Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Ночной продавец:

Ночной продавец: Город маньяков

Ирина КОЗЕЛ, 25 января 2005
 
Поставьте фильму оценку!

«Ночной продавец», 2005
Режиссёр и автор сценария: Валерий Рожнов
Продюсер: Сергей Сельянов
Музыка: "Billy's Band", Сергей Шнуров
В ролях: Павел Баршак, Виктор Сухоруков, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Краско, Вячеслав Разбегаев, Андрей Мерзликин, Спартак Мишулин
Производство: Кинокомпания СТВ

«Никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его» — песня Сергея Шнурова из х/ф «Бумер» звучит над хладным трупом, по чудовищному недоразумению возникшем в магазине, где в эту ночь впервые работает новый ночной продавец, один, без охранника, а за окнами проливной дождь и где-то в окрестностях бродит маньяк, это его день, его час, его погода — такова вкратце легкомысленно-ироническая завязка сюжета новой отечественной киноленты «Ночной продавец», недавно вышедшей в широкий прокат.

Создатели фильма по-разному определяют жанр своего детища. Прокатчики преподносят его под соусом чёрной комедии, режиссёр склоняется к чему-то вроде абсурдистского фарса, полного оттяга и киноцитат, продюсеру вовсе не хотелось бы относить картину к комедийному жанру: ограничению жанровыми рамками он противопоставляет слоган «Очень странное кино», с которым по воле производителей фильм приходит к зрителю.

Привлеченный такой претензией на оригинальность вкупе со звёздным и в высшей степени харизматичным актёрским составом, а также впечатлённый долей в меру сумасшедшего юмора в ролике фильма, зритель посещает сеанс с уже вполне сложившимся ожиданием увидеть попытку отечественного авторского кино (с одновременной заявкой на массовость) прозвучать в издевательски-трэшовом ключе. Именно такое впечатление оставляет ролик с обращенными в вечность, мистическими в своей непонятной простоте фразами, остановившимися во внутреннем миросозерцании взглядами и отрешенными лицами над окровавленными трупами.

Ожидания оправдываются — полноценный просмотр картины принципиально впечатления не меняет, только корректирует и расширяет его. Упоминания о «Ночном продавце» в прессе там и сям гласят о том, что фильм режиссёра-дебютанта Валерия Рожнова — это во многом или отчасти пародия на Тарантино, так сказано чуть ли не в аннотации картины. Пародия пародией, совсем отрицать некие отсылки к Маэстро тут действительно сложно, но, на мой взгляд, дело тут несколько в другом. Имя Тарантино здесь возвращает нас к вопросу о жанровой принадлежности фильма, о его характере. Новое творение команды Сергея Сельянова явно отдает дань уважения жанру, канонизированному Квентином, непревзойденным мастером остроумнейших и дерзких кинопровокаций с парадоксально поэтическим использованием трэшовых элементов.

«Ночной продавец» нельзя назвать в полной мере образцом упомянутого жанра, у него свой характер, не настолько агрессивно воздействующий на зрителя, без свойственного Тарантино страстного драйва, без острого катарсиса, а напротив — с налетом чисто русской флегматичности («А потому что Всем на Всё На-пле-вать!») и абсурдной философичности («Человек идёт в магазин. И думает, что он открыт. А он закрыт».) Эту ленту не назовешь и трэшем — слишком бережёт она в соответствующих эпизодах чувства неподготовленного на этот счёт зрителя. Но у «Ночного продавца» общий с описанным жанром подход; преследуя свой смысл, не будучи адептом жанра ради жанра, фильм работает на поле той самой проблематики, о которой многим зрителям и профессионалам так и не стало понятно, «как над этими ужасами и этим безобразием можно смеяться, и как это можно назвать искусством». Объяснить словами ценность и право такого жанра на жизнь невозможно, можно только снимать и показывать.

Столько внимания жанровой стилистике пришлось уделить потому, что в России, где своего такого ещё не снимают, хотя уже начинают делать попытки, живописуя в этаком молодёжно-криминальном духе, она особенно непривычна и принимаема часто враждебно. Тончайшей душевной организации актёр Виктор Сухоруков говорит после выхода фильма такую крамольную для многих вещь: «Я — маньяк, а иначе бы меня не взяли в фильм. <…> Мне обидно, что Госдума бьётся над законом, чтобы убрать на экране войну, кровь и убийства. Я хочу быть лидером в фильмах ужасов, хочу сыграть великого вурдалака. У нас же есть и Кощей Бессмертный, и Змей Горыныч, и бабы-яги. В российском кинематографе может родиться великолепный жанр ужасов не для устрашения, а для забавы». Что такое ужасы не для устрашения, а для забавы, как они могут быть достойными таких актёров, как Виктор Сухоруков, и привлекательными для них — и есть та самая тема, которую не смыслом, но именно жанровой стилистикой, вольно или невольно, осторожно поднимает в российском кино нисколько не фильм ужасов «Ночной продавец».

Кинокомпания СТВ уже не раз доказывала способность производить кино одновременно авторское и коммерческое, в её истории продюсирования есть и «Брат» — пример кинопроекта, вызвавшего бум зрительской популярности, и «Кукушка», имевшая все шансы номинироваться на «Оскар», и другие знаковые для современного российского кинематографа картины. Не попади «Ночной продавец» в руки этой кинокомпании — даже если бы он каким-то чудом и был снят, учитывая степень риска и запас доверия (нетривиальность задумки, неопытный режиссёр-дебютант) — вне зависимости от своих достоинств так бы и прошёл в узком прокате и остался бы в истории не более чем очередной дебютной работой. Но «Продавцу» повезло — он сумел попасть в грамотные продюсерские руки и получил грамотную продюсерскую поддержку.

В сами съёмки никаких особенных бюджетов явно не вкладывалось — технически фильм типично малобюджетный, никакого экшена, никаких сложных декораций, всё действие умещается в одном-единственном маленьком периферийном магазине. Фильм построен на диалогах и крупных планах, ставка сделана на сценарий и актёрскую игру, в которую, видимо, и вложена большая часть съёмочного бюджета. Участвовать в картине приглашены известнейшие актёры, даже на эпизодические роли, повторюсь, все как один очень харизматичные. Тем самым убиты сразу несколько зайцев — проекту обеспечен зрительский интерес, молодому режиссёру — поддержка опытных исполнителей для достойной реализации своей сценарной задумки, творческому продукту — игровая насыщенность и самостоятельная ценность каждого эпизода фильма.

В итоге совместным плодом деятельности этой креативной команды явилось очень забавное и вполне достойное кино, пусть и не сумевшее до конца избавиться от творческой молодости автора. Остроумный сценарий, замечательно отмороженный юмор, близкий русскому сердцу в соответствии с одной из канонических интерпретаций эфемерного понятия неизбывности русской души. Культивирующая этот юмор ненормальность всех персонажей, пугающе возникающая в их глазах, приближенных к зрителю, в момент произнесения самых невинных монологов, приобретающих вмиг совсем другое значение. Великолепная игра всех актёров. Апофеозный выход Виктора Сухорукова с продуктовой корзиной к витринам магазина под музыку Чайковского. Выдающиеся монологи Андрея Краско. Театр абсурда. Город маньякОв.

Посетив сеанс фильма «Ночной продавец», вы узнаете, в каждом ли из нас спрятан маньяк, и получите несомненное удовольствие от просмотра.

До встречи в кино!


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/01/25/seller.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "КОМЕДИИ"
Двенадцать друзей Оушена: Чёртова дюжина


Двенадцать друзей Оушена:
Чёртова дюжина

Елена ПРАВДА

Богатые люди иногда хотят и порезвиться. Тем более что как актёрам им доказывать давно уже никому ничего не надо, а дать лишний раз засветиться старым, но малоизвестным товарищам, да ещё и других знаменитостей пригласить — милое дело. Когда такая толпа знаменитостей строем отправляется на площадку не слишком долгожданного сиквела — тут уж либо продюсер оказался гением, либо денег на проект решено вбухать вагон, либо им всем действительно в прошлый раз понравилось.

Отзывы: [6]


Возвращение Бомжа: Надмозги мастдай, Гоблин форева!


Возвращение Бомжа:
Надмозги мастдай, Гоблин форева!

Роман КОРНЕЕВ

Бомж Агроном, Гиви Зурабович, Логоваз-безотцовщина, Пендальф Белый и царь Борис в сопровождении двух карапузов находят на руинах Изенгарда ноутбук новейшей конструкции, в результате ряда происшествий в местном интернете выясняют, что начальник ГУВД Гондураса коррумпированный генерал Димедрол Гребенщиков устроил на вверенной ему территории гнездо оборотней в погонах, в то время как на мордовских зонах поднято восстание

Отзывы: [14]


Пережить Рождество: Аффлек под ёлочкой


Пережить Рождество:
Аффлек под ёлочкой

Елена ПРАВДА

Так уж получилось, что из всех комедий комедии рождественские как жанр слишком зажаты своими естественными рамками. Художнику в таких рамках тесно, зрителю — умилительно, но скучно, всё комедийное жанровое великолепие исчерпывается комедиями положений. Приходится сценаристам изворачиваться, придумывая истории, достойные экранизации, и при этом не повторяющие по сотому разу всю ту же песню. Хо-хо-хо и джинглбеллз. Ибо совсем другим этот жанр быть не может

Отзывы: [2]


Дом Летающих Кинжалов: Страна опадающих листьев


Дом Летающих Кинжалов:
Страна опадающих листьев

Роман КОРНЕЕВ

Сумрачная, осенняя природа, зелёный бамбуковый лес через две сцены сменяется заснеженным полем, вычурные костюмы, невероятно спокойные, без перегибов спецэффекты, отточенные, не стремящиеся ударить по глазам движения батальных сцен. Каждый кадр, каждая нота саундтрека, каждое движение бойцов-танцоров, всё это надлежит понимать и принимать символами древней, могучей, погрузившейся в самосозерцание культуры

Отзывы: [12]


Саундтреки осени: «Богиня», «Александр», «Бриджит Джонс» и симфония «Властелин Колец»


Саундтреки осени: «Богиня», «Александр», «Бриджит Джонс» и симфония «Властелин Колец»

Елена ПРАВДА

По традиции в середине сезона выходит наш обзор лучших саундтреков, вышедших в сезоне прошедшем. Осень порадовала нас множеством новых музыкальных тем, авторство которых, однако, принадлежит нашим старым и проверенным знакомым. Итак, приступаем: Игорь Вдовин, Земфира, Говард Шор, Вангелис и многие другие. От симфонического оркестра до отечественного рокопопса. Каждый чуткий слушатель-киноман найдёт себе альбом по вкусу


Премьеры 2005 года


Премьеры 2005 года

Елена ПРАВДА

Начало нового киносезона заставляет нас не останавливаться только на январской афише, но бросить внимательный взгляд и на весь 2005 год. Что приготовили нам мировые кинопродюсеры и отечественные кинопрокатчики? Начнётся год, понятно дело, с целой череды фильмов, вышедших в мировой прокат ещё в прошлом сезоне, но дошедших до Рассеи только сейчас. Но нас ждёт и масса новейших фильмов всех и всяческих жанров от фантастики до мелодрамы, от байопика до психологического триллера, от мюзикла до трэшового ужастика

Отзывы: [19]


Призрак оперы: Оперный театр теней


«Призрак оперы»:
Оперный театр теней

Елена ПРАВДА

Что простой зритель знает про оперу? Что там не просто так поют, а по-итальянски, а даже если и нет, то всё одно ничерта не понятно. Что простой зритель знает про мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак Оперы»? Что есть такой, что в нём мелодия замечательная есть «таам-дададададааам, пам-пам парам». Что непростой зритель знает про оперу и мюзикл? Что к опере он не имеет никакого отношения, и вообще попал на Бродвей уже после нескольких экранизаций, изрядно переваренный масскультурой

Отзывы: [96]


Сокровище нации: Страна сокровищ


«Сокровище нации»:
Страна сокровищ

Роман КОРНЕЕВ

Легенда об отцах-основателях, их письмах, тайнах и милых шутках, совмещённая с классическим построением Суперограбления, а также погонями и головоломками а-ля Индиана Джонс и «Мумия ушла, но обещала вернуться». Это всё было проделано с таким незамутнённым азартом и такой слезоточивой шизой, что не заразиться приключениями наших кладоискателей просто невозможно. Можно сколько угодно думать про себя «ну тупы-ые», но картинка просто нравится. С этим сложно бороться разумными рассуждениями

Отзывы: [9]


Лемони Сникет: 33 несчастья: Детское кино не для всех


Лемони Сникет: 33 несчастья:
Детское кино не для всех

Елена ПРАВДА

Самое занятное в фильме, это не трэш-стилистика, не подколки любителей фильмов ужасов, я уж молчу об откровенном издевательстве над армией поклонников ГП. Даже замечательные, артистичные, психиатричные и готичные роли Джима Кэрри и Мэрил Стрип не доставляют того удовольствия, с которым вспоминаются, собственно, детишки. Ни грамма педофильской пошлости, взрослоообразной фальши, ни секунды идиотского надрыва. Со зрителем дети играют на равных, не пытаясь никого дурить. И это смотрится отлично

Отзывы: [28]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама