, четверг



16 сентября, среда



15 сентября, вторник





14 сентября, понедельник
После более чем скромного старта главной надеждой недооткрывшегося из-за ковида и пожаров североамериканского проката стала выносливость главного тяжеловеса сентября по...

13 сентября, воскресенье
Главный конфликт второй недели осени в российском прокате состоял в том, сумеет ли основной новичок обойти результаты лидера прошлой недели...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 19%
"репортажные" триллеры 6.1%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.5%
псевдодокументальное кино 5.2%
другие жанры 6.6%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2020 фильмы 2020 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2020   фильмы 2020   фильмы 2019   Афиша кино   Лучшие фильмы 2019 2020  
 

 
2003-2020 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама